Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 4 (42) |
||||||||||
Название: | МОНИТОРИНГ И АУДИТ КАК ИНСТРУМЕНТ ДОСТИЖЕНИЯ БАЛАНСА ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В НАЛОГОВЫХ И ТАМОЖЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ |
|||||||||
Авторы: |
О. Ю. Бакаева, Доктор юридических наук, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права |
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. | ||||||||
ORCID: | 0000-0002-1971-0497 |
ResearcherID: | M-6827-2018 | |||||||
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»: | --- | |||||||||
Е. В. Покачалова, Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой финансового, банковского и таможенного права |
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. | |||||||||
ORCID: | 0000-0003-4738-7428 |
ResearcherID: | M-6847-2018 |
|||||||
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»: | --- | |||||||||
Реквизиты: | Бакаева О. Ю., Покачалова Е. В. Мониторинг и аудит как инструмент достижения баланса частных и публичных интересов в налоговых и таможенных правоотношениях // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 41. C. 616–643. DOI: 10.17072/1995-4190-2018-42-616-643 |
|||||||||
DOI: | 10.17072/1995-4190-2018-42-616-643 |
|||||||||
Аннотация: |
Введение: вопросы поиска оптимального баланса между частными и публичными интересами не теряют своей актуальности. Конфликт таких интересов неизбежен при регулировании отношений, присущих сфере реализации государством фискальной функции и осуществления финансового контроля. Сглаживание противоречий между плательщиками обязательных платежей и налоговыми (таможенными) органами возможно посредством применения таких инструментов, как мониторинг и аудит. Анализ правовых норм, регламентирующих порядок их проведения; выявление проблем, возникающих при их применении; определение путей их развития – все эти вопросы требуют научного осмысления. Цель: на основе раскрытия особенностей проведения налогового мониторинга, аудита в области таможенного дела показать возможности достижения баланса частных и публичных интересов. Методы: методы анализа и синтеза, формально-логический, сравнительно-правовой, исторический, статистический. Результаты: определено, что налоговые и таможенные отношения могут носить в определенной степени фидуциарный характер; раскрыты сущность и функции налогового мониторинга как инновационной формы налогового контроля; проведено соотношение между аудитом и таможенным контролем после выпуска товаров; установлена роль налогового мониторинга и таможенного аудита для оптимального соотношения частных и публичных интересов. Выделены основные функции налогового мониторинга и аудита в области таможенного дела: фискальная, превентивная, аналитическая. Выводы: в целях дальнейшего поиска баланса между частными и публичными интересами предложено рассмотреть перспективы развития указанных форм финансового контроля, расширить круг организаций, в отношении которых может проводиться налоговый мониторинг. Аргументирована идея о возможности использования таможенными органами аудиторских заключений в рамках категорирования участников внешнеэкономической деятельности, а также для определения финансовой устойчивости уполномоченных экономических операторов. Продемонстрированы преимущества потенциального введения института таможенных аудиторов. |
|||||||||
Ключевые слова: | частные и публичные интересы; налоговый мониторинг; таможенный аудит; финансовый контроль; налоговый контроль; таможенный контроль; государственный аудит, аудиторская деятельность | |||||||||
скачать полный текст статьи | ||||||||||
Цитируемая литература: | 1. Агапова А. В. Таможенный аудит: государственный контроль или предпринимательская деятельность? // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2011. № (39). 2. Барулин С. В., Минвалиева М. С. Содержание и развитие института налогового мониторинга в России // Налоги и финансы. 2016. № 4. С. 15–24. 3. Березюк В. И. Формирование интегрированной межгосударственной системы информационного обеспечения таможенного аудита // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 3. С. 35–41. 4. Васильева М. В. Финансовый контроль и аудит в государственном секторе // Финансы и кредит. 2009. № 18 (354). С. 5–15. 5. Грачева Е. Ю. Обеспечение публичных интересов в условиях рынка как важнейшая цель государственного финансового контроля // Очерки финансово-правовой науки современности: монография / под общ. ред. Л. К. Вороновой и Н. И. Химичевой. М.; Харьков: Право, 2011. С. 205–228. 6. Карпухин Д. В., Лапин А. В. Специфические признаки финансового контроля и формы его осуществления // Вестник Финансового университета. 2016. № 4 (94). С. 137–145. 7. Кизимов А. С. Формирование и развитие налогового мониторинга в России: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2009. 30 c. 8. Курочкин Д. А. Медиация в налоговых спо¬рах: перспективы развития в России и других государствах БРИКС // Российский юри¬дический журнал. 2017. № 5. С. 189–204. 9. Литвинова Ю. М. Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования в зарубежных странах и перспективы развития в Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 4 (50). С. 175–182. 10. Подольский В. И., Поляк Г. Б., Савин А. А. Аудит: учебник для вузов / под ред. проф. В. И. Подольского. 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 655 с. 11. Романовская О. В. Делегирование государственно-властных полномочий в системе публично-правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 2(36). С. 143–154. DOI: 10.17072/1995-4190-2017-36-143-154. 12. Савченко Л. А. Финансовый контроль, аудит, бухгалтерский учет – основные категории финансово-контрольного права // Очерки финансово-правовой науки современности: монография / под общ. ред. Л. К. Вороновой и Н. И. Химичевой. М.; Харьков: Право, 2011. С. 229–247. 13. Советское финансовое право / под ред. Е. А. Ро¬винского. М.: Юрид. лит., 1978. 344 с. 14. Турбанов А. В. Саморегулирование в аудите: отражение в законодательстве, науке и практике // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 3. С. 17–27. 15. Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева, Е. В. Покачалова. 6-е изд. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 800 c. 16. Цветкова Е. А. Сравнительно-правовой анализ альтернативных способов разрешения налоговых споров на примере России, США, Нидерландов, Германии // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 2. 17. Шашкина А. Н. Административно-право-вое регулирование таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2014. № 12. С. 1296–1300. 18. Шохин С. О. ЕАЭС и международные конвенции // Международное публичное и частное право. 2015. № 4. С. 14–17. 19. Aoyama Yu. Perspectives of Customs in the 21St Century: from the Experiences of Japan Customs // World Customs Journal. 2008. Vol. 2, Issue 1. Pp. 95–100. 20. Corden W. M. Trade Policy and Economic Welfare. Oxford, 1989. 423 p. 21. Craig P., de Burca Gr. European Union Law: Text, Cases and Materials. Oxford, 2003. 1241 p. 22. Customs Law of East Asia / edited by C.-J. Cheng. Alphen aan den Rijn: Kluwer Law International, 2010. 600 p. 23. Morini C., Costacurta de Sá Porto P., Inácio Jr. E. Trade facilitation and customs revenue collection: Is that a paradox? // World Customs Journal. 2017. Issue 2. Pp. 23–36. 24. The Netherlands Tax and Customs Administration. Horizontal monitoring within the medium to very large businesses segment. URL: https://download.belastingdienst. nl/belastingdienst/docs/horizontal_monitoring_very_large_businesses_dv4061z1pleng.pdf (дата обращения: 18.06.2018). 25. Widdowson D. Managing risk in the customs context // Customs modernization handbook / edited by Luc de Wulf, José B. Sokol. Washington, D. C., 2005. Pp. 91–99. 26. Witte P., Wolffgang H-M. Lehrbuch des Europaischen Zollrechts. 6 Auflage. Herne, 2009. 536 s. |
|||||||||
Поступила в редакцию: | 01.04.2018 | |||||||||
Финансирование: | Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16102 |