Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 4 (46)

Название: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО БАНКИНГА В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ (ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ, США, КНР)
Авторы:

Е. П. Ермакова, Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса и международного частного права
Российский университет дружбы народов (РУДН)

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0001-5722-3641 ResearcherID: S-4388-2017
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»:       DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24343

Е. Е. Фролова, Доктор юридических наук, зав. кафедрой гражданского права и процесса и международного частного права
Российский университет дружбы народов (РУДН)

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ; Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0002-1852-0085 ResearcherID: C-8278-2015
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»:      

DOI: 10.14419/ijet.v7i4.38.24343
DOI: 10.9770/jesi.2019.6.4(11)

Реквизиты: Ермакова Е. П., Фролова Е. Е. Правовое регулирование цифрового банкинга в России и зарубежных странах (Европейский союз, США, КНР) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. Вып. 46. C. 606–625. DOI: 10.17072/1995-4190-2019-46-606-625
DOI: 10.17072/1995-4190-2019-46-606-625
Аннотация:

Введение: анализируется правовое регулирование цифрового банкинга в Европейском союзе, США, Китае и России. Обосновано, что развитие цифрового банкинга влечет как выгоды (инновации и создание новых рабочих мест), так и проблемы. Решение этих проблем возможно и путем усиления надзора за развитием цифрового банкинга, и другими способами. В связи с этим сравнительный анализ указанных выше вопросов приобретает особое значение. Цель: сформировать представление об основах правового регулирования цифрового банкинга в Европейском союзе, США, Китае и России на основе анализа нормативных актов, научных источников и судебных прецедентов. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики; частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: проведенное исследование показало, что решение проблем правового регулирования цифрового банкинга правительства стран – членов ЕС и США возможно в усилении надзора за развитием цифрового банкинга, что выражается как в принятии новых нормативных актов, так и в новых полномочиях органов, осуществляющих финансовый надзор (финансовых регуляторов). Однако правительство Китая до последнего времени занимало позицию невмешательства. Выводы: Россия отстает от мировых гигантов интернет-банкинга как по объему денежных операций в цифровой форме, так и по качеству правового регулирования отрасли FinTech, особенно в сфере защиты прав потребителей цифровых финансовых услуг. В Европейском союзе в зависимости от вида деятельности применяются различные нормативные акты (регламенты и директивы), регулирующие платежные услуги, краудфандинг, страхование, кибербезопасность и др. В области правового регулирования криптовалюты ЕС еще не принял каких-либо конкретных правил. В США цифровой банкинг регулируется, прежде всего, нормативными актами и прецедентным правом, относящимся к сфере традиционной банковской деятельности. На федеральном уровне отсутствует регулирование новых отраслей FinTech, например криптовалюты. Однако на уровне штатов ситуация иная: 9 октября 2017 г. Комиссия Министерства финансов США по унификации права (ULC) разработала Единообразный закон о регулировании бизнеса в виртуальной валюте (Uniform Regulation of Virtual-Currency Business Act (URVCBA). В Китае правительство не спешило регламентировать порядок предоставления цифровых финансовых услуг, поэтому поставщики интернет-финансов в этой стране получили гораздо больше свободы для работы, чем традиционные финансовые учреждения. Это привело к значительному расширению охвата населения (до 40 %). Кроме того, несмотря на запрет частных криптовалют в Китае, Народный банк Китая публично поощряет государственное использование технологии блокчейна.

Ключевые слова: право Европейского союза; право США; право КНР; цифровой банкинг; криптовалюта; блокчейн; финтех; виртуальная валюта; краундфандинг
  скачать полный текст статьи
Цитируемая литература: 1. Артемьева Ю. А. Банковская система Китайской Народной Республики // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. № 4. С. 90–95.
2. Венгеровский Е. Л. Инновации интернет-банкинга как фактор конкурентоспособности кредитных организаций на современном рынке банковских услуг // Банковское право. 2018. № 1. С. 47–52.
3. Прокофьев А. А. Проблемы безопасности в сфере интернет-банкинга // Банковское право. 2016. № 6. С. 62–66.
4. Протопопова О. В. Принципы правового регулирования финансовой системы США // Социально-политические науки. 2018. № 3. С. 119–123.
5. Разрешение финансовых споров в странах АТР (Австралия, Гонконг, Индия, Индонезия, Китай, Малайзия, Новая Зеландия, Сингапур, США, Таиланд, Япония): монография / под ред. Е. Е. Фроловой и Е. П. Ермаковой. М.: Инфотропик Медиа, 2019. 416 с.
6. Ручкина Г. Ф. Банковская деятельность: переход на новую модель осуществления, или «Финтех» как новая реальность // Банковское право. 2017. № 4. С. 55–62.
7. Савельев Д. Б. Гражданско-правовые аспекты распределения рисков в интернет-бан¬кинге // Банковское право. 2016. № 3. С. 31–36.
8. Фролова Е. Е. Механизмы действия инструментов денежно-кредитной политики Китая в первом десятилетии XXI века // Перспективы развития юридической науки, практики и образования в азиатско-тихоокеанском регионе материалы международной научно-прак¬ти¬ческой конференции. Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2015. С. 174–189.
9. Этко И. Время выживания: как нужно измениться российским банкам // Финансы и инвестиции. 10.10.2018. URL: https://www.for¬bes.ru/finansy-i-investicii/367737-vre¬mya-vyzhi¬va¬niya-kak-nuzhno-izmenitsya-ros¬siys¬kim-bankam (дата обращения: 27.02.2019).
10. Banerjee R. Internet Banking – Legal Issues. URL: http://rajdeepandjoyeeta.com/internet-banking-legal-issues/ (дата обращения: 07.03.2019).
11. Ermakova E. P., Rusakova E. P., Sitkareva E. V., Frolova E. Е. Main Components of Protecting Consumers of Financial Products in Asian-Oceanic (APAC) Countries // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. Vol 7, № 4.38. Pp. 157–163. DOI: 10.14419/ijet. v7i4.38.24343.
12. González-Páramo J. M. Opportunities and Challenges for Banking Regulation and Supervision in the Digital Age // SUERF Policy Note. 2018. Issue 31. URL: https://www.suerf.org/poli¬cy-notes/2511/opportunities-and-challenges-for-banking-regulation-and-supervision-in-the-digital-age/html (дата обращения: 01.03.2019).
13. Kaplinsky A. S. The Uniform Regulation of Virtual-Currency Businesses Act: What You Need to Know. February 15, 2018. URL: https://www.ballardspahr.com/eventsnews/events/2018-02-15-the-uniform-regulation-of-virtual-cur¬ren¬cy-businesses-act (дата обращения: 19.03.2019).
14. Li B. China Issues Comprehensive Regulations on Internet Finance // E-Finance & Payments Law & Policy. September 2015. URL: https://www.nortonrosefulbright.com/knowledge/publications/75431c2d/china-issues-comprehensive-regulations-on-internet-finance (дата обращения: 12.03.2019).
15. Romero S. Three Challenges that Digital Banking Poses for Regulators. URL: https://www.bbva.com/en/three-challenges-that-di¬gital-banking-poses-regulators-and-supervisors/ (дата обращения: 01.03.2019).
16. Shenglin B. Fintech – Challenges to Financial Regulation and Stability. 25 Apr 2018. URL: https://www.centralbanking.com/central-banks/ eco¬¬¬nomics/3456571/fintech-challenges-to-finan¬cial-regulation-and-stability (дата обращения: 04.03.2019).
17. Stamegna C., Karakas C. Fintech (Financial Technology) and the European Union State of Play and Outlook //EPRS (European Parliamentary Research Service). Members' Research Service PE 635.513 – February 2019. URL: http://www.euro-parl.europa.eu/RegData/etudes/BRIE/2019/635513 /EPRS_BRI(2019)635513_EN.pdf (дата обращения: 07.03.2019).
18. Stankovic S. US Cryptocurrency Regulation: Policies, Regimes & More. February 18, 2019. URL: https://unblock.net/us-cryptocurrency-regulation/ (дата обращения: 16.03.2019).
19. Tobin D., Volz U. The Development and Transformation of the People's Republic of China's Financial System. ADBI Working Paper 825. Tokyo: Asian Development Bank Institute. 2018. URL: https://www.adb.org/publications/develop¬ment-and-transformation-prcfinancial-system (дата обращения: 13.03.2019).
20. Tsai K. S. FinTech and Financial Inclusion in China // HKUST Thought Leadership Briefs. 2019. № 20. URL: https://iems.ust.hk/ tlb20 (дата обращения: 13.03.2019).
21. Wang Y. China Tightens Regulation Over Mobile Payment Apps – What's Next For Tencent and Ant Financial? Jan 3 2018. URL: https://www.forbes.com/sites/ywang/2018/01/03/сhi¬na-tightens-regulation-over-mobile-payment-apps-whats-next-for-tencent-and-ant-finan¬cial/#3dc50 a4f7f1d (дата обращения: 14.03.2019).
22. Wenhao S. Cryptocurrency Laws and Regulations in China. 12 July 2018 // Asia Business. URL: https://www.vantageasia.com/crypto¬curren¬cy-law-china/ (дата обращения: 15.03.2019).
Поступила в редакцию: 23.03.2019
Финансирование: Исследование подготовлено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №17-03-00093 «а» (науч. рук. – Е. Е. Фролова)
Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.