УДК 340.11

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА С ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

Е.Н. Григорьева

Кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения
Белорусский государственный экономический университет
220070, Республика Беларусь, г. Минск, проспект Партизанский, 26
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена исследованию правосознания и правовой культуры налогоплательщика на современном этапе развития белорусской государственности. Последовательно доказывается взаимообусловленность рассматриваемых юридических категорий с фискальной функцией государства и его экономической безопасностью. Аргументируется влияние государства на состояние правосознания и правовой культуры налогоплательщика. Автор обосновывает положение, согласно которому формирование правосознания и воспитание правовой культуры налогоплательщика на государственном уровне должны проводиться как одно из приоритетных направлений идеологии Республики Беларусь.


Ключевые слова: правосознание; правовая идеология; правовая мораль; правовая психология; правовая культура; налогоплательщик; государство; экономическая безопасность государства; фискальная функция государства; идеологическая функция государства

Формирование правосознания законопослушного налогоплательщика как в Республике Беларусь, так и в других странах ближнего и дальнего зарубежья взаимосвязано с экономическими, политическими, социальными процессами, происходящими как на локальном уровне отдельно взятого государства, так и мирового сообщества в целом. Финансовая зависимость экономик многих государств с развивающейся экономикой от внешних источников, последствия глобализации, новые волны мирового финансового кризиса являются основным вектороммодернизации их налогового и инвестиционного законодательств в сторону постепенной либерализации. Тем не менее, в свою очередь, последний фактор служит для налогоплательщика весомым аргументом для поиска путей сохранения его благосостояния и финансовой стабильности. Оптимизация затрат на фискальные интересы государства зачастую становится основным направлением их деятельности. В связи с этим, по нашему мнению, вместе с проводимой в настоящее время либерализацией национальной налоговой политики необходима выработка такого направления реализации идеологической функции государства, как формирование и воспитание патриотического фискального правосознания и правовой культуры налогоплательщика, так как «первоочередным на нынешнем этапе представляется определение стратегических направлений реформирования общества с учетом далеко идущих последствий и поиск наиболее важных путей развития» [9, с. 117]. Если учесть тот факт, что налоговые поступления являются основным источником доходов бюджета белорусского государства, то очевидна взаимосвязь рассматриваемого понятия с экономической безопасностью государства, которая, соглашаясь с белорусским исследователем А.А. Вишневским, «включает в себя характеристику внутренних и внешних угроз как совокупности условий и факторов, создающих опасность жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства» [3, с. 191].

Осмысление фискальной политики государства рядовым налогоплательщиком находится в области субъективной оценки об ее справедливости либо несправедливости. Дальнейшие действия данного субъекта налоговых правоотношений, а равно и поступления в бюджет государства напрямую зависят от его индивидуального налогового правого сознания и, соответственно, уровня правовой культуры, поскольку правосознание тесно связано с отдельными формами сознания – «с моральными воззрениями, политическими взглядами, философскими концепциями, идеологическими теориями, кроме того, оно отражает национальные, религиозные, бытовые и психологические особенности личности» [7, с. 3].

Традиционно в общей теории права под правосознанием принято понимать систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, оценок, чувств, эмоций, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, правовым явлениям, поведению людей в сфере права [4, с. 201]. К структурным элементам правосознания традиционно, согласно теории права, относятся правовая идеология, правовая мораль и правовая психология.

Правовая идеология – не только весьма значимый элемент правосознания. Она является одновременно одной из важнейших областей политической деятельности государства, т.е. выступает внутренней функцией современного государства, в чем, на наш взгляд, и проявляется двойственная правовая природа рассматриваемого юридического явления.

Согласно Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом Президента Республики Беларусь от 9 октября 2010 г. №575, «общечеловеческие ценности и национальные духовные традиции нашли отражение в идеологии белорусского государства, базовыми принципами которой являются единство нации, социальная справедливость, солидарность, нравственность» [11].

Формирование государственной идеологии в области налогообложения должно проходить в постоянном поиске и совершенствовании средств обеспечения и поддержания баланса частноправовых и публично-правовых интересов. Результатом ее направленности на соответствие фискальных интересов государства основным базовым принципам должно быть формирование представления о налоговой системе государства как наиболее сбалансированной и отвечающей интересам как гражданского общества в целом, так и его отдельного представителя в лице каждого налогоплательщика. Поэтому на государственном уровне назрела необходимость в разработке общей грамотной юридически обоснованной концепции регулирования процесса изъятия части собственности у последнего. Достижение указанной цели возможно при условии осознания сущности основополагающих начал налогового права, раскрытии их специфических свойств в процессе регулирования фискальных правоотношений. Влияние на налоговые правоотношения таких отправных положений идеологии белорусского государства, как справедливость, солидарность и нравственность, трудно переоценить. В теории налогового права принцип справедливости является одним из фундаментальных, универсальных начал налогового права, его «суперпринципом». Справедливость, как важнейшее системообразующее свойство права, обосновывает и другие его принципы, определяя их действие в конкретных исторических условиях [8, с. 24]. В данной связи автор разделяет позицию И.И. Кучерова, который утверждает, что только при соблюдении ряда условий, продекларированных другими принципами налогообложения, возможно вести речь о соблюдении принципа справедливости [13, с. 24–29]. При этом необходимо учитывать субъективную оценку финансово-политической ситуации основного источника финансового благополучия государства – налогоплательщика. Зачастую она сводится к рассуждению о справедливости либо несправедливости налоговой политики. «Несправедливость, – как отметил ученый в области немецкого налогового права Р. Боргдорф, – означает, что взимание налога, отвечающее букве закона, в рамках обстоятельств конкретного дела представляет для налогоплательщика недопустимое бремя» [2, с. 39]. Из этого следует, что наряду с правовой идеологией при формировании правосознания не менее важна правовая психология налогоплательщика. Его оценка налоговой действительности, чувства, эмоции, настроение способны повлиять как положительно, так и отрицательно на финансовое благополучие государства. Формирование цивилизованного и профессионального подхода к принятию решения об участии в финансировании государственных расходов, а не об уклонении от него, должно быть основано на насыщенной информативности правового воспитания посредством учреждений образования, средств массовой информации и иных средств коммуникации, а также на личном примере государственных служащих. В том числе необходимо создание комфортной экономической и правовой действительности как для ведения бизнеса, реализации предпринимательской инициативы, так и для осуществления трудовой функции налогоплательщиком в качестве работника. В этой связи следует согласиться с мнением И.Ю. Тимофеевой о том, что «причины отсутствия в стране налоговой культуры субъективны, они коренятся в том, что человек не воспринимает себя гражданином и не хочет выполнять свои налоговые обязательства. Эту проблему возможно преодолеть только путем воспитания гражданина, ответственного жителя своей страны, озабоченного ее развитием и процветанием, в рамках которой он воспринимает и свое цивилизованное существование» [5, с. 112].

Следующим не менее важным элементом правосознания выступает правовая мораль, посредством которой «чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения» [5, с. 391]. Формированию данной установки поведения должно способствовать осознание налогоплательщиком экономической выгоды сотрудничества с государством для обеспечения последним общественной необходимости в различных сферах жизнедеятельности гражданского общества. Весомым аргументом в пользу обоснованности данного тезиса является тот факт, что в каждом государстве, в том числе в Республике Беларусь и Российской Федерации, юридическая ответственность за совершение правонарушений в области налоговых правоотношений, исполняющая превентивную и карательную функции, не является в настоящее время эффективным инструментом правового воздействия на налогоплательщика. Несмотря на довольно высокий уровень санкций, предусмотренных как мер наказания за правонарушения и преступления против порядка налогообложения и осуществления экономической деятельности административным и уголовным законодательством, количество правонарушений и преступлений в данной области не становится меньше.

И, наконец, правовая культура. Она представляет собой качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы, отражающее достигнутый уровень развития в сфере правового регулирования социальных отношений [4, с. 208].Следует согласиться с мнением З.Н. Каландаришвили, что под правовой культурой общества следует понимать всю существующую в социуме правовую реальность (знание, ценности, отношения, статусы в правовой сфере), находящую отражение в правопорядке [10, с. 102]. Также объективно суждение А.С. Бондарева, согласно которому «правовая культура» должна характеризовать не те или иные правовые ценности, а субъектов права, и коллективных, и индивидуальных, отражать и фиксировать степень их правовой развитости, правового совершенства, уровень способностей их качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей [1, с. 15].

Именно от уровня культуры общества зависит постижение сущности правовых явлений, понимание закономерностей и тенденций их дальнейшего развития. Уровень общей культуры общества, адекватность отражения в ней потребностей общественного развития – необходимое условие правильной постановки цели в праве, достижения успеха в правовом регулировании [16, с. 382] общественных отношений, и в частности фискальных.

Понятие «культура» (от лат. – culture) означает воспитание, образование. Следует согласиться с мнением С.В. Левиной относительно того, что «правовая культура необходима для укрепления в обществе принципов правовой законности и социальной справедливости, создания такой нравственной атмосферы, в которой человек может свободно жить. Она выступает показателем высокой гражданской активности и ответственности граждан» [14, с. 44].

В налоговых правоотношениях доминирующим субъектом, интересы и возможности которого преобладают, является государство, что предопределяет возложение на него воспитательной функции в процессе осуществления налоговых правоотношений. В этой связи на государственном уровне требуется разработка и принятие комплексных мер в области повышения правовой культуры налогоплательщиков путем принятия общегосударственной концепции, направленной на формирование налоговой правовой культуры, преодоление выявленных тенденций различных видов ее деформации (инфантилизма, нигилизма и др.), а также разработка эффективного механизма ее осуществления, поскольку точкой отсчета в совершенствовании правовой регламентации налоговых правоотношений «должна быть глубоко продуманная государственная политика высших органов государственной власти» [9, с. 119].

В повышении налоговой правовой культуры со стороны общества необходимо активное участие юридической научной общественности, так как «роль юристов в этом процессе исключительно важна и значима, поскольку именно на юристов во многом ложится социальная ответственность за состояние действующего законодательства, практику его реализации, борьбу с отклонениями от установленного правопорядка» [12, с. 11]. Ее вклад видится в разработке учебно-методического материала по данному проблемному вопросу юридической науки и внедрения его в учебный процесс в рамках финансового и налогового права в высших и средних специальных учреждениях образования, что будет способствовать повышению уровня налоговой правовой культуры среди учащихся. Поэтому объективно суждение, высказанное М.К. Горбатовой и А.В. Домниной, о том, что «юрист, обладая развитым профессиональным правосознанием, способен стать активным носителем правовой культуры, идей демократии и справедливости и, следовательно, успешно участвовать в решении проблем укрепления законности, повышения правовой культуры и правосознания населения» [6, с. 11].

Согласно теории права в структуру правовой культуры наряду с правовой идеологией и психологией включены: уровень правосознания, отношения общества, государства, личности к праву; совершенство и демократизм правотворческого процесса; качество законодательства, степень отражения в нем социальных интересов; уровень работы правоохранительной системы; состояние правовой науки и образования; обеспечение прав и свобод личности, состояние законности и правопорядка [4, с. 208–209].

Достижение вышеперечисленных стандартов в налоговых правоотношениях невозможно без постоянного совершенствования взаимодействия их субъектов – государства и общества, в лице каждого налогоплательщика, – направленного на формулирование единой цели – реализации взаимного, рационального и единого интереса – развития правового демократического социального государства.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.