УДК 347.754:629.73

Порядок заключения договора обслуживания авиационной техники

Д.Г. Степанович

Ассистент кафедры гражданского права

Национальный университет «Одесская юридическая академия»

65000, Украина, г. Одесса, ул. Пионерская, 9

E–mail:Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена исследованию порядка заключения договора обслуживания авиационной техники в Государственной пограничной службе Украины, правовой регуляции гражданских правоотношений в авиационной сфере ветви исполнительной власти Украины. Рассмотрены основные аспекты заключения данного договора. Исследуются характерные признаки заключения договора обслуживания авиационной техники в Государственной пограничной службе Украины, факторы совершенствования правовой регуляции данного вида договора.


Ключевые слова: оферта; заключение; заказчик; исполнитель

 

Как известно, договор является правовым механизмом, который обеспечивает обращение материальных и нематериальных благ, т.е. отображает динамику общественного отношения. Соответственно, нормы договорного права обеспечивают эту динамику. Договор является правовым основанием возникновения обязательства и, соответственно, обязательственного правоотношения. Такое правоотношение не является абсолютно однородным и неизменным, оно проходит несколько стадий своего развития, которые характеризуются определенными правовыми особенностями. Эти особенности возникают на следующих стадиях: заключение договора, выполнение договора, невыполнение договора. Конечно, третья стадия является факультативной и существует не всегда, но она имеет довольно большое значение и особенности.

Первичной стадией (этапом) существование договорного обязательственного правоотношения, как правило, есть стадия заключения договора, функционально наделенная правосоздающим характером и преобразованием фактических действий в обязательственно – правовые отношения, которые возникают из договора.

При заключении договоров обслуживания авиационной техники стороны руководствуются своими интересами, а именно: действия исполнителя направлены на предоставление услуги и получения платы за предоставленную услугу, а действия заказчика направлены на получение услуги по обслуживанию авиационной техники. Таким образом, в общем виде предметом договора обслуживания авиационной техники выступает оплатная услуга по обслуживанию авиационной техники.

Договор обслуживания авиационной техники может служить основанием возникновения обязательств с момента предоставления воздушного судна лишь в том случае, если он заключенный еще к предоставлению для обслуживания и будет проводиться на базе исполнителя, т.е. носит консенсуальний характер. Также договор обслуживания авиационной техники, заключенный при наличии между сторонами договоренности проводить обслуживание авиационной техники на базе авиационной части, вступает в силу лишь с момента начала работ на авиационной технике, т.е. носит реальный характер.

Поскольку договор является договоренностью двух или больше сторон, его составления связывает с достижением между ними в надлежащей форме согласия со всех существенных условий. Процесс заключения договора составляется с двух стадий, а именно: предложения заключить договор, который именуется офертом, и принятие предложенного предложения второй стороной, которая называется акцептом. Офертом и акцептом именуется сторона, которая сделала предложение заключить договор или приняла предложение [2, т. 1, c. 197].

Согласно ст. 641 Гражданского кодекса Украины предложение заключить договор (оферта) может сделать каждая из сторон будущего договора. Анализ этой статьи дает основания утверждать:

1. Предложение должно содержать существенные условия договора.

2. Предложение должно выражать намерение лица, которое сделало предложение, считать себя связанной договором и предложенными условиями в случае ее принятия другим лицом.

3. Предложение должно быть направлено к конкретному лицу (нескольких человек). Хотя третье условие прямо в ст. 641 Гражданского кодекса Украины не закреплено, но вытекает из ее сути. Об этом свидетельствует положение, закрепленное в данной статье, согласно которому не признается, по общему правилу, офертом, а рассматривается лишь как приглашение делать предложения относительно заключения договора, адресованные неопределенному кругу лиц.

Что касается вопроса предложения заключить договор (оферта), то следует отметить, что авиационная часть с целью заключения договора должна действовать с учетом требований закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 1 июня 2010 г. №2289 – VI [2, c. 5]. Это требование объясняется тем, что, во-первых, авиационная часть финансируется исключительно за бюджетные средства, а во-вторых, цена за услуги в большинством случаев превышает 100 тыс. гривен.

Такой подход к оферте в договоре обслуживания авиационной техники связан с тем, что за юридической природой она является двусторонней сделкой, которое с момента получения его другой стороной, порождает определенные юридические обязанности для оферента. Так, последний не может отозвать полученную адресатом оферту на протяжении срока, установленного для ответа, если другое не указанно в предложении или не вытекает из ее сути или обстоятельств, при которых она сделана. Но оферта может быть отозвана до момента или даже в момент получения адресатом путем отмены проведения процедуры закупки услуг за государственные средства. Оферта, присланная письмом, может быть отозвана к его получению адресатом телеграммой или с помощью других средств оперативной связи.

Ответ лица, которому было адресовано предложение, заключить договор обслуживания авиационной техники, определяется акцептом, если из нее не вытекает, что есть полное и безусловное согласие акцептанта с предложенными в оферте условиями. Правовое следствие акцепта – заключение договора связывает не с его осуществлением, а именно со своевременным получением оферентом такого ответа. В этом случае лицо, которое принимает оферту и желает принять участие в процедуре закупки, должно письменно подтвердить намерение принять участие в процедуре закупки путем подачи необходимых документов определенных заказчиком. Вот почему лицо, которое приняло предложение, может отозвать свой ответ о принятии, сообщив об этом оференту к моменту или в момент получения им ответа о принятии предложения.

Принятие предложения на условиях, изложенных в оферте и при письменном подтверждении, считается принятой в пределах срока для соответствующего действия, которое удостоверяет его желание заключить договор, если это не противоречит содержания оферты или требованиям, установленным законом.

Как уже отмечалось, представление оферты может осуществляться не только одному лицу, а и нескольким, которые могут принять предложения или не принять; если принимают, то в дальнейшем для заключения договора обязаны принять участие в процедуре закупки.

Итак, заказчик на основании представленных предложений определяет победителя торгов из числа участников, предложения конкурсных торгов которых не было отклонено, на основе критериев и методики оценки, указанных в документации конкурсных торгов. В день определения победителя заказчик акцептует предложе­ние конкурсных торгов, которое признано наиболее экономически выгодным по результатам оценки. Заказчик обязан на протяжении одного рабочего дня со дня принятия решения об определении победителя прислать победителю торгов сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов, а всем участникам – письменное сообщение о результатах торгов с указанием наименования и местонахождение участника – победителя, предложение конкурсных торгов которого признано наиболее экономически выгодной по результатам оценки. Сообщение об акцепте предложения конкурсных торгов или ценового предложения обязательно безвозмездно публикуется в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок.

Заказчик заключает договор с участником, предложение конкурсных торгов которого было акцептовано со дня акцепта предложения согласно требованиям документации конкурсных торгов и акцептованного предложения. С целью обеспечения права на обжалование решений заказчика договор не может быть заключенным раньше чем через 14 дней с даты публикации в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте предложения конкурсных торгов. Договор, заключенный с нарушением сроков, является никчемным.

В случае письменного отказа победителя торгов подписать договор согласно требованиям документации конкурсных торгов или незаключение договора по вине участника в срок, определенный этим Законом, заказчик повторно определяет наиболее экономически выгодное предложение конкурсных торгов с тех, срок действия которых еще не прошел. То есть исполнителем договора становится то лицо, которое представило экономически выгодное предложение и стало победителем торгов, составление договора именно с этим лицом для бюджетного учреждения (авиационная часть) является обязательной.

Подытоживая изложенное, следует отметить, что стороной (исполнителем) в договоре может быть юридическое лицо, которое стало победителем в конкурсных торгах, а принцип свободы договора в даном случае является несколько другим, так как включает в себя и предусматривает: свободу выбора партнера по договору; свободу согласиться или отказаться от заключения договора; свободу определить его содержание, но с учетом государственного надзора.

Свобода договора не является безграничной: она существует в рамках действующих нормативных актов, обычаев делового обращения, а действия сторон договора должны основываться на началах разумности, добросовестности и справедливости. Значение договорной свободы в конечном результате сводится к тому, что участникам хозяйственного обращения предоставляется возможность решить, будет ли между ними заключен договор, а если будет, то каким будет его содержание. Вместе с этим эта свобода не является абсолютной, потому что, принимая решение, стороны при заключении договора должны руководствоваться законами.

В связи с этим, вопрос о форме договора обслуживания авиационной техники исключительно важен уже потому, что его составление связывается с достижением в надлежащей форме согласия между сторонами по всем существенным условиям. Стороны могут избрать любую форму, предусмотренную ст. 205 Гражданского кодекса Украины (устное, письменное, конклюдентное действие). Также сторонам предоставляется право отступать от требований закона относительно его формы, но лишь в бок ее «усложнения». Именно так следует понимать правила, закрепленные в ч. 2–4 ст. 639 Гражданского кодекса Украины.

Таким образом, договорная свобода относительно формы договора действует там, где закон не устанавливает правил о ней, а также в случаях, когда стороны договариваются об усложнения формы сравнительно с требованиями, предусмотренными законом.

Относительно договорной свободы договора обслуживания авиационной техники следует отметить, что договорная свобода в указанном договоре бездействует в полном объеме, а закон Украины « Об осуществлении государственных закупок» установил соотвествующие правила, а именно: договор заключается в письменной форме согласно положениям Гражданского кодекса Украины и Хозяйственного кодекса Украины с учетом особенностей, определенных этим Законом. Типичный договор о закупке утверждается Уполномоченным органом. В случае осуществления закупки за счет средств Государственного бюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов заказчик имеет право предусматривать в договорах о закупке осуществления предыдущей оплаты согласно требованиям бюджетного законодательства. Участник – победитель процедуры закупки при заключении договора должен предоставить разрешение или лицензии на проведение определенного вида хозяйственной деятельности, если получение такого разрешения или лицензии на проведение такого вида деятельности предусмотрено законодательством. Запрещается составления договоров, которые предусматривают расходование государственных средств без проведения процедур закупок, кроме случаев, предусмотренных этим Законом. Условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения ( в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не могут меняться после его подписания к выполнению обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев:

1) уменьшение объемов закупки, в частности, с учетом фактического объема расходов заказчика;/p>

2) изменения цены за единицу товара не более чем на 10 процентов в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

3) улучшение качества предмета закупки при условии, что такое улучшение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

4) продление срока действия договора и выполнение обязательств относительно передачи товара, выполнение работ, предоставление услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, которые послужили причиной такое продолжения, в том числе форс – мажорных обстоятельств, задержки финансирования затрат заказчика при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре;

5) действие договора о закупке может длиться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, который не превышает 20 процентов суммы, определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке .

И только принцип свободы договора, при заключении договора обслуживания авиационной техники, действует в том случае, если сумма договора не превышает 100 тыс. гривен. В данном случае можно говорить, что авиационная часть имеет свободу выбора партнера по договору; свободу согласиться или отказаться от заключения договора; свободу определить его содержание и может усложнить его в той мере, в какой считает возможной.

 

Библиографический список

  1. Гражданское право Украины: в 2 т. / под ред. Е.О. Харитонова, Н.Ю. Голубевой. Х.: ООО «Одиссей», 2008. Т. 2. 197 с.

  2. Об осуществлении государственных закупок: закон Украины от 1 июня 2010 г. № 2289; VI Сведения Верховного Cовета Украины (ВCР). 2010. № 33. С. 5.

Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.