УДК 340.134:330.322(575.3)
DOI: 10.17072/1995-4190-2015-3-39-46

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
ОБ ИНВЕСТИЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Р.Б. Бозоров

Кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и коммерческого права

Таджикский национальный университет

734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, просп. Рудаки, 17

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Введение:статья посвящена теоретическим проблемам правового регулирования инвестиций в Республике Таджикистан. Анализу многоправовых проблем в сфере правового регулирования инвестиций, которое требует адекватного их разрешения, посвящена данная статья. Поскольку в условиях рынка подъем экономики республики прямо связан с привлечением инвестиций, другого выбора или альтернативы в решении экономических и социальных задач просто нет. Цель: цель статьи заключается в том, чтобы с теоретической стороны изучить и проанализировать состояние правового регулирования инвестиций в Республике Таджикистан и обосновать необходимость внесения дополнений и изменений в действующее инвестиционное законодательство республики. Методы: методологическую основу данной статьи составляет как общенаучные методы познания – анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обращение от абстрактного к конкретному, системный анализ и т. д., так и специальные методы юридического исследования – формально-юридический, исторический и сравнительно-правовой. Выводы: с учетом анализа точек зрения о правовой природе инвестиций, господствующих в юридической литературе, автор предлагает определение понятия инвестиций, согласно которому, инвестиция – это ценность материального и интеллектуального характера, принадлежащая инвестору и вкладываемая в объект инвестиционной деятельности с целью получения прибыли или иного положительного эффекта, сопряженной с определенным риском и ограниченной во времени. Данное определение понятия инвестиции содержит основополагающие его признаки как многогранного и сложного явления. В этой связи инвестициями может быть как материальная (т.е. капитал, имущество, деньги), так и интеллектуальная собственность (например, вложение инвестиций в человеческий капитал). Далее инвестиция должно направляться в объекты инвестиционной, а не предпринимательской деятельности – этот вывод непосредственно вытекает из положений закона Республики Таджикистан «Об инвестиции». Законодатель, формулируя определение понятия инвестиции, совершенно обосновано установил, что инвестиция должна вкладываться в объекты инвестиционной деятельности. Таким образом, инвестиция в первую очередь должна признаваться как ценность, которая инвестором вкладывается в экономику государства-реципиента, которое заинтересовано в ее вложении.

 

 

Ключевые слова: инвестиция; иностранная инвестиция; капиталовложения; собственность; капитал; инвестор

 

 

Введение  

С переходом к рыночным отношениям возникли новые общественные отношения, которые требовали адекватного их регулирования; речь идет об инвестиции и инвестиционной деятельности. Значимость инвестиций заключается в том, что государство заинтересовано в привлечении инвестиций в целях нормального функционирования и развития собственной экономики. Они необходимы для совершенствования производства путем обновления технологии и создания на этой основе совместных предприятий, для реализации ценных бумаг, в том числе для решения проблемы занятости населения и т.д.

 

Формирование инвестиционного
законодательства в Республике
Таджикистан

В Республике Таджикистан вопросы правового регулирования иностранных инвестиций возникли только с обретением независимости. 10 марта 1992 года был принят закон Республики Таджикистан «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан» [13, с. 408417], предусматривающий возможность вложения иностранных инвестиций в экономику страны, согласно которому были предоставлены благоприятные условия иностранным инвесторам для осуществления инвестиционной деятельности. Закон закрепил совокупность гарантий иностранным инвесторам, определил порядок создания предприятий с иностранными инвестициями, установил правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Таджикистан, не менее благоприятный, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также инвестиционной деятельности предприятий, организаций и граждан Республики Таджикистан. В те годы принятие такого Закона, с широкой правовой гарантией иностранным инвесторам, не было легкой задачей. Установить гарантии иностранным инвесторам значит обеспечить их реальность. Этот нормативный правовой акт в республике действовал до 2007 года.

Ныне в Республике Таджикистан принят новый закон «Об инвестиции» от 12 мая 2007 года [14], где закреплены правовые гарантии и преимущества инвестиций в сфере экономики республики. Значение этого закона нельзя недооценивать, поскольку в период постепенного перехода к рынку он регулирует инвестиционную сферу в экономике республики и является гарантией реализации политики открытых дверей.

 

Определение понятия инвестиций
в праве и правовой доктрине

В соответствии с законом Республики Таджикистан «Об инвестиции», инвестициями являются все виды права на имущество (кроме имущества личного пользования или связанного с деятельностью по продаже товаров без их переработки), включая денежные средства, ценные бумаги, производственно-технологическое оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности и вкладываемые им в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата [14]. Преимущество действующего инвестиционного законодательства республики состоит в том, что оно приравняло правовой статус отечественных предпринимателей к правовому статусу иностранных инвесторов. Законодатель определил объект инвестирования, указал на объекты инвестиционной деятельности, что является одним из основных преимуществ действующего инвестиционного законодательства республики.

В юридической литературе иностранная инвестиция определяется по-разному. Одни указывают на экономическую сущность иностранных инвестиций, другие делают акцент на их правовую природу. Действительно, инвестиция по своему содержанию и значимости более всего относится к экономическим категориям, в связи с этим имеется множество точек зрения в экономической науке по поводу понятия данной категории. По этому поводу Дж. Кейнс подчеркивает: «Инвестиция, как текущий прирост ценности капитального имущества, в результате производственной деятельности данного периода или как та часть дохода за данный период, которая не была использована для потребления» (цит. по [2, с. 8]). Относительно этой проблемы еще К. Маркс писал, что «купить, чтобы продать, или, точнее, купить, чтобы продать подороже», представляет собой всеобщую формулу капитала [8, с. 147].

С правовой точки зрения понятия инвестиции существенно разнятся. Признанный специалист в области инвестиций А.Г. Богатырев, исследуя сущность данной категории, приходит к выводу, что «… иностранные инвестиции являются иностранным капиталом-собственностью в различных видах и формах, вывезенным из одного государства и вложенным в предприятие (или дело) на территории другого государства» [2, с. 1213]. Инвестиция по своей сущности является многогранным понятием. В связи с этим автор подчеркивает, что инвестиция это собственность, которая принадлежит иностранному инвестору, и последний вкладывает ее в дело предприятия на территории другого государства. Иначе говоря, иностранные инвестиции это капитал, собственником которого является иностранный инвестор, и последний вкладывает его в экономику другого государства. В определении, выдвинутом А.Г. Богатыревым, отсутствует основной признак инвестиции – получение прибыли или достижение иного положительного эффекта, тогда как указанные критерии, на наш взгляд, представляются значимым как для инвестора, так и для государства-реципиента. Иностранный инвестор, вкладывая капитал, в первую очередь рассчитывает на получение дохода, иначе теряется смысл капиталовложения, а для предприятий государства должен дать социальный эффект. Поэтому государство, экономика которого ориентирована на рынок, всегда заинтересовано в притоке инвестиций на его территорию.

С точкой зрений А.Г. Богатырева соглашается и Б.Б. Самарходжаев [12, с. 1024]. По мнению Б.Б. Самарходжаева, иностранные инвестиции это ценности в различных видах (движимая, недвижимая, интеллектуальная собственность и др.) и доходы от них (прибыль, проценты, дивиденды, роялти, лицензирование и комиссионные вознаграждения, платежи за техническую помощь, техническое обслуживание и другие формы вознаграждений), вкладываемые иностранными государствами, юридическими (иными) образованиями и физическими лицами в различные объекты деятельности страны-реципиента преимущественно с целью последующего получения прибыли [12, с. 22].

М.С. Евтеева рассматривает инвестиции (капиталовложения) как вложения в промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли экономики с целью получения прибыли [6, с. 8]. Точка зрения автора страдает следующими недостатками. Во-первых, инвестиция вкладывается не только в сфере производства, хотя существование этого трудно отрицать; в то же время инвестиция направляется и в интеллектуальную сферу, например для подготовки кадров в сфере образования, инвестиция в человеческий капитал. Во-вторых, непонятны суждения автора, что следует понимать под определением инвестиций: например, это собственность, это имущество, это капитал или это ценность. И, в-третьих, не совсем понятна мысль автора о том, что, если инвестор решил вложить или вкладывает инвестиции в определенные отрасли народного хозяйства, в подобных ситуациях речь должна идти об инвестиционной деятельности, а не о капиталовложениях.

Анализ точек зрения, имеющихся в гражданско-правовой литературе, дает основание полагать, что инвестиция это сложное и многогранное явление или инвестиция это капитал, принадлежащий другому лицу (иностранному или отечественному), который он вкладывает, а точнее, направляет в экономику другого государства в целях получения прибыли. Далее подчеркивается, что инвестиции это долгосрочное вложение. Вряд ли такое категоричное утверждение является оправданным, поскольку в зависимости от срока вложения инвестиции могут быть и краткосрочными.

В гражданско-правовой литературе существуют и другие точки зрения, определяющие инвестицию как правоотношения между иностранным инвестором и государством реципиентом инвестиций [1, с. 4950].

В соответствии с точкой зрении Н.Г. Дорониной, определение иностранной инвестиции как отношений, возникающих в результате допуска иностранной инвестиции, позволяет выделить сферу регулируемых отношений как отношений, возникающих между государством и иностранным лицом в связи с осуществлением последним инвестиций. В этой связи широкое определение понятия инвестиций может быть сужено до указания конкретных действий лица, а также до указания перечня соглашений, признаваемых инвестицией [5, с. 67]. Безусловно, специалист в области инвестиционного права определяет правовую природу инвестиции исходя из ее государственной регистрации, при этом автор ссылается на положения и закона иностранного государства об инвестиции (закона Канады об инвестициях от 1986 года.). Позиция автора, на наш взгляд, является дискуссионной, поскольку капиталовложения никак нельзя отнести к инвестиционным правоотношениям, ибо последнее может возникнуть только после заключения инвестиционного договора. Далее, те сущностные критерии, которые свойственны инвестиционным правоотношениям (субъект, объект и содержание), мы не обнаружили в определении понятия и правовой природы инвестиций.

С.П. Мороз определяет: «инвестиция – это капиталовложения, направленные на создание материальных или духовных благ с целью получения прибыли и (или) достижение положительного эффекта, осуществляемые инвестором от своего имени и под свой риск, ограниченные временем действия договора (контракта) и (или) лицензии» [9, с. 59]. Данное определение, на наш взгляд, охватывает основные и определяющие критерии такого сложного явления, как инвестиция. Автор достаточно четко сформулировала свое видение данной проблематики. Под капиталовложением имеются в виду не только иностранные инвестиции, но и отечественные, что представляется вполне оправданным. Это и понятно, поскольку в развитии экономики республики огромную роль играют и отечественные инвесторы. Далее С.П. Мороз, определяя инвестицию, указывает, что она действует в течение определенного времени. Поведение иностранного инвестора наряду с правовыми актами должно регулироваться и инвестиционным договором, который устанавливает субъективные права и юридические обязанности сторон. Вместе с тем действие договора, как правило, ограничивается определенным временем.

В современных условиях появились и иные определения понятия «инвестиция». Так, А.А. Никушева, анализируя законодательства разных стран, а также точки зрения ученых в отношении понятия «инвестиция», приходит к выводу: «во-первых, иностранные инвестиции рассматриваются как имущество, собственность…, во-вторых, как определенный процесс предпринимательской и иной деятельности» [10, с. 286289]. Данная точка зрения справедливо поддерживается и А.А. Джаналиевой. Она подчеркивает, что «инвестиция – это вообще не имущество. К имуществу относится только то, что включает в себя понятие "капитал". Инвестиция – это вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли» [4, с. 6].

 

Инвестиция как правовое явление

Предпочтительной, на наш взгляд, представляется точка зрения, согласно которой инвестиция это имущество, капиталовложения, средства, собственность, ценность и т.п. Что касается второго вывода А.А. Никушевой, он скорее относится к инвестиционной деятельности, а не к инвестиции, поскольку процесс вложения имеет место после принятия соответствующего решения о вложении инвестиции в объект предпринимательской деятельности. В связи с этим представляется преждевременным данный процесс называть инвестицией, поскольку нет самого вложения. Для того чтобы признать инвестицией ту или иную вещь, она должна обладать определенным свойством. Как правило, «определенный процесс», о котором говорит автор, не обладает таким свойством, как имущество, и поэтому, на наш взгляд, он является инвестиционной деятельностью.

А.А. Джаналиева в определении понятия «инвестиция» правильно подчеркивает, что инвестиция это вложение капитала в объект предпринимательской деятельности, и указывает мотив, ради чего осуществляется инвестиция, это получение прибыли. Однако в позиции А.А. Джаналиевой, на наш взгляд, отсутствует один из основных критериев определения понятия «инвестиция» – достижение иного значимого результата. Данный признак инвестиции непосредственно закреплен в ст. 1 закона Республики Таджикистан «Об инвестиции», не исключается он и в законодательствах стран СНГ, в том числе Российской Федерации [4, с. 34].

Разумеется, если вкладывается капитал в объекты предпринимательской деятельности на территории другого государства, то он должен принести определенный положительный эффект. Иными словами, государство, на территории которого осуществляются инвестиции и ради них создается необходимый инвестиционный климат, устанавливаются приоритетные направления, вправе рассчитывать на получение определенного социального эффекта в течение периода инвестирования. В связи с этим мы вполне солидарны с высказыванием в гражданской правовой литературе, согласно которому «…в процессе ее осуществления возможно и желательно достижение социального эффекта, улучшение материального благосостояния населения страны, сокращение безработицы и т.д.» [9, с. 56].

Поэтому государство получатель инвестиции заинтересовано в притоке капиталовложений в его экономику, для чего создает благоприятный инвестиционный климат, устанавливает преференции как налогового, так и таможенного характера. Забегая вперед, хотелось бы отметить, что государство, которое создает инвестиционный климат в первую очередь для иностранных инвесторов, должно принимать во внимание два немаловажных фактора: во-первых, государство должно создавать такой инвестиционный климат, при котором инвесторы не ощущали бы дискомфорта при вложении инвестиции и совершении практических действий по реализации инвестиции; во-вторых, нормативно-правовая база, с помощью которой создается инвестиционный климат для иностранных инвесторов, должна быть лучше, чем законы других государств, регулирующих инвестиционные отношения, иначе поток инвестиций может резко сократиться.

Далее автор говорит, что имущество не может быть признано в качестве инвестиции и, с точки зрения автора, скорее всего имущество относится к понятию «капитал», поэтому автор определяет инвестиции как вложение капитала [4, с. 6] в объект предпринимательской деятельности. Из этих суждений вытекает, что если имущество относится к капиталу и капитал является инвестицией, то имущество следует признать в качестве инвестиции. Б.В. Муравьев подчеркивает, что «отождествление инвестиции с имуществом не позволяет отделить их от другого имущества, которое к инвестициям никакого отношения не имеет и приводит к терминологической путанице, поскольку в данном случае приходится рассматривать любой договор, направленный на приобретение имущества, как инвестиционный, поскольку он предусматривает распоряжение собственностью».

Для разрешения данной проблемы необходимо обратиться к содержанию ст. 140 Гражданского кодекса Республики Таджикистан, согласно которой объектами гражданских прав могут быть имущественные и личные неимущественные блага и права. К имущественным благам и правам (имуществу) относятся: вещи, деньги, в том числе иностранная валюта, ценные бумаги, работы и услуги, результаты творческой интеллектуальной деятельности, фирменные наименования, товарные знаки и иные средства индивидуализации изделия, имущественные права и другое имущество.

Из содержания данной статьи ГК вытекает, что имуществом следует признать вещи, ценные бумаги, деньги и имущественные права. Сюда нужно отнести и неимущественные права, связанные с имущественными правами, подлежащие денежной оценке. Возникает вопрос: какое имущество может выступать в качестве инвестиции? Статья 1 закона Республики Таджикистан «Об инвестиции» подробно указывает на ценности, которые могут быть в качестве инвестиции, из чего вытекает, что законодатель оставил открытым перечень ценностей, т.е. объекты гражданских прав, которые могут быть признаны в качестве инвестиции. Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что законодатель при определении понятия инвестиции и ее правовой природы исходит из широкого понимания объектов гражданских прав, которых можно признать в качестве инвестиции. Полагаем, такое развернутое определение понятия инвестиции исключает путаницу при выявлении сущностных критериев капиталовложения.

По своей сущности инвестиция – это многогранное понятие, поэтому возникает объективный вопрос: какое имущество следует признать инвестицией, а какое – нет? В этом контексте нужен однозначной подход, чтобы отделить имущество разного рода от имущества, вложенного в качестве капиталовложения. По этому вопросу справедливо подчеркивается в юридической литературе, что имущество становится инвестициями только с момента вовлечения его в инвестиционный процесс [5, с. 73], что, на наш взгляд, является правильным.

С учетом анализа точек зрения о правовой природе инвестиции, функционирующих в юридической литературе, предлагаем определение понятия инвестиции следующим образом: инвестиция – это ценность материального и интеллектуального характера, принадлежащая инвестору и вкладываемая в объект инвестиционной деятельности с целью получения прибыли или иного положительного эффекта, сопряженной с определенным риском и ограниченной во времени.

По нашему мнению, такое определение понятия инвестиции содержит определяющие его признаки как многогранного и сложного явления, так как инвестициями могут быть материальная (т.е. капитал, имущество, деньги) и интеллектуальная собственность (например, вложение инвестиций в человеческий капитал). Куда вкладывается капиталовложение? Считаем, что оно должно направляться в объекты инвестиционной, а не предпринимательской деятельности, ответ непосредственно вытекает из положений ст. 1 закона Республики Таджикистан «Об инвестиции» [14]. Законодатель, формулируя определение понятия инвестиции, совершенно обосновано установил, что инвестиция должна вкладываться в объекты инвестиционной деятельности. В связи с этим вышеизложенное определение понятия инвестиции не претендует на окончательность, тем не менее мы думаем, что инвестицией в первую очередь должна признаваться ценность, которая со стороны инвестора направляется в экономику государства-реципиента, которое заинтересовано в ее привлечении.

 

Библиографический список

  1. Антипова О.М. Правовое регулирование инвестиционной деятельности (анализ теоретических и практических проблем). М.: Волтерс Клувер, 2007. 567 с.
  2. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Рос. право,1992. 272 с.
  3. Гущин В.В., Овчинников А.А. Инвестиционное право: учебник. М., 2006. 684 c.
  4. Джаналиева А.А. Инвестиционный контракт: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Алматы, 2003. 23 c.
  5. Доронина Н.Г. Проблемы правового регулирования иностранных инвестиции // Законодательства и экономика. 1996. № 56.
  6. Евтеева М.С. Международные двусторонние соглашения (понятие и предмет регулирования): автореф дис. … канд. юрид. наук. М., 2002. 23 c.
  7. Инвестиционное законодательство: сб. нормат. актов / сост. Ю.В. Лазарева. М.: НЦПИ: Велби, 2006. 475 c.
  8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М.: ОАО «ЦСЭ», 2001. 800 c.
  9. Мороз С.П. Теоретические проблемы инвестиционного права: гражданско-правовой аспект. Алматы, 2003. 343 c.
  10. Никушева А.А. К вопросу о понятии иностранных инвестиций // Объекты гражданских прав / отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы, 2004. 485 c.
  11. Потапова ЮВ. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъектах Российского Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2003. 25 c.
  12. Самарходжаев Б.Б. Инвестиция в Республике Узбекистан. Ташкент, 2003. 238 c.
  13. Свод Законов Республики Таджикистан. Душанбе, 2003. Т. 2.
  14. Свод Законов Республики Таджикистан. Душанбе, 2007. Т. 5.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.