УДК 349.3
Аспирант кафедры трудового права и социального обеспечения
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
В статье исследуются особенности правового регулирования деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ. В целях повышения эффективности деятельности конституционных (уставных) судов в области права социального обеспечения предлагается: внести изменения и дополнения в законы субъектов РФ, регулирующие деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ, в частности расширить круг субъектов, имеющих право обращения в конституционные (уставные) суды субъектов РФ; отнести к числу актов, подлежащих конституционному контролю, правовые акты органов местного самоуправления.
Ключевые слова: законодательство о социальном обеспечении; конституционные (уставные) суды; полномочия конституционных (уставных) судов; конституционный контроль
Как показывает практика, конституционные (уставные) суды субъектов РФ являются эффективным инструментом совершенствования законодательства о социальном обеспечении в субъектах РФ. Они обладают широкими полномочиями, которые устанавливаются, помимо федерального закона, Конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Так, Конституционный Суд Республики Карелия: разрешает дела о соответствии Конституции Республики Карелия законов Республики Карелия и их отдельных положений; нормативных правовых актов (их отдельных положений) Законодательного Собрания Республики Карелия, Главы Республики Карелия, Правительства Республики Карелия, иных органов исполнительной власти Республики Карелия и их должностных лиц; уставов муниципальных образований и их отдельных положений, нормативных правовых актов (их отдельных положений) органов местного самоуправления и их должностных лиц; дает толкование Конституции Республики Карелия. Кроме того, Конституционный Суд обладает правом законодательной инициативы, а также ежегодно направляет Законодательному Собранию Республики Карелия послание о состоянии конституционной законности в Республике Карелия [4]. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом, в том числе Конституционным Судом РФ, и является общеобязательным.
Законодательством субъектов РФ устанавливается круг субъектов, имеющих право на обращение в конституционные (уставные) суды. Необходимо отметить, что в законодательных актах субъектов РФ содержится различный перечень таких субъектов. Как правило, к ним относятся главы субъектов РФ, депутаты законодательных (представительных) органов власти, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и др. В некоторых субъектах РФ таким правом обладает Уполномоченный по правам человека соответствующего субъекта РФ [2; 3]. Правом обращения в орган конституционного правосудия субъекта РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан и лица, указанные в законе. Право на обращение в конституционный (уставный) суд предоставлено суду любой инстанции, если он придет к выводу о несоответствии Конституции (уставу) закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Такие обращения являются поводом для осуществления конкретного нормоконтроля.
Следует отметить, что законодатель Республики Карелия установил более широкий круг субъектов обращения в Конституционный Суд Республики Карелия по сравнению с другими субъектами РФ. Правом на обращение в Конституционный Суд Республики Карелия обладают Глава Республики Карелия, Законодательное Собрание Республики Карелия, депутаты Законодательного Собрания Республики Карелия, прокурор Республики Карелия, Уполномоченный по правам человека Республики Карелия, органы местного самоуправления, общественные объединения, юридические лица и граждане. Обращение в Конституционный Суд с запросом о проверке на соответствие Конституции Республики Карелия правовых актов либо отдельных их положений допустимо, если заявитель считает их не соответствующими Конституции Республики Карелия [4]. Таким образом, в Конституционный Суд Республики Карелия с обращением о проверке на соответствие Конституции Республики законов, иных нормативно-правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Карелия может обратиться физическое или юридическое лицо независимо от того, нарушены ли его права оспариваемым нормативным актом в конкретном деле. О бесспорной эффективности указанных норм свидетельствует тот факт, что немалая часть постановлений Конституционного Суда Республики Карелия, разрешающих вопросы о соответствии Конституции Республики Карелия тех или иных положений социообеспечительных нормативных правовых актов, принята в результате рассмотрения обращения (запроса, ходатайства) в порядке абстрактного нормоконтроля.
Граждане – наиболее многочисленная категория из всех правомочных субъектов, обращающихся в конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Так, анализ обращений, поступивших в Конституционный Суд Республики Бурятия, свидетельствует о возрастающей активности граждан в защите своих прав в Конституционном Суде республики: от граждан поступило 94 % обращений [6]. С одной стороны, это говорит о повышении правовой культуры и правосознания граждан; с другой – это свидетельство недоверия граждан к законодателю, к правоприменительным органам. Вызывает беспокойство тот факт, что иные субъекты, призванные обеспечивать законность, реализацию и защиту прав граждан и обладающие правом на обращение в органы конституционного правосудия, используют это право в недостаточной степени. Сложилась ситуация, в которой граждане зачастую вынуждены самостоятельно, «на собственном опыте» выявлять предположительно неконституционные нормы законодательства о социальном обеспечении и осуществлять все необходимые юридические действия по оспариванию таких норм в порядке конституционного правосудия. Таким образом, граждане-получатели различных видов социального обеспечения, становясь субъектами конституционного судопроизводства, способствуют развитию законодательства о социальном обеспечении.
Как отмечает Н.С. Бондарь, «осуществляя защиту своих прав с помощью средств конституционного правосудия, гражданин прямо или косвенно способствует защите прав и свобод огромного количества других граждан, на которых также может распространяться действие обжалуемого закона» [1, с. 13]. Безусловно, расширение круга субъектов, имеющих право обратиться в конституционный (уставный) суд субъекта РФ по вопросам социального обеспечения, повышает уровень гарантий для многих получателей (в т.ч. потенциальных) тех или иных видов социального обеспечения, проживающих на территории данного субъекта РФ. Для сравнения можно привести практику Уставного Суда Калининградской области, где по обращениям граждан, оспаривавших областные нормативные правовые акты по вопросам социального обеспечения, вынесено относительно большое количество отказных определений из-за неприменения оспариваемых норм в отношении заявителя или непредставления доказательств применения оспариваемых норм в конкретном деле [7; 5].
Е.М. Переплеснина отмечает, что примером для расширения круга субъектов обращения с конституционной жалобой послужил богатый опыт развития конституционной юстиции в Германии, где «правом на обращение с конституционной жалобой наделяется, как правило, “каждый”, то есть любое физическое или юридическое лицо. Основанием для обращения служит предполагаемое жалобщиком нарушение его конституционных прав со стороны публичных земельных властей»; такая возможность обращения в конституционный суд с индивидуальной конституционной жалобой делает его более популярным в широких слоях населения, существенно влияет на уровень активности и авторитета конституционного суда [9]. Положения закона Республики Карелия о возможности абстрактного нормоконтроля по обращениям граждан и юридических лиц в значительно большей степени гарантируют гражданам, проживающим на территории Республики, реализацию и защиту их прав на социальное обеспечение путем конституционного судопроизводства. Это особенно актуально ввиду недавнего ограничения возможности обращения граждан и судов в Конституционный Суд РФ.
Думается, что именно в сфере социального обеспечения очевидны все преимущества такой возможности. Причины этому следующие: сочетание публичных и частных правовых начал в праве социального обеспечения; особенности субъектов-получателей различных видов социального обеспечения; широкий круг лиц, на которых, как правило, распространяется действие оспариваемых норм; особая социальная значимость законодательства и правоотношений по социальному обеспечению. Безусловно, введение в законодательство других субъектов РФ норм, аналогичных по содержанию нормам закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», расширяющим круг субъектов обращения в Конституционный Суд республики и допускающим возможность абстрактного нормоконтроля по заявлению любого физического или юридического лица, способствовало бы более эффективному осуществлению конституционного судебного контроля законодательства в субъекте РФ и, следовательно, более полной реализации и защите прав граждан на социальное обеспечение.
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, как и Конституционный Суд РФ, осуществляют только последующий конституционный контроль. Однако учеными высказывается мнение о том, что конституционные (уставные) суды должны осуществлять предварительный конституционный контроль в отношении законопроектов субъектов РФ, что соответствует юридической природе и назначению данных судов [8, с. 38–39]. Представляется целесообразным осуществление органами конституционного правосудия в субъектах РФ предварительного конституционного контроля законопроектов субъектов РФ в области права социального обеспечения. Как показывает проведенный анализ, в большинстве случаев конституционный контроль осуществляется в отношении нормативных правовых актов в той сфере законодательства, которая подвергается наиболее частым изменениям. Думается, что предварительный конституционный контроль законодательства субъектов РФ в области социального обеспечения позволит существенно улучшить качество законодательства о социальном обеспечении и предотвратить многочисленные нарушения конституционных прав граждан в столь значимой сфере общественных отношений.
Объектом конституционного контроля, осуществляемого органами конституционного правосудия субъектов РФ, является законодательство субъекта РФ, понимаемое в широком смысле как совокупность нормативных правовых актов соответствующего субъекта РФ. Как правило, законы субъектов РФ предусматривают примерный перечень нормативных правовых актов, подлежащих конституционному контролю, без указания исчерпывающего перечня органов государственной власти субъекта РФ, акты которых подлежат контролю. К полномочиям конституционных (уставных) судов субъектов РФ относится также проверка конституционности актов органов исполнительной власти субъекта РФ. Важным для наиболее полного и всестороннего контроля за конституционностью законодательства о социальном обеспечении представляется полномочие по проверке конституционности правовых актов органов местного самоуправления, причем в последние годы наблюдается тенденция к увеличению доли таких актов, содержащих положения о социальном обеспечении, в практике конституционных (уставных) судов. Однако правовые акты органов местного самоуправления включены в перечень подлежащих конституционному контролю не во всех субъектах РФ, где действуют конституционные (уставные) суды РФ. Думается, необходимо отнесение законодательством правовых актов органов местного самоуправления к числу актов, подлежащих конституционному контролю, во всех субъектах РФ.
Таким образом, в целях повышения эффективности деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ представляется целесообразным внести изменения и дополнения в законы субъектов РФ, регулирующие деятельность конституционных (уставных) судов субъектов РФ: предоставить право обращения в конституционный (уставный) суд субъекта РФ с запросом о проверке на соответствие конституции (уставу) субъекта РФ правовых актов либо их отдельных положений любому физическому или юридическому лицу, если заявитель считает их не соответствующими конституции (уставу) субъекта РФ, независимо от того, нарушены ли его права оспариваемым нормативным актом в конкретном деле; закрепить за конституционными (уставными) судами субъектов РФ полномочие по осуществлению предварительного конституционного контроля законопроектов субъектов РФ в области права социального обеспечения; отнести к числу актов, подлежащих конституционному контролю, правовые акты органов местного самоуправления.
Библиографический список
Бондарь Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав и свобод человека Конституционным Судом РФ. М.: Юстиинформ, 2005. 592 с.
О Конституционном Суде Республики Башкортостан: закон Республики Башкортостан от 27 окт. 1992 г. № ВС-13/7 // Ведомости Гос. Собрания–Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. 2004. №3(177).
О Конституционном Суде Республики Дагестан: законРеспублики Дагестан от 2 февр. 2010 г. №8 // Дагест. правда. 2010. №41–42.
О Конституционном Суде Республики Карелия: закон Республики Карелия от 7 июля 2004 г. №790-ЗРК // Карелия. 2004. №74.
О прекращении производства по делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области пунктов 1 и 2 статьи 4 Закона Калининградской области от 16 декабря 2004 года №473 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области»: определение Уставного Суда Калинингр. обл. от 11 сентября 2007 г. №21-О // Калинингр. правда. 2007. 14 сент.
О состоянии конституционной законности в Республике Бурятия: послание Конституционного Суда Республики Бурятия // Приложение к постановлению Народного Хурала Республики Бурятия от 28 февраля 2011 г. №1889-IV // Бурятия. 2011. 12 марта (Офиц. вестник. 2011. №24)
Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки Э.М. Филимоновой о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области подпункта 4 пункта 2 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда»: определение Уставного Суда Калинингр. обл. от 24 мая 2010 г. №18-О: утв. постановлением Правительства Калинингр. обл. от 29 янв. 2010 г. №27 «О мерах по реализации Закона Калининградской области “О ветеранах труда”» // Вестник Уставного Суда Калинингр. обл. 2009. №13; №14.
Павликов С.Г. Системы судов субъектов РФ: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. М., 2010. 48 с.
Переплеснина Е.М.Развитие конституционной демократии в Республике Карелия [Электронный ресурс]. URL: http://arhiv.ksrk.karelia.ru/public/publik6.htm (дата обращения: 23.07.2012).