УДК 347.61/.64

Деятельность органов прокуратуры по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних: анализ теории и судебная практика (на примере Ульяновской области)

А.Н. Левушкин

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса
Ульяновский государственный университет
432000, г. Ульяновск, ул. Л. Толстого, 42
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена деятельности органов прокуратуры по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних и жестокого обращения с ребенком на территории Ульяновской области. Приводятся статистические данные, примеры из судебной практики, сведения из материалов проводимых прокурорских проверок в данном направлении. Автор уделяет наибольшее внимание правовой оценке физического и психического насилия над детьми и мерам борьбы органов прокуратуры по предотвращению насилия в отношении ребенка. Анализируются вопросы теории, практики и профилактической работы.


Ключевые слова: дети; насилие над детьми; предотвращение насилия; прокуратура; родители; жестокое обращение с детьми; усыновление; лишение родительских прав; судебная практика; органы опеки и попечительства; возмещение вреда

Семейный кодекс РФ (далее – СК РФ) [7] раскрывает содержание понятия «жестокое обращение», называя его отличительные признаки: физическое насилие над ребенком, т.е. побои, избиение несовершеннолетнего, причинение ему физических страданий, боли любым способом; физическое насилие – нанесение ребенку физических травм, телесных повреждений, которые причиняют ущерб его здоровью, нарушают его развитие или лишают жизни [4, с.14]. Физическое насилие включает также приобщение ребенка к употреблению наркотиков, алкоголя, введение ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. По данным МВД России, ежегодно, спасаясь от насилия, дети убегают из дома и в результате около 25 тыс. находятся в розыске [1, с. 22].

Считая надзор за исполнением законов о несовершеннолетних одним из приоритетных направлений деятельности, органы прокуратуры Ульяновской области проводят правозащитную работу в интересах детей, нацеленную на фактическое устранение каждого из вскрытых нарушений.

Всего за 2010 год выявлено 6485 нарушений законов о несовершеннолетних и молодежи (за 2009 г. – 6091, за 2008 г. – 5212). С целью их устранения опротестовано 476 незаконных правовых актов (502), внесено 1009 представлений (897), по результатам рассмотрения которых по требованию прокуроров к дисциплинарной ответственности привлечено 1304 лица (1084), к административной ответственности – 388 лиц (за АППГ – 321). В защиту прав и законных интересов детей в суд направлено 712 исковых заявлений на сумму 11771 тыс. руб. (за 2009 г. – 682 на сумму 6173 тыс. руб.). По результатам проверок возбуждено 69 уголовных дел (152), предостережено 44 должностных лица о недопустимости нарушений закона (179). В органы власти о состоянии законности направлено 53 информационных сообщений (77).

Указанные данные красноречиво свидетельствуют, что нарушения прав детей в нашей области по-прежнему частое явление.

В 2010 году в Ульяновской области в отношении детей совершено 1323 преступных посягательства (в том числе 576 преступлений по ст. 157 УК РФ), 638 уголовных деяний совершено законными представителями. Жертвами преступлений стали 974 ребенка, из них: в возрасте до одного года – 10, от года до 13 лет – 377, от 14 до 15 лет – 209, 16 – 17 лет – 378. За 12 месяцев 2009 года по области совершено 1512 преступлений в отношении несовершеннолетних (в том числе по ст. 157 УК РФ – 529), 611 – совершено законными представителями. В истекшем году в регионе погибли 19 детей (АППГ-27).

Во исполнении положений приказа Генерального прокурора Российской Федерации №188 от 26 гоября 2007 г.«Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [6], работа по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних является предметом постоянного внимания органов прокуратуры Ульяновской области.

В целях повышения эффективности и усиления профилактической направленности надзорной деятельности под руководством заместителя прокурора Ульяновской области действует рабочая группа (созданная приказом прокурора Ульяновской области).

Поскольку наиболее острым проявлением безнадзорности является уход несовершеннолетних из дома, из детских учреждений, когда дети оказываются в ситуациях, опасных для их жизни и здоровья, статистическая информация по этим вопросам ежемесячно всесторонне анализируется и используется для разработки мер, направленных на усиление влияния прокурорского надзора на деятельность органов и учреждений системы профилактики.

Работа прокуратуры Ульяновской области и горрайпрокуроров в этом направлении нацелена на регулярное проведение проверок исполнения требований законодательства, в т.ч. и в учреждениях, где обучаются или воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и фактическое устранение каждого из вскрытых нарушений.

Наиболее часто физическому насилию в семье подвергаются дети, имеющие физические или психические отклонения, недоношенные, с малым весом при рождении, так как обычно они более раздражительны, больше плачут, менее привлекательны внешне. Фактором риска для детей является также ранняя и длительная разлука с матерью сразу после рождения, при поступлении в детское учреждение, на лечение в стационар, т.е. при госпитализации и изоляции.

Практика прокурорского надзора за исполнением вышеназванного законодательства, анализ преступности свидетельствуют, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят определенную работу по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних.

Вместе с тем прокурорскими проверками в данной деятельности выявлялись нарушения федерального законодательства, с целью устранения которых принимались меры прокурорского реагирования.

Так, до сих пор во многих районах Ульяновской области распространены явления семейного неблагополучия: дети подвергаются различным видам жестокого обращения, становятся жертвами «пьяной педагогики». А ведь подавляющее большинство таких детей являются местными жителями и должны находиться в поле профилактического воздействия органов системы профилактики, основная обязанность которых и заключается в защите прав и интересов несовершеннолетних.

Более того, проведенные органами прокуратуры в 2009–2010 гг. проверки исполнения федерального законодательства в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних показали, что отдельными должностными лицами указанных органов по-прежнему допускаются нарушения закона, на которые уже неоднократно обращалось внимание по результатам предыдущих прокурорских проверок.

Так, в ходе проверки исполнения органами опеки и попечительства законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в июне 2009 года было установлено, что, в нарушение требований ст. 5, 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ст. 121, 122 СК РФ, надлежащие меры в направлении активизации работы по своевременному выявлению неблагополучных семей в ряде районов не принимаются, что нередко приводит к непоправимым последствиям и вынуждает прибегать к защите прав детей уголовно-правовыми средствами. Основной недостаток работы органов опеки и попечительства с семьями, находящимися в социально опасном положении, состоит в том, что она должным образом не организована (по принципу межведомственного взаимодействия) и не ориентирована на раннюю профилактику семейного неблагополучия. Алкоголизация и деморализация родителей остаются «незамеченными» до тех пор, пока не приобретают опасные формы.

В результате несовершеннолетние в течение длительного времени вынуждены проживать в социально опасной, криминогенной ситуации и подвергаются насилию, причиняющему необратимый вред.

Например, в Железнодорожном районе г. Ульяновска учащаяся лицея Л., неоднократно подвергалась угрозам избиения со стороны неработающего, злоупотребляющего спиртными напитками, агрессивного отчима С., о чем было известно классному руководителю. Однако, в нарушение положений вышеуказанного законодательства, информация о грубых нарушениях прав ученицы в прокуратуру, органы опеки и другие органы системы профилактики не направлялась. Итогом такой «работы» по защите прав девочки стало ее избиение отчимом во время очередного семейного дебоша.

В Барышском районе халатное отношение специалистов опеки и попечительства к своим служебным обязанностям послужило одной из причин гибели грудного ребенка и доставления второго малолетнего в инфекционное отделение ЦРБ. Лишь после того, как по вине нерадивой матери К. 7  июня 2009 г. погиб ее 6-месячный сын А., органы опеки и попечительства приняли меры к изолированию (в связи с угрозой жизни и здоровью) и помещению в больницу второго, старшего, ребенка из данной семьи. Между тем еще почти год назад (25 июня 2008 г.) было известно о нахождении данной семьи в социально опасном положении, поскольку К. обращалась в управление образования с заявлением о помещении ее малолетнего сына в учреждение для детей, оставшихся без попечения родителей, на социальную реабилитацию сроком на 3 месяца. Однако органами опеки и попечительства и другими органами системы профилактики семья на учет взята не была и профилактическая работа с ней не проводилась.

В Тереньгульском районе следствием формализма, бездействия и равнодушия со стороны должностных органов опеки и попечительства к судьбе 2 малолетних детей (родители не работали, злоупотребляли спиртными напитками, в связи с чем с 2006 г. состояли на учете в органах системы профилактики) стала смерть 10-месячного мальчика вследствие пневмонии и переохлаждения.

С целью устранения установленных проверкой нарушений горрайпрокурорами внесено 17 представлений. Прокуратурой области внесены представления министру образования области, главе г. Ульяновска, направлена информация губернатору области, горрайпрокурорам – информационное письмо.

В соответствии с п. 8.1 решения расширенного заседания коллегии прокуратуры области от 4 февраля 2010 г. «Об итогах работы органов прокуратуры области за 2009 год и мерах по укреплению законности и правопорядка» прокуратурой области была организована и совместно с горрайпрокурорами в апреле-мае проведена проверка исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений, в ходе которой в деятельности указанных органов и учреждений вновь выявлены многочисленные нарушения Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», несмотря на то, что органами прокуратуры области руководителям указанных органов и учреждений ранее неоднократно направлялись представления об устранении нарушений закона в данной сфере.

Так, в текущем году в учреждения здравоохранения г.Ульяновска в связи с различными отравлениями (уксусной кислотой, лекарствами, неизвестными веществами) были доставлены 10 несовершеннолетних (М. 2007 г.р., Д., 1998 г.р., В., 1994 г.р., Л., 2007 г.р., А., 2002 г.р. и др.).

Однако работники медицинских учреждений, в нарушение требований ст.9 Федерального закона и ст. 56 СК РФ, не уведомили об этом прокуратуру и органы системы профилактики, а КДН при администрации Ленинского района г. Ульяновска ограничилась лишь направлением сведений об указанных несовершеннолетних в ОПДН МОБ УВД по г. Ульяновску.

Особо следует сказать о сексуальном насилии, т.е. использовании ребенка или подростка взрослым или другим подростком для насильственного удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. К сексуальной жестокости относится и насильственное вовлечение ребенка в проституцию и порнобизнес. Сексуальное насилие над детьми (child sexual abuse – CSA) американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам – до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет [3, с. 24]. Данный вид насилия характеризуется или как вовлечение зависимых, психически и физиологически незрелых детей и подростков в сексуальные действия, нарушающие общественные табу семейных ролей, которые они еще не могут полностью понять и на которые не в состоянии дать осмысленного согласия [5, с. 8]. Во всех случаях насилия над детьми 75–90% насильников (по разным источникам) знакомы жертвам, и только в 10–25% случаев насилие совершается незнакомыми людьми. В 35–45% случаев насильником является близкий родственник, а в 30–45% – более дальний [1, с. 22].

Сексуальная связь между близкими, кровными родственниками, т.е. инцест (кровосмешение), и использование ребенка в качестве сексуального объекта именно отцом или матерью квалифицируются как самые тяжелые по своим последствиям формы сексуального насилия. Они рассматриваются и как варианты особо жестокого обращения с детьми в семье. Подобные сексуальные злоупотребления являются не только преступлениями, но и свидетельством тяжелых и необратимых нарушений в функционировании семьи.

Сексуальным насилием по отношению к детям считается и большое число сопровождающих его действий: от демонстрации детям порнографических фильмов, половых органов, принуждения их самих к обнажению и прикосновений к раздетому ребенку до склонения совершать сексуально окрашенные телодвижения и занимать соответствующие позы, вовлечения в оргии и ритуалы, половые акты в естественных и извращенных формах.

Необходимо отметить, что в целом жестокое обращение с детьми может реализовываться также бездействием. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Так, 5 июня 2010 г. в дежурную часть ОВД по МО «Радищевский район Ульяновской области» поступило сообщение об исчезновении 05.06.2010 в с. Маза Радищевского района Т., 2005 г.р.. 6 июня 2010 г. труп ребенка был обнаружен в указанном селе в пруду. Как установлено в ходе проверки, малолетний Т. пришел к пруду накануне вместе с отцом Т., который, будучи в состоянии алкогольного опьянения, уснул около пруда. Мальчик проживал совместно с отцом, его мать скончалась в 2009 г.. Семья состояла на учете в КДН в связи со злоупотреблением родителями ребенка спиртными напитками, неоднократно обсуждалась на заседании комиссии, однако была снята с учета в сентябре 2009 г. «в связи с улучшением обстановки в семье», несмотря на то, что Т. длительное время не работал и продолжал злоупотреблять спиртными напитками.

Отрицательными последствиями для здоровья детей являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития.

Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно один – два заканчиваются смертью жертвы насилия[1, с. 22]. Следствиями физического насилия являются ушибы, травмы, переломы, повреждения внутренних органов.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную.

Из отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия.

Вред ребенок может получить не только от преступных действий, непосредственно направленных против его жизни и здоровья. Ребенок может пострадать, когда объектом преступления становятся жизнь и здоровье супруга, т.е. другого родителя ребенка. В этих случаях опасность для несовершеннолетнего представляет не всякое умышленное преступление против жизни и здоровья близкого ему человека, а лишь тяжкие телесные повреждения, убийство и изнасилование. Для лишения родительских прав не обязательно, чтобы преступление совершалось на глазах ребенка.

Семейное насилие над детьми и жестокое обращение не только создает угрозу здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию отдельного ребенка и даже целых групп детей, но и безопасности общества в целом. При этом в судебной практике крайне мало дел по защите прав детей от всех видов насилия. Родителей в отдельных случаях лишают прав на ребенка, но других наказаний за издевательства и побои они практически не несут, так как при отсутствии физического вреда с их стороны все другие насильственные действия не квалифицируются как преступные деяния и не подлежат правовому определению. Не ведется и учет жертв насилия в семье с разделением по признакам пола и возраста, а также по видам самого насилия. Горькая судьба сироты при живых родителях - удел многих тысяч детей, что свидетельствует о неспособности государства более активно защищать детей от преступного отношения родителей и близких. Это приводит к тому, что ежегодно на 100 тыс. увеличивается количество социальных сирот. Растет соответственно и армия беспризорных и безнадзорных детей, совершающих более миллиона преступлений по стране [2, с. 86].

Именно потому, что до сих пор господствующими остаются установки и взгляды на борьбу с семейным насилием, которые предполагают использование только репрессивных средств, т.е. реагирования на факты насилия исключительно после того, как оно совершено, в стране не разработан и федеральный закон о его предотвращении. Почему-то считается, что для этого вполне достаточно мер, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Однако, опираясь на его статьи, факт домашнего насилия доказать очень сложно. Вообще в России правовой преемственности по вопросам семейного насилия не существует, ибо нет ни советского, ни дореволюционного опыта законодательства такого рода. Отсутствие надлежащей профилактической работы с неблагополучными семьями нередко приводит к трагическим последствиям.

Комплексное решение проблем обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних, в т.ч. предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, в области осуществляется в рамках областной целевой программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории Ульяновской области на 2006–2010 годы», утвержденной законом области от 4 июля 2006 г. №100-ЗО «Об утверждении областной целевой программы «Комплексные меры по профилактике правонарушений на территории Ульяновской области на 2006–2010 годы».

Реализация мероприятий Программы позволила создать общую систему профилактики правонарушений на территории Ульяновской области. Мероприятия Программы были направлены на возрождение индивидуальной и общей профилактики, создание региональной нормативной базы по вопросам профилактики правонарушений, снижения уровня преступности и повышения безопасности граждан, противодействия терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений, усилению воздействия на лиц антисоциальной направленности и развитию позитивного поведения граждан.

В целях повышения уровня правовой культуры населения области постановлением правительства Ульяновской области от 8 июня 2009 г. №16/233-П утверждена областная целевая программа «Повышение уровня правовой культуры населения Ульяновской области в 2009–2011 годах», направленная на создание единой системы правового просвещения всех социальных, профессиональных, возрастных групп и слоев населения области с элементами правового самообразования.

Проводимая органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних профилактическая работа по предотвращению насилия в отношении несовершеннолетних координируется комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве области (далее – КДН, комиссия).

Меры по предупреждению причинения вреда физическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Ульяновской области по инициативе губернатора области были установлены законами Ульяновской области от 30 марта 2009 г. №23-ЗО «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда физическому, духовному и нравственному развитию детей на территории Ульяновской области» (далее – Закон) и №24-ЗО «О внесении изменений в Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях».

В текущем году наблюдается тенденция к снижению числа несовершеннолетних, находящихся в вечернее и ночное время без сопровождения взрослых в местах, запрещенных региональным законом.

Мониторинг реализации указанных законов области показал, что принятие указанных законов оказывает положительное влияние на состояние подростковой преступности и предотвращение насилия в отношении детей.

Вместе с тем, в 2009–2010 гг. за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних в Ульяновской области к уголовной ответственности привлечено 2 учителя.

Так, 13 мая 2009 г. органами дознания ОВД по МО «Новомалыклинский район» Ульяновской области возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.116 УК РФ в отношении учителя физкультуры средней школы С., нанесшего побои своему ученику. По результатам рассмотрения уголовного дела судом С. был признан виновным в совершении данного преступления и ему назначено наказание в виде 140 часов обязательных работ.

В Карсунском районе Ульяновской области в 2010 г. учитель русского языка и литературы С. на почве личных неприязненных отношений нанесла учащемуся данной школы Ф. удар по спине электрическим проводом. По данному факту 2 апреля 2010 г. в отношении С. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ. По результатам рассмотрения дела судом уголовное дело и уголовное преследование в отношении С. прекращено на основании ст. 25, 76 УК РФ.

По результатам общенадзорной проверки прокурором Карсунского района начальнику Управления образования администрации МО «Карсунский район» внесено представление, по результатам рассмотрения которого директор МОУ СОШ привлечен к дисциплинарной ответственности.

В 2009 году учреждениями здравоохранения области при обращении за медицинской помощью выявлено и зарегистрировано 277 фактов применения насилия в отношении несовершеннолетних (из них родителями и законными представителями – 27, сверстниками – 218, другими взрослыми лицами – 32), за 8 месяцев текущего года – 194 (из них родителями и законными представителями – 14, сверстниками – 155, другими взрослыми лицами – 25).

Вместе с тем в ходе прокурорских проверок установлено, что, в нарушение требований ст. 9 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», не все муниципальные учреждения здравоохранения информировали о таких фактах органы внутренних дел и прокуратуру.

Так, малолетнего З., 04.07.2002 г.р., систематически избивал сожитель его матери К.. 08.09.2009 г. после очередного избиения К. мальчик был доставлен с закрытой черепно-мозговой травмой в МУЗ «Городская клиническая больница №1 “Перинатальный центр”». Однако сообщение о данном факте в правоохранительные органы направлено не было. Медицинские работники МУЗ «Детская городская поликлиника №4», на территории обслуживания которой проживает указанная семья, своевременно ее не выявили, что послужило одной из причин избиения ребенка на протяжении длительного времени. 15.09.2009 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «а» ч. 2 ст. 115 УК РФ. К. предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 111, ч. 1 т. 116, ч. 1 ст. 116 УК РФ. После выписки из больницы мальчик был помещен в социально-реабилитационный центр. Железнодорожным районным судом был удовлетворен иск к З. о лишении ее родительских прав в отношении сына.

Кроме того, в 2009 году сотрудники МУЗ «Детская городская поликлиника « располагали информацией о 2 фактах получения травм детьми. Так, 06.04.2009 г. было выявлено наличие гематомы на лбу у несовершеннолетнего А., 14.05.2005 г.р. (со слов ребенка его ударила мать), 25.10.2009 г. обнаружена рана на лбу у семимесячного Ф. (которую ему нанес отец). Вместе с тем прокуратура, органы внутренних дел и другие органы системы профилактики должностными лицами поликлиники о данных фактах надлежащим образом извещены не были.

Для устранения отмеченных нарушений и недопущения их впредь прокуратурой Железнодорожного района г. Ульяновска внесены представления.

В целях предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних по каждому факту безвестного исчезновения и самовольного ухода несовершеннолетних из дома или учреждения в ходе доследственных проверок выясняются условия их жизни и воспитания. Проверяемые сообщения по фактам безвестного исчезновения несовершеннолетних при отсутствии факта совершения в отношении них преступлений, подследственных следователям СК при прокуратуре РФ, в соответствии с совместным приказом прокурора области, руководителя СУ СК при прокуратуре РФ по Ульяновской области и начальника УВД области, в обязательном порядке передаются в подразделения дознания ОВД для проверки наличия или отсутствия в действиях родителей (иных законных представителей) признаков преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.

При наличии оснований в ходе расследования уголовных дел следователями и дознавателями ОВД в порядке ч. 2 ст. 158 УПК РФ вносились представления и информации также руководителям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам рассмотрения которых принимались меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.

В заключение сформулируем предложение о необходимости закрепления в СК РФ норму, предусматривающую возмещение вреда здоровью ребенка родителями (усыновителями) при удовлетворении иска о лишении родительских прав и отмене усыновления в том случае, когда противоправные действия родителей (усыновителей) выражались в жестоком обращении с детьми, злоупотреблении родительскими правами, уклонении от выполнения родительских обязанностей и совершений преступления против жизни и здоровья детей (ст. 69, 140, 141 СК РФ).

При возмещении вреда, причиненного ребенку, во внимание принимаются, как правило, физический (телесный) вред и имущественный интерес. Между тем противоправные действия родителей зачастую вызывают задержки и недостатки умственного, нравственного и психического развития детей. Эти формы причинения вреда здоровью не всегда учитываются.

Кроме того, неблагоприятное воздействие на здоровье ребенка в результате психического насилия, отсутствия надлежащей заботы не всегда могут быть выявлены в полном объеме. Поэтому целесообразно в ряде случаев назначать судебно-медицинскую и психолого-психиатрическую экспертизы. Они позволят определить уровень интеллектуального, нравственного, физического вреда и время, необходимое для ликвидации его последствий, полной реабилитации.

 

Библиографический список

  1. Алексеева Л.С. Насилие и дети // Социол. исследования. 2003. №4. С. 22.

  2. Абрамов В.И. Права ребенка в России (Теоретический аспект) / под ред. Матузова Н.И. Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2005. 254 с.

  3. Волкова А. Понятие «жестокое обращение с детьми» и его формы // Профессионал. 2000. №4. С. 24.

  4. Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2004. 342 с.

  5. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение личностных расстройств // Вопросы психологии. 1998. №3. С. 8.

  6. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи: Приказ Генпрокуратуры Рос. Федерации от 26 нояб. 2007 г. №188 // Законность. 2008. №2.

  7. Семейный кодекс РФ от 29 дек. 1995 г. №223-ФЗ (ред. от 04 мая 2011 г. №98-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №1, ст. 16.

Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.