УДК 347.191.6

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

М.Г. Буничева

Аспирант кафедры гражданского права и процесса
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В настоящей статье анализируются правовые положения, посвященные срокам проведения реорганизации юридического лица; отмечается, что действующее законодательство не определяет конкретных сроков проведения реорганизации; тем не менее на срок ее проведения оказывают влияние нормативные требования, обязывающие юридическое лицо при реорганизации совершить совокупность действий, указанных в законе. В работе также рассматривается вопрос о правомерности государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, ранее окончания срока на предъявление требований кредиторами.


 Ключевые слова: сроки при проведении реорганизации; государственная регистрация при реорганизации

 

За последние годы использование института реорганизации юридических лиц стало неотъемлемой составляющей рационального решения вопросов по разделу и объединению бизнеса, перераспределению активов, оптимизации налогообложения и пр. Неудивительно, что для юридических лиц, имеющих намерение осуществить реорганизацию, срок проведения реорганизации зачастую имеет немаловажное значение.

Началом реорганизации юридического лица является принятие его учредителями (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, решения о реорганизации. Завершение реорганизации происходит при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, а также при внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности юридического лица в случае, если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц.

Действующее законодательство не определяет конкретных сроков проведения реорганизации, возлагая решение данного вопроса на субъектов гражданских правоотношений. Однако неправильным было бы считать, что гражданское законодательство вообще не содержит положений, из которых усматривались бы сроки проведения реорганизации.

Отдельно следует упомянуть об осуществлении принудительной реорганизации юридического лица. Так, если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительными документами, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица (п. 2 ст. 57 ГК РФ). Таким образом, с момента принятия соответствующего решения уполномоченным государственным органом у юридического лица возникает обязанность провести и завершить реорганизацию до истечения указанного в решении срока, а у уполномоченного органа появляется право отслеживать исполнение его властных предписаний по проведению реорганизации и в случае ее неосуществления в установленный срок принять законные меры, направленные на проведение или завершение реорганизации.

Что касается проведения добровольной реорганизации юридического лица, то срок ее проведения вправе установить сами участники. Согласно п. 8 ст. 49 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» [4] решение по вопросу о реорганизации общества может содержать указание о сроке, по истечении которого такое решение не подлежит исполнению. Решением общего собрания акционеров о реорганизации общества в форме выделения может быть предусмотрен срок, по истечении которого такое решение не подлежит исполнению в отношении создаваемого общества или создаваемых обществ, государственная регистрация которых не была осуществлена в течение этого срока. В этом случае реорганизация общества в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации в течение срока, предусмотренного данным пунктом, последнего общества из обществ, создаваемых путем такой реорганизации.

На срок проведения реорганизации оказывают влияние обязательные требования к информации о проведении общего собрания участников. Например, в соответствии с п. 1 ст. 52 ФЗ «Об акционерных обществах» сообщение о проведении общего собрания акционеров, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества, должно быть сделано не позднее чем за 30 дней до даты его проведения, а в случаях, предусмотренных п. 8 ст. 53 указанного закона, – не позднее чем за 70 дней до дня его проведения.

В пределах срока проведения реорганизации реорганизуемое юридическое лицо должно совершить совокупность действий, указанных в законе, которые также оказывают влияние на продолжительность реорганизации. Так, реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом (пп. 1–2 ст. 60 ГК РФ).

Именно с этими положениями связаны сложности на практике и возникновение дискуссионного вопроса о правомерности государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц), ранее окончания срока на предъявление требований кредиторами реорганизуемого юридического лица.

В этой связи нелишним будет отметить, что Гражданский кодекс РФ не определяет общего срока для предъявления требований кредиторами юридического лица. Такой срок установлен только для кредиторов общества с ограниченной ответственностью и открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если их права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, и составляет 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица (п. 5 ст. 51 Федерального закона от 08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [5], п. 3 ст. 60 ГК РФ).

Несмотря на отсутствие общего нормативного срока для предъявления требований кредиторами, представляется, что реорганизуемое юридическое лицо должно установить такой срок самостоятельно, исполняя указание п. 2 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [6] (а также для акционерных обществ – п. 6.1. ст. 15 ФЗ «Об акционерных обществах»). В уведомлении о реорганизации юридическое лицо должно указать сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, описать порядок и условия заявления кредиторами своих требований, указать иные сведения, предусмотренные законом. Таким образом, определяя порядок и условия заявления кредиторами своих требований, юридическое лицо тем самым определяет и срок для предъявления соответствующих требований.

Исходя из системного толкования положений гражданского законодательства о реорганизации представляется, что в уведомлении о реорганизации юридическое лицо не вправе указывать срок для предъявления требований кредиторами, составляющий менее 30 дней с момента опубликования соответствующего уведомления.

Означает ли изложенное, что государственная регистрация создаваемого путем реорганизации юридического лица (внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц) не должна осуществляться до истечения срока на предъявление требований кредиторами?

Если обратиться к судебной практике по данной категории дел, то необходимо отметить ее противоречивость, поскольку суды неоднозначно применяют положения законодательства о реорганизации1. В основу позиции одних положен довод о том, что действующее законодательство не содержит положения, устанавливающего срок, по истечении которого по заявлению создаваемого путем реорганизации юридического лица может быть осуществлена его государственная регистрация; другая позиция обоснована необходимостью соблюдения реорганизуемым обществом срока для представления кредиторами письменных требований о досрочном прекращении или исполнении обязательств.

Сложность правовой квалификации рассматриваемых правоотношений заключается в том, что вариативность правовых случаев может вызвать их разную правовую оценку. Например, решение вопроса о правомерности государственной регистрации создаваемого путем реорганизации юридического лица может зависеть от того, было ли подано заявление о государственной регистрации до опубликования последнего уведомления о реорганизации либо после него.

На наш взгляд, толкование положений действующего гражданского законодательства о реорганизации позволяет сделать вывод, что на сегодняшний день законом не установлен запрет на государственную регистрацию создаваемого путем реорганизации юридического лица(внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц) до истечения срока для представления кредиторами требований о досрочном прекращении или исполнении обязательств. Следовательно, при представлении предусмотренных законом документов регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации по данному основанию.

При этом считаем, что реорганизуемое юридическое лицо, в свою очередь, вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации только после опубликования повторного уведомления о реорганизации, поскольку до этого момента оно не сможет представить в регистрирующий орган документ, подтверждающий исполнение возложенной на него законом обязанности дважды опубликовать в СМИ уведомление о реорганизации2.

Исходя из изложенного, можно прийти к выводу о необходимости нормативного закрепления положения, направленного на разрешение возникших противоречий по рассматриваемому вопросу. С учетом тенденций развития законодательства о реорганизации более вероятным видится закрепление запрета на государственную регистрацию юридического лица до истечения срока для представления кредиторами требований о досрочном прекращении или исполнении обязательств.

В заключение отметим, что реорганизация юридического лица представляет собой сложный юридический состав и в этой связи требует качественного подхода к оформлению сопутствующих документов. При соблюдении всех нормативных требований срок проведения реорганизации составляет, как правило, несколько месяцев, но при определенных обстоятельствах (с учетом формы реорганизации, а также при условии, что у юридического лица один участник) такой срок может составить чуть более двух месяцев. Практика показывает, что при проведении реорганизации важно соблюсти формальные требования по взаимодействию с кредиторами, в противном случае юридическое лицо рискует получить отказ в государственной регистрации и как результат – дополнительные материальные затраты и потерю времени.

 

Библиографический список

  1. Марьянков А. Новые правила о реорганизации юридических лиц // Корпоративный юрист. 2009. №8.

  2. Определение Высшего арбитражного суда Российской Федерации №ВАС-15342/09 от 19.11.2009. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

  3. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 06.08.2008 по делу №А28-9956/2007-98/18. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

  4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ от 26.12.1995 (ред. 28.12.2010) // Собр. законодательства РФ. 1996. 1 янв.

  5. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №4-ФЗ от 08.02.1998 (ред. 11.07.2011) // Там же. 1998. 16 февр.

  6. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» №129-ФЗ от 08.08.2001 (ред. ) // Там же. 2001. 13 авг.

 

1 См., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.08.2008 по делу №А28-9956/2007-98/18 [3]; Определение ВАС РФ №ВАС-15342/09 от 19.11.2009 [2].

В научной литературе существует и другая позиция, согласно которой ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не содержат норм, не позволяющих зарегистрировать вновь созданное юридическое лицо до момента второго уведомления кредиторов в СМИ (см.: [1]).

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.