УДК 343.9

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ

С.В. Одинцова

Аспирант кафедры деликтологии и криминологии
Сибирский федеральный университет
660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, 6
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена комплексным преобразованиям в сфере противодействия незаконной миграции с применением инновационных решений. Формулируются предложения о внесении изменений и дополнений в миграционное законодательство. Предлагается создание комплексных миграционных центров с единой электронной базой данных по регионам и России в целом, внедрение электронных магнитных пластиковых миграционных карт со встроенным микрочипом системы «ГЛОНАСС», строительство центров временного содержания иностранных граждан, ожидающих административного выдворения.


Ключевые слова: незаконная миграция; безопасность; инновационные решения; комплексный подход; комплексный миграционный центр

 

Незаконная миграция существовала во все исторические периоды. Однако в настоящее время под влиянием процесса глобализации, который затрагивает самые разные стороны общественной жизни, он приобрел новые свойства, вследствие которых оказался в центре внимания не только отдельных государств, но и всего международного сообщества. Проблема незаконной миграции весьма остра и в Российской Федерации.

Рост незаконной миграции создает угрозу национальной безопасности и стабильности государства. В 2010 г. иностранными гражданами1 совершено 48 992 преступления, что составило 3,4% численности расследованных преступлений [8]. Сохраняется глобальный дисбаланс между количеством легально пребывающих на территории Российской Федерации и осуществляющих легальную трудовую деятельность и числом нелегальных иностранных граждан и лиц без гражданства, а также между числом ежегодно въезжающих и количеством покидающих страну. Негативное влияние, способствующее увеличению численности незаконных мигрантов, оказывают криминальные структуры, специализирующиеся на ускоренном оформлении документов и предоставлении нелегального трудоустройства, в том числе в теневой бизнес.

Для решения неотложных проблем, с которыми сталкивается Российская Федерация, необходима разработка комплексной системы мер противодействия незаконной миграции и ее опасным последствиям. Нужны конкретные решения, направленные на предотвращение и сокращение незаконной миграции, активизацию миграционного контроля, с тем чтобы возможности глобализации и международная миграция соответствовали потребностям нашей страны.

Существует круг достаточно серьезных взаимосвязанных проблем, определяющих взаимную детерминацию незаконной миграции иностранных граждан и этнической организованной преступности. Чтобы разорвать такой круг, требуются действенные меры по разрушению рынка теневой рабочей силы, основную часть которой составляют нелегальные мигранты. Для активизации миграционного контроля, предотвращения и сокращения незаконной миграции необходим комплексный подход, совместные действия органов законодательной и исполнительной власти. Полагаем, что в ходе осуществления мер и стратегий противодействия незаконной миграции основное внимание следует уделять коренным преобразованиям в сфере миграционного законодательства с применением инновационных решений.

Изучение процессов нелегальной миграции существенно затруднено тем, что нелегальные мигранты обычно стремятся избежать любых форм, касающихся учета их пребывания, перемещения и хозяйственной деятельности. При этом исследователи сходятся во мнении о том, что официальная статистика притока иностранных граждан в Россию лишь в незначительной степени отражает реальную картину из-за огромных масштабов нелегальной миграции, которая осуществляется в скрытой, не регистрируемой форме. Официальные оценки общей численности лиц, незаконно пребывающих в России, варьируют в диапазоне 3–19 млн. чел. По данным Федеральной миграционной службы, на территории России в 2010 г. находилось от 3 до 3,5 млн. незаконных мигрантов [6, с. 5]. По оценке независимых экспертов, число нелегальных трудовых мигрантов в России составляет от 5 до 10 млн. чел. [4]. Российская служба государственной статистики оценивала численность нелегальных мигрантов к 2010 г. в количестве 19 млн. чел. [3]. Значительная разница в статистических данных свидетельствует не просто о сложности количественного определения явления, которое по своей природе носит скрытый характер, но также о том, что у служб, призванных заниматься противодействием незаконной миграции, отсутствует сколько-нибудь четкое представление о масштабах явления, что уже само по себе таит высокую вероятность неудачи в этой борьбе.

Следует заметить, что суммарное количество иностранных граждан должно базироваться на официальных показателях: число въехавших и получивших миграционную карту, регион постановки на учет, регион местонахождения, число покинувших регион (в том числе с регистрацией в данном регионе), количество выданных приглашений, полученных разрешений на работу, патентов и т.д. Однако сводных учетов таких показателей просто не существует, поскольку многие въезжают на территорию региона, попадая в Россию через пункт миграционного контроля или таможню других субъектов Российской Федерации, либо проникая нелегально. В России отсутствует единая информационная база данных, позволяющая отследить не только въезд, но и перемещение мигранта по территории Российской Федерации и ее субъектов. Отчасти это связано с тем, что нет специализированных средств, чтобы определить местонахождение иностранных граждан, меняющих регион, место проживания и работы. Все вышеизложенное требует коренных перемен и инновационных решений.

Первый шаг в решении проблемы – создание единой информационно-анали­тической базы данных. При постановке на учет сведения об иностранном гражданине внесятся в электронную единую информационно-аналитическую базу данных с присвоением идентификационного номера. Все его дальнейшие контакты (с миграционной службой, работодателями, учреждениями здравоохранения, правоохранительными органами, налоговой службой) будут автоматически вноситься на электронный носитель базы данных. В электронном виде будут видны все правоотношения приехавшего: въехал, зарегистрировал идентификационный номер, результаты прохождения медицинского обследования, трудоустройство (в какой организации, по какой профессии, период работы), совершал ли правонарушения, дата выезда. Вся информация отображается в режиме «онлайн». Каждый проверяющий сотрудник получит возможность увидеть всю историю пребывания иностранного гражданина.

Введение в действие единой информационной базы данных не только позволит иметь четкое представление о состоянии миграционных процессов в каждом регионе, но и будет служить мерой противодействия незаконной миграции. Так, например, в настоящее время в Красноярском крае не существует единого комплексного учета иностранных граждан ввиду объективных причин: основная масса мигрантов поступает в край не напрямую через международные рейсы, а из других субъектов Российской Федерации, в связи с чем осуществлять комплексный контроль не представляется возможным. Если ввести единую базу данных для всей территории страны, то, даже если лицо приобретет незаконный статус на территории другого субъекта, это непременно обнаружится при получении разрешения на работу.

Предлагаем внедрить электронную магнитную пластиковую миграционную карту. При постановке на учет иностранный гражданин сдаст временную миграционную карту, полученную при пересечении государственной границы, и получит электронную магнитную пластиковую миграционную карту.

В указанной карте может содержаться следующая информация: фото, когда зарегистрировался, откуда приехал, номер мобильного телефона (свой или родственников), с какого года работает в России, где работал и по какой специальности, привлекался ли к административной или уголовной ответственности, по какой статье и другие сведения, необходимые для ФМС.

Внедрение электронной магнитной пластиковой миграционной карты позволит сотрудникам ФМС при проверке специальным прибором автоматически считывать с карты полную информацию о мигранте, его перемещениях по регионам России и сфере его деятельности; выяснить, соблюдает ли место работы и жительства, указанное при постановке на учет, имеется ли какая-либо задолженность.

Выдача каждому иностранному гражданину при постановке на учет электронной магнитной пластиковой миграционной карты значительно упростит процедуры оформления, а при последующем въезде в Россию вся информация будет автоматически загружаться с единой базы данных, что значительно сэкономит время как сотрудникам ФМС, так и иностранным гражданам. При проверке документов иностранного гражданина ему уже не надо будет иметь при себе «стопку бумаг» (паспорт, миграционную карту, разрешение на работу, корешок с отметкой о постановке на учет по месту пребывания и т.д.).

Единая миграционная карта «облегчит жизнь» не только мигрантам, но и проверяющим. Она позволит работниками ФМС за короткий срок проводить проверки иностранных граждан на рабочих местах, не отвлекая их от работы на продолжительное время для сбора и представления необходимых документов. Таким образом будет проще и быстрее выявить нелегальных работников. Без электронной магнитной пластиковой миграционной карты много времени требуется на проверку одного иностранного работника, что дает возможность другим нелегальным иностранцам успеть скрыться, а недобросовестным работодателям уйти от ответственности.

Внедрение электронной магнитной пластиковой миграционной карты и единой базы данных позволит автоматически контролировать и тех нелегальных граждан, которые уже выдворялись/депортировались и вновь пытаются въехать незаконно (законодательством предусмотрен запрет последующего въезда в течение 5 лет).

Механизмы автоматических устройств загрузки и считывания информации с карт уже разработаны и действуют в других сферах. Применительно к автобусам, например, разработан прибор автоматического учета поездок. В целях обеспечения нужд миграционной сферы необходимо разработать и внедрить прибор-аналог, осуществляющий автоматическую загрузку и считывание информации с электронной магнитной пластиковой миграционной карты.

Считаем необходимым обязать мигранта представить обратный билет с открытой датой. При постановке на миграционный учет и получении миграционной пластиковой карты мигрант должен сдать обратный билет с открытой датой в пункте постановки на учет (миграционный центр). При снятии с учета мигрант сдает миграционную пластиковую карту и получает свой билет на обратный проезд. Это даст высокую гарантию своевременного выезда мигранта.

Предлагаемые нововведения имеют существенное значение для безопасности самих мигрантов. В случае потери работы или продолжительной болезни, кражи денег у мигранта или других непредвиденных обстоятельств мигранты зачастую остаются без социальной поддержки, не могут своевременно выехать домой. Наличие гарантированного обратного билета с открытой датой дает мигранту уверенность в завтрашнем дне, он в любое время сможет вернуться домой, если запланированная работа не приносит желаемого результата.

В целях реализации предлагаемых изменений потребуется согласовывать варианты приобретения билетов с открытой датой с перевозчиками. Для них это, думается, также выгодно, т.к. они получают возможность для себя предварительного финансирования.

Введение обратного билета с открытой датой существенно сократит расходы госбюджета на депортацию и административное выдворение, а также сократит расходы на содержание незаконных мигрантов в центрах их временного пребывания, ускорит сроки их выдворения/депортации.

В качестве эксперимента нами предлагается временное введение изменений в действующее законодательство в плане устранения любых препятствий для выезда незаконных мигрантов из страны (за пределы России). Это означает, неприменение при пересечении границы к таким лицам никаких негативных последствий со стороны государства, кроме мер по отношению к лицам, совершившим преступления, позволит сократить численность нелегальных мигрантов и существенно облегчит их легальный выезд из России.

Предвосхищая возможные возражения относительно того, что нарушитель не сдаст пластиковую миграционную карту в миграционную службу, а выбросит или уничтожит ее мы предусматриваем на этот случай дополнительные гарантии стабильности предлагаемого механизма. Так, при порче или преднамеренном уничтожении карты последует:

  1. солидный административный штраф;

  2. запрет на последующий въезд на территорию России сроком 5 лет2;

  3. отсутствие возможности получить уже оплаченный тностранным гражданином билет на выезд, пока он не сдаст миграционную карту. Следовательно, из соображений экономической и иной целесообразности мигранту крайне невыгодно расставаться с картой. Конкретная дата билета на обратный выезд будет заказана и оформлена сотрудником ФМС (по согласованию с мигрантом) в билетной кассе комплексного миграционного центра после сдачи миграционной карты.

На самой карте должно быть указано, что в случае ее утери по неосторожности или кражи следует незамедлительно обратиться с соответствующим заявлением об утере или краже в миграционную службу или правоохранительные органы.

Как показывает практика, основную массу нелегальных мигрантов составляют легально въехавшие, но оставшиеся на неопределенных срок, тем самым нарушившие режим пребывания. Предлагаемая инновация снизит численность нелегальных мигрантов, т.к. благодаря карте бесследно скрыться не удастся и многие не рискнут быть выдворенными с запретом въезда на 5 лет.

При снятии с учета с целью выезда из страны иностранный гражданин сдает электронную магнитную пластиковую миграционную карту и получает обратный билет и временную миграционную карту, выданную при пересечении государственной границы.

Для обеспечения общественной безопасности и безопасности самих мигрантов назрела необходимость внедрения в электронную магнитную пластиковую миграционную карту микрочипа системы «ГЛОНАСС» с целью установления местонахождения каждого конкретного мигранта с помощью спутникового сигнала. Иностранные граждане относятся к наиболее виктимным слоям общества, нуждаются в более пристальном внимании и поддержке со стороны государства. Статистика свидетельствует, что число преступлений, совершаемых в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно растет [7]. В последние годы участились случаи вовлечения мигрантов в подпольный рынок труда, в сферу деятельности криминальных структур, распространения наркотических средств, торговли оружием.

Сами нелегальные мигранты в большей степени, чем другие категории лиц, потенциально подвержены преступным воздействиям (совершению в отношении них преступлений) и жестокой эксплуатации со стороны преступных элементов; чаще других вынужденно попадают под «опеку» этнических преступных сообществ, становятся объектом социальной и правовой дискриминации.

Только официальная и эффективная государственная защита максимально большого количества мигрантов (в том числе нелегальных) может вывести их из-под контроля организованной преступности, значительно сократит поле формирования коррупционности. Мы убеждены, что с помощью внедрения в электронную магнитную пластиковую миграционную карту микрочипа системы «ГЛОНАСС» можно существенно повысить общественную и криминологическую безопасность, отслеживая негативные процессы.

Без сомнения, предлагаемые нововведения многие работодатели, эксплуатирующие труд незаконных мигрантов как бесправную дешевую рабочую силу, воспримут «в штыки» и будут на всех уровнях утверждать, что тем самым будут нарушены права мигрантов. Но общественная безопасность иностранных граждан и экономический ущерб от нелегальной трудовой миграции в сотни миллиардов рублей дают веские основания внедрять данные новшества.

Применение микрочипа в миграционной карте вполне осуществимо. Опыт спутникового установления местонахождения человека или объекта широко применяется в самых разных сферах: в полиции, ГУ ФСИН, противоугонных системах, навигаторах, личном транспорте, в автобусных парках и т.д.

Назрела жизненная необходимость создания в краевых и областных центрах комплексных миграционных центров (далее – КМЦ), в которых бы находились:

  1. Администратор информационно-справочной службы, который ведет первичный прием мигрантов3 и осуществляет координацию работы центра.

  2. Медпункт с медицинской лабораторией по приему анализов (центр медкомиссии).

  3. Отдел ФМС с единой базой данных по краю и России в целом.

  4. Специалист службы занятости для мигрантов.

  5. Юрист по миграционным и трудовым вопросам.

  6. Буфет.

  7. Гостиничные номера для мигрантов на кратковременный срок (для оформления документов).

  8. Отделение авиа- и железнодорожной касс.

  9. Банкоматы, платежные терминалы.

Создание комплексного миграционного центра позволит:

  1. компактно разместить все необходимые службы;

  2. повысить эффективность процедуры получения документов и сократить время их оформления за счет устранения необходимости переездов от одного госучреждения к другому;

  3. снизить коррупционную составляющую;

  4. «отсеять» иностранных граждан, которые привлекались к ответственности в одном регионе и пытаются уйти от ответственности незамеченными в другом регионе;

  5. исключить криминальный бизнес теневых структур, которые занимаются оформлением документов и трудоустройством мигрантов, зачастую вовлекая мигрантов в хорошо организованный и законспирированный нелегальный бизнес, связанный с криминалом;

  6. обезопасить мигрантов от возможного влияния криминальных структур и участия в их деятельности.

Построенный центр может работать по принципу самоокупаемости за счет высокой рентабельности гостиничного комплекса и оказываемых услуг, благодаря существенному снижению незаконной миграции и сокращению затрат на административное выдворение и депортацию, обеспечивая тем самым восполнение недополучаемых налогов. Средства, которые ранее затрачивались на административное выдворение и депортацию, можно будет перераспределить на освоение и развитие комплексного миграционного центра. Мигрантов, которые содержатся в спецприемниках в ожидании выдворения, можно привлечь на строительство такого центра, тем самым предоставить возможность отработать свою задолженность законной трудовой деятельностью. Нередко сроки ожидания административного выдворения затягиваются ввиду нехватки бюджетного финансирования.

Комплексные преобразования с применением системы «ГЛОНАСС» выявят существенное количество нелегалов, следовательно, встанет проблема размещения и содержания большого потока нелегальных мигрантов. Возможно, по причине существования этой проблемы и увеличивается численность незаконных мигрантов, т.к. количество въезжающих растет, а центры временного содержания нарушителей почти отсутствуют. Не исключено, что определенную часть нелегалов приходится отпускать ввиду отсутствия мест размещения. Комплексные преобразования следует дополнить строительством центров временного содержания иностранных граждан, подвергнутых административному выдворению.

Предлагаемые нами инновации обеспечат возможность:

  1. Значительно сократить нелегальную миграцию и тем самым существенно повысить уровень общественной и криминологической безопасности как коренного населения России, так и самих иностранных граждан.

  2. Пополнить государственный бюджет за счет восполнения суммы налоговых платежей, недополученных государством из-за нелегальной миграции и подпольного рынка труда, выявить лиц, использующих труд нелегальных мигрантов, сэкономить средства на содержание и административное выдворение или депортацию нарушителей4.

Мы твердо убеждены, что эти нововведения поднимут престиж и авторитет законных мигрантов. Заметно повысится уровень безопасности в регионах, т.к. основные правонарушения совершают, как правило, именно незаконные мигранты, которые не имеют правового и социального статуса, находятся в маргинальном положении. Сократится число случаев вовлечения мигрантов в преступную деятельность, имущественных преступлений (кражи, грабежи, мошенничества), распространения наркотических средств, контрабанды и других преступлений [5, с. 101–103]. В связи с уменьшением количества незаконных и увеличением числа законных мигрантов повысится уровень налоговых платежей в госбюджет.

Только комплексный подход к противодействию незаконной миграции и совершенствование миграционного законодательства с применением инновационных решений позволит эффективно и в максимально короткий срок значительно сократить масштабы нелегальной миграции. Если сопоставить убытки от наносимого нелегальной миграцией ущерба экономике, общественной безопасности и другим сферам с затратами на внедрение и применение предлагаемых нововведений, то можно не сомневаться в том, что все затраты окупятся в короткий срок и в ближайшие годы реализация инновационных проектов будет приносить доход в казну государства.

Следует также учитывать влияние этнических общин на рост численности нелегальной миграции. Как известно, приглашением и вербовкой мигрантов занимаются в основном этнические общины, поскольку иностранный гражданин, не знающий региона, в котором можно заработать, вряд ли поедет в «никуда». Логично было бы, чтобы этнические общины несли финансовую ответственность за своих соотечественников в виде частичной оплаты их выдворения за счет общин – это будет одна из самых эффективных мер борьбы с нелегалами.

Поскольку нелегальный рынок зачастую контролируют этнические группировки, пришло время привлечь к наведению порядка в этой сфере этнические общины. Необходимо поставить этнические общины в такие условия, чтобы они сами боролись с нелегальными мигрантами как явлением, за доброе имя и честь своих соотечественников.

Принцип «латания дыр» порождает безответственность служб, занимающихся контролем за миграционными процессами, и уверенность в безнаказанности самих нелегальных мигрантов. От этого в конечном счете страдает экономика, тормозится развитие и внедрение новых технологий, не пополняются бюджеты. Успешное решение данной проблемы возможно лишь при системном, комплексном подходе с применением инновационных решений.

 

Библиографический список

  1. В 30 тыс. рублей обойдется выдворение одного нелегала – эксперт Н.И. Власова [Электронный ресурс] // Официальный сайт экспертных групп по обновлению «Стратегии – 2020» – стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. URL: http://strategy2020.rian.ru/news/20111115/366198653.html (дата обращения: 15.11.2011).

  2. Выступление К. Ромодановского на форуме ООН в Нью-Йорке в 2006 г. // Рос. газ. 2006. 16 сент.

  3. К 2010 глду незаконные мигранты составят 10% населения России – Росстат [Электронный ресурс] // Информ. агентство REGNUM: URL: http://www.regnum.ru/news/1007408.html (дата обращения: 25.12.2010).

  4. Материалы Рабочей группы по медицинским и социальным проблемам трудящихся-мигрантов за 2010 г. [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly. 2011. 18 апреля – 1 мая. (№463–464). URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2011/0463/index.php (дата обращения: 18.07.2011).

  5. Одинцова С.В. Преступность иммигрантов в Красноярском крае // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. №328.

  6. Смольякова Т. Входной билет для нелегала // Рос. газ. 2011. 14 янв.

  7. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/ (дата обращения: 10.09.2011).

  8. Состояние преступности – январь–декабрь 2010 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. URL: http://mvd.ru/presscenter/statistics/reports/show_88233/ (дата обращения: 10.09.2011).

  9. Ткач А., Ушакова О. Миграцию пора выводить «из тени» // Парламент. газ. 2006. 16 марта.

 

1 Автор оперирует рядом понятий, требующих четкого определения применительно к предмету данной статьи: «мигрант», «иностранный гражданин», «лицо без гражданства» используются здесь как равнозначные.

2 Для обеспечения предлагаемых мер в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» необходимо внести соответствующее дополнение.

3Администратор выдает мигранту анкету, в которой предположительно могут быть указаны следующие сведения: какой раз мигрант приезжает в Россию и в каких регионах находился ранее, откуда приехал, кто порекомендовал или пригласил приехать в наш регион, по какой специальности хочет найти работу и на какой срок. Данная анкета позволит отделу ФМС и специалисту службы занятости для мигрантов ускорить рассмотрение заявления. Заранее заполненная анкета поможет сотрудникам заблаговременно подготовить документы ожидающим мигрантам, что существенно сократит время приема.

4 Необходимо иметь в виду, что ущерб из-за неуплаты налогов нелегальными мигрантами составляет более 200 млрд. руб. в год [2, с. 1]. Эта сумма сопоставима с расходами федерального бюджета на образование или на социальную политику [9, с. 1, 10–11]. Следует также учесть экономию затрат на административное выдворение и депортацию, которые обходятся в среднем в 30 тыс. руб. на одного «нелегала» [1].

Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.