Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. Вып. 2 (60)

Название: ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ КАК ВЕКТОР НОВОЙ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
Авторы:

Е. В. Аристов, доктор юридических наук, доцент, зав. кафедрой конституционного и административного права
Пермский государственный национальный исследовательский университет

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0003-2445-3840
ResearcherID: D-2713-2016
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»:      

DOI: 10.17072/1995-4190-2015-3-8-14
DOI: 10.17072/1995-4190–2016-32-149-157
DOI: 10.17072/1995-4190-2017-38-417-429
10.17072/1995-4190-2020-49-418-441

В. Н. Щепетильников, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции им. В.Г. Ермакова
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0002-9997-0298
ResearcherID: HHC-3761-2022
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»:      

---

Реквизиты: Аристов Е. В., Щепетильников В. Н. Формирование единой системы публичной власти в России как вектор новой конституционности // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2023. Вып. 2(60). C. 194–214. DOI: 10.17072/1995-4190-2023-60-194-214
DOI: 10.17072/1995-4190-2023-60-194-214
Аннотация:

Введение: анализ российского законодательства, принятого после внесения в 2020 году масштабных поправок в Конституцию РФ, дает основание говорить о том, что наше государство и гражданское общество начали серьезный путь к новой государственности. А события, связанные с проведением Россией специальной военной операции, только подтвердили и ускорили эти шаги. При рассмотрении хронологии происходящих событий и ряда принятых нормативных правовых актов, регулирующих вопросы публичной власти, становится очевидным, что стране необходима сильная президентская власть, чтобы обеспечить суверенитет и государственную целостность. Цель: проанализировать законодательство Российской Федерации в его хронологии через призму происходящих событий и процессов в их взаимосвязи с конституционными поправками 2020 года о единой системе публичной власти; определить основной вектор в новой концепции Конституции РФ. Методы: эмпирические методы (описания, интерпретации); теоретические методы (формальной и диалектической логики). Применялись частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: предложены и выделены концептуальные положения для последующего обсуждения продолжающейся конституционной реформы. Выводы: Конституция Российской Федерации и глава государства как её гарант сегодня решают задачу безоговорочного обеспечения суверенитета страны в масштабах всего мира.

Ключевые слова: государство; единая система; Конституционный Суд РФ; Конституция РФ; местное самоуправление; Правительство РФ; Президент РФ; публичная власть; суверенитет
  скачать полный текст статьи
Цитируемая литература:

1. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебник. М.: Зерцало-М, 2003. 608 с.
2. Кожевников О. А., Костюков А. Н., Ла¬ричев А. А. Единая система публичной власти: дискуссионные аспекты нормативной регламентации // Правоприменение. 2022. Т. 6. № 3. С. 49–62.
3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. 585 с.
4. Комарова В. В. Конституционная реформа 2020 г. в России (некоторые аспекты) // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 8. С. 22–31.
5. Мархгейм М. В. Обновление Конституции России: институциональный эскиз // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 7 (122). С. 29–32.
6. Мусинова Н. Н. Об организации местного самоуправления в единой системе публичной власти // Вестник университета. 2022. № 2. С. 77–84.
7. Попова О. В. Институционализация единой системы публичной власти в РФ на уровне городского управления и самоуправления // Социально-политические исследования. 2022. № 1 (14). С. 5–23.
8. Современные проблемы организации публичной власти. Монография. М.: Юстицинформ, 2014. 596 с.
9. Уваров А. А. О расширительном значении президентских поправок к Конституции Российской Федерации // Lex russica (Русский закон). 2020. № 11. С. 43–52.
10. Фастович Г. Г., Шитова Т. В. К вопросу об эффективности единой системы публичной власти // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. 2020. № 4. С. 76–88.
11. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003. 574 с.
12. Чихладзе Л. Т., Ганина О. Ю. Органы местного самоуправления в единой системе публичной власти России: вопросы теории и истории // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2021. Т, 25. № 4. С. 750–767.
13. Чуев Ф. И. Молотов. Полудержавный властелин. М.: Олма-Пресс, 2000. 736 с.
14. Щепетильников В. Н. О единой системе публичной власти в контексте конституционной реформы // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 105–109.
15. Эбзеев Б. С. Конституция, власть и свобода в России: Опыт синтетического исследования. М.: Проспект, 2014. 336 с.
16. Bardhan P. Decentralization of Governance and Development // Journal of Economic Perspectives. 2002. Issue 16 (4). Pp. 185–205. DOI: 10.1257/089533002320951037.
17. Erlingsson G. Ó, Ödalen J. A Normative Theory of Local Government: Connecting Individual Autonomy and Local Self-Determination with Democracy // Lex localis – Journal of Local Self-Government. 2017. Vol. 15. Issue 2. Рр. 329–342. DOI: 10.4335/15.2.329-342(2017).
18. Russian Federation – Interim Opinion on Constitutional Amendments and the Procedure for Their Adoption Adopted by the Venice Commission at its 126th Plenary Session (Online, 19–20 March 2021). URL: https://www.venice.coe.int/web¬forms/
do¬cuments/?pdf=CDL-AD(2021)005-e.
19. Levinson D. J. Foreword: Looking for Po¬wer in Public Law // Harvard Law Review. 2016. Vol. 130. Issue 1. Pp. 31–143.
20. Benedetti M. De. Public administration in Russian federation: Evolution and Perspectives. URL: https://www.amministrazioneincammino. luiss.it/2018/07/31/public-administration-in-russian-federation-evolution-and-perspectives/.
21. Moran M., Rein M., Goodin R. E. (eds.) Public Policy. The Oxford Handbooks of Political Science. General Editor: Robert E. Goodin. Published in the United States by Oxford University Press Inc. New York, 2006. 996 p. (In Eng.).
22. Persson G., Pallin Vendil C., Engqvist M. Ryssland ändrar grundlagen—innehåll och konsekvenser (Russia Amends the Constitution. Content and Consequences) // Swedish Defence Research Agency, FOI Memo 7091. 2020. 4 May. URL: https://www.foi.se/en/foi/re-ports/re¬port-summary. html?reportNo=FOI%20Memo%207091..
23. Smith G. A. Public Duty and Private Power in Administrative Law // The University of Toronto Law Journal. 1990. Vol. 40. Issue 3. Pp. 412–418. DOI: 10.2307/825817.
24. Teague E. Russia's Constitutional Reforms of 2020 // Russian Politics. Vol. 5. Issue 3. Рp. 301–328. DOI: 10.30965/24518921-00503003.

Поступила в редакцию: 01.02.2023
Финансирование:

 ---

Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.