УДК 343.8
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: korshun48@list.ru
Статья посвящена анализу некоторых особенностей правового и организационного характера исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы.
Актуальность проблемы исследования обусловлена также введением в действие альтернативного лишению свободы нового вида уголовного наказания в виде ограничения свободы.
Сущность наказания заключается в ограничениях, указанных в ст. 53 УК РФ. В работе отмечается, что еще остается актуальной проблема судебного усмотрения при установлении судом ряда ограничений в отношении осужденных к ограничению свободы.
Содержание наказания в виде ограничения свободы позволяет сделать вывод о том, что его новая редакция имеет некоторое сходство с такими наказаниями, как исправительные и обязательные работы, и с такими мерами уголовно-правового характера, как условное осуждение и отсрочка отбывания наказания.
Ключевые слова: уголовное право; уголовное наказание; ограничение свободы; исполнение наказания; мониторинг; права осужденных; розыск осужденных, надзор за осужденными; уголовно-исполнительная инспекция
Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. №377-ФЗ с 10 января 2010 г. была введена в действие новая редакция уголовного наказания в виде ограничения свободы.
О необходимости расширения альтернативных лишению свободы видов уголовных наказаний свидетельствует и их преимущество, которое, по мнению проф. С.М. Зубарева [1, с. 69], выражается в их меньшей репрессивности; они не ограничивают свободу перемещения и общения с другими гражданами; при их исполнении не утрачиваются социально полезные связи с родственниками, знакомыми, трудовыми коллективами; осужденные не изымаются из привычной социальной среды, поэтому нет необходимости в их социальной реабилитации после отбытия уголовного наказания; применение этих видов наказаний позволяет избежать тесного контакта осужденного с криминалитетом и получения негативного криминального опыта; одновременно исключается возможность консолидации этих осужденных, как это имеет место в исправительных учреждениях, что не позволяет им вырабатывать и навязывать другим осужденным правила так называемой «тюремной» субкультуры; общество не несет больших материальных затрат по содержанию осужденных к этим наказаниям; более эффективно осуществляется социальный контроль за исполнением уголовного наказания; в большей мере обеспечиваются права, свободы и законные интересы осужденных.
Этот вид наказания был включен в ст. 44 УК РФ с 1 января 1997 г. Но в силу того, что его исполнение было предусмотрено в исправительных центрах, которых в России нет, а чтобы их построить необходимы большие финансовые затраты, этот вид наказания не вводился в действие.
Законом предусмотрена новая редакция ст. 53 УК РФ «Ограничение свободы». Теперь для исполнения наказания не требуется наличия специализированного государственного учреждения в виде исправительного центра, а в соответствии с ч. 7 ст. 16 УИК РФ исполнение этого наказания осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией [7].
Ограничение свободы назначается судом на срок от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой или средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ и в порядке замены неотбытой части лишения свободы (ст. 80 УК РФ) и штрафа (ч. 5 ст. 46 УК РФ) [6].
Сущность наказания заключается в следующих ограничениях:
1) запрет покидать дом (квартиру, иное жилище) в определенное время суток;
2) не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;
3) не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;
4) не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;
5) не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции.
6) возложение судом на осужденного обязанности являться от одного до четырех раз в месяц для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию.
Из вышеперечисленных ограничений обязательными для суда являются установление осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия уголовно-исполнительной инспекции, ограничений на выезд за пределы территории муниципального образования, а также возложение обязанности являться в уголовно-исполнительную инспекцию от одного до четырех раз в месяц для регистрации, конкретное число явок определяет суд (см. ч. 1 ст. 53 УК РФ), все остальное – на судебное усмотрение. Что касается возложения обязанности на осужденного являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации Верховный Суд РФ в своем постановлении Пленума от 2 апреля 2013 года №6 в п. 3 (6.1.) обязал нижестоящие суды в обязательном порядке возлагать эту обязанность. Поэтому еще остается актуальной проблема судебного усмотрения при установлении судом других ограничений в отношении осужденных к ограничению свободы.
Верховный Суд в указанном выше постановлении также дал разъяснение нижестоящим судам по следующим вопросам: в приговоре необходимо устанавливать территорию, за пределы которой осужденному к ограничению свободы запрещается выезжать и в пределах которой ему запрещается посещать определенные места; суду следует указывать, посещение каких мест (рестораны, кафе, бары и т. п.) в пределах территории муниципального образования запрещено осужденному; ограничение в виде запрета на посещение мест проведения массовых мероприятий и участие в них может касаться как всех массовых мероприятий, так и тех из них, посещение и участие в которых, по мнению суда, будут препятствовать исправлению осужденного. К массовым мероприятиям Верховный Суд относит общественно-политические (собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и др.), культурно-зрелищные (фестивали, профессиональные праздники, народные гулянья и др.) и спортивные (олимпиады, спартакиады, универсиады, соревнования по различным видам спорта и др.) мероприятия; одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может служить основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного жительства на территории РФ; суды должны выявлять причины нарушений порядка и условий отбывания наказания, допущенных им после официального предостережения (неявка без уважительных причин для регистрации, несоблюдение установленных судом ограничений, привлечение к административной ответственности за нарушение общественного порядка и т.п.) [4].
В период отбывания ограничения свободы суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №59-ФЗ «О внесении изменений в статью 53 Уголовного кодекса РФ и статью 50 Уголовно-исполнительного кодекса РФ» установлен исчерпывающий перечень оснований, в отношении которых уголовно-исполнительной инспекцией дается согласие осужденному: на уход из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, на посещение определенных мест, расположенных в пределах территории соответствующего муниципального образования, либо на выезд за пределы территории этого муниципального образования; изменение места постоянного проживания (пребывания) и изменение места работы или обучения. Установлена также и процедура дачи такого согласия уголовно-исполнительной инспекцией. В связи с этим ст. 50 УИК РФ дополнена частями 4–7 [8].
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
Данный вид наказания не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Что касается некоторых особенностей исполнения этого наказания. Указанным выше Федеральным законом введена новая редакция гл. 8 УИК РФ «Исполнение наказания в виде ограничения свободы».
В соответствии с ч. 7 ст. 16 УИК РФ этот вид наказания исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства. Не позднее 15 суток со дня получения копии приговора уголовно-исполнительная инспекция вручает осужденному официальное уведомление о необходимости его явки в инспекцию для постановки на учет.
Осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, или когда ограничение свободы назначено в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы, после освобождения из исправительного учреждения следуют к месту жительства самостоятельно за счет средств федерального бюджета. При этом администрация исправительного учреждения вручает осужденному предписание с указанием маршрута следования и времени явки в уголовно-исполнительную инспекцию для постановки на учет, о чем незамедлительно уведомляет указанную уголовно-исполнительную инспекцию в письменной форме.
Исчисление срока осуществляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией, при этом в срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного наказания, засчитывается и время содержания под стражей из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении наказания в качестве дополнительного, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы исчисление срока осуществляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения.
В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.
При постановке на учет осужденный подлежит дактилоскопической регистрации и фотографированию. В течение трех суток со дня постановки на учет об этом извещается орган внутренних дел по месту жительства осужденного.
Надзор за осужденными к ограничению свободы осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительнымзаконодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время в данной сфере приняты два нормативных правовых акта: постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2010 г. №198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы», а приказом Министра юстиции Российской Федерации от 11 октября 2010 г. №258 утверждена Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия. Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных уголовно-исполнительные инспекции вправе использовать:
1. Средства персонального надзора и контроля:
1) браслет электронный – электронное устройство, надеваемое на осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле (более 3 месяцев) и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса;
2) стационарное контрольное устройство – электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещение о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях;
3) мобильное контрольное устройство – электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного к наказанию в виде ограничения свободы вне мест, оборудованных стационарным контрольным устройством, для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS;
4) ретранслятор – электронное устройство, предназначенное для расширения зоны приема сигналов электронного браслета стационарным или мобильным контрольным устройством;
5) персональный трекер – электронное устройство, выполненное в виде браслета, предназначенное для ношения на теле (не более 3 месяцев) осужденным к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS, имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса.
2. Стационарное устройство аудиовизуального контроля – электронное устройство, предназначенное для автоматической визуальной и голосовой идентификации осужденного к наказанию в виде ограничения свободы.
3. Технические средства и устройства региональных информационных центров:
1) сервер мониторинга – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения работы системы дистанционной идентификации, получения, обработки, хранения и передачи информации;
2) сервер аудиовизуального контроля – программно-аппаратный комплекс для обеспечения функционирования системы визуальной и голосовой идентификации, записи, обработки, хранения и передачи информации;
3) стационарный пульт мониторинга – компьютер, предназначенный для обработки и отображения информации о выполнении осужденным к наказанию в виде ограничения свободы предписанных ограничений;
4) мобильный пульт мониторинга – комплекс портативных переносных устройств, обеспечивающий прием и идентификацию сигналов электронных браслетов, а также обработку и отображение информации о выполнении осужденным к наказанию в виде ограничения свободы предписанных ограничений [3].
При осуществлении надзора работник уголовно-исполнительной инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в уголовно- исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении.
В целях обеспечения надзора уголовно-исполнительная инспекция также обязана:
– не реже одного раза в месяц вызывать осужденного на беседу по вопросам, связанным с отбыванием наказания;
– ежемесячно проводить проверки по месту жительства, работы и учебы;
– в необходимых случаях посещать жилище осужденного;
– не реже одного раза в месяц проводить проверки определенных общественных мест в посещении, которых осужденному установлены судом ограничения;
– своевременно применять к осужденному установленные законом меры воздействия;
– принимать решение об использовании в каждом конкретном случае технических средств надзора и контроля в целях осуществления надзора за соблюдением следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток; не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования; не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях; не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия инспекции;
– в соответствии с периодичностью, установленной судом, осуществлять регистрацию осужденного;
– не реже одного раза в месяц осуществлять проверку осужденного по месту жительства или пребывания на предмет соблюдения им установленных судом ограничений, а также в целях выяснения сведений о его поведении и работе;
Результаты осуществления надзора отражаются соответствующими справками, рапортами и в месячной ведомости надзора.
В случае уклонения осужденного от отбывания наказания или контроля либо не прибытия в инспекцию после освобождения из исправительного учреждения и в целях установления их местонахождения силами уголовно-исполнительной инспекции проводятся первоначальные мероприятия [2].
При проведении первоначальных мероприятий уголовно-исполнительная инспекция:
– информирует подразделения розыска территориального органа УИС о разыскиваемом осужденным;
– запрашивает и получает информацию по учетам подведомственных территориальному органу УИС учреждений;
– использует иные доступные источники информации, способствующие розыску осужденного.
Верховный Суд РФ к первоначальным мероприятиям, в частности, относит опросы родственников, соседей и других граждан, которым может быть что-либо известно о месте нахождения лица, проверка по месту работы (учебы) осужденного, запросы в различные организации (адресное бюро, военкоматы, морги, больницы, органы внутренних дел) [6]. Если по истечении 30 дней осуществления первоначальных мероприятий местонахождение осужденного не будет установлено инспекция объявляет его розыск.
В отношении осужденного, которому ограничение свободы назначено в качестве дополнительного наказания, направляется информация в орган внутренних дел для возбуждения уголовного дела по ч. 1 ст. 314 УК РФ.
Анализ наказания в виде ограничения свободы позволяет сделать вывод о том, что новая редакция этого наказания имеет некоторое сходство с такими наказаниями как исправительные и обязательные работы и с такими мерами уголовно-правового характера, как условное осуждение и отсрочка отбывания наказания. Тем не менее следует констатировать: 1) факт расширения альтернативных лишению свободы уголовных наказаний; 2) в санкции большинства статей УК РФ за тяжкие и особо тяжкие преступления в качестве дополнительного введено наказание в виде ограничения свободы, которое по сути будет выполнять дополнительно и функции гласного административного надзора на срок от 6 месяцев до 2 лет в отношении лиц, освобожденных из исправительных учреждений.
Таковы некоторые особенности правового и организационного характера исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы.
Библиографический список
Зубарев С.М. Уголовно-исполнительное право: М.: Высш. образование, 2013. 173 с.
Инструкция по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: объявл. приказом Министра юстиции Рос. Федерации от 11 окт. 2010 г. №258 // Рос. газета. 2010. 27 окт.
Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы: постановление Правительства Рос. Федерации от 31 марта 2010 г. №198 // Рос. газета. 2010. 7 апр.
О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2 апр. 2013 г. №6 // Рос. газета. 2013. 5 апр.
О практике применения судами законодательства об исполнении приговора: постановление Пленума Верховного Суда Рос. Федерации от 20 дек. 2011 г. №21 // Рос. газета. 2011. 30 дек.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №25, ст. 2954.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 янв. 1977 г. №1-ФЗ (в ред. от 30.12.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1977. №2, ст. 198.
О внесении изменений в статью 53 Уголовного кодекса РФ и статью 50 Уголовно-исполнительного кодекса РФ: Федер. закон от 5 апр. 2013 г. №59-ФЗ // Рос. газета. 2013. 10 апр.