Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 3 (41)

Название: ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН БЫВШЕГО СОВЕТСКОГО СОЮЗА
Авторы:

К. М. Худолей, Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и финансового права Пермский государственный национальный исследовательский университет

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0003-1805-0674
ResearcherID: E-3186-2016
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»:       DOI: 10.17072/1995-4190-2015-2-29-40
DOI: 10.17072/1995-4190-2016-34-391-401
DOI: 10.17072/1995-4190-2017-38-463-473

Д. М. Худолей, Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и финансового права Пермский государственный национальный исследовательский университет

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0001-5870-1537 ResearcherID: E-3184-2016
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»:       DOI: 10.17072/1995-4190-2015-2-18-28
DOI:10.17072/1995-4190-2016-33-258-267
DOI: 10.17072/1995-4190-2017-37-288-302
Реквизиты: Худолей К. М., Худолей Д. М. Формы правления зарубежных стран бывшего Советского Союза // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 41. C. 371–395. DOI: 10.17072/1995-4190-2018-41-371-395
DOI: 10.17072/1995-4190-2018-41-371-395
Аннотация:

Введение: в статье анализируются формы правления бывших стран Советского Союза. Цель: рассматриваются положения Конституций стран СНГ и Балтии, обосновывается положение о том, что форма правления определяется исходя из порядка формирования высших органов государства, статуса главы государства, а также ответственности высших органов государства между собой и населением. Методы: помимо общенаучных методов широко использовались частнонаучные, в том числе сравнительно правовой и системный. Результаты: на формы правления стран бывшего Советского Союза повлияли тенденции восстановления национальной государственности (страны Балтии), а также рецепции положений конституций ряда зарубежных государств (России, Франции, Румынии). При этом типичные формы правления встречаются только в странах Балтии. В странах СНГ конструируются смешанные формы правления, сочетающие плюсы и минусы различных форм правления. Выводы: формы правления отдельных стран СНГ и Балтии неоднократно претерпевали изменения. При этом в зарубежных странах СНГ наметились две основные тенденции: происходит усиление власти президента или парламента. В Молдове, Грузии, Армении в результате конституционных реформ произошло становление парламентской республики; в Беларуси, Азербайджане, Туркменистане фактически устанавливается суперпрезидентская форма правления. При этом формы правления стран ближнего зарубежья постоянно меняются, что во многом обусловлено политической конъюнктурой и стремлением правящей политической элиты удержать свою власть посредством конституционных реформ.

Ключевые слова: форма правления; страны СНГ и Балтии; Конституция; конституционная реформа; президентская республика, парламентская республика; смешанная республика; суперпрезидентская республика
  скачать полный текст статьи
Цитируемая литература: 1. Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М.: Юрид. лит., 1985. 219 с.
2. Василевич Г. А. К вопросу о форме правления в Беларуси // Вестник Конституционного Суда. 2006. № 2. С. 32–41.
3. Ветютнев Ю. Ю., Кулков М. О. Рецензия на книгу: Грачев Н. И., Гаджи-Заде Э. А. Формы правления и институт президентства в зарубежных странах СНГ: монография // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 2. С. 46–48.
4. Гаджи-Заде Э. А. Конституционные модели формы правления и институт президентства в странах СНГ: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2005. 228 с.
5. Егоров В. Г. Постсоветские независимые государства: поиск формы правления // Международные отношения. 2014. № 1. С. 31–46. DOI: 10.7256/2305-560X.2014.1.9798.
6. Зазнаев О. И. Индексный анализ полупрезидентских государств Европы и постсоветского пространства // Полис. Политические исследования. 2007. № 2. С. 146–164. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2007.02.10.
7. Малиновский В. А. Лидер: президентская власть в Казахстане на рубеже эпох. Астана. М.: «НОРМА-К», 2012. 528 с.
8. Мишин А. А. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989. 389 с.
9. Нечкин А. В. К вопросу о формах правления в странах СНГ // Конституционное и муниципальное право. 2016. Вып. 12. С. 11–16.
10. Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: БЕК, 2000. Т. 1–2. 784 с.
11. Чепрасов К. В. Модели разделения властей и форма правления (конституционно-право¬вой аспект) // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 2–28(78). С. 134–138. DOI: 10.14258/izvasu(2013)2.2-30.
12. Чиркин В. Е. Сравнительное конституционное право. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. 400 с.
13. Duverger M. A New Political-system Model: Semi-Presidential Government // European Journal of Political Research. 1980. Issue 8(2). Pp. 165–187.
14. Krouwel A. Measuring Presidentialism of Central and East European Countries // Acta Politica. 2003. Vol. 38, Issue 4. Pp. 333–364.
15. Lijphart A. Democracies Patterns оf Majoritarian and Consensus Government in Twenty-One Countries. New Haven: Yale University Press, 1984. 229 p.
16. Lijphart A. Patterns of Democracy: Government Forms and Performance in Thirty-Six Countries. New Haven: Yale University Press. 1999. 348 p.
17. Lijphart A. Presidentialism and Majoritarian Democracy: Theoretical Observations / Linz J., Valenzuela A. The Failure of Presidential Democracy. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1994. Pp. 91–105.
18. Linz J. Presidential or Parliamentary Democracy: Does It Make a Difference / Linz J., Valenzuela A. The Failure of Presidential Democracy. Comparative Perspectives. Johns Hopkins University Press, 1994. Pp. 3–91.
19. McGregor J. The Presidency in East Central Europe // RFR/RL Research Report. 1994. Vol. 3, № 2. Pp. 23–31.
20. Norkus Z. Parlamentarism Versus Semi-Presi-dentialism in the Baltic States: the Causes and Consequences of Differences in the Constitutional Frameworks // Baltic Journal of Political Sciences. 2013. Issue 2. Pp. 7–28. DOI: 10.15388/BJPS.2013.2.2813.
21. Riggs F. W. Presidentialism Versus Parliamentarism: Implications for Representativeness and Legitimacy // International Political Science Review / Revue Internationale De Science Politique. 1997. Issue 18 (3). Pp. 253–278. DOI: 10.1177/019251297018003003.
22. Schlesinger A. Leave the Constitution Alone // Lijphart A. Parliamentary versus residential Government. Oxford: Oxford University Press, 1994. Pp. 90–95.
23. Sedelius T., Berglund S. Towards Presidential Rule in Ukraine: Hybrid Regime Dynamics Under Semi-Presidentialism // Baltic Journal of Law & Politics. 2012. Vol. 5, Issue 1. Pp. 2–46. DOI: 10.2478/v10076-012-0002-2.
24. Shugart M. S. Semi-Presidential Systems: Dual Executive and Mixed Authority Patterns // French Politics. 2005. Vol. 3, Issue 3. Pp. 323–351. DOI: 10.1057/palgrave.fp.8200087.
25. Shugart M. S., Carey J. M. 1992. Presidents and Assemblies. Constitutional Design and Electoral Dynamics. Cambridge. 1992. 332 p. DOI: https://doi.org/10.1017/cbo9781139173988.
26. Siaroff A. Comparative Presidencies: The Inadequacy оf the Presidential, Semi-Presidential and Parliamentary Distinction // European Journal of Political Research. 2003. Issue 42. Pp. 287–312. DOI: 10.1111/1475-6765.00084.
27. Siaroff A. Varieties of Parliamentarianism in the Advanced Industrial Democracies International Political Science Review. 2003. Issue 24(4). Pp. 445–464. DOI: 10.1177/0192512
1030244003.
28. The World Factbook 2014. URL: https://www.
cia.gov/library/publications/the-world-factbook/
index.html (дата обращения: 14.11.2017).
Поступила в редакцию: 21.11.2017
Финансирование: ---

 

 


     

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.