УДК 347.218:347.19

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

О.В. Кулакова

Аспирант кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Пермский государственный университет. 614990, Пермь, ул. Букирева, 15

Рассматриваются проблемы определения имущественных прав автономного учреждения. Установлено существование особого вида имущественного права автономного учреждения. Отмечены особенности определения особо ценного движимого имущества. Затронуты вопросы финансирования автономного учреждения. Делается вывод о необходимости внесения изменений в действующие нормативные акты.

Ключевые слова: некоммерческая организация, автономные учреждения, имущественные права, особо ценное имущество

 

В соответствии с п. 1 ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера [4]. В ФЗ РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ дается понятие автономной некоммерческой организации как не имеющей членства некоммерческой организации, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг [5].

ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 №174-ФЗ в ст. 2 конкретизирует и устанавливает, что автономным учреждением (далее – АУ) признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах [6].

Рассмотрение вопроса имущественных прав автономных учреждений актуально по причине новизны данного института, отсутствия обширной нормативной базы и возникновения проблем при создании и функционировании автономного учреждения.

Практика создания автономных образовательных учреждений существует во многих субъектах РФ, например, в Пермском крае, Рязанской области, Республике Татарстан, Пензенской области и других. Однако в процессе создания и функционирования возникают первые трудности.

Одним из сложных вопросов при создании автономного учреждения является определение режима его имущества и определение особо ценного имущества. Необходимо отметить, что соискатель кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России Н.С. Григорьева предложила рассматривать 2 вида режима имущества автономного учреждения. Первый режим – это недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением учредителем или приобретенное им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества. Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Второй режим – это другое имущество, в том числе недвижимое имущество, которым автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, кроме внесения входящих в него денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передачи этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника, что возможно для автономного учреждения только с согласия своего учредителя.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом: причем собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (ч. 8, 9 ст. 2 ФЗ «Об автономном учреждении»), что также определяет его особый правовой режим.

Ежегодно автономное учреждение обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в регламентированных учредителем автономного учреждения средствах массовой информации.

Одним из сложных вопросов при создании автономного учреждения является отнесение имущества к категории особо ценного имущества.

Постановление Правительства РФ от 31 мая 2007 г. №337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» определило рамки в отношении имущества федеральных АУ и включило в состав его обязательно движимого имущества, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. руб., также имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ, кроме того, иное имущество с балансовой стоимостью менее 50 тыс. руб., без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей деятельности будет существенно затруднено [6].

Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 №337 определило, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны установить порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения с учетом требований данного постановления в части определения видов особо ценного движимого имущества федеральных автономного учреждения.

В настоящее время для образовательных автономных учреждений приказом Минобрнауки РФ №72, Росимущества №58 от 04.03.2009 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений» предусмотрено, что обязательно необходимо для нормального функционирования определенных учреждений; после этого можно будет определить имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей деятельности будет существенно затруднено. В частности, это 3 вида движимого имущества:

1. Движимое имущество независимо от его балансовой стоимости, необходимое для реализации предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности основных образовательных программ и дополнительных профессиональных образовательных программ на основе соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, на основе образовательных стандартов и требований), дополнительных образовательных программ и программ профессиональной подготовки (далее – образовательные программы).

2. Движимое имущество балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. руб., предназначенное для реализации предусмотренных лицензией на право ведения образовательной деятельности образовательных программ; предназначенное для осуществления иных, помимо образовательной, видов деятельности, предусмотренных типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов; предназначенное для административно-хозяйственного обеспечения деятельности, предусмотренной типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

3. Движимое имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [8].

Аналогичное движимое имущество определено для автономных научных учреждений приказом Минобрнауки РФ №385, Росимущества №416 от 16.12.2008 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных научных учреждений» [9].

Определение круга особо ценного имущества имеет важное практическое значение. Что касается финансирования, то следует заметить, что учредитель автономного учреждения устанавливает финансовое обеспечение выполнения задания лишь с учетом расходов на содержание недвижимого или особо ценного движимого имущества и уплату обязательных налоговых платежей автономного учреждения, а также финансовое обеспечение развития в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. С.Г. Михайлов, В.П. Реутов в указанной ниже статье утверждают, что в законе следовало бы установить обязанность учредителя компенсировать полностью расходы автономного учреждения на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества и на заработную плату персоналу и связанные с ней налоги и платежи. Также установить размеры ежегодного бюджетного финансирования со стороны учредителя не ниже уровня фактической инфляции за прошедший год и предусмотреть имущественную ответственность учредителя за нарушения данной обязанности [2, с. 8].

Нельзя не согласиться с данным предложением. Государство, вводя новый вид учреждения, должно соблюдать баланс между государственными и коммерческими началами в нем.

В силу ч. 5 ст. 5 Закона №174-ФЗ недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное им, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном порядке.

Что касается земельного участка, необходимого для деятельности автономного учреждения, то он находится у автономного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельные участки закрепляются за автономным учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Такой же режим предполагается и в отношении земельных участков, приобретаемых автономным учреждением самостоятельно. Однако распоряжение земельными участками (даже принадлежащим и автономному учреждению) скорее всего невозможно в силу установлений, положенных в основу природы права постоянного (бессрочного) пользования в действующем законодательстве: юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. На практике это означает отсутствие у автономного учреждения права не только свободно отчуждать земельные участки, но и даже сдавать их в аренду третьим лицам. Представляется, что на уровне земельного законодательства в увязке с Законом об автономных учреждениях следует закрепить возможность распоряжения земельными участками, «принадлежащими» автономному учреждению.

С образовательными учреждениями ранее существовала проблема ответственности по своим обязательствам, так как данные учреждения имели право самостоятельно распоряжаться доходом от своей деятельности. С.Г. Михайлов, В.П. Реутов в статье «Федеральный закон «Об автономных учреждениях» и проблемы образования» предложили включить в данный закон норму о праве оперативного управления учреждения на недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества, сохранив субсидиарную ответственность собственника по обязательствам автономного учреждения, связанным с этим имуществом, и предусмотрев самостоятельную ответственность по обязательствам в отношении иного имущества и денежных средств, в отношении которых будет установлено особое вещное право. Под особым вещным правым ученые понимают право учреждения самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным на доходы от деятельности, направленной на их получение, а также доходы от такой деятельности. Можно согласиться с данной точкой зрения и предположить возможность существования особого вещного права с целью создания автономности учреждения. Отметим, что В.В. Залесский в указанной статье выделяет у автономного учреждения только имущество, закрепленное на праве оперативного управления [1, с. 36].

Примечательно, что кандидат юридических наук, доцент Камчатского филиала Дальневосточного государственного университета Н.А. Руденченко выделяет у автономного учреждения, наряду с правом оперативного управления, право самостоятельного распоряжения доходами и имуществом, приобретенными им от приносящей доходы деятельности, относя последнее к праву оперативного управления, но с большими возможностями [3, с. 77–78]. В соответствии с п. 1 ст. 298 ГК РФ автономное учреждение не вправе без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. В ст. 3 Закона об автономных учреждениях дается понятие особо ценного движимого имущества, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2007 г. №337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества АУ» установило рамки в отношении имущества федеральных автономных учреждений и включило в его состав обязательно движимого имущества, балансовая стоимость которого превышает 50 тыс. руб., также имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ, кроме того, иное имущество с балансовой стоимостью менее 50 тыс. руб., без которого осуществление федеральным автономным учреждением своей деятельности будет существенно затруднено [7].

Если с первыми двумя видами имущества федеральных АУ вопросов не возникает, то, определяя третий вид, законодатель не устранил неопределенность ст. 3 ФЗ «Об автономном учреждении», а лишь ограничил пределы ее действия на федеральные автономные учреждения балансовой стоимостью имущества.

Постановление Правительства РФ от 31.05.2007 №337 также определило, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления должны установить порядок определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения с учетом требований данного постановления в части определения видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

Автономное учреждение осуществляет в соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно.

Финансовое обеспечение деятельности по заданию учредителя осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета, точнее уровня бюджетной системы Российской Федерации, и иных, не запрещенных федеральными законами, источников.

Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества; с учетом расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке. Причем данные денежные средства необходимо заложить, предусмотреть в расходной части соответствующего бюджета на момент создания автономного учреждения, и далее заранее определять на каждый финансовый год.

Кроме того, автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, предусмотренной учредительными документами, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Следует помнить, что, как и другие некоммерческие организации, автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано (при условии, что такие виды деятельности указаны в его учредительных документах).

Предоставление автономным учреждениям более широких полномочий для участия в имущественных отношениях, возможность коммерческой инициативы делает их более гибкими к изменениям, происходящим на рынке работ и услуг. Отсутствие сметы расходов, определение особо ценного имущества, непосредственная материальная заинтересованность в результатах деятельности позволяет автономному учреждению более оперативно работать по сравнению с бюджетными организациями аналогичного профиля. Можно сделать вывод, что если автономное учреждение –это особый вид учреждения, то необходимо предусмотреть и особый правовой статус его имущества.

 

Библиографический список

  1. Залесский В.В. Новое юридическое лицо (автономное учреждение) // Журн. рос. права. 2007. №4.
  2. Михайлов С.Г., Реутов В.П. Федеральный закон «Об автономных учреждениях» и проблемы образования // Вестник Пермского университета. 2007. Вып. 8(13). Юридические науки.
  3. Руденченко Н.А. Правовой статус автономных учреждений // Тр. Камчат. филиала Дальневосточного гос. ун-та. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2007. Вып. 5.
  4. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30.11.1994 №51-ФЗ // Рос. газ. 1994. 8 дек. №238-239.
  5. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 №7-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1996. №3. Ст. 145.
  6. ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 №174-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2006. №45. Ст. 4626.
  7. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2007 г. №337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» // Рос. газ. 2007. 6 июня. №119.
  8. Приказ Минобрнауки РФ №72, Росимущества №58 от 04.03.2009 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных образовательных учреждений» // Рос. газ. 2009. 17 апр. №68.
  9. Приказ Минобрнауки РФ №385, Росимущества №416 от 16.12.2008 «О видах особо ценного движимого имущества федеральных автономных научных учреждений» // Рос. газ. 2009. 20 февр. №30.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.