УДК 347.615 (470)

ЧАСТНЫЕ И ПУБЛИЧНЫЕ НАЧАЛА В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ АЛИМЕНТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Т.В. Шершень

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Исследуются частные и публичные начала в правовом регулировании алиментных обязательств в российском семейном праве. Рассматриваются проблемы реализации права членов семьи на получение содержания в современной России.

Ключевые слова: частные и публичные начала; алиментные обязательства


Современное семейное право не является в чистом виде частным правом, поскольку частные и публичные интересы и регулируемые им отношения нередко оказываются переплетенными и взаимообусловленными. Сложный дуалистический характер правового воздействия на семейные правоотношения обусловлен необходимостью защиты законных интересов членов семьи, в первую очередь несовершеннолетних и нетрудоспособных лиц. При этом крайне важно установить грань, до которой допустимо использование публичных начал в правовом регулировании семейных отношений, черту, за которой метод позитивного воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере семьи, не перерастет в свою противоположность.

Государство и общество давно осознали социальную значимость алиментирования. Еще в римском частном праве условиями взаимного содержания родителей и детей, других родственников считались «нетрудоспособность» и «нуждаемость». Сам термин «алименты» этимологически от латинского «alimentum» определяется как «пища», «пищевые продукты», «содержание», «иждивение»[1].

Установление в семейном законодательстве положений о взаимном алиментировании членов (бывших членов) семьи выполняет важное социальное назначение. С одной стороны, на уровне права закрепляются сложившиеся на протяжении многих веков этические нормы взаимоотношений в семье, когда ее нетрудоспособным членам – детям, престарелым, инвалидам оказывается материальная поддержка, что позволяет им удовлетворять основные жизненные потребности. С другой стороны, любое государство в полной мере не может гарантировать необходимое материальное содержание нетрудоспособным лицам за счет общества в целом, а потому заинтересовано, чтобы поддержка осуществлялась преимущественно за счет средств самих членов семьи. Добровольное оказание членами семьи взаимной материальной поддержки – один из показателей нормального выполнения семьей своей экономической функции. Нравственная обязанность членов семьи поддерживать друг друга переводится государством в сферу права и становится юридической. Правовой механизм регулирования семейных отношений предполагает возможность принудительного выполнения этой обязанности. Действие механизма правового регулирования осуществляется путем взаимодействия различных его элементов, частей, звеньев. Для того чтобы действие механизма стало возможным и целесообразным, оно всегда должно основываться на соответствующих принципах.

Основная цель алиментного обязательства – обеспечение алиментируемому лицу необходимых условий существования. Но этот семейно-правовой институт имеет и другие цели. В частности, его воспитательная цель заключается в том, что институт алиментного обязательства призван воспитывать в гражданах чувство супружеского, родительского, сыновнего и дочернего долга, что в конечном счете способствует реализации главной цели семейно-правового регулирования – укреплению семьи. Цели алиментирования вытекают из важнейшего принципа семейного права – взаимной материальной поддержки членов семьи.

Алиментное обязательство имеет сходные черты с некоторыми гражданско-правовыми договорными обязательствами, связанными с длительными, а иногда пожизненными, или бессрочными, платежами в пользу граждан. В частности, таковы обязательства, вытекающие из договоров ренты (постоянной и пожизненной), а также пожизненное содержание с иждивением (гл. 33 ГК РФ). В этих договорах плательщик обязуется периодически выплачивать получателю ренту (денежные суммы или имущество) в иной форме. Несмотря на внешнее сходство, между этими обязательствами существуют коренные отличия. Во-первых, указанные гражданско-правовые договорные конструкции предполагают возмездность, так как платеж ренты – это обязанность, которая возникает в обмен на передачу плательщику имущества получателя, более того, они носят алеаторный (рисковый) характер. Алиментное обязательство, напротив, строго безвозмездное, оно никак не связано с каким-либо встречным предоставлением кредитора. Во-вторых, получателями ренты могут быть любые граждане, а иногда и некоммерческие организации, алиментные же обязательства ограничены фиксированным в законе кругом лиц, связанных семейно-правовыми узами.

В-третьих, рентные отношения возникают только на основании заключенного договора, а алиментные обязательства – вытекая прямо из закона, решения суда или на основании соглашения сторон.

Содержание алиментного обязательства состоит в праве получателя алиментов требовать их уплаты от плательщика. Право требования получателя в алиментном обязательстве имеет строго определенный объем, соответствующий заключенному договору об уплате алиментов или решению суда. Этот объем не всегда является постоянным. При изменении материального или семейного положения любой стороны алиментного обязательства (субъективных факторов) или общего экономического положения в стране, при индексации доходов граждан (объективных факторов) может происходить и соответствующее изменение объема прав и обязанностей сторон правоотношения. В такой ситуации заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с иском об изменении алиментного соглашения (п. 4 ст. 101 СК РФ) или об изменении установленного судом размера алиментов (ст. 119 СК РФ).

Соглашение об уплате алиментов – сравнительно новый институт российского семейного права, имеющий внутриотраслевую специфику. Согласно п. 2 ст. 100 СК РФ нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов имеет силу исполнительного листа, что, безусловно, следует отнести к числу существенных гарантий обеспечения и публичных, и частных интересов и прав получателя алиментов. Для исполнения соглашения об уплате алиментов не требуется судом выдачи специального исполнительного листа. Соглашение об уплате алиментов направляется для исполнения в бухгалтерию организации по месту работы, получения пенсии, пособия, стипендии плательщика алиментов; могут приниматься другие меры к исполнению соглашения.

Существенными условиями алиментного соглашения, как это следует из ст. 103–104 СК РФ, являются размер, способы и порядок уплаты алиментов. Размер алиментов может определяться в процентном (долевом) выражении к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты, или в твердой денежной сумме независимо от того, какой (постоянный, нерегулярный, меняющийся и т.п.) заработок получает лицо, уплачивающее алименты, или иным образом. Лицо, уплачивающее алименты по соглашению об уплате алиментов с их получателем, может выплачивать алименты в виде периодических (ежемесячных, еженедельных и т.п.) денежных сумм, в виде единовременных выплат (например, в виде разового платежа за квартал, за полугодие и т.п.). Еще один способ уплаты алиментов – предоставление получателю алиментов в счет их уплаты имущества. Под «имуществом» в гражданском праве понимают вещи, включая деньги, ценные бумаги, имущественные права и иное имущество (ст. 128 ГК РФ). Разумеется, закон допускает подобные варианты при соблюдении одного условия – не должны нарушаться интересы получателя алиментов. В соглашении могут быть предусмотрены и иные способы уплаты алиментов (например, путем оказания материальной услуги, выполнения работы), а также путем сочетания различных способов уплаты алиментов (например, часть алиментов уплачивается в денежной сумме, а другая часть – путем предоставления получателю алиментов какого-либо имущества; либо путем передачи 50% от ежемесячной суммы выплачиваемых алиментов непосредственно в руки получателю алиментов (его законному представителю), а 50% – путем перечисления на счет в банке или ином кредитном учреждении). Вместе с тем закон не допускает зачета алиментов встречным требованием (ст. 116 СК РФ), так как алименты, имеющие строго целевое назначение, направлены непосредственно на содержание лица, которому они предназначались.

Наиболее ярко императивность правового регулирования алиментных правоотношений проявляется в своеобразном принципе «недопустимости поворота к худшему» при определении размера алиментов на содержание несовершеннолетних детей. Размер алиментов, предусмотренных соглашением об уплате алиментов, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке. В случае, когда размер алиментов на несовершеннолетнего ребенка ниже установленного законом (ст. 81 СК РФ), соглашение об уплате алиментов может быть признано недействительным в судебном порядке по иску законного представителя ребенка, органа опеки и попечительства или прокурора. Согласно ст. 81 СК РФ установлены следующие размеры алиментов: на одного ребенка – 1/4, на двух – 1/3, на троих и более детей –половина заработка и (или) иного дохода родителей. Обстоятельством, существенно нарушающим интересы получателя алиментов, может быть, например, условие соглашения, предусматривающее освобождение лица от уплаты алиментов до достижения ребенком совершеннолетия (за исключением эмансипации и вступления в брак). Существенные нарушения интересов получателя алиментов могут касаться также сроков, порядка уплаты алиментов, замены их другими формами содержания и т.д. Порядок уплаты алиментов по соглашению является добровольным.

В условиях инфляции установленный размер алиментов очень быстро становится не соответствующим расходам на содержание получателя, поэтому закон предусматривает возможность индексации (ст.105 СК РФ). В соглашении об уплате алиментов стороны могут предусмотреть любые способы индексации, например могут поставить увеличение размера алиментов в зависимость от роста курса доллара, евро и т.п. Важно, чтобы при установлении размера алиментов было соблюдено требование п. 2 ст. 103 СК РФ о том, что размер алиментов, устанавливаемых по соглашению сторон об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке. Получатель алиментов, считающий, что такой порядок индексации размера алиментов ущемляет его интересы, вправе обратиться в суд с иском о взыскании алиментов на общих основаниях.

Сторонами алиментного соглашения являются плательщик алиментов (алиментнообязанное лицо) и их получатель. Буквальное толкование ст. 99 Семейного кодекса РФ приводит к выводу: «Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов – между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашения об уплате алиментов с согласия их законных представителей». Обязанность уплачивать алименты в законе поставлена в зависимость от определенных юридических фактов, например от нетрудоспособности и нуждаемости супруга, требующего выплаты алиментов, и возможности предоставить такое содержание экономически более сильным супругом. Если же «обязанность уплачивать алименты» рассматривать как «обязанность супругов материально поддерживать друг друга», то она скорее может быть отнесена к категории морали, несмотря на то, что провозглашена п.1 ст. 89 СК РФ. Данная норма носит декларативный характер, так как она закрепляет моральную обязанность супругов поддерживать друг друга. Для того чтобы эта моральная обязанность стала также юридической обязанностью, закон требует наличия дополнительных обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 89 СК РФ. По общему правилу основанием для требования алиментов является состояние нуждаемости и нетрудоспособности, либо применительно к женщине - состояние беременности или уход за малолетним ребенком, либо наличие каких-либо иных особых обстоятельств (например, наличие в семье ребенка-инвалида), при условии, что плательщик алиментов обладает достаточными средствами для выполнения своей обязанности по содержанию. Это означает, что в большинстве случае, когда супруги не являются пенсионерами или инвалидами, когда они достаточно молоды и работоспособны, взыскание алиментов по закону невозможно. В случае отказа в добровольной поддержке супругами друг друга положения п.1 ст. 89 СК РФ не могут быть реализованы принудительно в силу отсутствия предусмотренных в законе оснований для предъявления требований трудоспособным или ненуждающимся супругом о предоставлении алиментов в судебном порядке.

Таким образом, Семейный кодекс РФ, представляющий собой новое, реформированное в соответствии с изменившимися политическими, социальными и экономическими условиями семейное законодательство, оказался в отношении вопросов содержания между супругами на жестких позициях советского государства, в период существования которого алименты перестали быть «благотворительностью». Положения современного кодифицированного акта по-прежнему не защищают интересов супруга, решившего целиком посвятить себя семье, ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, созданию семейного уюта. В подавляющем большинстве случаев решение отказаться от профессиональной карьеры и целиком посвятить себя семье может принять именно женщина (мужчина лишь в качестве исключения, которое можно теоретически допустить). Современная реальность такова, что многие женщины вынужденно остаются дома, вынужденно ограничивают себя только ролью домашней хозяйки. Совершенно очевидно, что наше семейное законодательство, по крайней мере, в части регламентации отношений по поводу предоставления содержания, оказалось совершенно неготовым к процессу возвращения женщин в семью с целью обеспечения их интересов в имущественной сфере. Женщина, посвятившая полностью себя семье, в случае развода или просто конфликтной ситуации в семье оказывается в крайне тяжелом, а иногда и безвыходном положении. Необходимы время, чтобы найти работу, получить образование, пройти курсы переквалификации и т.д., и средства, чтобы содержать себя и детей. Государство не может взять на себя такое бремя, но вместе с тем оно должно быть заинтересовано в повышении социально-экономической ответственности членов семьи. Представляется, оптимальным решением данной проблемы, соответствующим и интересам государства, и интересам экономически слабого супруга, станет возложение на экономически более сильного супруга обязанности оказывать материальную помощь в течение определенного периода времени, необходимого для социальной адаптации. Такое решение проблемы было предложено в законодательстве ряда развитых стран Запада. Исходя из того, что каждый из супругов должен обеспечивать себя сам и что все имущественные и финансовые проблемы, связанные с распадом семьи, желательно решить одновременно с расторжением брака, зарубежный законодатель поставил своей целью поддержать экономически более «слабого» супруга, дать ему возможность приспособиться к новой ситуации, приобрести экономическую независимость. Этой цели служат так называемые «компенсационные выплаты» или «реабилитирующие алименты», назначаемые в среднем на трехлетний период.

В англо-американском праве имеют место так называемые «добрачные соглашения» К процедуре оформления таких добрачных соглашений никаких специальных требований не предъявляется, кроме тех, которые обычно сопутствуют заключению любого договора (дееспособность сторон, присутствие свидетелей, свобода волеизъявления, т.е. отсутствие обмана, ошибки, заблуждения или принуждения). Круг вопросов, могущих быть предметом соглашения, практически ничем не ограничен. По существу супруги могут записать в нем все, что они хотят. Однако и суды, в свою очередь, в случае спора не связаны столь строго условиями такого брачного соглашения. Анализ практики американских судов свидетельствует о том, что часто заключение брачного договора направлено не только на урегулирование отношений между супругами по поводу собственности, но и на вопросы предоставления содержания или алиментирования. Традиционно муж обязан содержать жену и обеспечивать ее всем необходимым независимо от того, в какой степени она нуждается, есть ли у нее своя собственность и средства к существованию. Взамен этого жена обязана была всюду следовать за мужем и беспрекословно ему подчиняться. Однако с тех пор, как женщина стала работать и, как следствие этого, получила экономическую независимость, материальное содержание семьи все чаще делается обязанностью обоих супругов. Принцип господствующего положения мужчины в семье уступил место принципу равноправия супругов, одним из проявлений которого является их взаимная обязанность оказывать друг другу материальную помощь и вносить свой вклад в содержание семьи.

Обязанность супругов материально поддерживать друг друга возлагается только на лиц, состоящих в зарегистрированном браке.

Представляется, что в семейное законодательство необходимо внести определенные коррективы, предусмотрев возможность заключения супругами соглашения о предоставлении содержания одному из супругов независимо от того, является ли супруг-получатель алиментов нетрудоспособным и нуждающимся, тем самым обеспечив охрану его интересов, принесенных в «жертву» благополучию семьи. Тогда супруги, в частности, могут предусмотреть в соглашении право на алименты трудоспособного супруга, осуществляющего ведение домашнего хозяйства и в связи с этим не имеющего самостоятельного источника дохода.

Алименты от своего супруга вправе требовать также жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Аналогичная обязанность возлагается на мужчину и по отношению к его бывшей жене в случае развода при условии, что беременность возникла до момента расторжения брака (ст. 90 СК РФ). Наличие подобного рода нормы в семейном законодательстве обусловлено необходимостью повышенной заботы о женщине, находящейся в состоянии беременности или занимающейся уходом за ребенком до достижения ребенком возраста, когда он может быть более безболезненно для его психики передан в детское учреждение. Таким образом, одновременно охраняются и интересы женщины-матери, и интересы ребенка, которому до достижения возраста трех лет, безусловно, предпочтительнее оставаться дома. Вместе с тем нам представляется, что данные нормы требуют существенной корректировки с учетом обеспечения интересов мужчины-отца. Охрана интересов женщины в период беременности и в течение определенного периода времени после рождения ребенка, когда она не в полной мере оправилась после родов и ребенок нуждается в особо внимательном и тщательном уходе и грудном вскармливании, объективно обусловлена ее физиологическими особенностями и особой нуждаемостью ребенка в матери. Когда трудоспособность матери восстановлена и она решает воспользоваться своим правом не работать до достижения ребенком трех лет и остается дома, чтобы не отдавать его в ясли, это, безусловно, полностью соответствует интересам ребенка. Вместе с тем нам представляется совершенно неоправданной и ущемляющей интересы мужа и отца норма, устанавливающая право на алименты только в пользу жены в отношении трехлетнего периода с момента рождения ребенка. Здесь речь должна идти о праве любого супруга, занимающегося уходом за ребенком[2], требовать уплаты алиментов от другого супруга на свое содержание. Представляется, что в роли родителя, ухаживающего за маленьким ребенком, может в равной степени оказаться и отец, если, например, мать лучше трудоустроена, больше дорожит своей работой, которая к тому же более высоко оплачиваемая. Откровенная несправедливость этой нормы становится очевидной при рассмотрении ситуации, когда мать, выйдя из роддома, оставила ребенка отцу как напоминание о «счастливом браке», уехав навстречу новым незабываемым приключениям. При этом, оказавшись в подобной ситуации, отец не только вынужден взять на себя заботу о ребенке, не вправе расторгнуть брак без согласия жены до достижения ребенком одного года (ст. 17 СК РФ), но еще должен выплачивать жене алименты до достижения общим ребенком возраста трех лет, поскольку закон не предусматривает в этом отношении никаких исключений и не допускает никаких оговорок. Кроме этого, законодатель даже не попытался связать право жены на алименты с осуществлением ею воспитания общего ребенка. В связи с вышеизложенным предлагаем внести изменения в абз. 3 п. 2 ст. 89 и абз. 2 п. 1 ст. 90 СК РФ: «жена (бывшая жена) в период беременности, а также супруг (бывший супруг), осуществляющий уход за общим ребенком до достижения им трехлетнего возраста».

В данном случае право на получение алиментов не связано с наличием нуждаемости и нетрудоспособности. Алименты взыскиваются даже в том случае, если жена обеспечена средствами в размере, превышающем прожиточный минимум. Это связано с тем, что в период беременности, вскармливания ребенка грудью и осуществления ухода за малолетним ребенком возникает потребность в многочисленных расходах (на дополнительное питание, лечение, специальную одежду, отдых, специальные процедуры и т.д.), которые должны нести оба супруга.

Соглашение об уплате алиментов позволяет супругам самостоятельно урегулировать финансовые последствия развода и решить самим, будет ли один из них оказывать другому материальную помощь и если да, то, в каком размере, на каких условиях будут выплачиваться алименты.

Для учета материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств участниками соглашения могут представляться также документы, обосновывающие размер алиментов, относительно которого между ними достигнуто согласие. Это могут быть справки о наличии иждивенцев, о доходах работающих несовершеннолетних и родителей, с которыми они проживают, и т.д.

В последнее время часто высказываются предложения о необходимости признания юридических последствий за фактическими брачными отношениями, которые получают все большее распространение во всем мире, и Россия здесь не исключение.

Семейный кодекс РФ однозначно определяет круг участников алиментных обязательств: к ним относятся супруги (бывшие супруги); родители и дети; братья и сестры; бабушки, дедушки и внуки; фактические воспитатели и фактические воспитанники; мачеха, отчим и пасынки, падчерицы.

Алименты могут выплачиваться: в долях к заработку и (или) иному доходу супруга, обязанного выплачивать алименты (например, одна вторая доли доходов, получаемых от предпринимательской деятельности); в твердой денежной сумме, выплачиваемой периодически (ежемесячно, ежеквартально и т.п.) или единовременно, путем предоставления имущества, а также иными способами, относительно которых достигнуто соглашение. Так, если интересам жены соответствует получение от мужа сразу крупной суммы денег или имущества (квартиры, машины и т.п.) и он не возражает против такого способа уплаты алиментов. В соглашении может быть предусмотрено сочетание различных способов уплаты алиментов. Таким образом, соглашение об уплате алиментов позволяет супругам (бывшим супругам) выбрать наиболее соответствующий их интересам способ исполнения алиментных обязательств. В соглашении об уплате алиментов стороны могут установить ответственность за несвоевременную выплату алиментов. Если же алименты выплачиваются по решению суда, то виновное лицо обязано уплачивать получателю алиментов неустойку в размере одной второй процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Кроме того, получатель алиментов вправе взыскать с плательщика, виновного в несвоевременной уплате алиментов, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой (ст. 115 СК). Таким образом, предусмотрена имущественная ответственность плательщика алиментов за несвоевременную уплату алиментов.

При алиментировании источниками жизнеобеспечения несовершеннолетних и нетрудоспособных нуждающихся в помощи лиц выступают средства обязанных лиц.

Будучи участницей Конвенции ООН «О правах ребенка» [3], Россия приняла на себя обязательства по признанию за каждым ребенком права на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Согласно положениям ст. 27 Конвенции родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка. Государство в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей принимает меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающих детей, в осуществлении этого права, оказывает материальную помощь и поддерживает программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем. По оценкам независимых экспертов, в настоящее время около 10 миллионов российских детей живут в неполных семьях и вправе по закону рассчитывать на алименты. Однако более половины детей из неполных семей алиментов не получают, поскольку покинувшие их отцы (или матери) уклоняются от исполнения алиментных обязательств.

Правовое регулирование алиментных обязательств осуществляется в российском законодательстве комплексно, главным образом посредством норм семейного и гражданского процессуального законодательств. Раздел V Семейного кодекса РФ [7] закрепляет основания возникновения и прекращения алиментных обязательств, определяет исчерпывающий перечень лиц, между которыми при наличии определенных в законе условий может возникнуть алиментное обязательство, устанавливает общие правила присуждения и взыскания алиментов, которые детализируются в положениях Гражданского процессуального кодекса РФ [2] и Федерального закона «Об исполнительном производстве» [5].

Статья 54 СК РФ устанавливает, что ребенок имеет право на обеспечение его интересов. Одним из них следует признать интерес в получении достаточного материального содержания. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [4] заложена необходимость контроля государства за «качеством жизни» каждого ребенка: «Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и основана на следующих принципах:

-       законодательное обеспечение прав ребенка;

-       государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

-       установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей…» (п. 2 ст. 4).

Согласно положениям ст. 81 и 83 СК РФ размер алиментов в пользу несовершеннолетнего ребенка может быть определен судом в долевом отношении к заработной плате и (или) иному доходу лица, обязанного их уплачивать, либо в твердой денежной сумме. Определение размера алиментов в долевом отношении к заработной плате и (или) иному доходу лица выступает дополнительной гарантией обеспечения имущественных прав и интересов детей, не достигших совершеннолетия. Однако уменьшение размера доходов плательщика алиментов приводит автоматически к уменьшению размера алиментов. Нередко плательщик алиментов, не желая исполнять обязанность по содержанию несовершеннолетнего ребенка, тщательно скрывает реальные доходы. Решение данной проблемы видится в установлении на законодательном уровне минимального размера алиментов в пользу несовершеннолетних детей, что возможно путем внесения дополнений в ст. 81 СК РФ: «Размер алиментов на несовершеннолетнего ребенка не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на территории которого ребенок проживает».

Не следует забывать также, что родители несут равные обязанности в отношении своих детей, включая обязанность по предоставлению содержания. Именно поэтому в законе предусмотрена возможность как увеличения, так и уменьшения размера долей с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств (п. 2 ст. 81 СК РФ). На практике нередки случаи, когда законный представитель ребенка расходует средства, выплачиваемые в качестве алиментов, не по их целевому назначению. Представляется недопустимым нецелевое расходование алиментов, присуждаемых в пользу несовершеннолетних детей. Считаем необходимым, при рассмотрении судом дела о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, устанавливать в обязательном порядке факт наличия и размер доходов каждого из родителей.

В целях обеспечения алиментных прав несовершеннолетних детей постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. №841 [6] утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей. И несмотря на это, самой сложной проблемой на практике оказывается, проблема выявления реальных доходов плательщика алиментов и установления их действительного размера. Данная проблема не может быть разрешена в одночасье. Необходим комплексный подход, включающий в себя меры как стимулирующего, так и ограничительного характера, как в отношении самого плательщика алиментов, так и его работодателя. Проблема невыплаты алиментов является одной из чрезвычайно острых в нашей стране, особенно в сфере обеспечения прав и интересов несовершеннолетних детей на достойный уровень жизни. Все это свидетельствует о насущной необходимости реформирования законодательства, регулирующего алиментные обязательства родителей в пользу несовершеннолетних детей. Первые шаги в этом направлении были предприняты при рассмотрении Концепции совершенствования законодательства, регулирующего алиментные отношения родителей и детей [1]. В Концепции предусмотрены положения об установлении минимального размера алиментов; о формировании специального фонда для выплаты алиментов на несовершеннолетних детей; о предоставлении суду возможности возложения на родителей обязанностей по содержанию совершеннолетних нуждающихся детей, обучающихся по очной форме (максимум – до 23 лет), при условии наличия у родителей достаточных для этого средств. Предусматриваются положения, касающиеся возможности распространения норм об уголовной ответственности за злостное уклонение от уплаты алиментов не только на случаи взыскания алиментов в судебном порядке, но и на неуплату алиментов в соответствии с нотариально удостоверенным соглашением, а также положения, ужесточающие уголовно-правовые санкции за данный вид преступления. Предлагается расширить перечень исключительных обстоятельств, при наличии которых может возникнуть обязанность по участию в дополнительных расходах, исключить из перечня имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, дорогостоящие предметы домашней обстановки и обихода. Однако многие предложения до настоящего времени не нашли воплощения в конкретных законопроектах.


Библиографический список

  1. Данные Пресс-службы Государственной Думы Российской Федерации от 17.09.2007 г. [Электронный ресурс] // http://www.parlcom.ru
  2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (ред. 23.07.2010 г. №178-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №46, ст. 4532.
  3. Конвенция ООН «О правах ребенка»: принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генер. Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.: ратифицирована Верхов. Советом СССР 13 июля 1990 г., вступ. в силу для СССР 15 сент.1990 г. // Ведомости СССР. 1990. №45, ст. 955.
  4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3802.
  5. Об исполнительном производстве: Федер. закон Рос. Федерации от 2 окт. 2007 г. №229-ФЗ (ред. 27 июля 2010 г. №213-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. №41, ст. 4849.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. №841 (ред.15 авг. 2008 №613) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №31, ст. 3743.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 1995 г. №223-ФЗ (ред. 30 июня. 2008) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №1, ст. 16.


[1] В Римской империи осуществлялась так называемая система алиментации, которая предполагала выдачу денежных сумм средним и мелким землевладельцам из особого алиментарного фонда. Проценты за пользование ими шли на раздачу сиротам и детям малоимущих родителей. Тем самым система алиментации сводилась к материальной поддержке со стороны государства и производителей сельскохозяйственной продукции и малообеспеченных детей. (см.: БСЭ. 2-е изд. М., 1950. Т.2. С.109-110). В современном российском праве термины «алименты», «алиментирование», «алиментные обязательства» широко применяются только в семейном законодательстве, хотя имеется в виду получение содержания нетрудоспособными лицами за счет не государства, а членов и бывших членов семьи.

[2] И в трудовом праве, и в праве социального обеспечения на смену термину «мать» приходит термин «лицо с семейными обязанностями» и речь идет о лицах, «фактически осуществляющих уход за ребенком».

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.