УДК 349.2:331

О ЗНАЧЕНИИ СОЦИАЛЬНОГО И ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВА НА ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОЙНОГО ТРУДА

А.С. Кудрин

Аспирант кафедры трудового права и социального обеспечения
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Анализируется понятие и сущность социального воздействия, его место в системе общественных отношений в сфере наемного труда. Обозначаются субъекты правового воздействия на трудовые отношения в лице государства, работодателей и социальных партнеров; отмечается роль Международной организации труда (МОТ) в этом процессе. Рассматривается понятие «достойный труд» и правовые возможности реализации концепции Достойного труда посредством применения «коренных» конвенций МОТ и решения четырех стратегических задач МОТ, основанных на признании равной ценности труда мужчин и женщин: создание новых рабочих мест; всеобщие гарантии прав в сфере труда; расширение прав в сфере социальной защиты; содействие эффективному социальному диалогу для достижения социального компромисса. Дается авторское определение понятия «достойный труд». Отмечается, что в современных российских условиях при содействии МОТ и использовании ее контрольных механизмов следует гибко подходить к регулированию трудовых отношений в целях обеспечения защиты прав и законных интересов работников и работодателей, создания условий для достойного труда и всестороннего развития человека.


Ключевые слова: социальное воздействие; правовое воздействие; Международная организация труда; достойный труд; трудовое правоотношение

 

Труд, являясь одним из социальных явлений, порождает общественную систему, представляющую собой совокупность связей по управлению процессами труда в целях создания материальных и духовных благ. По мнению В. В. Орлова, «система – это совокупность взаимодействующих элементов» [3, с. 264]. Прежде всего речь идет об использовании собственниками средств производства наемного труда, подразумевающего применение труда отдельного человека в интересах таких собственников на основе договора. По мысли А.С. Пашкова, «трудовые отношения – волевые общественные отношения, складывающиеся в результате приложения рабочей силы к средствам производства» [5,c. 12]. В частности, В.Н. Толкунова полагала, что трудовое правоотношение – «добровольная юридическая связь работника с работодателем, по которой работник обязан лично выполнять регулярно оговоренную трудовую функцию в общем трудовом процессе производства (работать по определенной специальности, квалификации, должности), подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка данного производства, а работодатель обязан своевременно и систематически оплачивать его труд по реальному вкладу и создавать условия труда не ниже предусмотренных законодательством, трудовым и коллективными договорами, соглашениями» [4, c. 61]. И.К. Дмитриева справедливо указывает, что «трудовое правоотношение – это возникающее на основании трудового договора и урегулированное нормами трудового права общественно-трудовое отношение, по которому один субъект – работник обязуется выполнять трудовую функцию с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, а другой субъект – работодатель обязан предоставить работу, обеспечивать здоровые и безопасные условия труда и оплачивать труд работника в соответствии с его квалификацией, сложностью работы, количеством и качеством труда» [1, c. 82].

Общественные отношения, связанные с применением наемного труда, испытывают на себе воздействие субъектов, наделенных социальной властью в рамках социального воздействия.Социальное воздействие представляет собой самостоятельное социальное явление, которое можно рассматривать как процесс формирования субъектом в лице государства, индивидов и их групп должного поведения объекта в лице индивидов и их групп с точки зрения и в интересах субъекта посредством использования социально-регулятивных механизмов. Главным из них является право, выступая в качестве сложного общественного явления.

Правовое воздействие является одним из элементов системы регулирования общественных отношений. Сущностной чертой правового воздействия выступает именно подчиненность одних субъектов другим, возможность одних оказывать решающее влияние на поведение других, направлять его в нужное русло.

С.А. Комаров считает, что «правовое воздействие – результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса)» [2, c. 436].

Понятие «воздействие» можно понимать как систему действий, имеющих целью повлиять на что-либо. Иными словами, воздействие характеризуется через понятие «влияние». Следует отметить, что воздействие означает влияние на что-либо с целью достижения в своем интересе полезного результата.

Правовое воздействие, являясь разновидностью социального воздействия, выступает одним из элементов системы регулирования общественных отношений. Такая система в целях защиты работника от ухудшения его социального положения требует эффективного правового воздействия, главным институциональным элементом которого выступает правовое регулирование. Важно отметить, что решение данной задачи не сводится лишь к использованию средств права. На современном этапе общественного развития обозначенную функцию призвана выполнить концепция Достойного труда, предложенная Международной организацией труда (МОТ) как воплощение гуманистических идеалов, признание высшей ценности человека труда.

Б. Хэппл пишет, что «отправной точкой формирования нового подхода к пониманию достойного труда послужили отчеты Генерального директора на 81-й сессии (1994), где было обрисовано новое видение проблемы либерализации регулирования трудовых отношений в сочетании с уважением прав и основных свобод человека и гражданина» [6,c. 57]. Правовой основой данного подхода выступают «коренные конвенции» МОТ: Конвенция МОТ №87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию; Конвенция МОТ №98 относительно применения принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров; Конвенция МОТ №100 о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности; Конвенция МОТ №29 о принудительном или обязательном труде; Конвенция МОТ №105 об упразднении принудительного труда; Конвенция МОТ №111 о дискриминации в области и занятий; Конвенция МОТ №138 о минимальном возрасте приема на работу, а также Конвенции МОТ №182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда.

Предполагается, что обозначенная концепция реализуется посредством решения четырех стратегических задач МОТ, основанных на признании равной ценности труда мужчин и женщин: создание новых рабочих мест; всеобщие гарантии прав в сфере труда; расширение прав в сфере социальной защиты; содействие эффективному социальному диалогу, способному согласовать интересы наемных работников и собственников средств производства во имя достижения социального компромисса.

Представляется, что достойный труд следует понимать как многоаспектное понятие, охватывающее собой экономические, политические и правовые явления, создающее условия для эффективного и производительного труда, содействующее достижению общественного, культурного и технического прогресса в целях социальной защиты трудящихся и их семей, способствующее развитию сущностных сил человека, раскрытию творческого потенциала каждого. Государство как субъект, наделенный социальной властью, занимает ведущее место в регулировании отношений, возникающих в сфере труда, являющий гарантом реализации концепции Достойного Труда.

Создание МОТ концепции Достойного Труда следует признать как важнейший способ международного воздействия на трудовые отношения в национальных государствах в целях повышения социальной защищенности работников, недопущения их эксплуатации, признание ценности наемного труда и его непосредственного исполнителя – человека.

В современной России, помимо государства, возможностью правового воздействия на трудовые отношения в виде правового регулирования обладают работодатели и коллективные субъекты права в лице работников и их представителей, работодателей и их представителей.

Статья 8 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) закрепляет: «Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями». Важно отметить, что способность работодателей воздействовать на трудовые отношения носит производный характер, т.е. возможно в рамках, заранее установленных государством. В силу этого ст. 8 ТК РФ закрепляет: «Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению».

Правовое воздействие на трудовые отношения возможно совместно со стороны работодателей (представителей работодателей) и субъектов коллективных трудовых отношений – работников и их представителей. Речь идет о регулировании трудовых отношений актами социального партнерства в виде коллективных договоров и соглашений на основании ст. 40 ТК РФ и в силу ст. 45 ТК РФ.

Таким образом, в современных условиях существования российского общества посредством эффективного правового воздействия необходимо обеспечить баланс интересов государства, работодателей, социальных партнеров при содействии со стороны Международной организации труда и использовании ее контрольных механизмов для формирования гибкости в регулировании трудовых отношений в целях обеспечения защиты прав и законных интересов работников и работодателей, создания условий для достойного труда и всестороннего развития человека.

 

 Библиографический список

  1. Дмитриева И.К. Российское трудовое право: учебник для вузов. М.: ИНФРА М-НОРМА, 1997. 415 с.

  2. Общая теория государства и права: акад. курс; в 2 т. / под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. Т. 2. 640 с.

  3. Орлов В.В. Основы философии: учеб. пособие / Перм. ун-т. Пермь, 1991. Ч. 1. Диалектический материализм. 448 с.

  4. Толкунова В.Н. Трудовое право: курс лекций. М.: ООО «ТК Велби», 2002. 320 с.

  5. Трудовое право России / под ред. А.С. Паш­кова. СПб.: Изд-во С.–Петерб. ун-та, 1994. 288с.

  6. Hepple В. Labour Laws and Global Trade. Oxford and Portland, Oregon Hart Publishing, 2005. 302с.

Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.