УДК 342.731(47)(091)

КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Д.Ю. Туманов

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права
Филиал Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Набережные Челны
423812, г. Набережные Челны, проспект Сююмбике, 10А
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Обосновывается негативное отношение коммунистической партии к религии и вероисповеданию, что объясняется несовместимостью основополагающих принципов православной религии о непротивлении и терпимости с большевистской идеологией о революционном, насильственном сломе старого социального строя. Характеризуется закрепление свободы совести в основных конституционных актах Советского государства. Определяются основные направления антирелигиозной политики советской власти и ее последствия для современного российского общества.


Ключевые слова: религиозные организации; свобода совести; свобода вероисповедания; коммунистическая идеология; конституционное регулирование; антирелигиозная пропаганда; атеизм

 

Согласно действующей Конституции РФ [3] каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28). Право на свободу совести следует отнести к одному из основополагающих личных прав для правового, демократического, светского государства, каковым провозгласила себя современная Россия. В гражданском обществе, к построению которого мы стремимся, не может не быть многообразия убеждений, гарантированного государством. Но для того чтобы прийти к осознанию этого, нашей стране пришлось пройти сложный путь.

В Российской империи первенствующей и господствующей в стране признавалась православная вера. Ее верховным защитником и блюстителем правоверия считался император, в церковном управлении действовавший посредством Святейшего Правительствующего Синода. Святейший Синод со дня своего образования являлся орудием политической воли светской власти. Государство вмешивалось в дела различных конфессий.

С приходом советской власти для верующих настали сложные времена. После установления монополии на власть большевики начали проводить агрессивную политику, направленную на ускоренную ликвидацию религии. Негативное отношение большевиков к религии было заранее предопределено и вполне объяснимо. Еще в 1909 г. в статье «Об отношении рабочей партии к религии» было отражено отношение В.И. Ленина как к религии, так и к церкви: «Религия есть опиум народа, – это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» [8, с. 416].

Православная религия с ее основополагающими принципами о терпимости, любви к ближнему, человеколюбии, непротивлении злу насилием и другими оказалась несовместима с большевистской идеологией о революционном, насильственном сломе старого социального строя, в основе которого лежит непримиримая классовая борьба (по сути, заранее предусмотренная гражданская война), установление диктатуры пролетариата.

Об этом писал Н.А. Бердяев: «Коммунизм есть исповедание определенной веры, веры, противоположной христианской. Коммунисты любят подчеркивать, что они противники христианской, евангельской морали, морали любви, жалости, сострадания. И это может быть и есть самое страшное в коммунизме»[2, с. 391].

Первым актом конституционного характера Советского государства в отношении свободы совести становится Декрет СНК РСФСР от 20.01.1918 «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» [10], известного также под названием Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Провозглашалась полная свобода вероисповедания: каждому гражданину предоставлялось право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой, отменялись (ст. 3).

В Конституции РСФСР 1918 г. [6], вобравшей в себя положения целого ряда актов первоначального периода становления Советского государства, в общем перечне прав и свобод в гл. 5 разд. 2 на первое место была поставлена именно свобода совести (ст. 13). Тем самым подчеркивалась важность регулирования вопросов, связанных со свободой совести, которая в соответствии с конституционными положениями обеспечивалась только трудящимся, при этом свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признавалась за всеми гражданами. В ст. 13 подтверждалось также отделение церкви от государства и школы от церкви.

Как известно, первая Конституция СССР, принятая в 1924 г., не содержала разделов, посвященных основным правам и обязанностям граждан, оставив регулирование этого института на уровне конституций союзных республик. Вторая Конституция РСФСР 1925 г. [7] в сравнении с предыдущей не внесла каких-либо изменений, закрепляя в ст. 4 свободу совести за трудящимися, при этом неизменными остались положения об отделении церкви от государства и школы от церкви, а также о признании за всеми гражданами свободы религиозной и антирелигиозной пропаганды.

Ситуация стала усугубляться в конце 1920-х гг. Сначала 8 апреля 1928 г. было принято постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» [9], вытеснявшее религию и церковь практически из всех сфер общественной жизни. Им запрещалось организовывать детские, юношеские и женские молитвенные собрания, открывать библиотеки и читальни, устраивать экскурсии и детские площадки, оказывать лечебную помощь [13, с. 42].

В 1929 г. в Конституцию РСФСР 1925 г. была внесена поправка, сформулированная в следующем виде: «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». В сравнении с первоначальной редакцией явно просматривается неравноправие в отношении верующих, поскольку изъято право вести религиозную пропаганду, предоставляя лишь свободу отправления религиозных культов. Данная формулировка нашла в дальнейшем закрепление в Конституции СССР 1936 г., а затем и в Конституции СССР 1977 г.

Исходя из анализа норм ст. 13 Конституции РСФСР 1918 г., а также актов, выступивших в качестве ее правовых источников, и последующего советского конституционного законодательства, можно прийти к выводу, что в Советском государстве свобода совести и свобода вероисповедания практически совпадали, были тождественны. Так, в советских конституциях 1970-х гг. прямо указывалось, что гражданам «гарантируется свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (ст. 52 Конституции СССР 1977 г., ст. 50 Конституции РСФСР 1978 г.). Таким образом, советские конституции с 1918 г. под свободой совести подразумевали право выбора религиозных убеждений – исповедовать какую-либо религию или же быть атеистом. При этом Советское государство, создавая видимость альтернативы в вопросе свободы вероисповедания, не скрывало своей антирелигиозной направленности, стремясь отделить граждан от религии, что оказалось гораздо сложнее, чем отделить церковь от государства и школу от церкви. Тем не менее предпринимались все возможные меры для того, чтобы превратить советских граждан в атеистов.

В стране была развернута широкомасштабная антирелигиозная пропаганда. В советской антирелигиозной литературе постоянно появлялись многочисленные публикации, призванные убедить население страны в необходимости репрессивных акций в отношении духовенства и верующих, например: «Участие церковников в подрывной работе троцкистских и бухаринских шаек», «Церковные адвокаты фашистской агентуры» и т.д. Вся эта политика не имела ничего общего ни со свободой совести, ни с атеистической пропагандой. Нарушения конституционных норм осуществлялись не только по отношению к верующим, но и по отношению к атеистам [12, с. 80–81].

Весьма красноречивы и антирелигиозные лозунги 1920–1930-х гг.: «Под безбожные знамена, на борьбу против религии – за социализм! Попы и сектанты – пособники контрреволюции! Вместо рождества – дни индустриализации! Христов мир прикрывает кулацкую контрреволюцию! Социалистическое соревнование – классовое оружие борьбы с религией! Ударим по поповско-кулацкому блоку, выступающему против коллективизации!» [1]. Доходило и до прямых репрессий и в отношении священнослужителей, и в отношении верующих.

Только в ходе перестройки была признана противоречивость положений ст. 52 Конституции СССР 1977 г. о гарантированности гражданам свободы совести и ее практического обеспечения. Отмечалась также узость самой трактовки свободы совести, содержавшейся в ст. 52, поскольку в ней предоставлялось верующим только право отправления религиозных обрядов, но ничего не говорилось о возможности религиозной пропаганды, как это было в первых конституциях РСФСР. Было признано и то, что антирелигиозная политика имела негативные последствия для общества и государства, поскольку именно она создала условия для проявления массового идеологического нигилизма, неверия в общечеловеческие ценности и идеалы.

Только 1 октября 1990 г. был принят Закон СССР №1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» [11], в соответствии с которым каждый гражданин мог самостоятельно определять свое отношение к религии, был вправе единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии.

Вместе с тем Закон установил и равенство для всех без исключения конфессий, произведя эффект внезапно открывшихся шлюзов, высвободивших поток невиданного религиозного многообразия, буквально обрушившегося на неподготовленное для адекватного восприятия сознание советских граждан. Началась повальная охота за душами со стороны представителей как традиционных конфессий, так и многочисленных сект, зачастую сомнительного происхождения и не лучшей репутации.

Представляется, что основной проблемой, созданной антирелигиозной политикой Советского государства, стал идеологический вакуум в сознании людей, проявившийся в годы перестройки в виде утраты системы ценностей и жизненных ориентиров. Решение этой проблемы оказалось делом весьма сложным – вытравливание религиозной веры на протяжении почти семи десятилетий возымело пагубное воздействие. На восстановление прежних духовных ценностей может уйти времени не меньше, чем было потрачено на их уничтожение.

 

Библиографический список

  1. Антирелигиозные лозунги // НА РТ. Р. 5263. Оп. 1. Д. 19. Л. 9.

  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Сварог и К, 1997. 414 с.

  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. №4. Ст. 445.

  4. Конституция Союза Советских Социалистических Республик: утв. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов 5 декабря 1936 г. // Изв. ЦИК Союза СССР и ВЦИК. 1936. 16 дек. (№283).

  5. Конституция Союза Советских Социалистических Республик: Принята внеочередной седьмой сессией Верховного Совета Союза ССР 7 октября 1977 г. // Ведомости ВС СССР. 1977. №41. Ст. 617.

  6. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. №51. Ст. 582.

  7. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: утв. ХII Всероссийским съездом Советов 11 мая 1925 г. // СУ РСФСР. 1925. №30. Ст. 218.

  8. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии // Полн. собр. соч. Т. 17. С. 415–426.

  9. О религиозных объединениях: постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 // СУ РСФСР. 1929. №35. Ст. 353.

  10. О свободе совести, церковных и религиозных обществах: декрет СНК РСФСР от 20.01.1918 // Декреты Советской власти. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1957. Т. 1. С. 373–374.

  11. О свободе совести и религиозных организациях: закон СССР от 1.10.1990. №1689-1 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №41. Ст. 813.

  12. Савельев В.Н. Свобода совести: история и теория. М.: Высш. шк., 1991. 144 с.

  13. Шмелев Г.М. Русская православная церковь, ее деятельность и экономика до и после 1917 года // Вопр. истории. 2003. №11. С. 36–51.

 Примечание: НА РТ – Национальный архив Республики Татарстан.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.