УДК 347.645.5

ПРАВО ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА НА ВОСПИТАНИЕ

С.В. Доржиева

Старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса

Бурятский государственный университет. Республика Бурятия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 А

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Надлежащее воспитание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является основной целью создания приемных семей. В этой статье обсуждаются некоторые актуальные проблемы выбора приемных родителей, оценки их личных качеств, что имеет существенное значение для создания в замещающей семье наиболее благоприятных условий для воспитания и гармоничного развития приемных детей.

Ключевые слова: приемный ребенок; воспитание; приемная семья


Право ребенка жить и воспитываться в семье – одно из самых важных его прав. Именно семейное воспитание позволяет обеспечить нормальное физическое, нравственное, интеллектуальное и социальное развитие ребенка, стать ему полноценным членом общества. Общественные же формы воспитания не могут заменить ребенку семью, что подтверждается практикой [9, с. 296]. По этой причине в случае утраты детьми родительской заботы «государству приходится искусственно создавать попечение, подобное тому, какое дает семья. Оно назначает к сиротам лиц, которые должны заменить им родителей» [12, с. 601].

Одной из наиболее динамично развивающихся форм семейного воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья, которая в настоящее время рассматривается как разновидность опеки и попечительства, что влечет применение в отношении к ней соответствующих положений семейного и гражданского законодательства об опеке (попечительстве). Так, статья 152 Семейного кодекса РФ (далее – СК) гласит о том, что приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Согласно п. 1 ст. 145 СК РФ опека и попечительство устанавливаются над детьми в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов, однако ст. 153 СК предусматривает то, что приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Таким образом, семейное воспитание ребенка выводится законодателем на первое место среди иных обязанностей приемных родителей и прав приемного ребенка. Это связано с тем, что при опеке все-таки главная цель – создание взамен непригодных наиболее подходящих условий семейного воспитания. Этой цели подчинена и охрана прав подопечного, ибо главное из них – это его право на надлежащее воспитание. Именно поэтому воспитание фигурирует в научных исследованиях как главная задача опеки [5, с. 113; 8, с. 70].

Как правило, в приемные семьи попадают дети либо с негативным опытом воспитания в кровной семье, либо с рождения находившиеся в различных детских учреждениях, поэтому для достижения главной цели опеки необходимо уделять пристальное внимание подбору приемных родителей. Так, если Л.Ю. Михеева относит нравственные и иные личные качества кандидата в приемные родители, его способность к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, под которой следовало понимать состояние здоровья и возраст лица, позволяющие полноценно совершать как фактические, так и юридические действия в пользу подопечного, к факультативным (необязательным, рекомендательным) условиям для назначения опекуном (попечителем) [4, с. 43], то А.М. Нечаева подчеркивает, что при соблюдении запретов, установленных законодательством для выбора приемных родителей, важно, чтобы это был человек, любящий детей, умеющий их воспитывать, способный создать в приемной семье благоприятную для воспитания, как правило, трудного ребенка обстановку [7, с. 471], что нам, с учетом множества, проблем возникающих при создании и функционировании приемных семей, видится более правильным.

Как мы полагаем, в целях наиболее благоприятной адаптации приемного ребенка нельзя забывать и об этническом происхождении ребенка, его принадлежности к определенной религии и культуре, родном языке, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п. 1 ст. 123 СК).

По нашему мнению, особую роль в адаптации приемного ребенка на первом этапе имеют отношения, которые сложились у него с потенциальным приемным родителем в процессе общения до заключения договора, а также обстоятельство, был ли ребенок согласен с передачей его на воспитание именно в эту приемную семью. И хотя учет мнения ребенка, не достигшего возраста 10 лет, в соответствии со ст. 57 СК необязателен, мы считаем, что мнение ребенка, «способного сформулировать свои собственные взгляды, согласно ст.12 Конвенции о правах ребенка [10] в таком важном для него вопросе, как передача на воспитание конкретному лицу и в более младшем возрасте, является основой для создания благополучной приемной семьи. В противном случае процесс адаптации ребенка к новым условиям жизни может занять продолжительное время либо вообще не состояться. Вместе с тем адаптация является подготовительным этапом трудного процесса воспитания, поскольку «все, что в приемном ребенке будет сформировано, будет являться результатом целенаправленного, творческого деликатного воспитания, то есть системы педагогического воздействия» [11, с. 66].

По данным директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей А.А. Левитской, изложенным в пояснительной записке к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки граждан, желающих взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: в 2008 г. в Российской Федерации отменены 7834 решения о передаче ребенка на воспитание в семью; выявлены 3012 случаев жестокого обращения с детьми; к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых на воспитание в семью, привлечены 83 гражданина, из них 41 – к уголовной ответственности за совершение преступлений, повлекших гибель либо причинение вреда здоровью детей. Здоровью 44 детей замещающими родителями причинен вред. Только в 2008 году в России отменены более 1 тысячи решений об устройстве детей в семьи по причине невыполнения усыновителями, опекунами, приемными родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, более 30 – по причине жестокого обращения с детьми [3]. Такие цифры удручают. А ведь наверняка все замещающие родители, стоящие за этими статистическими данными, соответствовали требованиям закона. Следовательно, подбор приемных родителей для детей, которые и без того находятся в трудной жизненной ситуации, не должен быть формальным. На практике деление условий для назначения опеки (попечительства) на обязательные и факультативные не нужно, так как все они имеют значение. Неспроста в настоящее время речь идет не просто о более тщательном отборе кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, но и о их специальной подготовке, поскольку из Пояснительной записки следует, что в большинстве случаев причинами невыполнения ими своих обязанностей, жестокого обращения с детьми являются недостаточная правовая и педагогическая подготовленность указанных лиц к проблемам воспитания приемного ребенка, а также их личностные особенности.

Как верно отметила А.М. Нечаева, если с правом на охрану детства связаны прежде всего предпосылки физического развития человека, что крайне важно в первые годы его жизни, то основу права на воспитание составляет нравственное становление личности [6, с. 47], которое может обеспечить лишь лицо, само обладающее этими качествами (порядочность, доброта, честность). Ведь именно семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью [1, с. 7]. Социологи говорят о том, что семейная социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе ценностям и нормам. Она понимается двояко: с одной стороны, как подготовка детей к будущим семейным ролям и, с другой – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально компетентной, зрелой личности [2, с. 53].

Таким образом, право приемного ребенка на семейное воспитание должно реализовываться путем нравственного становления его личности, в результате положительного влияния на него со стороны приемного родителя, заботы, совместного проживания с последним, всестороннего развития и уважения его человеческого достоинства и обеспечения иных прав, предусмотренных семейным законодательством. Поэтому, по нашему мнению, п. 1 ст. 148 СК необходимо дополнить положением о том, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на надлежащее воспитание, поскольку иное воспитание не соответствует целям семейного устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.


Библиографический список

  1. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М. Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение тренинги. СПб.: Речь, 2007. 352 с.
  2. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. М.: Владос-Пресс, 2006. 325 с.
  3. Левитская А.А. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки граждан, желающих взять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Интернет – проект Министерства образования и науки Рос. Федерации]. URL: www.usynovite.ru
  4. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: учеб.-практ. пособие. М.: Палеотип, 2002. 248 с.
  5. Нечаева А.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. 2-е изд. М.: Юрайт, 2009. 559 с.
  6. Нечаева А.М. Охрана детей-сирот в России. М.: Дом, 1994 176 с. (История и современность).
  7. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. М.: Наука, 1991. 238 с.
  8. Пергамент А.И. Краткий популярный словарь – справочник о браке и семье. М.: Знание, 1982. 96 с.
  9. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2008. 704 с.
  10. Сборник международных договоров СССР. М., 1993. Вып. XLVI.
  11. Сиротство как социальная проблема / под ред. Л.И. Симагиной. Минск: Унi­версiтэцкае, 1999. 144 с.
  12. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула: Автограф, 2001. 720 с.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.