УДК 343.8

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

С.В. Маркелов

Кандидат юридических наук, зам. начальника института по научной работе
ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России
614012, г. Пермь, ул. Карпинского, 125
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Доказывается необходимость программирования инновационной деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний. Исторический опыт показывает, что научная и инновационная деятельность является решающим фактором развития, способствующим преобразованию пенитенциарной системы и преодолению существующих в ней кризисных явлений. Для Российской Федерации, вступившей на путь правовой реформы и демократизации общественной жизни, решение проблем координации и эффективности реформирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, имеет принципиальное значение.


Ключевые слова: программа; инновационная деятельность; ФСИН России

Рассмотрев теоретико-правовые основы инновационной деятельности в уголовно-исполнительной системе [8, с. 78], мы пришли к выводу о необходимости совершенствования этого процесса. На наш взгляд, инновационная деятельность должна основываться на программировании. Именно оно должно обеспечить необходимую координацию и эффективность указанного направления деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.

Планирование способствует упорядочению той или иной деятельности и подразумевает последовательность изложения каких-либо мероприятий, намеченных на определенный период времени, с указанием основных задач и целей, а также исполнителей [16, с. 159]. Как правило, планы работы в уголовно-исполнительной системе содержат перечень мероприятий, которые необходимо осуществить, также в них указываются сроки исполнения мероприятий и ответственные лица [12]. Таким образом, содержание плана носит общий характер, оно не детализирует действий по выполнению указанных мероприятий.

Программа – это не только план намеченной деятельности, работ, изложение основных задач и целей, но и точное и полное описание определенного процесса, процедуры решения поставленной задачи.

Процедуры описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной часто повторяющейся ситуации. Следовательно, процедура – это стандартизированное запрограммированное решение. Отдельные авторы теории управления считают, что процедуры следует рассматривать в качестве приемов и методов работы. С нашей точки зрения, процедуры, апробированные и достаточно отработанные, целесообразно включать в саму программу. Это обеспечивает надежность и высокую степень вероятности того, что действия, предусмотренные ими, станут успешными и будут способствовать достижению целей [10, с. 12–13].

Таким образом, программирование является составлением программы, определенной последовательности действий, направленных на развитие того или иного вида деятельности [13, с. 410]. В совокупности эти действия составляют алгоритм определенного вида работы или процедуры.

Как показывает практика, программирование инновационной деятельности – необходимая составная часть деятельности ФСИН России. Актуальность этого процесса связана с расплывчатостью функций и неопределенностью субъектов инновационной деятельности, отсутствием достаточных профессиональных навыков у сотрудников, занятых в данной сфере.

Цель программирования инновационной деятельности заключается в направленном совершенствовании уголовно-исполни­тельной системы на основе изменения форм и методов работы, функциональных и организационно-штатных структур, состояния технической, методологической и методической оснащенности служб и подразделений и т.п. Иными словами, это достижение эффективности в решении проблем реформирования ФСИН России, обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, получение стабильных результатов с наименьшими затратами сил и средств на основе целенаправленных изменений, закрепленных в Концепции развития УИС РФ до 2020 года [6].

Акцент в данном случае ставится на проблемно-ориентированном подходе к указанным изменениям. Применение его начинается с постановки проблемы. Отличительной особенностью такого подхода является его проактивность, использование самых разных стратегий, применение научных методов исследования. Проблемно-ориентированная деятельность является не просто реакцией на появление «слабых мест» в работе учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, – ее ценность заключается в упреждающем характере.

Задачей программирования является установление нерешенных проблем, трудностей и сложностей в работе и поиск наиболее эффективных способов их устранения, что, в свою очередь, ведет к созданию и внедрению инноваций различных форм на проблемных участках деятельности учреждений и органов уголовно-исполни­тельной системы.

Поэтому процесс программирования инновационной деятельности сопровождается принятием управленческих решений в отношении инновационных изменений. Классификация этих решений может быть осуществлена с учетом характера и направленности изменений: ресурсные решения, внутриорганизационные решения, решения, определяющие направления и способы воздействия на осужденных и отдельные его составляющие, и т.д. [15, с. 21]. Импульсом к разработке инновационной программы является наличие проблемы и желание ее ликвидировать или уменьшить последствия ее проявлений.

Программированный подход к организации инновационной деятельности в УИС зародился (в общих чертах) в 1970-е годы. Эта деятельность получила тогда название «формирование передового опыта» и успешно осуществлялась организационно-методическим центром МВД СССР по передовому опыту. Затем навыки этой работы были утрачены.

Параллельно в специально выбранных учреждениях УИС, где имелись соответствующие наработки, целенаправленно формировался передовой опыт, включающий прогрессивные приемы и методы исполнения наказаний, постпенитенциарной помощи освободившимся и сокращения рецидива преступлений. Одновременно ставилась задача определить нерешенные проблемы и трудности, осложняющие работу, выявить причины недостатков и пути их устранения с тем, чтобы выработать на этой основе более действенные управленческие решения.

Эта работа велась в масштабе всей страны под контролем Штаба МВД СССР в тех органах, в которых, как уже было сказано, существовали необходимые предпосылки. В частности, на базе исправительно-трудовых колоний Пермской и Саратовской областей проводился эксперимент по разработке и использованию методов психолого-педагогического воздействия в исправлении и перевоспитании осужденных. На основе полученных данных были выработаны основные направления и предложения по использованию новых эффективных методов воздействия на осужденных в целом.

Важным моментом было и то, что в процессе формирования передового опыта деятельности исправительных учреждений много внимания уделялось подготовке методических рекомендаций по разрабатываемым направлениям деятельности УИС. Наиболее значимые методические рекомендации были разработаны совместно с другими административными органами. В целях обобщения опыта определялись базовые учреждения, в которых концентрировалась вся информация.

В планы работы по передовому опыту обязательно включалась графа «формирование передового опыта». Иногда для данного направления деятельности составлялся отдельный план.

Таким образом, мы видим, что инновационная деятельность широко практиковалась в уголовно-исполнительной системе и была, надо сказать, достаточно эффективной. Позднее навыки этой работы были утрачены, особенно в части, касающейся масштабов и объема деятельности, обеспечения пропаганды и внедрения новшеств.

Процессы формирования передового опыта и программирования инновационной деятельности имеют некоторые общие черты (стадии), а именно определение актуальности проблемы, ее изучение и анализ, составление плана мероприятий по практическому осуществлению программы.

Необходимо отметить, что программа может носить стратегический характер, т.е. содержать перечень действий, связанных с коренным изменением или реформированием внешних и внутренних состояний (факторов), осуществляемых на плановой основе и направленных на создание условий для достижения уголовно-исполнительной системой стратегических целей, закрепленных в Концепции развития УИС РФ до 2020 года. Это означает, что высшее руководство ФСИН России встало на путь динамичного развития за счет дополнительных капиталовложений, быстрого внедрения новейших технологий, решительной структурной перестройки, которые базируются на изучении и прогнозировании тенденций в макроокружении и являются реакцией на запросы государства и общества [15, с. 11–12].

Учитывая приведенные выше факторы, мы можем определить круг субъектов, способных заниматься программированием инновационной деятельности. Ими, по нашему мнению, могут быть подразделения Федеральной службы исполнения наказаний любого уровня – от управлений до конкретного учреждения. Масштабы и результаты этой деятельности будут зависеть от целей, стоящих перед конкретными службами и подразделениями уголовно-исполнительной системы. В целом же инновационная деятельность направлена на перевод пенитенциарной системы России в иное качественное состояние, соответствующее реализуемым задачам.

Основанием для программирования инновационной деятельности могут быть внешние и внутренние факторы. Внешние факторы:: политические решения Президента РФ [2], решения исполнительной и законодательной власти [6], статьи в прессе, результаты социологических опросов и др. Внутренние факторы: аналитические справки по итогам работы подразделений ФСИН России различных уровней и направлений, результаты инспектирования, решения коллегий и оперативных совещаний, указывающие на низкий уровень обеспечения той или иной деятельности.

Руководитель территориального органа, учреждения при помощи целенаправленно составленной программы может решить проблему, возникшую на одном из направлений деятельности его подразделения.

При составлении программы должна учитываться актуальность проблемы, требования нормативных актов по ее решению, научные рекомендации, состояние оперативной обстановки и существующего потенциала уголовно-исполнительной системы.

Разработка программы инновационной деятельности включает следующие этапы: организационный, аналитический, составление плана мероприятий по решению проблемы, осуществление мероприятий по решению проблемы, подведение итогов (оценка).

Прежде чем перейти к рассмотрению каждого этапа программирования инновационной деятельности, считаем необходимым напомнить, что, по нашему мнению, программирование инновационной деятельности может осуществляться на всех уровнях Федеральной службы исполнения наказаний. Это объясняется тем, что целенаправленное, проблемно-ориентированное программирование способно дать положительный результат как непосредственно в учреждении, исполняющем уголовные наказания, так и на уровне ФСИН России, ГУФСИН (УФСИН). При этом количество этапов деятельности и их содержание должны быть одинаковыми независимо от уровня осуществления мероприятий. Разница будет состоять только в масштабности выбранного объекта (предмета) целенаправленных действий и количестве органов (субъектов), участвующих в разработке проблемы. При описании этапов программирования инновационной деятельности мы попытаемся обосновать вышеизложенное мнение.

Итак, первый этап, названный нами организационным, должен состоять из следующих конкретных действий:

  • определение актуальной проблемы оперативно-служебной деятельности;

  • определение учреждения или подразделения уголовно-исполнительной системы, где будет решаться проблема;

  • создание рабочей группы по проведению мероприятия;

  • распределение функциональных обязанностей между членами группы.

В зависимости от того, на каком уровне будут решаться возникшие проблемы, программирование на этом этапе должно предусматривать различные мероприятия.

При программировании инновационной деятельности на уровне ФСИН России, ГУФСИН (УФСИН) руководству подчас становится известно о проблемном участке из средств массовой информации. Нередко общество, государство в лице его высших руководителей «подталкивают» уголовно-исполнительную систему к решению ряда проблем (например, к борьбе с коррупцией). Существуют и другие важные источники информации: штабное подразделение ФСИН России, ГУФСИН (УФСИН) на основе статистических, отчетных и иных документов готовит материалы для руководства о состоянии оперативно-служебной деятельности подчиненных учреждений за определенный период времени. На основе изучения этих материалов руководство выявляет проблемное направление в деятельности ФСИН России, ГУФСИН (УФСИН). Это может быть, например, тенденция к резкому ухудшению оперативно-служебной, производственно-хозяйственной или иной деятельности.

Решение об инновационных изменениях на этом уровне может принимать только высшее руководство ФСИН России или начальники ГУФСИН (УФСИН) в пределах их компетенции. Такие решения могут оформляться в виде приказов, указаний о проведении соответствующих исследований, в которых должны быть определены силы, средства и время для проведения мероприятий.

Таким образом, если традиционные формы и методы работы на проблемных участках деятельности не приносят должного результата, положение дел резко ухудшается, причины этого не всегда ясны, то руководитель должен принять решение о целенаправленной разработке практических мер инновационного характера для решения данного вопроса. В этих целях приказом директора ФСИН России создается рабочая группа, состоящая из представителей ГУФСИН (УФСИН) или отраслевых управлений, если проблема решается на уровне Федеральной службы исполнения наказаний или ее территориальных подразделений. В случае осуществления мероприятия на уровне краевого или отраслевого управления в рабочую группу включаются представители краевых или подчиненных подразделений отраслевого управления. Главным критерием при подборе членов рабочей группы должен быть высокий уровень компетентности и профессионализма сотрудника. В рабочую группу также необходимо включать представителей научно-исследователь­ских и учебных заведений для обеспечения научной поддержки мероприятия. Этим же приказом утверждаются функциональные обязанности членов рабочей группы.

Кроме того, в приказе определяется учреждение (подразделение), на базе которого будет осуществляться целенаправленный поиск новых форм и методов работы. Основным критерием здесь должны быть низкие показатели оперативно-служебной деятельности и сложная оперативная обстановка. Количество учреждений (подразделений) не регламентируется, зависит от конкретных условий.

При проведении программирования инновационной деятельности в территориальном органе ФСИН России круг объектов и субъектов указанной деятельности сужается. Приказ о создании рабочей группы издается начальником ГУФСИН (УФСИН). В рабочую группу входят представители штаба и сотрудники по тому направлению деятельности, которое подвергается изучению и анализу. В состав рабочей группы могут входить и представители других отделов – по усмотрению руководства. Кроме того, в состав группы могут включаться представители других ГУФСИН (УФСИН), входящих в состав управления. При этом главными критериями для отбора кадров в данном случае также должны быть компетентность и профессионализм. Руководство вышестоящего органа в обязательном порядке ставится в известность о проводимом мероприятии.

На втором этапе – аналитическом – группа приступает к непосредственной работе. На этом этапе рабочей группой в соответствии с функциональными обязанностями осуществляется:

  • изучение состояния определенного направления деятельности за несколько лет путем анализа необходимой документации (планы работы, отчеты, справки, статистические данные и т.д.) и исследования положения дел на местах;

  • выявление характера и методов действий руководителей по внедрению концептуально новой программы пенитенциарной деятельности;

  • изучение законодательных, нормативно-правовых источников, регламентирующих данное направление работы;

  • изучение публикаций в средствах массовой информации и результатов социологических исследований;

  • анализ научной, методической литературы, информационных материалов, отражающих передовую практику работы других ГУФСИН (УФСИН) (при этом необходимо обратить особое внимание на передовой опыт, рекомендованный к внедрению ЦЭС ФСИН России и Экспертным советом территориального органа ФСИН России) [11].

Именно на этом этапе вся проведенная работа позволит выявить общую картину того, что делается, как делается и как должно делаться по разрабатываемому направлению деятельности. Большое значение здесь будет иметь полнота выборки анализируемых позиций и объективность анализа.

Круг анализируемых факторов будет при этом зависеть от того, на каком уровне проводится разработка проблемы, хотя перечень действий и их последовательность не изменятся. Например, при анализе проблемы борьбы с коррупцией, по мнению ученых, необходимо изучить такие направления, как:

  • состояние коррупции и ее влияние на жизнедеятельность общества, государства, бизнеса, экономики в целом и ее отраслей;

  • влияние коррупции на динамку, структуру преступности, темпы негативных изменений в ней;

  • состояние правоохранительной системы с точки зрения способности вести бескомпромиссную борьбу с преступностью, которое характеризуется сложной зависимостью ряда факторов второго порядка, среди которых наибольшее значение имеют степень скоординированности деятельности, единство целей, сопряженность механизмов целедостижения, их совершенство;

  • уровень правового регулирования борьбы с коррупцией;

  • наличие политической или организационной воли, без которой борьба с коррупцией будет активизирована только на бумаге (субъективный фактор, характеризующий высшее руководство);

  • положение уголовно-исполнитель­ной системы внутри правоохранительной системы;

  • состояние ФСИН России с точки зрения ее организационного и ресурсного потенциалов [15, с. 9–10].

По результатам проведенного исследования готовится аналитическая справка, в которой вскрываются причины и условия, способствующие отставанию в той или иной сфере деятельности; фиксируются выводы и предложения по устранению недостатков.

Как нам представляется, аналитический этап деятельности является ключевым, так как точность выводов, сделанных в результате изучения и анализа документации и реального положения дел на местах, делает возможным принятие правильного решения.

Выводы и предложения, отраженные в аналитической справке, доводятся рабочей группой до руководства тех подразделений, в которых проводилось исследование, и до вышестоящего руководства. Далее руководство в обязательном порядке должно довести аналитически обоснованные выводы, отраженные в справке, до всего личного состава заинтересованных органов и обсудить изложенные в справке положения и намечаемые пути решения проблемы.

Хотелось бы обратить особое внимание именно на факт обсуждения аналитической справки в коллективах подразделений уголовно-исполнительной системы. Значение этого мероприятия неоспоримо: во-первых, оно даст эффект сопричастности каждого сотрудника УИС к происходящему; во-вторых, у сотрудников могут появиться идеи и предложения по совершенствованию деятельности ФСИН России; в-третьих, эта мера предполагает разъяснение по поводу будущих изменений, которые могут быть встречены скептически личным составом. Как известно, инновационные изменения любого характера предстоит проводить не только руководителям, но и другим сотрудникам уголовно-исполнительной системы. И те и другие могут поддержать новшество, а могут и отвергнуть его. Поэтому коллективное обсуждение проблемы, поиска путей ее решения будет иметь, по нашему мнению, важное, если не решающее значение. Инновационной деятельности сопутствуют профессиональная переориентация сотрудников, подбор и обучение кадров, умеющих провести нужные изменения, способных идти на риск, склонных к инновационному мышлению. Неслучайно основным предметом современных исследований в сфере управления является значение человеческих ресурсов для любой организации, любой управленческой функции и для любого управленческого успеха: опытные, образованные, высокомотивированные служащие – это ключевой момент любого плана долгосрочного развития [10, с. 17].

Следующий этап – разработка программы по решению проблемы. Он реализуется на основе выводов и предложений, приведенных в аналитической справке. Программирование на данном этапе будет представлять собой набор действий и решений, принятых и утвержденных высшими руководителями, ведущих к разработке конкретных мероприятий, предназначенных для осуществления необходимых изменений.

Основной задачей такой программы является обеспечение достаточных нововведений и изменений в уголовно-исполнительной системе. В общем плане такие нововведения и изменения направлены на распределение ресурсов и создание новых потенциалов, адаптацию системы к внешней среде, совершенствование системы управления и создание системы организационного предвидения [1; 7; 9]. Поэтому процесс программирования сопровождается принятием управленческих решений относительно нововведений и изменений. Их классификация может быть осуществлена с учетом характера и направленности изменений: ресурсные решения, внутриорганизационные решения, решения, определяющие направления и способы воздействия на преступность и отдельные ее составляющие [15, с. 21].

Кроме того, как нам представляется, назначение такого плана состоит также в том, чтобы связать друг с другом отдельные направления, виды, методы деятельности ФСИН России, заставить отдельные подразделения работать на «стыке» [14, с. 46].

В результате стратегических и иных изменений приобретают новое качество функциональные и организационные структуры, потенциалы УИС, процедуры и правила, политика и тактика, ресурсы и система управления ими [10, с. 5]. Если говорить более конкретно, инновации могут коснуться организационно-штатного построения учреждений (изменение штатного расписания, введение новых должностей, создание нового или ликвидация старого отдела, отделения), положений об органе, инструкций, должностных инструкций, подбора кадров, обеспечения их обучения, внедрения новых мотиваций, изменения информационного обеспечения, создания целевых бюджетов, создания новых форм и методов работы.

Можно привести следующие примеры: в 2011 году были приняты 14 федеральных законов, направленных на улучшение деятельности ФСИН России и соблюдение прав человека; в 60 территориальных органах УИС происходит развертывание системы электронного мониторинга поднадзорных лиц; с 1 апреля 2011 года внедрена в деятельность исправительных учреждений система стимулов осужденных к законопослушному поведению, или система «социальных лифтов» [4].

Четвертый этап – осуществление мероприятий по решению проблемы. Данный этап предусматривает реализацию организационных, правовых, научно-методических мероприятий, детально отраженных в программе. Под этим следует понимать последовательность событий и действий, связанных с коренным изменением или реформированием внешних и внутренних состояний (факторов), осуществляемых на плановой основе и направленных на создание условий для достижения системами ФСИН России, ГУФСИН (УФСИН) целей в наиболее короткое время [15, с. 142].

Полагаем, что начало и завершение действий по основным позициям программы должны сопровождаться управленческими решениями. Как правило, большинство инновационных изменений директор ФСИН России, начальник ГУФСИН (УФСИН), отраслевого управления может произвести в пределах своей компетенции. Если это касается положений, инструкций или других документов, введенных в действие и утвержденных Министром юстиции РФ, начальник органа может обратиться с предложением в вышестоящие инстанции о внесении изменений в соответствующий документ на основе аргументированного обоснования.

Важной особенностью данного этапа программирования является ресурсное обеспечение. Здесь наиболее важным, на наш взгляд, является материально-техническое обеспечение, без которого осуществление изменений инновационного характера практически невозможно. При этом необходимо отметить, что, например, на реализацию Концепции развития УИС РФ до 2020 года специального финансирования не предусмотрено, в то время как именно материально-технические ресурсы являются важным условием осуществления мероприятий инновационного характера.

Пятый этап – это подведение итогов работы. В завершение готовится отчет, в котором содержатся не только описание проделанной работы, но и анализ осуществленных действий, их оценка. Данный отчет представляется на рассмотрение Центрального экспертного совета по передовому опыту ФСИН России либо экспертного совета территориального органа ФСИН России – в зависимости от уровня проведения инновационных мероприятий. Совет, в свою очередь, принимает решение о полезности новшеств и мерах по их внедрению в деятельность уголовно-исполнительной системы. Таким образом, подведение итогов, как заключительный этап программирования инновационной деятельности, сопровождается принятием управленческих решений, направленных на пропаганду и внедрение инновационных изменений.

Пропаганда и внедрение инноваций, в целях их успешной реализации, должны производиться с участием непосредственных субъектов инновационной деятельности, созданных в структуре ФСИН России, ГУФСИН (УФСИН). Но это уже тема для отдельного исследования. В данной статье ограничимся лишь настоятельной рекомендацией о создании подразделений, которые будут заниматься непосредственно инновационной деятельностью.

Важно понять, что программирование инновационной деятельности, т.е. целенаправленный, проблемно-ориентированный поиск новых форм и методов работы, возможен в любой сфере уголовно-исполнительной системы.

Основываясь на анализе информационных материалов о передовом опыте территориальных органов ФСИН России [3; 5], можно сделать вывод об отсутствии глубокой и всесторонней аналитической работы, детального плана мероприятий, научной поддержки, процедуры подведения итогов инновационной деятельности и т.д.

Это подтверждает мысль автора о том, что только программирование, состоящее из этапов, описанных выше и включающих проведение таких обязательных мероприятий, как:

  • обоснование необходимости выработки новых форм и методов решения проблемы в конкретных учреждения и органах;

  • определение времени выполнения программы в целом, отдельных этапов и мероприятий;

  • составление списка участников и распределение функциональных обязанностей между ними;

  • определение системы контроля и оказания практической помощи органам, формирующим опыт;

  • установление порядка подведения итогов каждого этапа и окончательного выполнения программы, – позволит наиболее полно и качественно осуществлять инновационную деятельность и достичь высоких результатов в совершенствовании всей уголовно-исполнительной системы.

У метода программирования есть немало общих черт с экспериментом. Но если задачей эксперимента является проверка найденного решения на практике, то в нашем случае необходимо найти само решение.

Таким образом, можно сформулировать понятие программирования инновационной деятельности в Федеральной службе исполнения наказаний как составление программы определенной последовательности действий, заключающихся в целенаправленном, проблемно-ориентированном изменении организационных, методических, структурных, информационно-технических видов деятельности в целях обеспечения эффективного исполнения Концепции развития УИС РФ до 2020 года, получение стабильных результатов с наименьшими затратами сил и средств.


Библиографический список

  1. Ансофф И. Стратегическое управление // Экономика. М., 2009. 303 с.

  2. Заявление Президента России Дмитрия Медведева, при подведении итогов 2009 года, о необходимости серьезного реформирования отечественной системы исполнения наказаний [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/trend/fsin_reforming_28122209 (дата обращения: 01.08.2012).

  3. Итоги деятельности УФСИН России по Краснодарскому краю в >2011>году> и задачи на 2012 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.ufsin23.ru (дата обращения: 01.08.2012).

  4. Итоги деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы за 2011 год. М.: НИИ ФСИН России, 2012. 100 с.

  5. Итоги оперативно-служебной, производственной и финансово-хозяйствен­ной деятельности уголовно-исполни­тельной системы Новосибирской области за 2011 год и задачи на 2012 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.uisnso.ru (дата обращения: 01.08.2012).

  6. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. №1772-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  7. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М.: Высш. образование, 2008. 496 с.

  8. Маркелова О.Н., Маркелов С.В. Теоретико-правовые основы инновационной деятельности в уголовно-исполнитель­ной системе: учеб. пособие. Пермь: Перм. ин-т ФСИН России, 2011. 80 с.

  9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации. М.: Дело, 2002. 800 с.

  10. Минасов С.Г., Уциев А.Н. Создание условий для реализации правоохранительной стратегии: лекция. М.: Акад. управления МВД России, 2000. 21 с.

  11. О работе по изучению, распространению и внедрению передового опыта в Федеральной службе исполнения наказаний: приказ ФСИН России от 19 авг. 2005 г. №721. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  12. Об организации планирования в уголовно-исполнительной системе: приказ ФСИН России от 8 авг. 2005 г. №703. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  13. Словарь иностранных слов. 18-е изд. М.: Рус. яз., 2009. 288 с.

  14. Стратегическое планирование: учебник / под ред. Э.А. Уткина. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Изд-во ЭКМОС, 1999. 438 с.

  15. Шелякин Н.Д., Минасов С.Г. Стратегическое планирование: монография / под общ. ред. Н.Д. Шелякина. М.: Компания «Спутник+», 2006. 160 c.

  16. Яськов Е.Ф. Теория и практика социального управления: словарь-справочник. М.: ЮНИТИ, 2010. 271 с.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.