УДК 336.22:172.1

Правовая культура в сфере налогообложения как обязательное условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогообязанными лицами

М.Н. Садчиков

Кандидат юридических наук, преподаватель кафедры финансового банковского и таможенного права
Саратовская государственная юридическая академия
410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассмотрены вопросы правовой культуры в сфере налогообложения: понятие налоговой культуры, виды и уровни налоговой культуры. Как необходимое условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками автор рассматривает правовую культуру в сфере налогообложения. В статье анализируется механизм правового убеждения в формировании налоговой культуры. Акцентируется внимание на различии понятий «налоговая грамотность» и «налоговая культура». По мнению автора, налоговая культура является частью общественной культуры, но для достижения необходимого уровня налоговой культуры общества необходимо создавать специальные условия.


 Ключевые слова: налоговая культура; налог; налогоплательщик; налоговый контроль

 

Налоговая культура является одним из критериев, определяющих характер отношений между обществом и государством. Низкий уровень правовой культуры в сфере налогообложения часто выступает причиной уклонения от уплаты налогов со стороны налогообязанных лиц, а также влечет злоупотребление полномочиями со стороны органов налогового администрирования. Исследования по вопросам правовой культуры в целом и в сфере налогообложения в частности имеют определенную практическую значимость. Учитывая многоплановость рассматриваемого вопроса, представляется необходимым определить содержание понятия «налоговая культура».

Во-первых, содержание понятия «налоговая культура» можно условно разделить на два взаимосвязанных элемента: общего и частноправового характера. Первый предполагает понимание носителем правовой культуры роли налогов, их публичного значения, осознанное выполнение им конституционной обязанности по уплате налогов. Второй элемент предполагает знание конкретных прав и обязанностей в сфере налогообложения, умение реализации их на практике.

Во-вторых, следует различать профессиональный уровень налоговой культуры и непрофессиональный, общий уровень. Профессиональный уровень налоговой культуры – необходимая часть правосознания юриста, должностного лица налогового органа и другого индивидуального субъекта, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с налогообложением. Общий уровень налоговой культуры – критерий оценки правомерного поведения всех членов общества в налоговой сфере.

В-третьих, уровень налоговой культуры может быть низким, средним или высоким.

В-четвертых, налоговая культура является не только направлением правовой культуры, но и частью социальной культуры. Как часть социальной культуры, налоговая культура включает как правовой аспект, так и признание налогообложения неотъемлемым элементом существования социума.

Необходимо отметить, что каждый из приведенных тезисов является небесспорным и требует дополнительной аргументации. Однако заявленный вид исследования (научная статья) предполагает приступить непосредственно к сути вопроса.

Основной тезис, требующий аргументации по теме статьи, следующий: правовая культура – необходимое условие эффективного взаимодействия между налоговыми органами и налогообязанными лицами при проведении налогового контроля. Значение правовой культуры в рассматриваемом аспекте обусловлено тем обстоятельством, что взаимодействие в праве предполагает более сотрудничество, а не императив (последний, однако не исключен, например, ст. 93.1 Налогового кодекса РФ) [2]. Взаимодействие основано на таких способах правового регулирования, как согласование, рекомендации, поощрение и стимулирование. Для того чтобы взаимодействовать стороны правоотношения должны иметь общую цель, согласовывать свои действия, предлагать и выполнять рекомендации, поощрять и стимулировать взаимодействие. Такой общей целью в сфере налоговых контрольных правоотношений является обеспечение надлежащего исполнения всеми конституционной обязанности по уплате налогов, осознание и понимание публичной роли налогообложения. Понимание публичной роли налогов, а следовательно, и эффективность реализации названных способов зависит от уровня правовой культуры субъектов правоотношений. Низкий уровень налоговой культуры как налогообязанных лиц, так и должностных лиц налоговых органов препятствует эффективной реализации названных способов правового регулирования. Со стороны налогообязанных лиц упомянутое обстоятельство может быть обусловлено нежеланием поступиться собственными имущественными интересами или невысоким уровнем правовой грамотности. Со стороны государственных служащих налоговых органов – непониманием задач налогового контроля и личной заинтересованностью в повышении сумм доначисленных налогов. Правоприменительная практика свидетельствует о том, что для большинства налоговых правонарушений характерен прямой умысел, а не неосторожность в их совершении, а для налоговых органов – заранее карательных характер налогового контроля. Думается, что данные обстоятельства – ненадлежащая среда для развития эффективного взаимодействия налогообязанных лиц и органов налогового администрирования.

Представляется необходимым обратить внимание на не-тождественность понятий «налоговая грамотность» и «налоговая культура». Налоговая грамотность предполагает знание налогового права, а налоговая культура не только знание, но и правомерное поведение субъекта в налоговой сфере с осознанием публичной значимости налогообложения. Иногда налоговая грамотность является условием для неправомерного поведения в сфере налогообложения. Злоупотребление правом является одним из проявлений неправомерного поведения в сфере налоговых правоотношений. Злоупотребление правом возможно как налоговыми органами [4], так и налогообязанными субъектами [1; 4].

Повышение общего уровня налоговой культуры как налогообязанных лиц, так и должностных лиц налоговых органов – необходимое условие реального взаимодействия между ними. Поскольку налоговая культура является составной частью правовой культуры, то развитие первой зависит от уровня правовой культуры в целом. Трудно представить современное демократическое государство, в котором такая связь не прослеживается. Однако на уровень общей налоговой культуры влияют и ряд специфических факторов:

– установление таких налогов, которые при их достаточности для функционирования государства были бы не излишне обременительны для налогоплательщиков;

– максимально эффективное использование налоговых доходов государства;

– простота, ясность, предсказуемость и стабильность налогового законодательства и др.

Думается, что в формировании налоговой культуры общества важную роль играет правовое убеждение. Признавая убедительной аргументацию, предложенную М.Б. Разгильдиевой в отношении необходимости рассмотрения содержания правового убеждения через призму механизма его реализации, выделим следующие элементы механизма правового убеждения в формировании налоговой культуры [2].

  1. Информирование о нормативных предписаниях в сфере налогообложения. Учитывая всеобщность налоговой обязанности, содержание информирования может различаться в зависимости от целевой группы: информирование всеобщее (публикация нормативных правовых актов в официальных источниках); информирование специальных субъектов (налоговых и иных органов государственной власти, предпринимательской среды, в том числе, подгруппы: малого, среднего и крупного предпринимательства, информирование населения).

  2. Наполнение правового воздействия налогового законодательства публичной значимостью налогообложения с целью формирования ответственного отношения к исполнению налоговой обязанности.

  3. Использование налоговых льгот и стимулов. Экономическое содержание налоговых правоотношений связывает эффективность правового регулирования со стимулированием правомерного поведения.

  4. Неразрывная связь принуждения и убеждения в праве предполагает правовое воздействие угрозы применения мер принуждения на формирование убеждения субъекта в необходимости правомерного поведения.

Представляется, что правовое убеждение в большей мере, чем принуждение, способствует развитию взаимодействия между налогообязанными лицами и налоговыми органами. Таким образом, для большей эффективности взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками необходимо повышать уровень налоговой культуры. Поиск путей решения данного вопроса требует приложения усилий со стороны не только государства, но и общественных организаций, учебных заведений, научного сообщества.

 

Библиографический список

  1. Кратенко М.В. Злоупотребление свободой договора: частноправовые и публично-правовые аспекты: монография. М.: Волтерс Клувер, 2010. 208 с.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №137-ФЗ: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. в ред. Федер. закона от 4 марта 2013 г. №20-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации, 2006. №31, ч. 1, ст. 3436; 2013. №9, ст. 872.

  3. Разгильдиева М.Б. Правовое убеждение и принуждение: теоретические основы (на примере финансового законодательства): монография. М: Юрлитинформ, 2012. С. 1621.

  4. Щекин Д.М. О злоупотреблении правом налоговыми органами // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. №3. С. 22–27.

Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.