УДК 341.4:343.412.2
Статья посвящена актуальной проблеме формирования правовых основ устранения торговли людьми в зарубежных странах. Возникновение процесса принятия законов, направленных на борьбу с торговлей людьми, объясняется необходимостью устранения причин этого явления, игнорирование которых может привести к дестабилизации социального мира и экономическому дисбалансу. Следует учитывать системность и сложность данной проблемы, необходим и комплексный подход к ней, который носил бы всеобъемлющий международный характер и осуществлялся в странах происхождения, транзита и назначения, включающий меры, направленные на предупреждение этого преступления.
Ключевые слова: торговля людьми; трудовое законодательство; глобализация; Уголовный кодекс; принудительный труд
В последнее десятилетие в мире наметился рост преступлений, связанных с торговлей людьми, одной из главных причин которой является глобализация. Она создает пути для торговли людьми как в пределах той или иной страны, так и в международных масштабах.
Неслучайно Ханна Хармон (США) отмечает, что вследствии развития современных технологий, таких как Интернет, торговля людьми стала более эффективной) [5].
Граждане бедных стран стремятся к осуществлению трудовой деятельности в развитых странах, однако жесткое законодательство ограничивает их возможности, в результате чего они вынуждены участвовать в процессе незаконного пресечения границ.
Потребность в принятии законов, направленных на борьбу с торговлей людьми, объясняется необходимостью устранения причин этого явления, игнорирование которых может привести к дестабилизации социального мира и экономическому дисбалансу.
Законы можно классифицировать: 1) экономические; 2) связанные с государственной политикой; 3) определяемые неэффективностью органов трудоустройства; 4) вызванные несовершенством законодательства – трудового, иммиграционного, уголовного, административного.
Необходимость комплексного подхода очевидна. Определенное количество работодателей экономически развитых стран нуждаются в низкооплачиваемом труде мигрантов; сами мигранты заинтересованы в участии в данном процессе, исходя из того, что оплата труда в принимающей стране гораздо выше, чем в их стране. По своей сути рабство – это простой экономический принцип и лучший способ максимизировать прибыли путем минимизации затрат на рабочую силу.
Прослеживается и связь между принудительным трудом и различными аспектами глобализации, включая обострение глобальной конкуренции, миграцию и дерегулирование рынков труда. Растет число предпринимателей, привлекаемых возможностью быстрого обогащения благодаря рабскому труду. Торговля людьми порождается крайней нищетой, когда в бедных семьях в экономически неразвитых странах родители продают своих детей.
Большинство экспертов считают, что рабство будет существовать до тех пор, пока есть экономическое неравенство и должностные лица, желающие использовать проблемы жертв торговли людьми для получения прибыли. Несомненно, этому способствует и распространенная практика изъятия документов и удостоверений личности у нелегальных мигрантов.
Торговля людьми и принудительный труд являются признаками не только теневой экономики, они распространены и в формальном секторе производства, что объясняется отсутствием надлежащего контроля и надзора за деятельностью агентств по найму рабочей силы, которые довольно часто привлекают на незаконных основаниях нелегальных мигрантов для использования их труда. Учитывая системность и сложность данной проблемы, к ней необходим комплексный подход, который носил бы международный характер и осуществлялся в странах происхождения, транзита и назначения, включал меры, направленные на предупреждение такой торговли, наказание занимающихся ею лиц и защиту жертв торговли, в том числе путем защиты их международно-признанных прав человека, на борьбу с ней при уделении особого внимания женщинам и детям, на защиту и помощь жертвам такой торговли при полном уважении их прав, и на поощрение сотрудничества между государствами в достижении этих целей. Эта система включает: 1) признание торговли людьми уголовно наказуемым деянием; 2) защиту жертв торговли людьми; 3) помощь жертвам торговли людьми.
Необходимо также отметить и проблему отграничения двух понятий, описывающих взаимосвязанные, но разные по своей сути явления в сфере использования принудительного труда – «торговля людьми» (Human trafficking) и «контрабанда людей» (people smuggling).
В случае контрабанды нелегальные мигранты нанимают контрабандиста. Как правило, этот процесс включает в себя нелегальную транспортировку из одной страны в другую, для чего заключается незаконное соглашение без использования обмана и принуждения. После въезда в страну и прибытия в конечный пункт назначения нелегальный мигрант, как правило, свободно использует свою способность к труду. Торговля людьми подразумевает перемещение людей с целью их использовании обманным путем для принудительной работы или коммерческого секса. Кроме того, жертвам торговли людьми не разрешается покидать место назначения по прибытии . Они удерживаются против их воли под угрозой насилия и вынуждены работать или предоставлять услуги торговцам или третьим лицам.
В настоящее время выделяют две формы торговли людьми – кабальный труд(Bonded labor or debt bondage) и принудительный труд(Forced labor), которые взаимосвязаны между собой. Кабальный труд, или долговая кабала, – наименее известная форма торговли людьми, но наиболее широко используемый метод порабощения людей. Жертвы становятся подневольными работниками, когда оплата транспортировки и размещение их в стране прибытия включается в их будущей заработок. И пока они не оплатят услуги перевозчика, они насильно удерживаются в рабстве.
Принудительный труд – это ситуация, когда лица вынуждены работать не по своей воле, а под угрозой насилия или других форм наказания, и их свобода существенно ограничена.
В настоящее время во многих странах мира приняты нормативные акты направленные на борьбу с этим злом.
Законодательство США рассматривает торговлю людьми как сложное экономическое и социальное явление, для устранения которого недостаточно мер уголовного наказания, но требуются прежде всего меры экономического характера и меры поддержки жертв торговли людьми.
Соединенные Штаты Америки являются как страной транзита, так и страной назначения для торговли людьми. Законы о борьбе с торговлей людьми в Соединенных Штатах существуют и на федеральном уровне, и на уровне штатов. Законодательство более половины штатов устанавливает уголовную ответственность за торговлю людьми. Однако оно более мягкое, чем федеральное.
Усилия федеральных органов и органов штатов сосредоточены также на регулировании индустрии туризма для предотвращения секс-туризма и деятельности фиктивных международных брачных агентств.
В 2001 году было создано Управление по контролю и борьбе с торговлей людьми (Office to Monitor and Combat Trafficking in Person) как подразделение Государственного департамента США. Директор Управления координирует действия по борьбе с торговлей людьми в стране, а также осуществляет сотрудничество с соответствующими должностными лицами в деле борьбы с этим преступлением во всем мире.
На федеральном уровне в рамках реализации Концепции достойного труда МОТ в 2000 году был принят закон «О защите жертв торговли людьми» (Trafficking Victims Protection Act – TVPA )[7], который определил в качестве наиболее тяжелых форм торговли людьми следующие: 1) секс-торговлю, когда лица принуждаются к коммерческому сексу посредством насилия, обмана или угрозы применения насилия, или когда несовершеннолетний (в возрасте до 18 лет) вынужден выполнять такие сексуальные действия; 2) вербовку, укрывательство, перевозку людей путем применения силы, обмана в целях привлечения к принудительному труду.
В законе содержатся основы федеральной программы по оказанию услуг жертвам торговли людьми.
TVPA предусматривает три основные группы мер по предотвращению торговли людьми: повышение осведомленности общественности, проведение консультаций и экономические альтернативы.
Информирование общественности является способом в системе мер, направленных на профилактику торговли людьми. Публичное обсуждение случаев и причин торговли людьми приводит к ее минимизации, так как данное преступление попадает под пристальное внимание общественности. Велика в этом процессе и роль средств массовой информации: благодаря им общественность узнает о торговле людьми и может адекватно реагировать. Для достижения цели на Президента возлагается обязанность разработки и внедрения программ с целью повышения осведомленности общественности об опасностях торговли людьми.
Кроме того, с участием неправительственных организаций проводятся консультации для инициирования мероприятий, направленных на повышение осведомленности общественности.
Третий способ предотвращения торговли людьми состоит во внедрении экономических альтернатив по инициативе Президента, так как они являются основной причиной торговли людьми. Оказывая влияние на причины бедности, можно минимизировать количество жертв торговли людьми, что будет способствовать сокращению масштабов данного явления, а впоследствии и его искоренению. Закон предусматривает пять возможных инициатив, которые позволят снизить размер торговли людьми путем предоставления экономических альтернатив.
Первая состоит в обучении социально неблагополучных слоев населения профессиональным навыкам либо их профконсультирование. Несомненно, что предоставление возможности получать профессиональную подготовку обездоленным людям, которые не имеют опыта работы может привести к сокращению объемов торговли людьми. Второй альтернативой является разработка программ, которые обеспечивают включение женщин в процесс принятия экономических решений. Третий вариант заключается в реализации программ, направленных на удержание детей, особенно девочек, в начальных и средних школах. Школа обеспечивает необходимое образование, которое, в свою очередь, поможет гражданам получить лучшую работу в будущем. Четвертой инициативой является разработка учебно-информационного плана, который будет предупреждать общественность о рисках и опасностях, связанных с торговлей людьми. В-пятых, закон предусматривает создание неправительственных организаций, освещающих проблемы торговли людьми, а также выделение грантов для проведения этих мероприятий.
Несмотря на то, что TVPA является шагом в направлении минимизации торговли людьми, существует ряд проблем, связанных с его реализацией. Так, первая касается прав человека. У людей есть право быть свободными от наказания, грубого, жестокого и бесчеловечного обращения, а также пыток. Но в TVPA нет упоминания об этом.
Закон также не предусматривает устранения экономического и гендерного неравенства. В большинстве случаев торговля людьми является результатом неэффективной экономической системы.
Что касается гендерного неравенства, то несомненно, что мужчины имеют более высокий статус в обществе, чем женщины. Гендерная дискриминация и неравенство настолько укоренилась в общественных взглядах и традициях, что реализация программы по улучшению образования и экономических возможностей вряд ли сможет решить эту проблему.
Третий вопрос, который игнорируется TVPA, касается проблемы идеализации индустрии сексуальных услуг как со стороны средств массовой информации, так и участников данного процесса.
В 2003 году TVPA был продлен законом «О продлении срока действия Закона о защите жертв торговли людьми»[8], предусмотревший условие, в соответствии с которым пограничное законодательство должно быть направлено на обеспечение соблюдения защиты жертв транснациональной торговли людьми и предотвращение случаев контрабанды людей.
Закон закрепляет правовые основания для обеспечения приютов для жертв торговли людьми в пограничной зоне. Немаловажное значение отводится также и подготовке пограничников в целях определения контрабандистов и жертв торговли людьми. Обосновывается необходимость использования международных средств массовой информации для просвещения и предупреждения потенциальных жертв.
Однако после вступления в силу этого закона изменения в данной сфере были незначительными. Поэтому был принят закон Вильяма Вилберворса «О продлении действия Закона о защите жертв торговли людьми» [9] от 23 декабря 2008 г., который усилил меры по борьбе с торговлей людьми на территории США.
Необходимо отметить, что с момента реализации концепции достойного труда МОТ радикально изменилось и законодательство Великобритании о борьбе с торговлей людьми.
Законодательство Великобритании по борьбе с торговлей людьми развивается в двух направлениях – введение жестких иммиграционных правил, а также регулирование деятельности агентств по найму рабочей силы.
В соответствии с законом « О предоставлении убежища и иммиграции» от 2004 г. (Asylum and Immigration (Treatment of Claimants, etc.) Act 2004) [1], лицо совершает преступление, если оно организует или облегчает прибытие в Соединенное Королевство индивида («пассажира»), которого оно намерено в Великобритании подвергнуть эксплуатации.
Преступлением будут действия, направленные на организацию, облегчение выезда из Соединенного Королевство индивида («пассажира»), которого лицо намерено эксплуатировать за пределами Соединенного Королевства, или, если это лицо считает, что другой человек может эксплуатировать данного пассажира вне пределов Соединенного Королевства.
Великобритания приняла закон «О лицензировании организаций привлекающих временных неквалифицированных работников» от 2004 г. [3], установивший за агентствами заемного труда государственный контроль.
Появление этого нормативного акта было вызвано случаями использования завуалированных схем трудоустройства, в результате которых жертвы торговли людьми привлекались к принудительному труду в условиях, не отвечающих требованиям как техники безопасности, так и производственной санитарии, о чем свидетельствовал и случай гибели 23 китайских рабочих в 2003 г.
Законом предусматривается положение о лицензировании деятельности организаций, связанных с трудовой деятельностью работников, направляемых на сельскохозяйственные работы, сбор диких растений, рыбную ловлю в рыбоводческих хозяйствах и на некоторые виды работ по переработке и упаковке этих товаров.
Лицензию на привлечение рабочей силы организациям выдает специальное учреждение – Орган Лицензирования (ОЛ)(The Gangmasters Licensing ).
Особо в законе определяется порядок предоставления лицензии. Орган может выдать лицензию, если он считает это целесообразным. В лицензии закрепляются основные виды деятельности данной организации. Она предоставляется на такой срок, который ОЛ считает необходимым. Лицензия разрешает деятельность ее владельцу или лицам, работающим на владельца лицензии.
Орган Лицензирования имеет право издавать правила, связанные с лицензированием юридических лиц, действующих как организации, нанимающие неквалифицированных работников (gangmasters). Правила могут, в частности, устанавливать форму и содержание заявки на получение лицензий и других документов. Орган Лицензирования имеет право путем уведомления в письменной форме лицензиата изменять или отменять лицензии (в том числе любое из условий этой лицензии) либо с согласия лицензиата или в том случае, если есть основания предполагать, что организация нарушает требования закона и условия лицензии.
Следует отметить и порядок составления Реестра лицензий (Register of licenses). Орган разрабатывает и ведет реестр лицензированных организаций, а также обеспечивает, чтобы договоренности оставались в силе, предоставляет общественности возможность для проверки содержимого реестра.
В Законе предусматривается и ответственность за правонарушения в сфере деятельности организаций, нанимающих неквалифицированную рабочую силу, к которым относят:
1) осуществление деятельности без лицензии;
2) использование соответствующего документа, являющегося подложным, и должностное лицо данной организации знает или должно знать об этом;
3) лицензия была получена с нарушением процедуры.
За эти правонарушения предусматриваются такие санкции, как штраф и уголовное наказание в виде лишения свободы.
В ряде стран борьба с торговлей людьми осуществляется на основании уголовного законодательства.
В Дании основным актом в системе законодательства, направленного на борьбу с торговлей людьми, является Уголовный кодекс (Сводный закон №909 от 27 сентября 2005 г. [2]), в котором, в частности в ст. 206, отмечается, что любое лицо, которое с применением насилия или под угрозой насилия либо причинения существенного ущерба собственности, использования ложного обвинения принуждает другое лицо к совершению действий, которое оно не желает совершать, считается виновным в этом незаконном принуждении и несет ответственность в виде штрафа или тюремного заключения на срок, не превышающий двух лет. Кроме того, любое лицо, которое лишает другого человека свободы, подлежит наказанию в виде штрафа или тюремного заключения на срок, не превышающий четырех лет.
Особо в Уголовном кодексе Дании решается вопрос о вербовщиках, перевозчиках и заказчиках жертв торговли людьми. Лицо, которое вербует, перевозит, передает людей с использованием незаконного принуждения, угрозы лишения свободы , применения угрозы для целей эксплуатации в сфере коммерческого секса, принудительного труда, рабства или извлечения органов, наказывается лишением свободы на срок, не превышающий восьми лет.
Подобное законодательство было принято и в Италии – закон от 11 августа 2003 г. №228 «О мерах по борьбе с торговлей людьми» [6]. Данный нормативный акт внес изменения в ст. 600 Уголовного кодекса Италии, в соответствии с которой в настоящее время устанавливается положение о том, что лицо, виновное в использовании принудительного труда, наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет.
Несомненно, что подобная ситуация возникает только при наличии угроз, обмана или злоупотребления властью или когда лицо использует положение физически или психически неполноценных людей, условия нищеты в своих интересах с целью извлечения незаконной прибыли. Указанное наказание становится более жестким и увеличивается до 50%, если преступления совершаются в отношении несовершеннолетних моложе восемнадцати лет или в целях сексуальной эксплуатации, проституции или извлечения органов.
В статье 601 УК Италии отмечается, что тот, кто осуществляет торговлю людьми с целью совершения преступлений, или тот, кто вовлекает любое лицо путем обмана в процесс торговли людьми или обязывает такое лицо путем применения насилия, угроз или злоупотребления властью, либо воспользовавшись ситуацией, связанной с физической или психической неполноценностью и бедностью, или обещает деньги тем, кто отвечает за лицо в процессе перехода на национальную территорию, пребывания, жительства или перемещения на данной территории, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет. Данное наказание увеличивается на одну треть до 50%, если преступления, указанные в статье, совершаются в отношении несовершеннолетних моложе восемнадцати лет или в целях сексуальной эксплуатации, проституции или извлечения органов.
Таким образом, можно констатировать появление новой тенденции развития трудового права зарубежных стран – формирование правовых основ устранения торговли людьми.
Библиографический список