УДК 364
Кафедра социальной работы юридического факультетаПермский государственный университет. 614990. Пермь, ул. Букирева, 15
Современная социальная работа представляет собой специфический вид деятельности. Теория деятельности позволяет проанализировать феномен социальной работы, использовав междисциплинарные подходы. В статье предлагается философско-методологический взгляд на проблему.
Ключевые слова: практика социальной работы; ценности социальной работы; социальная справедливость
Социальная работа в современном ее понимании для российской науки является понятием новым, лишь в начале 90-х гг. ХХ в. в России начали формироваться научные школы социальной работы (М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, П.Д. Павленка, Б.Ф. Усманова и других в Москве, Е.Р. Ярской-Смирновой в Саратове, СИ. Григорьева и Л.Г Гусляковой в Барнауле и т.д.). Проблема теоретико-методологического описания социальной работы как теории и практики сегодня интересует науки социологические, психологические, педагогические, медицинские, однако, на наш взгляд, место наук философских при анализе феномена социальной работы особое: философия позволяет представить обобщенно, систематизированно современную социальную работу, так и процесс ее становления в мире и в России.
Социальная работа сейчас понимается как совокупность трех составных: как наука, учебная дисциплина и специфический вид деятельности. При этом социальная работа как наука также изучает сферу человеческой деятельности, функция которой – выработка, систематизация знаний об определенной действительности – социальной сфере и специфической социальной деятельности. П.Д. Павленок считает, что социальная работа может и должна рассматриваться как специфический вид социальной деятельности, то есть деятельности, ориентированной на социальную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности.
При этом, на наш взгляд, анализ социальной работы как деятельности необходимо вести с трех сторон: в рамках деятельностного подхода, с позиций философской антропологии и в контексте философской аксиологии. Остановимся на деятельностном подходе к социальной работе.
Проблема деятельности, деятельностный подход является одним из важнейших направлений научных исследований в социально-гуманитарных дисциплинах. Получив теоретическое обоснование в трудах К. Маркса [10], деятельностный подход разрабатывался в психологии (нашел свое отражение в трудах Л.С. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и др.), философии (такими учеными, как Г.С. Батищев, Э.В. Ильенков, Э.Г. Юдин и др.), социологии (например, в концепции М. Вебера). Вариантов деятельностного подхода как в психологии, так и в философии было несколько, в 60–70-х гг. XX в. среди ученых он был весьма популярен. В настоящее время деятельностный подход как в психологии, так и в философии утратил свои позиции, в его адрес было выдвинуто немало обвинений, связанных с отрицанием идей марксизма-ленинизма, недостаточностью, неполнотой и узостью данной концепции. Однако сегодня существуют версии относительно того, что в современных условиях деятельностный подход, как и все научные концепции, перспективен, он может трансформироваться и развиваться, проявляться в новом качестве. Для этого требуется переосмысление и пересмотр ряда связанных с ним представлений [8, с. 56].
Согласно философским концепциям деятельность представляет собой специфическую форму активности человека, направленную на достижение сознательно поставленной цели [15, с. 650]. Философы выделяют определенную науку, изучающую всякую человеческую деятельность, – праксеологию, задачей которой они считают поиск общих законов всякой человеческой деятельности и выведение на этой основе наиболее общих правил такой деятельности [7, с. 9]. В рамках праксеологии принято говорить о разграничении понятий «деятельность», «труд», «практика», «работа».
При этом деятельность представляет собой специфическую человеческую форму активного отношения человека к окружающему миру, направленную на его целесообразное изменение и преобразование. Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей действительности с целью удовлетворения своих потребностей, на превращение материальных и интеллектуальных ресурсов в нужный для личного или общественного потребления продукт, на производство товаров и услуг. Работа – это профессиональная деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей человека. Практика – это деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, обеспечивающая создание необходимых условий существования и развития общества. Итак, социальная работа – это работа, труд, практика или деятельность?
Человеческая деятельность – это своеобразное проявление социальной активности, она всегда является результатом общественной деятельности, она безгранична по возможностям своей дифференциации и интеграции. Продукт человеческой деятельности подчиняет себе и определяет все общественные закономерности. Деятельность людей в итоге обретает черты закономерного процесса [6, с. 67–69]. Какие законы сегодня лежат в основе социальной работы как деятельности? С одной стороны, это нормы права, устанавливающие общеобязательные правила поведения каждого члена общества и его ответственность за несоблюдение этих правил. С другой стороны, это нормы морали, нравственности, или, что, как нам кажется, в большей степени отражает сущность социальной работы, ценности социальной работы.
Мы можем наблюдать противоречие, когда нормы права оказываются «аморальными», когда ценности социальной работы не находят своего отражения в нормах права. При этом понимаем, что содержание социальной работы как деятельности определяется ожиданиями общества, его потребностями. Но своей деятельностью субъекты социальной работы (человек или социальная организация) влияют на ожидания общества. То есть происходит процесс трансформации, качественного преобразования субъекта и объекта социальной работы под влиянием друг друга.
Философское осмысление проблемы деятельности в жизни человека показывает, что она выступает как совпадение и относительное несовпадение замысла и результата; достигнутое в результате человеческой деятельности новое (как в сфере материальной, так и духовной культуры) играет важную роль в теоретической и практической деятельности человека.
Сущностью деятельности человека является творчество. Из этого, однако, не вытекает, что любая деятельность носит творческий характер, приводит к возникновению нового. Творчество выходит за рамки физических и духовных потребностей отдельного индивида и в конечном итоге принадлежит человечеству, выражает сущностные силы человека как ролевого существа (именно ролевого, видового, это прежде всего отличает философское понимание человека и человеческой деятельности от иных концепций).
Преобразующий характер деятельности проявляется именно с помощью ее творческой компоненты. Категория «творчество» отражает один из самых глубоких аспектов сущности человеческой деятельности и человека вообще, поэтому требует более внимательного рассмотрения. Творчество – это активность субъекта в процессе развития человеческой деятельности, это совокупная деятельность субъекта, протекающая в исторически определенных формах, это прогрессивный процесс, представляющий собой единство материальной и духовной деятельности, это мыслительная и практическая деятельность, результатом которой является созидание оригинальных неповторимых ценностей, установление новых фактов, свойств, закономерностей а также разработка методов преобразования материального мира или духовной культуры [1, с. 223].
Социальная работа представляет собой процесс социального творчества, в котором люди, включенные в совместную деятельность и являющиеся частью одних и тех же социальных объединений, разделяют схожие взгляды на окружающий мир, рассматривают его как социальную реальность [12, с. 10]. При этом они влияют друг на друга и на весь процесс социальных трансформаций (преобразований) в контексте социальных ожиданий, обусловленных социальными отношениями и практическими условиями их взаимодействия.
Философы выделяют ряд понятийных характеристик категории «деятельность». Одно из них – феномен отчуждения, то есть процесс, в ходе которого результаты активности или сама активность некоторого субъекта по отношению к этому субъекту, отделяясь от него, определяют себя чуждым ему образом [14, с. 397]. Гегель первым придал этому явлению философский смысл, охарактеризовав и описав его как становление действительности (объективацию) в процессе самоотчуждения Абсолютного духа, который возвращается к себе в человеческом сознании. Основываясь на философских выводах и суждениях Гегеля, А.И. Герцен ввел новый термин для обозначения процесса превращения духа в действительность, знания – действие и практику, который назвал «одействование» [14, с. 87]. Третий элемент – это так называемая предметность, то есть активно-преобразовательная составляющая деятельности человека в системе культуры и на ее основе, которая имеет своим результатом реальное изменение условий его существования в реальном мире, выступающем в своей чувственной данности.
Одна из важнейших философских проблем – это вопрос о сущности исодержании человеческой деятельности, который представляет особый интерес потому, что он помогает определить роль деятельности в преобразовании человеком окружающей действительности, через призму человеческой деятельности увидеть особенности взаимоотношений человека с окружающим миром (имеется в виду, что именно вопрос отношения человека к миру становится основным вопросом в современной философии) [6, с. 4].
B.C. Швырев выделяет два аспекта деятельности, связанных с ее содержанием: деятельность целесообразную и целеполагающую. Если человеческая деятельность связана с возможным поиском средств достижения поставленных целей, она целенаправленна, целесообразна. Деятельность же, связанная с перестройкой своих оснований, предполагает целеполагание, является целеполагающей деятельностью. Именно при переходе от целесообразной деятельности к деятельности целеполагающей в полной мере открываются перспективы творчества и свободы [17, с. 11].
Данное суждение имеет очень большое значение для социальной работы, поскольку позволяет определить роль субъекта и объекта в данном виде деятельности. Так, традиционно считается, что социальная работа в процессе своего становления формирует знание о человеке как о «человеке нуждающемся» и его проблемах [16, с. 88]. При этом активное, деятельное начало в человеке как объекте социальной работы остается без внимания. На наш взгляд, деятельностный подход сегодня должен быть дополнен, усилен концепцией саморазвития человека; необходимо оценить место и роль человека через призму понятии «саморазвитие», «самосовершенствование», «самореализация», «социализация», «активизация».
Под саморазвитием понимается сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию, себя как личности, самосовершенствование – это развитие человеком в себе положительных качеств, самореализация есть выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности, социализация – процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей.
Еще один аспект для анализа – это вопрос о соотношении понятий «деятельность» и «практика» применительно к социальной работе.
Приведем классическое определение термина «практика»: практика – это материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания. В то же время практика – это и совокупность человеческого опыта, касающегося некоторой типовой деятельности, появившейся в конкретное историческое время и в определенном культурном контексте как реакция определенной группы на ту или иную экзистенциальную ситуацию. Всякая практика выступает и может быть понята как способ сконструирования человеком реальности, в том числе как способ понимания себя, своего опыта и внутреннего мира, самоопределение во времени, пространстве, культуре, в целом (такова позиция, например, Т.Ф. Золотаревой).
Социальная работа – это особый вид деятельности, направленной на решение социальных проблем отдельных личностей и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию. Ряд исследователей считает, и с ними можно согласиться, что термин «работа» в данном контексте используется ошибочно, поскольку это российский термин «социальная работа» – прямой перевод английского «socialwork». Поэтому есть мнение, что корректнее, правильнее и целесообразнее использовать в данном случае категорию «деятельность», которая, в отличие от категории «работа», предполагаетактивность и творчество своего объекта.
Тогда логичным представляется и существование категории «практика социальной работы», которая обозначает использование знаний социальной работы и навыков на предоставление социальных услуг в обществе в формах, соответствующих ценностям социальной работы. Следовательно, категории «социальная работа» (в контексте деятельности) и «практика социальной работы» соотносятся как категории «деятельность» и «практика» в общепринятом философском смысле.
Есть еще одно важное понятие, так или иначе имеющее отношение к социальной работе, это понятие «социальная деятельность», которая представляет собой деятельность, ориентированную на социальную сферу в целом, на реализацию социальных аспектов всех других видов деятельности. При этом понятие «социальная работа» в широком смысле и понятие «социальная деятельность» в данном контексте совпадают. Противоположным тогда будет мнение, что социальная работа как деятельность, направленная на оказание помощи, социальную поддержку, социальную защиту людей, создание нормальных условий их жизнедеятельности (то есть социальная работа в узком смысле), выступает лишь проявлением социальной деятельности.
П.Д. Павленок полагает, что социальная деятельность базируется на различных элементах:
1. Национально-географический аспект, который свидетельствует об ограничении социальной работы как деятельности рамками учреждения, общности людей, муниципалитета, региона, страны.
2. Политический аспект, в соответствии с которым условия осуществления практической деятельности в социальной работе определяются политической организацией общества.
3. Социально-экономический аспект, согласно которому социальное согласие в любой группе или стране зависит от справедливого распределения имеющихся ресурсов.
4. Культурный аспект, основанный на взаимном уважении традиций и культурных норм отдельных людей, семей, социальных групп и институтов.
5. Духовный аспект, регулирующий систему ценностей, морально-этических норм, идеалов, философских убеждений, существующих в обществе в целом или принадлежащих его представителям.
Данная схема очень хорошо иллюстрирует системный подход к социальной работе и отражает многообразие направлений практики социальной работы.
Не менее важными для социальной работы являются психологические концепции деятельности, которые, основываясь на общефилософских, изучают деятельность более глубоко, исследуют внутренние характеристики данного явления.
Хотя А.В. Брушлинский утверждает, что деятельность – это довольно традиционная для психологии категория, в то же время она сама по себе является изначально философской и междисциплинарной, комплексной проблемой. Отсюда необходимо выявление ее специфической психологической стороны [2, с. 90]. Что же позволит выявить эту особенность психологического подхода к проблеме деятельности?
А.Н. Леонтьев раскрывает психологический подход к пониманию деятельности в следующим образом:
1. Деятельность – это процесс, осуществляющий жизнь субъекта, направленный на удовлетворение предметных потребностей субъекта.
2. Развитие деятельности необходимо приводит к возникновению психического отражения реальности в ходе эволюции.
3. Деятельность – это процесс, который переводит отражаемое в отражение.
4. Деятельностью управляет психическое отражение.
5. Человеческое отражение кристаллизуется в продуктах деятельности, образы переводятся в объективно-предметную форму – вещественную или идеальную [9, с. 303–305].
Говоря о деятельности, психологи объединяют в этом представлении внешне несоединимые планы и образования – источники (механизмы) изменения психики, преобразующую деятельность, психическое опосредование, работу сознания, изменение самого действующего субъекта, «других» как необходимое условие такого изменения и т.д. [13, с. 99].
В психологии говорят и о структуре деятельности, выделяя следующие составляющие:
1. Мотив как побудитель деятельности.
2. Цель как предполагаемый результат деятельности.
3. Действие как составляющее человеческой деятельности.
4. Операции как способы осуществления действия.
5. «Исполнительские механизмы» деятельности, то есть деятельность участков головного мозга.
В качестве критики психологической теории деятельности В.П. Зинченко называет ее узость и ограниченность [5, с. 87] (та же критика звучит и в адрес философов – сторонников деятельностного подхода). Однако для социально работы, где субъектом и объектом деятельности выступает человек, где порой объект социальной работы в результате творческой активной деятельности, в процессе саморазвития трансформируется в субъекта социальной деятельности, сочетание философских и психологических подходов к пониманию содержания категории «деятельность» позволяет раскрыть суть данного феномена.
Библиографический список