УДК 347.4
DOI: 10.17072/1995-4190-2015-2-49-54

К вопросу о предмете договора энергоснабжения

Д.В. Головкина

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права

Западно-Уральский институт экономики и права

614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 35Д

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Введение: договор энергоснабжения имеет важное социальное значение, поэтому изучение его предмета играет важную роль. Цель: исследование предмета договора энергоснабжения в доктрине и законодательстве РФ. Методы:методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания. В статье использованы общенаучные методы анализа и синтеза, частно-научные методы исследования: формально-юридический, технико-юридический. Результаты: в статье определяются отличительные черты предмета договора энергоснабжения, которые связаны с тем, что энергия не является товаром в обычном понимании, а требует определенных действий, для того, чтобы быть переданным. Тем не менее энергия определяется как товар, который передается энергоснабжающей организацией потребителю. Приводятся различные точки зрения относительно энергии, являющейся предметом договора энергоснабжения: согласно первой она относится к имуществу как объекту собственности, в соответствии со второй она выступает в качестве так называемого бестелесного имущества, согласно третьей позиции энергия не является ни правом, ни вещью. Кроме того, проводится сравнение энергии с вещью, определяются особенности энергии, не позволяющие отождествлять ее с вещами. В то же время делается вывод о том, что энергия в условиях развития в России новых экономических отношений может позволить отнести энергию к категории, которая формально близка к категории вещей. Вывод: договор энергоснабжения обладает сложным предметом, который включает в себя как действия по передаче энергии, так и саму энергию, которая неразрывно связана с указанными действиями.

 

 

Ключевые слова: предмет договора; договор энергоснабжения; энергия; вещь; передача энергии;
специфика энергии

 

 

Введение  

В соответствии со ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если в нем согласованы все существенные условия. Для каждого договора существенным является условие о предмете. Предмет договора энергоснабжения в силу специфики самой энергии обладает рядом особенностей, о которых и пойдет речь.

 

Характеристика предмета договора
энергоснабжения

Предмет договора энергоснабжения в целом включает в себя два рода объектов: действия сторон по подаче энергии через присоединенную сеть наэнергопринимающее устройство абонента, принятию энергии и ее оплате, а также собственно энергию как специфический товар, суть которого составляет свойство энергии производить определенную работу. «Специфика предмета энергоснабжения, его отличие от предмета обязательств, вытекающих из иных видов договор купли-продажи, состоит в следующем.

Во-первых, передача товара потребителю осуществляется путем подачи энергии через присоединенную сеть на энергоустановку этого потребителя (абонента).

Во-вторых, на абонента возлагаются дополнительные обязанности в связи с использованием такого товара, как энергия: обеспечить соблюдение режима ее потребления, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им соответствующих приборов и оборудования.

В-третьих, энергоснабжающая организация наделяется дополнительными правами в области контроля за техническим состоянием энергоустановки абонента, его приборов и оборудования.

В-четвертых, правовое регулирование договора энергоснабжения неисчерпывается нормами, содержащимися в ГК РФ. Напротив, детальное регулирование указанных правоотношений должно обеспечиваться законами и иными правовыми актами об энергоснабжении, а также принятыми в соответствии с ними обязательными правилами» [4, с. 156].

 

Энергия – предмет договора
энергоснабжения

Предметом договора энергоснабжения является энергия. Но что такое энергия? Ежедневно мы употребляем это слово или слышим его от других людей или из средств массовой информации. Однако знаем ли мы в полной мере, что это такое, откуда берется? Принято считать, что в научный оборот понятие «энергия» было введено Аристотелем. Он считал, «что жизнь есть деятельность, деятельность, активность есть жизнь. Назначение человека – в разумной деятельности, сообразной с добродетелью» [1, т. 4, с. 31]. В XVIII веке М.В. Ломоносов открыл фундаментальный закон сохранения энергии. В середине XIX века был сформулирован этот закон, согласно которому энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она может переходить из одной формы в другую [3, т. 2, с. 699]. «Как фундаментальное естественно-научное понятие, энергия означает количественную меру движения материи или, что проще, способность выполнять работу» [17, с. 5]. Энергия представляет собой действие, осуществление. «Поэтому всякая разумная деятельность человека есть энергетическое преобразование природного потенциала в блага цивилизации» [5, с. 13].

Как предмет правового регулирования энергия характеризуется уникальными особенностями и признаками, отличающими ее от других предметов и явлений материального мира. Эти особенности во многом определяют необходимость самостоятельного регулирования энергетических отношений, включающих весь комплекс проблем, связанных с превращением энергии природных ресурсов в блага человечества.

Из определения договора энергоснабжения (ст. 539 ГК РФ) следует, что энергия выступает в качестве товара, передача которого абоненту является обязанностью энергоснабжающей организации, а абонент, в свою очередь, обязан уплатить за товар (энергию) определенную денежную сумму. Однако энергию нельзя назвать товаром или вещью в полном смысле этого слова. Энергия не может рассматриваться как обычный предмет материального мира, как телесная вещь; она представляет собой свойство материи, причем материи, которой придано определенное состояние (например, температура воды). Свойство энергии заключается «в способности производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для предпринимательской и любой иной деятельности» [9, с. 118]. Сама энергия при этом исчезает, она не материализуется в продукции или иных формах. То, что она существовала и была использована, фиксируется в показаниях приборов учета. Пока энергия находится в сети, она принадлежит тому, кто является собственником сети или источника, вырабатывающего энергию.

 

Правовая сущность энергии:
научная дискуссия

Среди цивилистов, исследовавших эту проблему, нет единого мнения отом, можно ли признать энергию вещью (товаром), которая покупается и продается как объект права собственности. В научной литературе по этому вопросу существует несколько точек зрения. Первая сводится к тому, что«воснове понятия имущественных отношений лежит право собственности и материальные объекты, вещи, а само понятие имущества приравнивается какадекватное понятию вещи» [16, с. 129]. При этом отмечается, что развитие производства и экономики привело к модернизации концепции имущества, кюридическому признанию новых видов имущества. К имуществу как объекту собственности начали относить энергию и сырье, выходящие за границы традиционного понимания вещи.

Вторая точка зрения заключается в признании так называемого бестелесного имущества, к которому относят энергию и газ [12, с. 67–68]. Однако теплую воду и пар в силу их физических свойств вряд ли можно рассматривать в качестве бестелесных вещей.

Третья, неимущественная, концепция сводится к тому, что энергия не является ни правом, ни вещью. Данная концепция исходит из правовой квалификации отношений по энергоснабжению как подрядных. Данной позиции придерживался М.М. Агарков. Следует отметить, что германское законодательство договор на энергоснабжение относит к подрядным отношениям.

По мнению В.А. Лапача, можно прогнозировать, что дальнейшее развитие системы объектов гражданских прав приведет к включению таких объектов, как энергия, в качестве промежуточной (между вещами и имущественными правами) объектной категории [10, с. 134].

Специфика энергии как объекта договорных отношений заключается в том, что, во-первых, энергия не может быть обнаружена как вещь; во-вторых, ее невозможно, в отличие от других вещей (товаров), накапливать и хранить; в-третьих, процесс производства энергии, как правило, непрерывен и связан сее транспортировкой и потреблением; в-четвертых, энергия при передаче потребляется и не может быть возвращена. «Именно особенности объекта предопределяют необходимость специальных правил, регулирующих правоотношения, связанные со снабжением энергией через присоединенную сеть» [6, с. 158].

Современное цивилистическое понимание энергии учеными Запада выразил Р. Саватье: «Юридически энергия может быть выражена только в форме обязательства. Это вещь, определенная всегда родовыми признаками, которые выражаются только в результатах ее использования, и продается всоответствии с единицей измерения. Представляя собой важный объект обязательства, она никогда не может быть объектом права собственности» [15, с. 186].

Гражданский кодекс РФ для правовой конструкции договора энергоснабжения исходит из признания энергии товаром, но не из тождества ему.

Как предмет правового регулирования энергия характеризуется признаками и особенностями, которые отличают ее от других предметов и явлений материального мира. Именно ее особенности определяют необходимость и важность самостоятельного регулирования энергетических отношений. Энергия пребывает в определенных формах. Одной из главных форм является тепловая энергия.

В нормативно-правовых актах данный термин используется без определения. Если обратиться к энциклопедическим данным, то мы обнаружим следующее определение: «Энергия (от греч. energia – действие, деятельность) есть общая количественная мера различных форм движения материи; в физике различным физическим процессам соответствует тот или иной вид энергии: механическая, тепловая, электромагнитная, гравитационная, ядерная и т.д.» [2, с. 1406]. Таким образом, тепловая энергия наряду с другими является частной по отношению к общей для них величине – энергии.

Под понятие товара попадает все, что способно быть объектом торгового оборота. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» [14], товаром признается объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. По своему экономическому значению тепловая энергия является товаром.

Остается дискуссионным вопрос о признании энергии вкачестве вещи. Отсутствие телесности, неотделимость от источника исредства передачи, неразрывный процесс производства, передачи ипотребления, несохранность – дают основания многим исследователям отнести энергию к категории услуг [13, с. 27].

Между тем физические свойства того или иного объекта гражданских прав не имеют для гражданского права значения, так как «смысл категории объектов гражданских правоотношений (объектов гражданских прав) заключается в установлении для них определенного гражданско-правового режима, т.е. возможности или невозможности совершения с ними определенных действий (сделок)» [7, т. 1, с. 294–295].

Развитие в России новых экономических отношений обусловило отнесение энергии к категории, которая формально близка к вещам. Этим и объясняется регулирование отношений по теплоснабжению через присоединенную сеть нормами § 6 главы 30 «Купля-продажа» ГК РФ.

Однако следует отметить, что технологические свойства энергии предопределяют невозможность ее использования в качестве вещи вомногих договорных конструкциях, таких как договор залога, аренды, а также невозможность осуществления ее правовой охраны с помощью тех же средств, которые используются для охраны вещей. Кроме того, эти свойства ставят подсомнение возможность отнесения энергии к объектам права собственности.

Очевидно, что технологические свойства энергии ограничивают, а иногда и исключают возможность осуществления поотношению к ней правомочий владения, пользования, распоряжения. Они«растворяются» в технологическом процессе производства, передачи и потребления энергии. В связи с этим возникают определенные сомнения по поводу возможности придания этому материальному благу юридического режима вещи в силу его специфических свойств. Тем не менее формирование в сфере энергоснабжения новых экономических отношений требует отнесения энергии к категории, которая близка к категории вещей. Таким образом, энергия может быть признана в качестве специфического объекта права собственности, при этом она выделяется в особый вид имущества. Следовательно, для энергии устанавливается правовой режим вещного права с учетом особенностей, обусловленных спецификой технологических процессов ее производства, передачи и потребления.

Товары и услуги на энергетическом рынке взаимосвязаны. «Синтез вещи и услуги в энергетике происходит в процессе реализации, т.е. доставки энергии до конечного потребителя. Именно поэтому происходит смешение понятий товара и услуги на энергетических рынках. Для потребителя не имеет значения раздельное ценообразование на энергию (товар) и услугу (доставку), важность имеет только стоимость конечного результата, который был получен посредством одновременного потребления энергии и услуги. Примером такого конечного результата может служить теплоснабжение (отопление)» [11, с. 15].

О.С. Иоффе указывал, что «если действия, которые должны быть совершены одним участником обязательства в пользу другого, связаны с передачей какого-либо имущества, то общим понятием предмета исполнения охватывается и это имущество» [8, с. 89]. Действия, совершаемые сторонами обязательства в пользу контрагента, рассматривались им как юридические объекты, а имущество – как материальный объект.

 

Выводы

Таким образом, в настоящее время можно говорить о том, что энергия, несмотря на то что является товаром, тем не менее не является вещью, хотя в определенной степени может относиться к категории, близкой к вещам, а договор энергоснабжения обладает сложным предметом, включающим в себя как действия обязанной стороны, в том числе действия по передаче энергии, так и саму энергию.

 

Библиографический список

  1. Аристотель Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4. 1244 с.
  2. Большой энциклопедический словарь / общ. ред. А.М. Прохорова. М.: Сов. энцикл., 1999. 1631 с.
  3. Большой энциклопедический словарь. Т. 2. / под ред. А.М. Прохорова. М.: Сов. энцикл., 1991. 984 с.
  4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2000. 800 с.
  5. Бушуев В.В. Энергия российского Экоса (энергетика – экономика – экология): в 2 ч. Ч. 1: Энергия и энергетика. М.: ИАЦ «Энергия», 2003. 208с.
  6. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 1999. 284с.
  7. Гражданское право: учебник; в 2 т. / отв. ред. проф. Е.А. Суханов. М.: ВолтерсКлувер, 2005. Т. 1. 800 с.
  8. Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975. 872 с.
  9. Корнеев С.М. Юридическая природа договора энергоснабжения // Закон. 1995. № 7. C. 118–121.
  10. Лапач В.А. Система объектов гражданских прав. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. 542с.
  11. Лукьянец А.А., Назарова В.И., Крынин М.А. Проблемы государственного регулирования на розничном (потребительском) рынке энергетики // Право и экономика. 2005. № 5. С. 13–16.
  12. Мурзин Д.В. Ценные бумаги – бестелесные вещи. Правовые проблемы современной теории ценных бумаг. М.:Статут, 1998. 176 с.
  13. Нестолий В.Г. Договор энергоснабжения – самостоятельный институт гражданского права // Сибир. юрид. вестник. 2003. № 3. С. 26–31.
  14. О защите конкуренции: Федер. закон Рос. Федерации от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3434.
  15. Саватье Р. Теория обязательства. Юридический и экономический очерк. М.: Прогресс, 1972. 440 с.
  16. Сейнароев Б.М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. № 6. С. 128–141.
  17. Шемшученко Ю.С., Лахно П.Г. Энергетическое право России и Украины: сравнительно-правовой аспект // Предпринимат. право. 2006. № 3. С. 2–9.
Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.