УДК 346

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН: ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

Л.И. Ачилова

Младший научный сотрудник
Ташкентский государственный юридический институт
700174, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Фароби
, 400
E-mail: l.burkhanova@ mail. ru

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению источников правового регулирования отношений по оказанию гостиничных услуг в Республике Узбекистан. Рассмотрены вопросы, касающиеся содержания гостиничных услуг и порядка их оказания, правовых норм, регламентирующих права и обязанности сторон договора на оказание гостиничных услуг, заключение, исполнение и ответственность сторон такого договора. Социальный аспект актуальности темы акцентирован тем, что в Республике Узбекистан усилились тенденции к специализации гостиниц, росту количества малых гостиниц и фешенебельных гостиниц-гигантов, изысканных и причудливых гостиниц в необычных местах. Растет число гостиничных объединений ? цепей, ассоциаций. Важное значение при организации и оказании гостиничных услуг имеет их правовое регулирование. В статье рассмотрены международные нормативно–правовые акты гостиничного сервиса: «Стандартная классификация средств размещения туристов»; Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов; Международные гостиничные правила; Международная гостиничная конвенция относительно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами (МГА/ФУААВ и др.). Гостиничные услуги в Республике Узбекистан урегулированы положениями Конституции Республики Узбекистан, Гражданского кодекса Республики Узбекистан, закона Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», «О туризме» и ряда других, а также подзаконными нормативными актами и стандартными требованиями: Правилами сертификации туристических услуг (ГОСТ «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»); Правилами предоставления гостиничных услуг в Республики Узбекистан и др.


 Ключевые слова: договор по оказанию гостиничных услуг; виды источников правового регулирования гостиничных услуг в Республике Узбекистан; туризм; туристские услуги; гостиничные услуги; договорное право; гражданское право

 

С момента провозглашения независимости Республика Узбекистан перешла на рыночные принципы хозяйствования. Гостиничная сфера, как составная и основополагающая часть отрасли туризма, в современных условиях является динамично развивающимся сектором мировой экономики и эффективным источником валютных поступлений. Эта отрасль экономики признана быть визитной карточкой страны. К числу таких приоритетных сфер деятельности, как свидетельствует мировой опыт, относится гостиничное хозяйство. В настоящее время во всем мире проявляется интерес к туризму в Узбекистане – стране, обладающей большим туристским потенциалом.

Гостиничный бизнес является одним из важных элементов сферы услуг, выполняющим функции по обеспечению граждан Республики Узбекистан и иностранных гостей жильем, питанием, а также различными дополнительными услугами. Инвестиционная привлекательность Республики Узбекистан, приход крупных международных гостиничных цепей на отечественный рынок обусловили интенсивное развитие гостиничных услуг и необходимость повышения их качества, соответствующего мировым стандартам. Свидетельством того, что туризм в экономике современного Узбекистана занимает важное место, является его приоритетное место в государственной «Программе дальнейшего развития туризма в Республике, повышения качества оказания туристических услуг и расширения их направлений на период до 2015 года» [11]. Это является достаточно убедительным основанием становления в Узбекистане высокоэффективного и конкурентно-способного туристского комплекса.

Одними из ведущих направлений в исследовании гостиничных услуг, а также совершенствования правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг является детальная качественная проработка вопросов, касающихся содержания гостиничных услуг и порядка их оказания, правовых норм, регламентирующих права и обязанности сторон договора на оказание гостиничных услуг, заключение, исполнение и ответственность сторон такого договора. Особое внимание следует уделить развитию сферы обслуживания и повышению ее роли в структуре экономики. Эта отрасль способна не только обеспечить рабочими местами, но и повысить доход населения, а главное – от ее развития зависит уровень и качество жизни людей [7, с. 77]. В связи с этим можно констатировать насущную потребность в изучении проблем правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг.

Гостиничная база превращается в индустрию услуг, предоставляя туристу, путешественнику, отдыхающему полный набор услуг по размещению, питанию, развлечениям, отдыху. Гостиница из дома с меблированными комнатами, предназначенного для временного проживания людей, все чаще превращается в туристский комплекс, полносервисный отель, в котором оказывается множество разнообразных услуг, предназначенных для так называемого целевого потребителя. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых, административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты, конгресс-отели и конгресс-центры, отели «люкс» и апартаменты, гостиницы-казино, передвижные гостиницы и кемпинги, молодежные гостиницы, общежития и горные приюты, дома охотников и рыбаков – вот перечень гостиниц целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к расширению сервиса и повышению качества услуг.

Важное значение при организации и оказании гостиничных услуг имеет их правовое регулирование. Предметом правового регулирования оказания гостиничных услуг являются общественные отношения, складывающиеся между исполнителем и заказчиком гостиничных услуг. Эти отношения направлены на предоставление и потребление гостиничной услуги. Нормативные юридические акты в сфере правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг – это содержащие юридические нормы официальные документы, принятые в установленном порядке и направленные на регулирование отношений по оказанию гостиничных услуг.

Существуют международные нормативно–правовые акты гостиничного сервиса. В Международной практике принята «Стандартная классификация средств размещения туристов», разработанная экспертами ВТО. Имеется две категории: коллективные средства размещения туристов, которые делятся на разряды – гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения, прочие коллективные заведения; и индивидуальные средства размещения [15, с. 33]. Под коллективным средством размещения понимается «любой объект, который регулярно или иногда предоставляет туристам размещение для ночевки в комнате или каком – либо ином помещение, однако число номеров, которое в нем имеется, превышает определенный минимум», определяемый каждой страной самостоятельно (например, в России-10 номеров, в Италии-7 номеров) [15, с. 33]. Причем все номера в данном предприятии должны подчиняться единому руководству (даже если оно не ставит целью извлечение прибыли), быть сгруппироваными в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и имеющимся оборудованием. К коллективным средствам размещения туристов относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные заведения и прочие предприятия размещения. Все средства классифицированы по отдельным группам. Группа «Гостиницы и аналогичные предприятия» включает гостиницы, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные и пляжные гостиницы, клубы с проживанием, пансионаты, меблированные комнаты, туристские общежития. Группа «Специализированные предприятия» состоит из санаториев, лагерей труда и отдыха, размещение в коллективных средствах транспорта (поездах, яхтах), а также конгресс – центрах. Группа «Прочие коллективные средства размещения» включает комплексы домов и бунгало, организованные в качестве жилищ, предназначенных для отдыха, огороженные площадки для палаток, автоприцепов, домов на колесах, бухты для малых судов. К индивидуальным средствам размещения относятся собственные жилища – квартиры, виллы особняки, коттеджи, используемые посетителями – резидентами, комнаты, арендуемые у частных лиц или агентств, помещения, предоставляемые бесплатно родственниками и знакомыми [15, с. 34]. Отнесение к тем или иным средствам размещения определяется законодательными актами и нормативными документами каждой страны. В различных странах мира для обозначения категории гостиниц и других средств размещения применяются различные символы – от звезд во Франции и Узбекистана до корон в Англии. Попытки введения унифицированной международной классификации гостиниц до настоящего времени не увенчались успехом [15, с. 36].

В 1989 году Секретариат ВТО разработал Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации на основе стандартов, принятых региональными комиссиями. Рекомендации определяют минимальные требования к зданию и номерам, качеству гостиничного оборудования и мебели, энерго- и водоснабжения, отоплению, санитарии, безопасности и связи, гостиничным услугам и обслуживающему персоналу. Высшая категория гостиниц – пять звезд, низшая – одна звезда. В большинстве стран предварительная классификация гостиницы является необходимым условием при получении лицензии на гостиничную деятельность.

Для защиты профессиональных интересов работников гостиничной индустрии в ряде стран образуют национальные гостиничные ассоциации, которые, в свою очередь, образовали Международную гостиничную ассоциацию (МГА), являющуюся ведущей международной организацией гостиничной индустрии. Важным вкладом МГА в развитие международного туризма явилось принятие в 1981 году Международных гостиничных правил, определяющих принципы взаимоотношений клиента и гостиничной администрации и не потерявших своей актуальности до настоящего времени [15, с. 37]. Целью Международных гостиничных правил является кодификация общепринятой международной торговой практики, регулирующей вопросы договора на размещение в гостинице. Они призваны проинформировать гостя и владельца гостиницы об их взаимных правах и обязанностях. Данные правила дополняют положения, предусмотренные в национальных законодательствах о договорных отношениях. Они применяются, когда такое законодательство не включает специфических моментов, касающихся договора на размещение в гостинице. Правила состоят из двух частей, первая часть ? договорные отношения, вторая – другие обязательства [16].

Среди международных правовых актов регулирующих отношения в области оказания гостиничных услуг можно выделить Международную гостиничную конвенцию касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами (МГА/ФУААВ) [9, с. 176?196]. Конвенция призвана регулировать подписание и исполнение контрактов, известных как гостиничные контракты, которые заключают турагенты и владельцы гостиниц, взявшие на себя обязательства соблюдать правила данной Конвенции, или которые в своей повседневной практике используют их при заключении контрактов. Другим актом являются Международные гостиничные правила, одобренные Советом Международной гостиничной ассоциации 2 ноября 1981 г. [2, с. 31?34]. Данные правила являются дополнением к положениям, предусмотренным в национальных законодательствах о договорных отношениях.

Среди актов, которые могут быть взяты за основу в отношениях сторон гостиничных контрактов может быть назван также Кодекс отношений между гостиницами и турагентствами Всемирной федерации ассоциаций турагентств (УФТАА) и Международной гостиничной ассоциацией (МГА). Кодекс представляет собой документ об основополагающих принципах при взаимоотношениях между гостиницами и турагентствами.

Современное нормативно-правовое регулирование отношений по оказанию гостиничных услуг в Республике Узбекистан основано на положениях Конституции Республике Узбекистан [8, с. 31]. В соответствии с нормами Конституции Республики Узбекистан, гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; на территории Республики Узбекистан не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Гражданско-правовое регулирование отношения по оказанию гостиничных услуг в соответствии с нормами Конституции Республики Узбекистан находится в ведении государства. Регулирование отношений по оказанию гостиничных услуг предусмотрено и нормами Гражданского кодекса Республики Узбекистан, в котором в ст. 1, 2, 81 определены услуги как самостоятельный объект гражданских прав, наряду с имуществом, работами и другими объектами. Регулированию договорных отношений по оказанию услуг посвящена глава 38 Гражданского кодекса Республики Узбекистан «Возмездное оказание услуг», пять статей которой регламентируют отношения по возмездному оказанию услуг. В соответствии с пунктом 1 статьи 703 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Значимость главы 38 Гражданского кодекса Республики Узбекистан состоит в том, что в ней заложен фундамент для создания тех гражданских правоотношений, которые прямо не названы в ней. К их числу относятся отношения по оказанию гостиничных услуг. В пункте 2 статьи 779 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, содержащей перечень услуг, нет указания на гостиничные услуги. Однако это не означает, что правила главы 38 Гражданского кодекса Республики Узбекистан не применяются к таким отношениям, так как содержащийся в ней перечень услуг является примерным. Согласно статье 783 Гражданского кодекса Республики Узбекистан к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде (ст. 702, 729 Гражданского кодекса Республики Узбекистан и положения о бытовом подряде (ст. 730, 739 Гражданского кодекса Республики Узбекистан), если это не противоречит гл. 38 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг [1]. Особое место в системе источников правового регулирования гостиничных услуг занимает закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», который регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества, получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяет механизм реализации этих прав [3]. Нормы закона Республики Узбекистан «О туризме» регулируют отношения, возникающие при реализации прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, которые, в конечном счете, сопряжены с вопросами расположениея туристов в гостиницах и других средств размещения. Последние в совокупности с объектами и средствами делового, спортивного и иного назначения образуют туристскую индустрию [4]. Важнейшими инструментами государственного регулирования деятельности гостиничных организаций и защиты прав потребителей гостиничных услуг является лицензирование, стандартизация и сертификация. В статье 7 закона Республики Узбекистан «О лицензировании отдельных видов деятельности» [5] и «Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии» [14] гостиничная деятельность не упоминается. Следовательно, она может осуществляться без лицензии.

Основные понятия и определения в области гостиничного хозяйства даны в нормативных документах и стандартных требованиях, регулирующих деятельность в сфере оказания гостиничных услуг. Это Правила сертификации туристических услуг [12], ГОСТ 28681.2-95 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», утвержденный Узбекским Государственным центром стандартизации, метрологии и сертификации, признанный национальным стандартом со дня вступления в силу закона Республики Узбекистан «О техническом регулировании» [6]. Национальный стандарт Республики Узбекистан ГОСТ 28681.2-95 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования» закрепляет применение следующих терминов: «средство размещения», «гостиница», «номер», «турист», «исполнитель услуги», «услуги средств размещения», а также устанавливает виды средств размещения и номеров в средствах размещения. Средства размещения подразделяются на коллективные и индивидуальные. К коллективным средствам размещения относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения: гостиницы, мотели, клубы, пансионаты, меблированные комнаты, общежития; специализированные средства размещения: санатории, профилактории, лагеря труда и отдыха, туристские, спортивные базы отдыха, дома охотника, конгресс – центры, кемпинги. К индивидуальным средствам размещения относятся: квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые внаем. Данный ГОСТ предназначен для применения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги размещения, т.е., в том числе и гостиничными компаниями. Применение данного ГОСТа добровольно. Указанный ГОСТ содержит также ряд общих требований, которые носят рекомендательный характер [10].

К нормативно-правовым актам Республики Узбекистан, регулирующим отношения по оказанию гостиничных услуг, относятся Правила предоставления гостиничных услуг в Республики Узбекистан, разработанные по распоряжению кабинета министров Республики Узбекистан [13], которые содержат нормы, регулирующие оказание гостиничных услуг потребителям, и следующие определения: гостиница – предназначена для временного проживания граждан, независимо от места прописки в течение срока, согласованного с исполнителем, но не свыше 45 суток; потребитель – граждане, проживающие в гостиницах или имеющими намерение воспользоваться услугами гостиницы; исполнитель – юридическое или физическое лицо, представляющее гостиничные услуги. Правила предоставления гостиничных услуг в Республики Узбекистан предусматривают: порядок доведения до потребителей информации об исполнителе, о предоставляемых услугах, сведений о сертификации услуг, подлежащих обязательной сертификации, информации о порядке оформления проживания в гостинице и оплаты услуг, о порядке заключения договоров на бронирование мест в гостинице и последствиях при опоздании потребителя, о случаях, когда исполнитель обязан заключить с потребителем договор на предоставление услуг, о реквизитах квитанции или иного документа, выдаваемого потребителю при оформлении проживания в гостинице; порядок предоставления услуг, перечень видов услуг, предоставляемых исполнителем без дополнительной оплаты, ответственность исполнителя за сохранность вещей потребителя; возможность для потребителя при обнаружении недостатков оказанной услуги потребовать безвозмездного устранения недостатков либо соответствующего уменьшения цены за оказанную услугу, или расторгнуть договор на предоставление услуг и потребовать полного возмещения убытков, если исполнитель в установленный срок не устранил эти недостатки; возможность для потребителя отказаться от исполнения договора на предоставление услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов; ответственность исполнителя за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие недостатков при оказании услуг, а также компенсация морального вреда, причиненного потребителю нарушением его прав в соответствии с законодательством Республики Узбекистан; возмещением потребителем ущерба в случае утраты или повреждения им имущества гостиницы, а также ответственность потребителя за иные нарушения в соответствии с законодательством Республики Узбекистан; иные права и обязанности исполнителя и потребителя.

Действующее отечественное правовое регулирование отношений по оказанию гостиничных услуг является неполным. Отсутствует легальное определение договора на оказание гостиничных услуг, правовая регламентация существенных условий взаимоотношений потребителя с лицом, оказывающим гостиничные услуги, осуществляется преимущественно на подзаконном уровне. В настоящее время уровень правового регулирования гостиничных услуг недостаточен для успешного развития гостиничного хозяйства в Узбекистане. В целях повышения эффективности правовой регламентации отношений по оказанию гостиничных услуг необходимо, на наш взгляд, включение в п. 2 ст. 703 гл. 38 ГК Республики Узбекистан «Возмездное оказание услуг» гостиничных услуг как разновидности услуг по договору возмездного оказания услуг. Так же необходимо принятие закона Республики Узбекистан «О регулировании гостиничной деятельности и об оказании гостиничных услуг», в котором должно найти выражение подробное регулирование положений по осуществлению и регламентация гостиничной деятельности и договора об оказании гостиничных услуг, а также гарантии осуществления такой деятельности. Пока такой законодательный акт не принят, необходима доработка Правил предоставления гостиничных услуг в Республике Узбекистан, которая должна идти по пути как установления специальных норм, посвященных регулированию предпринимательских отношений в сфере оказания гостиничных услуг, так и конкретизации, уточнению и детализации существующего нормативного материала. Только в этом случае Правила предоставления гостиничных услуг в Республике Узбекистан будут соответствовать востребованности данного вида услуг.

 

Библиографический список

  1. Гражданский кодекс Республики Узбекистан от 24 июня 2013 г. Ташкент: Адолат, 2013.

  2. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: сб. нормат. док. // Закон и общество. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 384 с.

  3. О защите прав потребителей: закон Республики Узбекистан от 26 марта 1996 г. №482-II. (с изм. в соответствии с Законом Республике Узбекистан от 25 апр. 2003 г.) // Ведомости Олий Мажлиса Респ. Узбекистан. 2003. №4.

  4. О туризме: закон Республики Узбекистан от 20 августа 1999 г. №830-1 // Ведомости Олий Мажлиса Респ. Узбекистан. 1999. №8.

  5. О лицензировании отдельных видов деятельности: закон Республики Узбекистан от 25 мая 2000 г. №447-II (с изм. в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 13 дек. 2002 г.) // Ведомости Олий Мажлиса Респ. Узбекистан. 2002. №12.

  6. О техническом регулировании: закон Республики Узбекистан от 27 марта 2009 г. №482-II // Ведомости Олий Мажлиса Респ. Узбекистан. 2009. №3.

  7. Каримов И.А. Наша высшая цель – независимость и процветание родины, свобода и благополучие народа. Ташкент: Узбекистан, 2000. Т. 8. 280 с.

  8. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент: Узбекистан, 2013.

  9. Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц и турагентами (МГА/ФУААВ): принята в 1975 г. Международной гостиничной ассоциацией // Борисов К.Г. Международный туризм и право. М.: НИМП, 1999.

  10. Национальный стандарт Республики Узбекистан от 18 марта 2000 г. ГОСТ 28681.2-95. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.

  11. Программа дальнейшего развития туризма в Республике, повышения качества оказания туристических услуг и расширения их направлений на период до 2015 года: утв. премьер-министром Республики Узбекистан 24 окт. 2009 г.

  12. Правила сертификации туристических услуг в Республике Узбекистан: зарегистр. М-вом юстиции Респ. Узбекистан 18 марта 2000 г. №911.

  13. Правила предоставления гостиничных услуг в Республики Узбекистан: зарегистр. М-вом юстиции Республики Узбекистан 12 января1998 г. №389.

  14. Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии от 12 мая 2001 г. №222-II. Приложение №1 к постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001г. №222-II. В настоящий Перечень внесены изм. в соответствии с Законом Респ. Узбекистан от 9 сентября 2009 г. №ЗРУ-216 // Ведомости Олий Мажлиса Респ. Узбекистан. 2009. №9.

  15. Сенин В.С. Организация международного туризма: учебник. М.: Финансы и статистика, 2005. 400 с.

  16. URL: http://www.kapitan.ru/infoprof/ interzakon/hotel_prav.html/Гостиничный бизнес.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.