Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. Вып. 2 (60) |
||||||||||
Название: | АРХИТЕКТОНИКА ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ УНИВЕРСИТЕТА |
|||||||||
Авторы: |
Н. В. Сыропятова, кандидат юридических наук, декан юридического факультета, доцент кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса |
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. | ||||||||
ORCID: | 0000-0002-5235-8931 |
ResearcherID: | J-1611-2016 | |||||||
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»: | DOI: 10.17072/1995-4190-2016-33-319-328 DOI: 10.17072/1995-4190-2020-48-348-363 |
|||||||||
Е. Ю. Мартьянова, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права |
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. | |||||||||
ORCID: | 0000-0002-2935-1846 |
ResearcherID: | AAJ-7547-2020 | |||||||
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»: | 10.17072/1995-4190-2020-48-274-289 DOI: 10.21684/2412-2343-2022-9-3-144-173 DOI: 10.1051/shsconf/202213400038 DOI: 10.1007/978-3-030-89477-1_7 |
|||||||||
Реквизиты: | Сыропятова Н. В., Мартьянова Е. Ю. Архитектоника правового режима открытых данных университета // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. Вып. 2(60). C. 312–329. DOI: 10.17072/1995-4190-2023-60-312-329 |
|||||||||
DOI: | 10.17072/1995-4190-2023-60-312-329 |
|||||||||
Аннотация: |
Введение: открытость – новый глобальный стандарт, актуальный для всех сфер деятельности. Создание университетами массивов открытых данных и размещение их в сети Интернет стало распространенной практикой как в России, так и за рубежом. Однако полноценное теоретическое осмысление природы таких данных не произведено, нормативная платформа в отечественном праве не сформирована. Изложенное создает риски нарушения как частных, так и публичных интересов. Цель: определить конструкцию правового режима открытых данных университета. Методы: общенаучные методы, включая анализ, синтез, конкретно-исторический метод, системный подход, сравнительно-правовой и юридико-догматический методы. Результаты: выявлено, что критерии отнесения данных к открытым следует разделять на технические, герменевтические и юридические. Установлено, что те наборы данных, которые обязательны к размещению в силу статьи 29 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», не относятся к открытым данным. Авторами разработан трехступенчатый тест для разрешения вопроса о том, являются ли открытыми исследовательские данные. Определены ключевые направления, цели и риски реализации политики открытых данных университетов. По такому критерию, как «(не)определимость перечня пользователей», выделены и описаны два вида открытости: эндооткрытость и экзооткрытость. Сформулированы предложения по изменению законодательства в части установления порядка лицензирования открытых данных. Выводы: открытые университетские данные фактически являются объектом информационных и образовательных отношений при отсутствии надлежащего правового обрамления генерации, размещения, использования, актуализации, передачи, хранения и удаления таких данных. Создание нормативной канвы регулирования указанных отношений – новый вызов законодателю, требующий оперативного реагирования. |
|||||||||
Ключевые слова: | открытость; открытые данные университета; открытые данные; серые данные; информационное право; образовательные отношения; правовой режим данных; политика в области открытых данных; лицензирование данных; прозрачность данных |
|||||||||
скачать полный текст статьи | ||||||||||
Цитируемая литература: | 1. Ложников П. С., Саргин В. А., Швиндт А. Н. Формирование открытого набора данных измеряемых показателей сайтов уни¬верситетов для исследования их инфор¬матив¬ности и функциональности // Региональ¬ная информатика и информационная без¬опасность: сб. тр. конф.: С.-Петерб. Меж¬дунар. конф. и С.-Пе¬терб. межрег. конф. Вып. 8. СПб., 2020. С. 389–392. 2. Abella A., Ortiz-de-Urbina-Criado M., De-Pablos-Heredero C. Criteria for the identifica¬tion of ineffective open data portals: pretender open data portals // Profesional de la información. 2022. Issue 31 (1). URL: https://revista.pro¬fe¬sio¬nal-delainformacion.com/index.php/EPI/article/ view/86553. 3. Adrian A. M., Emison B., Musker R., Hopkinson J. Open Access & Open Data at PUSH Universities. 2018. URL: http://wp.auburn.edu/push /wp-content/uploads/2018/06/GODAN-report.pdf. 4. Álvarez-Castañón L., Palacios-Busta-mante R. Open innovation from the university to local enterprises: conditions, complexities, and challenges // Telos: Revista de Estudios Interdisciplinarios en Ciencias Sociales. 2021. Issue 23 (3). Pp. 692–709. DOI: 10.36390/telos233.12. 5. Barbic F., Jolink A., Niesten E., Hidalgo A. Opening and closing open innovation projects: A contractual perspective // Industrial Marketing Management. 2021. Vol. 94. Pp. 174–186. DOI: 10.1016/j.indmar-man.2021.02.014. 6. Borgman C. L. Open data, grey data, and stewardship: universities at the privacy frontier // Berkeley Technology Law Journal. 2018. Vol. 33. URL: https://www.btlj.org/data/articles2018/vol33/ 33_2/Borgman_Web.pdf. 7. Brandenburger B. A multidimensional and analytical perspective on Open Educational Practices in the 21st century // Front. Educ. 2022. Vol. 7. URL: https://www.frontiersin.org/-articles/ 10.3389/feduc.2022.990675/full. 8. Doldirina C., Eisenstadt A., Onsrud H., Uhlir P. Legal Approaches for Open Access to Research Data. URL: https://osf.io/preprints/law¬arxiv/n7gfa/. 9. Doñate E. T., Mezquita J. P. G. Hacia una universidad abierta: Recomendaciones para el SUE. 2016. URL: https://tic.crue.org/wp-con-tent /uploads/2016/03/Haciaunauniversidadabierta.pdf. 10. Feng Y., Shah C. Unifying telescope and microscope: A multi-lens framework with open data for modeling emerging events // Information Processing & Management. 2022. Vol. 59. Issue 2. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ article/abs/pii/S0306457321002867. 11. Giannopoulo A. Understanding Open Data Regulation: An Analysis of the Licensing Landscape // Open Data Exposed, Information Technology and Law Series 30. Ed. by B. van Loenen et al. 2018. 2019. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/pa-pers.cfm?abstract_id=3400800. 12. Hasnain A., Rebholz-Schuhman D. Assessing FAIR Data Principles Against the 5-Star Open Data Principles // The Semantic Web: ESWC 2018 Satellite Events. 2018. Р. 469–477. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-98192-5_60. 13. Ismael S. N., Mohd O., Rahim Y. A. Imple¬mentation of open data in higher education: A re¬view // Journal of Engineering Science and Tech¬no¬logy. Vol. 13. Issue 11. 2018. URL: https://www.re¬search-gate.net/publica¬tion/3305¬44529. 14. Klareld A. The "middle archive" exploring the practical and theoretical implications of a new concept in Sweden // Records Management Journal. 2015. Issue 25(2). Pp. 149–165. URL: http://miun.diva-portal.org/smash/get/diva2:800774/FULLTEXT01. 15. Manyika J., Chui M., Groves P., Farrell D., Van Kuiken S., Groves P., Doshi E.A. Open data: Unlocking innovation and performance with liquid information. McKinsey & Company. 2013. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/ mckinsey-digital/our-insights/open-data-un-locking-innovation-and-performance-with-liquid-information. 16. Park S., Gil-Garcia J. R. Open data innovation: Visualizations and process redesign as a way to bridge the transparency-accountability gap // Government Information Quarterly. 2022. Vol. 39. Issue 1. URL: https://www.sciencedirect. com/science/article/abs/pii/S0740624X17303660. 17. Paľová D., Vejačka M. Experience with Open Data in Project Based Learning // 45th Jubilee International Convention on Information, Communication and Electronic Technology (MIPRO). 2022. URL: https://ieeexplore.ieee.org/ do−cument/9803595. 18. Rodriguez I., Arcos-Medina G., Pás-tor D., Oñate A., Gómez O. S. Open Data in Higher Education - A Systematic Literature Review // Advances in Emerging Trends and Technologies: Proceedings of ICAETT 2020 (Advances in Intelligent Systems and Computing 1302). Springer. 2020. Рр. 75–88. URL: https://www.research-gate.net/publication/347512446_Open_Data_in_Higher_Education_-_A_Syste-matic_Literature_Review#fullTextFileContent. 19. Saldanhaa D. M. F., Dias C. N., Guillaumon S. Transparency and accountability in digital public services: Learning from the Brazilian cases // Government Information Quarterly. 2022. Vol. 39. Issue 2. https://www.sciencedirect.com/ science/article/abs/pii/S0740624X22000132. 20. Santos A. C. G., Gonçalves de Frei-tas J. A. Dados abertos e ciência aberta: como as uni¬versidades federais brasileiras se apresentam nesse horizonte // Biblios Journal of Librarianship and Information. 2020. Issue 78. URL: http://biblios.pitt.edu/. 21. Svard P., Borglund E. The implementation of an e-archive to facilitate open data publication and the use of common specifications: A case of three Swedish agencies // Government Information Quarterly. 2022. Vol. 39. Issue 4. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0740624X22000879. 22. Topcu A. E., Işık A. Açık Devlet Verisi Süreçlerine Dair Bir Model Öneris // Avrupa Bilim ve Teknoloji Dergisi. 2019. Issue 17. Р. 833–843. URL: https://dergipark.org.tr/en/download/article-file/922142. 23. Wilkinson M. D. et al. The FAIR Guiding Principles for scientific data management and stewardship // Scientific data. 2016. URL: https://www.re¬search¬gate.net/publication/ 298345883. 24. Žuffová M. Do FOI laws and open government data deliver as anti-corruption policies? Evidence from a cross-country study // Government Information Quarterly. 2020. Vol. 37. Issue 3. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ar-ticle/abs/ pii/S0740624X1930560X. |
|||||||||
Поступила в редакцию: | 13.03.2023 | |||||||||
Финансирование: |
--- |