УДК 347.451.03
В настоящее время без знания законодательных дефиниций невозможно не только защитить собственные права, но и реализовать их. Одним из проблемных вопросов является наличие определенных знаний о товаре, работе, услуге у потребителя таковых. В части специальных познаний, в юридической литературе исследуется их трактовка как знаний специалистов в различных областях научного знания. Мы же рассмотрим ряд законодательных требований в сфере защиты прав потребителей, проблем их применения и определимся с весьма спорным вопросом о специальных познаниях потребителя в Российской Федерации.
Ключевые слова: потребитель; специальные знания; защита прав потребителя; ответственность
Под потребителем в настоящее время понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности [2].
Весьма интересен для нас в данном случае пункт 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17: «при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных ему недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), суду следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о его свойствах и характеристиках, имея в виду, что в силу Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность компетентного выбора» [3].
Таким образом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам разъяснения указанным документом для рассмотрения судами дел данной категории. Однако досудебные разногласия и решение вопросов по их поводу между участниками потребительских правоотношений до суда, по сути, не регламентированы данным документом (в силу норм Конституции РФ о разделении властей на законодательную, судебную и исполнительную), что, в совокупности с практикой защиты прав потребителя позволяет говорить о наличии проблем, требующих решения. Одной из важных среди них будет необходимость наличия специальных познаний у потребителя о товаре (работе, услуге).
Российский законодатель отвел проблемам защиты прав потребителя ряд правовых норм. Анализируя их, мы приходим к выводу о наличии юридической ответственности за нарушение таковых. В частности, потребитель, как указано выше, – это гражданин, ему может быть причинен вред. Ответственность за таковой возлагается на продавца (исполнителя, изготовителя, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера): он несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-I «О защите прав потребителей» (далее – закон о защите прав потребителя) в ст. 43 и постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. №17 (далее – постановление Пленума ВС РФ) в п. 35 указывают на тот факт, что при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие непредоставления достоверной или полной информации о товаре (работе, услуге), необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 1095–1097 ГК РФ, п. 3 ст. 12 и п. 1–4 ст. 14 Закона о защите прав потребителей такой вред подлежит возмещению продавцом (исполнителем, изготовителем либо импортером) в полном объеме независимо от их вины.
Кроме того, в п. 48 постановления Пленума ВС РФ указывается, что, разрешая дела по искам о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что по общему правилу изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) является субъектом ответственности вне зависимости от участия в отношениях по сделкам с потребителями третьих лиц (агентов).
Немаловажна для нас и позиция закона о защите прав потребителей об имущественной ответственности за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги): изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет (п. 4 ст. 14).
Таким образом, законодательство о правах потребителя говорит нам о необходимости анализа вопросов о специальных познаниях потребителя, так как от наличия таковых, например, может зависеть и здоровье и жизнь гражданина, следовательно, речь идет о привлечении к юридической ответственности (в том числе уголовной).
Следует отметить, что потребительским правоотношениям свойственны различные возможности применения специальных познаний. В частности, в ч. 5 ст. 18 закона о защите прав потребителей указывает на обязанность продавца (изготовителя), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, в случае спора о причинах возникновения недостатков товара провести экспертизу товара за свой счет.
В данном контексте проблемой может являться вопрос о понимании потребителем характеристик товара (работы, услуги) на этапе вовлечения его в потребительские правоотношения. Например, при покупке технически сложного товара.
В силу специфики правового регулирования вопросов защиты прав потребителя следует сказать о регулировании отдельных вопросов подзаконными нормативными актами. Так, постановление Правительства РФ от 10 ноября 2011 г. №924 закрепляет перечень технически сложных товаров [4]. К их числу относят: системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, телевизоры, цифровые фото- и видеокамеры, холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, автомобили легковые, мотоциклы, мотоблоки, оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями. Многие из них при неправильном конструктивном содержании и эксплуатации могут причинить вред и материальный и физический, как непосредственно потребителю, так и иным лицам.
Весьма интересен и п. 38 постановления Пленума ВС РФ. Он говорит о наличии права выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, и случаях обнаружения существенного недостатка товара, при которых, например, потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара.
Кроме того, нам следует обратить внимание и на иное – существенные недостатки работ либо услуг.
Указанный выше закон о защите прав потребителя и постановление Пленума ВС РФ данные ситуации связывают с обязанностью, например, продавца, предоставлять надлежащую информацию о товаре. Это весьма спорно и проблемно: предоставить полную информацию довольно сложно представителю продавца (например, консультанту/менеджеру торговой сети) и получить потребителю в силу ограниченности знаний в определенных областях и науках у человека. Следовательно, законодательство о защите прав потребителя дает ряд императивных норм о необходимости наличия специальных познаний у продавца (изготовителя, исполнителя) и предполагает их у потребителя.
Интересен и следующий факт. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 33 закона о защите прав потребителей исполнитель имеет право требовать увеличения твердой сметы при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставляемых исполнителем, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которое нельзя было предусмотреть при заключении договора. При отказе потребителя выполнить это требование исполнитель вправе расторгнуть договор в судебном порядке.
Указанное требует понимания объективной действительности (например, требует понимания процессов строительства потребителем), говорит о наличии определенных знаний и необходимости их получения.
Отметить следует и вытекающий из ч. 2 ст. 35 закона о защите прав потребителей вопрос о цене вещи, передаваемой для работ с ней. По общему правилу предусмотрено, что указание на ее размер фиксируется в договоре (квитанции, заказе) между потребителем и исполнителем.
Практически оценку стоимости произвести должен сам потребитель, а принимающий, например, от имени исполнителя сотрудник условно поверить этому, либо потребитель должен согласиться с исполнителем об указываемой им стоимости в договоре (по закону: исходя из цены материала (вещи), существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было; на практике: оценкой исходя из вида, характеристик вещи).
Данное проблематично в силу возможных злоупотреблений правом потребителем, что при негативном развитии ситуации обязует исполнителя возвратить потребителю (заказчику) стоимость утраченной вещи в двухкратном ее размере. Кроме того, это может иногда занизить реальные затраты на вещь произведенные потребителем (например, по транспортировке, поиску вещи и т.п.).
Таким образом, в результате несогласованных действий и изменчивости обстановки права потребителя могут быть нарушены. В данном случае есть возможности их защитить, обратившись в специализированные органы, например: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю; общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления.
Однако есть и ряд определенных требований к представителям интересов потребителя. Так, например, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) должны иметь статус юридического лица, что немаловажно для потребителя и требует понимания организационно правовых форм таковых лиц и процессов их деятельности.
Отметим, что указанные органы и организации могут помочь реализовать право на защиту своих прав как конкретному потребителю, так и неопределенному кругу лиц. Так, сотрудники Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, например, могут провести проверку организации или индивидуального предпринимателя и привлечь их к административной ответственности либо направить материалы проверки в соответствующие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Кроме того, в силу п. 6 ч. 2 ст. 40 закона о защите прав потребителя ими проводится ежегодный анализ и оценка эффективности федерального государственного надзора в рассматриваемой сфере. Также орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Уполномоченные органы, осуществляющие возложенные на них обязанности по защите прав и охраняемых законом интересов потребителей, и органы местного самоуправления до принятия судом решения по делу могут вступить в дело и по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, а также привлекаются к участию в деле судом в качестве уполномоченных органов, вступающих в процесс в целях дачи заключения по делу (например, ст. 34, 47 ГПК РФ [1]). Заключение указанных органов (ст. 35, 47 ГПК РФ) может быть дано как в устной, так и письменной форме. Но такое заключение доказательством по делу в гражданском судопроизводстве не является.
Общественные же объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них. Указанное предоставлено им ст. 45 закона о защите прав потребителей. Данные нормы, в частности, позволяют говорить о наличии еще одной группы специальных познаний – в сфере защиты прав потребителей.
Таким образом, в настоящее время законодательство о правах потребителей весьма специфично и требует понимания многих процессов, вещей, механизмов и законодательства.
Многие нормы российского права предполагают ряд возможностей, но не раскрывают их содержания, что более запутывает обывателя/потребителя и требует от него наличия специальных познаний (иногда о тех вещах, которых он просто знать не может).
Так, например, закон о защите прав потребителя и вышеуказанное постановление Пленума Верховного Суда говорят о верховенстве договора между потребителем и продавцом (исполнителем и др.).
В связи с этим потребителю, например, следует, вступая в правоотношения, знать нормы гражданского законодательства и нормы потребительского права (т.е. обладать специальными юридическими знаниями).
В частности, чтобы избежать возможных негативных ситуаций, потребителю рекомендуется при заключении договора предусматривать более строгую ответственность второй стороны за нарушение прав потребителя, что опять-таки не всегда возможно: во-первых, так как потребитель может не знать всех технических, юридических, иных аспектов; во-вторых, на практике ему приходится соглашаться с условиями того договора, который предлагает вторая сторона для подписания (заключения), хотя и последнее можно оспорить.
Потребителю рекомендуется обращать внимание и на сроки устранения недостатков товара, услуги или работы, указываемые в договоре.
Итак, предлагаемые рекомендации (как и практика) защиты прав потребителя не должны быть орудием злоупотреблений. Они направлены на улучшение правовой грамотности граждан. Их основа – это специальные познания о специфике законодательства о правах потребителя и их применению. Ведь многие, зная законодательство, пытаются доказывать принадлежность товара определенному ритейлеру, без чеков и договора, требуя возмещения якобы нанесенного ими вреда посредством использования, например, своих знакомых как свидетелей приобретения товара. Нередки ситуации получения определенных, увеличенных намного, чем указанных в законодательстве, процентов за просрочки условий договора или двукратное возмещение вещей, утраченных исполнителем.
В заключение укажем на необходимость повышения юридической грамотности граждан (потребителей) посредством средств массовой информации как варианта получения так необходимых потребителю специальных познаний. Пункт 53 постановления Пленума ВС РФ обязует ответчика в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителя и прекращении этих действий, исходя из статьи 46 закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения суда через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда. При этом в случае нарушения, затрагивающего интересы неопределенного круга потребителей, суд вправе направить копию вступившего в законную силу решения суда для обнародования в официальном печатном издании – государственном или муниципальном.
Библиографический список
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. закон Рос. Федерации от 14 нояб. 2002 г. №138-ФЗ (в ред. от 14 июля 2012 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
О защите прав потребителей: закон Рос. Федерации от 7 февр. 1992 г. №2300-I (в ред. от 25 июня 2012 г.) // Рос. газ. 1992. 7 апр.
О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 28 июня 2012 №17. Доступ из «КонсультантПлюс».
Об утверждении перечня технически сложных товаров [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 10 нояб. 2011 г. №924. Доступ справ.-правовой системы «Гарант».