УДК 342.951
Аннотация: Проблема обеспечения трудовой занятости населения является актуальной для всех стран с рыночной экономикой, включая Республику Беларусь, хотя рыночные отношения стали в ней формироваться сравнительно недавно, с распадом СССР и обретением независимости. Конституцией Республики Беларусь труд провозглашен в качестве наиболее достойного способа самоутверждения человека, что предполагает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Таким образом, в качестве основополагающего конституционного принципа трудового права Республики Беларусь выступает принцип свободы труда. Однако для отдельных категорий граждан реализация данного принципа может быть затруднительна. Задача законодателя состоит в разработке комплекса мер, направленных на реализацию принципа свободы труда для всех граждан. Одним из решений этой задачи является закрепление в действующем законодательстве Республики Беларусь административной ответственности за нарушение законодательства о занятости населения, введение которой, с одной стороны, направлено на усиление гарантий трудоустройства граждан, а с другой – обеспечивает исполнение нанимателями обязанностей в области занятости населения. В частности, впервые на законодательном уровне закреплена административная ответственность за невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и за невыполнение обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя. Новеллой белорусского трудового законодательства является обязанность нанимателя по созданию рабочих мест для родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Авторы статьи анализируют соответствующие нормы действующего законодательства Республики Беларусь и обосновывают целесообразность корректировки отдельных из них.
Ключевые слова: законодательство; труд; право на труд; трудоустройство; рынок труда; занятость населения
Конституцией Республики Беларусь труд провозглашен в качестве наиболее достойного способа самоутверждения человека, что предполагает право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (ст. 41) [3]. Таким образом, в качестве основополагающего конституционного принципа трудового права выступает принцип свободы труда [1].
Для реализации права граждан на труд государство обеспечивает организацию труда и его охрану, осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, применяет меры ответственности за нарушение требований законодательства в данной области. Значительная роль в этом процессе отводится административно-правовым средствам борьбы с нарушениями норм трудового законодательства и иных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере труда.
В последние годы в Республике Беларусь в центре внимания ученых все чаще оказываются фундаментальные положения административного права вообще и вопросы административной ответственности в частности. Это объясняется принятием Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), который достаточно полно урегулировал институт административной ответственности, имеющий большое значение не только для административного, но также и трудового права, поскольку новый КоАП содержит целый ряд норм, предусматривающих административную ответственность за нарушения трудового законодательства. Наиболее значимыми из них являются: нарушение законодательства о занятости населения (ст. 9.15); отказ в приеме на работу (ст. 9.16); нарушение правил по охране труда (ст. 9.17); нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений (ст. 9.18); нарушение порядка и условий трудоустройства граждан за границей (ст. 9.23); прием на работу без документов (ст. 23.15) [2].
Можно заметить, что это разные по своему характеру и направленности деяния, многие из которых закреплены в действующем законодательстве впервые. В частности, новеллой действующего законодательства является норма, устанавливающая административную ответственность за нарушение законодательства о занятости населения (ст. 9.15 КоАП), о которой и пойдет речь в настоящей статье. Введение административной ответственности за указанные нарушения, с одной стороны, повышает гарантии трудоустройства граждан, а с другой – обеспечивает исполнение нанимателями обязанностей в области занятости населения.
Статья 9.15 КоАП содержит три самостоятельных, но близких по сути, состава. В части первой предусматривается ответственность за невыполнение нанимателем обязанности по созданию рабочих мест (в том числе специализированных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, а также родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, когда обязательность создания таких мест предусмотрена законодательством, а конкретно Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» [4].
К гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, относятся:
1) Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей и т.п.
2) Родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов (до 18 лет).
Многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами. Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя.
3) Инвалиды.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», инвалидом признается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими (ст. 1) [5].
4) Освобожденные из мест лишения свободы.
Для оказания помощи освобожденным в их трудовом и бытовом устройстве администрация учреждения уголовно-исполнительной системы через органы внутренних дел и территориальный комитет по труду, занятости и социальной защите не позднее чем за три месяца до истечения срока наказания осужденного должна принять меры по их трудоустройству.
5) Граждане в возрасте до 21 года, впервые ищущие работу.
В соответствии со ст. 280 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) местными исполнительными и распорядительными органами устанавливается броня приема на работу таких лиц. Следует иметь в виду, что броня по данному основанию устанавливается только организациям, а не индивидуальным предпринимателям и лицам, нанимающим домашних работников. К тому же для лиц в возрасте до 21 года, но ищущих работу не впервые (а, положим, после того, как они поработали), броня устанавливаться не должна. При этом названная норма (ст. 280 ТК) является единственной, где под молодежью понимаются лица моложе 21 года, в отличие от общего правила – до 18 лет [9].
6) Лица предпенсионного возраста.
К таким лицам относятся мужчины старше 58 лет и женщины старше 53 лет, то есть лица за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.
7) Ветераны боевых действий на территории других государств.
Перечень периодов отнесения воинских частей, штабов и учреждений к составу действующей армии, перечня городов и периодов их обороны во время Великой Отечественной войны, а также перечня государств, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Республики Беларусь утвержден постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 1 июня 2010 г. № 22 [7].
8) Лица, уволенные с военной службы, из органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию.
9) Граждане, эвакуированные и отселенные из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также самостоятельно выехавшие из этих зон после катастрофы на Чернобыльской АЭС.
10) Иные граждане, если это определено законами и актами Президента Республики Беларусь.
Как можно заметить, перечень граждан, которые признаются особо нуждающимся в социальной защите, не является исчерпывающим, что на наш взгляд, противоречит ст. 23 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону [3].
Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости этим категориям лиц путем разработки и реализации целевых государственных программ содействия занятости населения, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, предоставления услуг по профессиональной ориентации, путем организации обучения по специальным программам, а также путем возложения на нанимателей определенных обязанностей в данной сфере. В частности, наниматели обязаны принимать на работу граждан, направленных органами по труду, занятости и социальной защите в счет установленной брони; создавать для них рабочие места. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами.
В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом по труду, занятости и социальной защите, наниматель в направлении делает отметку о дне явки гражданина и причине отказа ему в приеме на работу и возвращает направление гражданину. В то же время не допускается отказ нанимателя в приеме на работу обязанных лиц, направленных по судебному постановлению органами по труду, занятости и социальной защите для трудоустройства. Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется только по согласованию с указанными органами.
Новым для белорусского трудового законодательства является обязанность нанимателя по созданию рабочих мест для родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Положение о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь №105 от 26 января 2007 г. [8]. В соответствии с ним, трудоустройство таких лиц осуществляется в организациях независимо от форм собственности, перечень которых определяется облисполкомами, а также Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом, на которые возложена ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возмещать расходы по содержанию детей. В силу требований п. 2 Положения трудоустройству подлежат неработающие родители, обязанные возмещать расходы по содержанию детей, а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению или по судебному постановлению о взыскании расходов, если размер их заработной платы и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь доходов не позволяет им в течение 6 месяцев в полном объеме выполнять обязательства по возмещению расходов по содержанию детей.
Обращает на себя внимание содержание п. 5 названного Положения, в соответствии с которым органы государственной службы занятости в течение трех рабочих дней определяют одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 процентов заработной платы. В эти же сроки органы государственной службы занятости выдают обязанным лицам направление на работу по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты. Отказ в приеме на работу таких лиц не допускается.
Указанная норма неоднократно подвергалась справедливой критике, поскольку не просто фактически приравнивает недобросовестных родителей к категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите, обязывая органы государственной службы занятости трудоустраивать их. Она даже закрепляет определенные преимущества таких лиц, поскольку трудоустроены они должны быть на хорошо оплачиваемую работу, а в случае их неявки для трудоустройства на органы внутренних дел возлагается обязанность обеспечить их явку путем привода в органы по труду, занятости и социальной защите либо в организацию для трудоустройства (п. 11 Положения). На практике, это осуществляется путем доставки таких работников к месту работы служебным транспортом органов внутренних дел.
Часть вторая статьи 9.15 КоАП предусматривает ответственность нанимателя за невыполнение обязанности по созданию рабочих мест для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья или профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя.
Наниматели обязаны выделять или создавать новые рабочие места для трудоустройства тех работников, которые потеряли трудоспособность в результате несчастного случая на данном производстве или получили профессиональное заболевание и в результате этого признаны инвалидами [9, ст. 285; 6, ст. 25].
При этом нормы данной статьи распространяются на всех нанимателей, в том числе тех, работники которых получают пенсии по возрасту либо за работу с особыми условиями труда. Так, например, если работник-пенсионер, работая на предприятии, получил производственную травму, и, в соответствии с медицинским заключением, не может работать по прежней профессии, наниматель, с его согласия, обязан обеспечить за свой счет обучение его новой профессии (специальности) в соответствии с заключением ВКК лечебного учреждения или МРЭК, если вследствие трудового увечья (профессионального заболевания) он не может выполнять прежнюю работу.
Обучение новой профессии имеет целью восстановление профессиональной трудоспособности потерпевшего, который приобретает новую профессию (специальность), и ему самому принадлежит право определения срока продолжения трудовой деятельности. Расторжение трудового договора с таким работником производится на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде.
В случае невыполнения нанимателем требования о выделении или создании новых рабочих мест для трудоустройства указанных лиц, они должны при расторжении трудового договора (контракта) с этим работником внести в Государственный фонд содействия занятости взнос, равный десятикратной годовой заработной плате данного работника. В противном случае они будут привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин, а юридические лица – до ста базовых величин.
Часть третья статьи 9.15 КоАП предусматривает ответственность за неуведомление органов государственной службы занятости населения, несвоевременное или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидацией юридического лица, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя или сокращением численности (штата) работников либо о наличии свободных рабочих мест (вакансий).
В соответствии со ст. 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» наниматели обязаны:
не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников;
письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты (ст. 21) [4].
Поэтому, если в течение двух недель со дня увольнения сотрудника вакансия остается свободной, то организация обязана в течение двух недель со дня ее образования письменно уведомить центр занятости о наличии свободного рабочего места с указанием условий труда и размера его оплаты. Ответственность за неуведомление или не в полном объеме уведомление этой службы нанимателем влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо – до ста базовых величин. Если же в течение двух недель вакансия из штатного расписания исключена, то свободная должность в организации отсутствует, и необходимости подавать сведения о наличии свободных рабочих мест нет. В то же время приказ о сокращении рабочих мест не должен выглядеть попыткой избежать установленной законодательством ответственности.
В контексте проводимого исследования нельзя обойти вниманием и еще один важный вопрос. Субъектом правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 рассматриваемой статьи, является исключительно наниматель, а по части 3 – наниматель или уполномоченное им должностное лицо. Исходя из определения термина «наниматель», содержащегося в абз. 6 ч. 1 ст. 1 ТК, нанимателями признаются только юридические и физические лица, которым законодательством предоставлено право приема на работу и увольнения работников. Обособленные подразделения юридических лиц уже не могут выступать в качестве нанимателей. Полагаем, что следовало бы унифицировать терминологию законодательства (в частности, относительно терминов «наниматель» и «работодатель»). На наш взгляд, термин «работодатель» в большей степени отвечает современным реалиям, именно его следует использовать.
Важно также отметить, что форма вины для привлечения соответствующих должностных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о занятости населения значения не имеет. Данные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Для привлечения же к ответственности юридического лица обязательно должны быть соблюдены положения ст. 3.5. КоАП, а именно: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению.
В заключении отметим, что, несмотря на то, что действующий КоАП достаточно полно урегулировал институт административной ответственности, работа в направлении совершенствования белорусского административного законодательства должна быть продолжена.
Библиографический список
Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России / под ред. Е.А. Огиенко. Пермь, 1992. 236 с.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, 21 апр. 2003 г., №194-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».
Конституция Республики Беларусь 1994 г. Минск, 2005. 48 с.
О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 15 июн. 2006 г., №125-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26.10.2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».
О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов: Закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., №422-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2009. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».
О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 11 ноя. 1991 г., №1224-XII. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».
Об утверждении периодов отнесения воинских частей, штабов и учреждений к составу действующей армии, перечня городов и периодов их обороны во время великой отечественной войны, а также перечня государств, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Республики Беларусь: постановление Министерства обороны Респ. Беларусь, 1 июн. 2010 г., №22. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».
Положение о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 26 янв. 2007 г., №105. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь».
Трудовой кодекс Республики Беларусь, 26 июл. 1999 г., №296-З. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс: Беларусь»