УДК 342.547:355

ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ НА ВКЛЮЧЕНИЕ В СТАЖ ВРЕМЕНИ НАХОЖДЕНИЯ НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ

А.В. Москалев

Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и финансового права
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E
-mail: dekanur@psu.ru

Л.И. Бусыгин

Кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин
Филиал НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Пермском крае
614026 г. Пермь, ул. Таганрогская, 11
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Аннотация: Основное внимание в статье уделено к проблеме правового понимания категории «государственный служащий» при определении выслуги лет лиц, прошедших срочную военную службу. Цель статьи – оценка права государственного служащего засчитывать в общий трудовой стаж, включать в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета – один день военной службы за два дня работы, что повсеместно нарушается. Нормативной основой данного права является пункт 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ, где установлено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы

Анализируется современное российское законодательство, регулирующее отношения с участием государственных служащих. Говорится о нарушении органами исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации правил определения общего трудового стажа государственных служащих. На основе системного анализа действующего законодательства анализируются коллизии подзаконных нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации федеральному законодательству в названной сфере.


Ключевые слова: стаж; выслуга; государственный служащий; военная служба; государственная гражданская служба; правоохранительная служба; принципы государственной службы; система государственной службы; календарное исчисление государственной службы; льготное исчисление государственной службы

 

Эффективность деятельности государственных служащих зависит прежде всего от организации их труда, профессионализма, творчества и добросовестности. Это возможно, если руководитель (государственный служащий), обладая специальными знаниями, умеет анализировать обстоятельства, логически мыслить, устанавливать существенные взаимосвязи различных явлений, выделять главные факторы, основные проблемы, воспринимать новое, сочетать теорию и практику, выбирать наилучшие средства выполнения решений.

Анализ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, законодательства бывшего СССР и РСФСР, Российской Федерации и субъектов Федерации, научной литературы, посвященной вопросам государственной службы, позволяет сделать неутешительный вывод о том, что, к сожалению, низкий профессиональный уровень чиновников, их намерение по любому вопросу следовать не букве закона, а письменным (устным) указаниям сверху стали сегодня главным сдерживающим фактором развития России. Данная картина может быть подтверждена двумя примерами из прошлого и настоящего.

Так, наследием советского времени стал мощный, непоколебимый долгие годы институт прописки. В масштабах всей страны трудно представить, сколько миллионов граждан России пострадали от деятельности представителей исполнительной власти, требовавших справки с места жительства. При том, что: 1) 25 июня 1993 г. закон РФ №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определил местом жительства – жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) с 1 января 1995 г. вступила в действие ч. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая аналогичным образом определяет место жительства. Но, несмотря на наличие двух вышеназванных федеральных законов, один из которых кодифицированный, обладает высшей юридической силой, названный институт продолжает действовать, жестко определяя правовые отношения исключительно по справке с места прописки. И только 17 июля 1995 г., после принятия Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от №713), исполнительная власть всех уровней постепенно прекращает оказывать давление, что является нарушением законных прав граждан.

В настоящее время также можно назвать целый ряд аналогичных ситуаций, когда принят и действует федеральный закон, но он не исполняется в силу того, что не нашел отражения в указе Президента, постановлении Правительства Российской Федерации, или, еще хуже, когда, Президент и (или) Правительство Российской Федерации не привели в соответствие свои нормативные правовые акты согласно прямым указаниям федеральных законов. При этом вся исполнительная власть Российской Федерации в обязательном порядке будет считать источником своих обязанностей не федеральный закон, а указ Президента, постановление Правительства Российской Федерации, несмотря на их противоречие закону.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ установлено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы [2].

Анализируя вышеназванную норму права, следует прежде всего отметить ее императивный характер, не позволяющий каких-либо иных вариантов. Однако на практике отдельные работники прокуратуры, департамента государственной службы и кадров МВД России, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации и даже отдельные судьи неоднозначно трактуют понятие «государственный служащий», что, в свою очередь, приводит к массовым нарушениям прав граждан, прошедших военную службу по призыву. Их право засчитывать в общий трудовой стаж, включать в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета – один день военной службы за два дня работы будет нарушено.

Особенно жесткую позицию по данному вопросу заняли сотрудники пенсионных управлений ГУВД субъектов Российской Федерации совместно с департаментом государственной службы и кадров МВД России, которые не включают в стаж государственной службы сотрудников органов внутренних дел время нахождения граждан на военной службе по призыву – один день военной службы за два дня работы. Главным своим аргументом они считают: п. 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ распространяется на государственных гражданских служащих, а в отношении сотрудников органов внутренних дел данное правило не действует.

Возникает вопрос в правильности толкования названной нормы. Действительно ли указанная норма не распространяется на сотрудников органов внутренних дел, которые, в свою очередь, автоматически должны быть исключены из системы государственной службы. Если представить картину в государственном масштабе, то к 1 января 2012 года, согласно указу Президента РФ от 1 марта 2011 г. №252, предельная штатная численность личного состава только органов внутренних дел, которые финансируются за счет бюджета, должна была сократиться до 1 106 472 человек. При этом каждый второй прошел срочную военную службу. Следовательно, количество существующих правонарушений сложно себе представить, а ведь каждый, являясь гражданином Российской Федерации, присягая на верность своему Отечеству – Российской Федерации, соблюдая Конституцию Российской Федерации, строго выполняя требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполняя воинский долг, мужественно защищая свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество, имел полное право рассчитывать на исполнение обязанностей в отношении себя со стороны государства.

Для ответа на поставленный вопрос необходимо на основе законодательных и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации составить представление о государственной службе в целом, ее целях и задачах, а также на основе видовых разграничений государственной службы определить права и обязанности государственных служащих, включая спорное правоотношение.

Обращаясь к законодательному уровню источников права, следует подчеркнуть, что главный нормативный правовой акт страны – Конституция Российской Федерации подчинена принципу «человек – высшая ценность». В ней провозглашается, что права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Носителем суверенитета единственным источником власти России является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Основная обязанность государства – защита прав и свобод человека и гражданина. Каждому гражданину Российской Федерации на основе Конституции гарантированы личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы и их неотъемлемость и защита.

Все свои функции государство, как официальный представитель народа, реализует через систему государственной службы, обеспеченную за счет бюджетного финансирования, содержанием которой является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка.

В настоящее время базовым законодательным актом, определяющим и регулирующим вопросы государственной службы, является Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы», согласно которому государственная служба включает в себя следующие виды:

– государственная гражданская служба;

– военная служба;

– правоохранительная служба [3].

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

В целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, более развернутое определение военной службы содержится в статье 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [4].

Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту).

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Таким образом, и военная служба, и правоохранительная являются видами федеральной государственной службы.

Следует также особо отметить, что Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы» в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

 К числу основных принципов построения и функционирования системы государственной службы отнесены: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; законность; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих.

Федеральным государственным служащим может быть гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Его нанимателем выступает Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации в отношении государственного гражданского служащего.

Прохождение государственной службы включает в себя назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестацию или квалификационный экзамен, а также другие обстоятельства (события) в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы», федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. При этом статья 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы» определяет стаж (общую продолжительность) государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

В стаж (общую продолжительность) государственной службы одного вида в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации включаются продолжительность государственной службы других видов, а также периоды замещения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, выборных муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе, и муниципальных должностей муниципальной службы.

Логичным продолжением Федерального закона от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы» является закрепленное в статье 6 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[5]правило – взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

2) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

3) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Таким образом, анализ основополагающих законодательных нормативных правовых актов о государственной службе позволяет сделать однозначный вывод о том, что все виды государственной службы Российской Федерации взаимосвязаны и обеспечиваются на основе единства системы государственной службы Российской Федерации.

Возвращаясь к толкованию Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ, следует особое внимание обратить на преамбулу: «Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей».

Определяя статус военнослужащих, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей. Например, в статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» закреплены гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство также гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Интересным представляется содержание статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которого гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

– зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со ст. 10 Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, – независимо от продолжительности перерыва;

– зачет времени военной службы в стаж государственной службы государственного служащего в случае поступления на работу в органы государственной власти, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении иных социальных гарантий, связанных со стажем государственной службы, независимо от срока увольнения с военной службы и дня приема на государственную службу.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что на законодательном уровне Российской Федерации правовой статус государственного служащего достаточно четко определен и закреплен. Тогда правомерен вопрос: почему исполнительная власть Российской Федерации всех уровней игнорирует пункт 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ, согласно которому установлено, что время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета - один день военной службы за два дня работы»?

Для ответа на поставленный вопрос необходимо продолжить исследование данной проблемы и обратиться к следующему уровню источников права – подзаконным нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации, так как, согласно ст. 29 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Президенту Российской Федерации предложено, а Правительству Российской Федерации было поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с ним.

Более того, в пункте 3 названной статьи отдельно поручено уполномоченному федеральному органу исполнительной власти организовывать ежегодный мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Одноименный Федеральному закону «О статусе военнослужащих» указ Президента Российской Федерации отсутствует.

Близким по содержанию к рассматриваемой проблеме является указ Президента Российской Федерации №1237 от 16 сентября 1999 г., в котором, руководствуясь исключительно Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации постановил утвердить «Положение о порядке прохождения военной службы», а также поручил Правительству Российской Федерации привести в 3-месячный срок свои нормативные правовые акты в соответствие с ним [1].

К сожалению, анализ названного Положения о порядке прохождения военной службы, а именно п. 7 ст. 3, показал, что требование п. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ не выполнено, так как, по общему правилу, определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении и только в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении. При этом военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, один день участия в боевых действиях или выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах, засчитывается за два дня военной службы по призыву.

Следовательно, указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. №1237 лишь опосредованно закреплено право военнослужащих по призыву засчитывать в выслугу лет государственного служащего из расчета один день военной службы за два дня работы. В льготном же исчислении закреплено право только военнослужащих, участвовавших в боевых действиях, в вооруженных конфликтах, а также один день нахождения в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных во время участия в указанных действиях или конфликтах.

Вторым по значимости подзаконным нормативным правовым актом, который также мог бы реализовать закрепленное в п. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ право военнослужащих, является постановление Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» [6].

Согласно пункту 5 названного постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. №941 установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении, что также противоречит п. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ.

Таким образом, неисполнение Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации п. 3 ст. 10, а также ст. 29 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в итоге привело к массовым нарушениям исполнительной властью прав граждан, исполнивших конституционный долг по защите Отечества.

Достаточно интересным по данному вопросу представляется также то, что 10 июня 1999 г. в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации №ВМ-П17-18629 Министерство труда и социального развития Российской Федерации в связи с поступающими от федеральных государственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации вопросами о включении в стаж государственной службы периодов военной службы направило им свое мнение, поддержанное Комитетом по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации.

В своем ответе Министерство труда и социального развития Российской Федерации справедливо учитывало, что в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены этим Федеральным законом, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР. При этом, действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, должна включаться в стаж государственной службы в льготном порядке, т.е. из расчета один день военной службы за два дня работы.

Также при определении позиции по этому вопросу было учтено указание Минсоцзащиты России от 30 марта 1995 г. №1-4-У «О некоторых вопросах, связанных с применением пункта 1 ст. 1 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих"”», пунктом 5 которого было предусмотрено: военная служба по призыву засчитывается в общий трудовой стаж в двойном размере независимо от времени ее прохождения, в том числе и за период, когда она именовалась действительной срочной военной службой.

Таким образом, в настоящее время исполнительная власть Российской Федерации, а вслед за ней и субъектов Российской Федерации, продолжая не засчитывать время их нахождения на военной службе по призыву как один день военной службы за два дня работы, нарушает соответствующее право государственного служащего.

 

Библиографический список

  1. Положение о порядке прохождения военной службы: указ Президента Рос. Федерации от 16 сент. 1999 года №1237 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  2. О статусе военнослужащих: Федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  3. О системе государственной службы: Федер. закон Рос. Федерации от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  4. О воинской обязанности и военной службе: Федер. закон Рос. Федерации от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  5. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  6. О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации: постановление Совета Министров, Правительства Рос. Федерации от 22 сент. 1993 г. №941 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.