УДК 34.343.01
DOI: 10.17072/1995-4190-2015-2-125-132
Кандидат юридических наук, полковник внутренней службы, начальник кафедры уголовного
и уголовно-исполнительного права
Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний
614012, г. Пермь, ул. Карпинского, 125
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. @Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Кандидат экономических наук, доцент кафедры организации производства и предпринимательства
в агропромышленном комплексе
Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени акад. Д.Н. Прянишникова
614 000, г. Пермь, ул. 25 Октября, 10
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение:в статье исследуются вопросы образования как приоритетного направления деятельности государства, а по отношению к осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, оно выступает одним из основных средств их исправления и адаптации. Цель: доказать важность профессионального образования осужденных в местах лишения свободы. Методы: основными методами данного исследования являются общие методы научного познания, среди которых ведущее место принадлежит диалектическому, культурологическому, социологическому, статистическому методам. Научное правовое исследование на анализе конкретных общественных отношений и реальной практики, оценке конкретной исторической обстановки. Результаты: проведенные исследования показали, что в сложившейся социально-экономической ситуации востребованы прикладные специалисты, в большинстве – аграрии. В статье затрагиваются проблемы продовольственного самообеспечения подразделений уголовно-исполнительной системы, необходимости сельскохозяйственного образования осужденных в местах лишения свободы в целях использования полученных знаний при работах в подсобных хозяйствах исправительных колоний. Приобщить осужденного к сельскохозяйственному труду весьма сложно, и это станет возможным лишь в случае предоставления им реальных перспектив в виде теоретического и практического обучения с дальнейшей возможностью получения земельного надела в собственность, а также возможности коллективного досрочного освобождения при положительных результатах коллективного сельскохозяйственного труда. Выводы: предлагается возобновить внедрение проекта «Концепция, программы о родовом поместье и родовом поселении». Этот проект дает мощный стимул ресоциализации осужденных и их социальной адаптации после освобождения.
Ключевые слова: профессиональное образование в местах лишения свободы; ресоциализация осужденных; социальной адаптации; продовольственное самообеспечение; сельскохозяйственное образование осужденных; гуманизация пенитенциарной системы; системы поощрений осужденных;
трудоустройства граждан после освобождения из мест лишения свободы; концепция;
исправительная колония; места лишения свободы
В настоящее время образование в демократическом обществе рассматривается как приоритетное направление деятельности государства. По отношению к осужденным, отбывающим наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласно уголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средств исправления осужденных.
В учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, по состоянию на 1 января 2015 года, содержалось 671,7 тысяч человек, в том числе: в 728 исправительных колониях отбывали наказание 550,8 тыс. чел. из них: – в 129 колониях-поселениях – 40,0 тыс. чел.; в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы 1897 чел. В 219 следственных изоляторах и 108 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов при исправительных колониях содержалось 117,4 тыс. чел. В 8 тюрьмах отбывало наказание 1616 чел.; в 41 воспитательной колонии для несовершеннолетних – 1,7 тыс. чел. В исправительных учреждениях содержится 54,7 тыс. женщин, в том числе: 44,3 тысяч осужденных – в ИК, ЛИУ, ЛПУ и 10,3 тыс. чел. – в СИЗО и ПФРСИ (http://prisonlife.ru/ © Тюремный портал России).
Осужденные являются гражданами Российской Федерации и не теряют данного статуса в процессе отбывания наказания. В свое время еще К. Маркс заметил: «Государство должно видеть в преступнике человека, живую частицу государства, в которой бьется кровь его сердца, солдата, который должен защищать родину, свидетеля, к голосу которого должен прислушиваться суд, члена общины, исполняющего общественные функции, главу семьи, существование которой священно, и, наконец, самое главное - гражданина государства...» [4].
С исторической точки зрения развития пенитенциарной системы карательная доктрина в чистом виде не оправдала себя: ужесточение мер наказания за преступления в различные исторические эпохи не привело к значительному снижению уровня преступности, а зачастую, напротив, способствовало ее росту. Сегодня в большинстве цивилизованных развитых стран акцент с ужесточения мер наказания переносится на развитие мероприятий по исправлению и образованию осужденных, на их социализацию. Так, в исправительных учреждениях открываются образовательные центры, кабинеты психологов, развиваются творческие кружки самодеятельности. Все они направлены как на повышение гуманизации пенитенциарной системы, так и на исправление и развитие личности преступника, что возможно только при его социальной активности и единстве с обществом.
В последние годы в российском обществе повышается значение социально-правовых ценностей, из которых на первое место ставятся права и свободы человека и гражданина. Среди них особое место занимают социально-экономические права и свободы. Реализация этих прав особенно злободневна в местах лишения свободы, где предусмотрен значительный среди всех наказаний объем правоограничений граждан.
Право на образование является конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст. 43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизм его реализации имеет свои особенности.
Актуальность написания данной статьи обусловлена современной ситуацией, в которой безработица «сочетается» с большим количеством свободных рабочих мест. Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его слоев, групп, каждого человека. Среди этих последствий – увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост количества самоубийств и убийств, психических заболеваний, ухудшение отношений в семье, рост преступности и т.д. В России в числе безработных оказываются в первую очередь социально «слабые» демографические группы (люди предпенсионного возраста, женщины с малолетними детьми, молодежь, вич-инфицированные и др.), к ним относятся и лица, освобожденные из мест лишения свободы. Законом «О занятости населения в Российской Федерации» и другими нормативными актами для таких групп населения предусматриваются создание специализированных предприятий и организаций, дополнительных рабочих мест, особый режим труда. Однако после освобождения из мест лишения свободы многие бывшие осужденные при поиске работы не соответствуют большинству требований работодателей: наличие опыта работы в соответствующей отрасли или сфере деятельности, определенный образовательный ценз, культура общения, владение компьютером и т.д. Массовый характер этих трудностей в процессе адаптации осужденных к лишению свободы во многом объясняется неразработанностью научного понимания проблемы последующей адаптации осужденного к лишению свободы сотрудниками в исправительных учреждениях.
Основной контент
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ получение общего образования и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы называются одними из средств, направленных на исправление, ресоциализацию и последующую социальную адаптацию после освобождения [5]. Таким образом, в местах лишения свободы сохраняется возможность получения осужденным рабочей специальности и повышения образовательного уровня. Однако особенности современного рынка труда предопределяют не только необходимость овладения конкретной специальностью. Значимый импераив – способность человека к постоянному профессионально-личностному самоопределению, профессиональной самореализации и профессиональному саморазвитию, что является неотъемлемым компонентом адаптации осужденного к лишению свободы после его освобождения из мест лишения свободы. Поэтому лицу, отбывающему наказание, важно осознать, что условия рынка потребуют от него, помимо определенных профессиональных знаний, умений и навыков, в первую очередь готовности формировать себя, ориентируясь на конкретную профессиональную деятельность. Следовательно, для успешного протекания процесса ресоциализации осужденного к лишению свободы после освобождения необходимо выявить социально-педагогический потенциал профессионального образования в исправительном учреждении как средства ресоциализации осужденного.
В части 2 статьи 9 Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится, что одним из основных средств исправленияосужденных являются профессиональное обучение [2]. В силу сложившихся социально-экономических условий в России труд в ИУ вряд лиможно считать фактором исправления: во-первых, по данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России только 20% общего числа осужденных может быть обеспечено работой; во-вторых, оплата труда настолько низка, что никакого воспитательного действия на осужденных оказать не может. В настоящее время, кроме труда, действенным и важным фактором, несомненно, является религия, но, согласно проводимым социологами исследованиям, верующих людей среди них в среднем всего около 10%. Кроме того, данный фактор практически не дает дополнительных возможностей социальной адаптации в обществе после освобождения. Культурно-просветительская деятельность так же, как и религия, благотворно влияет на осужденных, но непосредственное участие в самодеятельности, спортивной деятельности и т.п. принимает не более 5–7% общего числа осужденных. Фактор образования же, будучи доступным основной массе осужденных, является наиболее действенным в решении проблемы исправления, развития и последующей социальной адаптации после освобождения.
Образованному человеку легче восстанавливать контакты с близкими, приобретать профессиональные знания, навыки специалиста с высшим образованием, что повышает шансы после освобождения получить достойную работу, появляется самоуважение, изменяется социальный статус, он становится законопослушным членом общества и нужным членом трудового коллектива. Трудности в процессе ресоциализации осужденных к лишению свободы во многом объясняются гуманитарностью образования и избытком готовых специалистов-гуманитариев. В сложившейся социально-экономической ситуации востребованы «прикладные» специалисты – инженеры, технологи, специалисты – аграрии и т.п.
Рассматривая проблему возможности получения среднетехнического и высшего образования для осужденных в РФ, стоит заметить, что, помимо главной проблемы – проблемызаконодательного вакуума в вопросе законной возможности получать такие виды образования для осужденных в местах лишения свободы, существует проблема в плане дидактического материала: при обучении осужденным, кроме учебников, требуется работать с материально-техническими образцами и экспонатами в виде учебных пособий, так как это нужно для обучения прикладным и техническим предметам.
Если в обычной жизни граждане могут позволить себе заочные, дистанционные и смешанные формы образования (так как они свободны в своем выборе и в перемещении в пространстве), то лишенные свободы лица, которые имеют право на образование, но ограничены в возможности передвижения, не могут воспользоваться своим правом ввиду его законного ограничения посредством наказания в виде лишения свободы.
Дистанционная форма обучения осужденных гуманитарным наукам и получения ими специфических специальностей возможна, и она уже практикуется многими вузами в РФ. Так, например, на начало второго учебного полугодия 2014 года в исправительных учреждениях и следственных изоляторах УИС функционировало: 567 центров трудовой адаптации осужденных, 83 учебно-производственные мастерские, 316 вечерних общеобразовательных школ и 547 учебно-консультационных. В прошедшем учебном году общее образование получили 21,6 тыс. осужденных (http://prisonlife.ru/ © Тюремный портал России).
Однако не стоит забывать о том, что не все осужденные, которые стремятся получить образование, будучи в колонии,в состоянии оплатить дистанционное высшее образование. А если они и найдут средства для такого вида образования, то не смогут применить его впоследствии по многим причинам.
Такими причинами могут быть и самое обыкновенноенежелание получать высшее образование именно по данным гуманитарным направлениям и невозможность дальнейшего применения полученного образования ввиду наличия истории судимости, что не позволит им работать в некоторых государственных учреждениях и тем самым резко сузит перспективы трудоустройства.
Сейчас проблема финансирования решается только самими осужденными и их спонсорами из числа родственников и знакомых, заинтересованных в образовании своих близких, что весьма проблематично, так как большая масса осужденных, не имеющих образования, из малообеспеченных слоев населения.
Если рассматривать сегодняшнюю ситуацию с позиций кризисного состояния и импортозамещения в российской экономике, то основную проблему можно увидеть в продовольственном обеспечении осужденных, и вряд ли в ближайшей перспективе бюджет страны сможет выделить соразмерные потребностям ФСИН средства. В этих условиях имеет смысл опять вернуться к максимальному продовольственному самообеспечению исправительных учреждений.
Разработчики Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года видят в основном два пути реформирования уголовно-исполнительной системы: реформирование порядка отбывания наказания и реформирование финансовой деятельности учреждений исполнения наказаний.
В нашем исследовании мы рассмотрим одно из возможных направлений реформирования финансовой деятельности ФСИН и связанный с ним вопрос социальнойадаптации освобожденных из мест лишения свободы к новым жизненным условиям. Наиболее распространеннымив современной пенитенциарной науке являются такие точки зрения об источниках финансирования: 1) основным источником финансирования является государственный бюджет, средства местного самоуправления, отчисления предприятий, спонсорская помощь и доходы от деятельности пенитенциарных учреждений; 2) основу дохода составляет сама деятельность учреждений исполнения наказаний.
Государственное финансирование, как самостоятельный способ обеспечения всех нужд пенитенциарной системы, на современном этапе не может удовлетворить и покрыть все необходимые расходы по созданию условий для соответствующего содержания спецконтингента и нормальной работы учреждений ФСИН. Особенно полагаться на помощь органов местного самоуправления и предприятий в этом деле не приходится. Оставив в стороне остальные вопросы, мы попробуем разрешить проблему обеспечения осужденных продуктами питания через самостоятельную хозяйственную деятельность.
В пункте 20 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными говорится, что«администрация должна в обычных условиях обеспечить каждому заключенному питание, достаточно качественное для поддержания его здоровья и сил». Администрации ФСИН сложно выполнить это положение в достаточной мере. И как следствие неудовлетворительного питания – болезни осужденных, лечение которых также ложится на государство. Хотя в настоящее время эта проблема имеет тенденцию к улучшению, но опять же за бюджетные средства, а не за счет подсобных хозяйств ИУ.
В условиях отсутствии необходимых знаний труд человека малопродуктивен и трудоемок, а многие осужденные (в силу объективных причин –длительного периода неоказания государством поддержки аграрному сектору экономики) не умеют работать на земле. Ввиду отсутствия в нынешних ИУ необходимых кадров агрономов, зоотехников, необходимо приглашать специалистов из профильных учебных заведений для чтения лекций и приема экзамена. Однако главным и ведущим фактором здесь будет служить самообучение с использованием форм дистанционного обучения, что положительно повлияет на психику и самоконтроль осужденных.
Для этого необходимо заключение договоров ФСИН с сельскохозяйственными вузами и колледжами. На опубликованном в Интернете сайте «Учебные заведения» ФСИНРоссии имеется перечень заключенных соглашений ФСИН с рядом вузов в России, их более 20, но сельскохозяйственных вузов в этом списке нет. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в части образования, ресоциализации, воспитания полноценного гражданина предполагает: использование в системе поощрений осужденных также иных стимулов к правопослушному поведению и активной ресоциализации; оптимизацию размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных; расширение производства сельскохозяйственной продукции и стимулирование создания колоний-поселений с сельскохозяйственным производством в зонах с благоприятными климатическими условиями; прогнозное определение потребностей в рабочих специальностях и специалистах по отраслям и регионам по укрупненным группам профессий, востребованных на рынке труда; многое другое, что позволяет достичь ФСИН поставленных целей.
Для достижения этих концептуальных целей необходимо сделать возможным получение аграрного образования осужденными в местах лишения свободы и в процессе получения образования использование полученных знаний на практике. В связи с этим ФСИН следует заключить договоры с региональными сельскохозяйственными учебными заведениями, причем независимо от места дислокации ИК (сельхозпродукты можно производить даже в условиях вечной мерзлоты), и выкупить либо арендовать пустующие земли сельскохозяйственного назначения. В сложившейся экономической ситуации можно решить задачи трудоустройства граждан после освобождения из мест лишения свободы, ввести в сельхозоборот пустующие земли, не усугублять криминогенную обстановку в мегаполисах безработными гражданами, освободившимися из мест лишения свободы, и значительно сократить государственные затраты не содержание исправительных колоний. Авторы статьи являлись практическими работниками и подтверждают факт стремления большого числа осужденных, находящихся в исправительных колониях, к деятельному труду в земледелии и животноводстве.
В процессе обучения и работы на земле осужденные будут исправляться гораздо быстрее, поменяются их жизненные приоритеты. Но чтобы до конца довести начатое дело перевоспитания человека, необходимо после окончания отбывания наказания оставить данный земельный участок за лицом, трудившимся на этом участке, в собственности или предоставить аренду на правах личного крестьянского хозяйства (или КФК). Конечно, предварительно, за три месяца до окончания срока назначенного наказания осужденного, следует спросить о его желании остаться жить на данном участке и дальше или же избрать иное место жительства. Можно будет переоформить договор аренды данного земельного участка на освобожденное лицо или же присоединить земельный надел к имеющемуся земельному фонду населенного пункта. В этом случае осужденные смогут иметь жилье после освобождения и прописаться в нем. Если на участке работал весь отряд,состоящий из осужденных, у которых остались сравнительно одинаковые сроки до окончания отбывания наказания, можно рассмотреть вопрос о досрочном освобождении осужденных всем отрядом и помочь создать сельскохозяйственный производственный кооператив.
Перспективы этого направления хорошо видны на примере ФСИН по Пермскому краю.
Аграрный потенциал Пермского края значительно отличается: север и восток края характеризуются неблагоприятным агроприродным потенциалом, юг и запад – относительно благоприятным. Если говорить об отдельных отраслях, то применительно к растениеводству следует отметить, что Пермский край – это территория рискованного земледелия. Но в то же время природные условия являются благоприятными для развития кормовой базы для животноводства.
Всего на территории Пермского края функционируют 39 учреждений УИС, в том числе: 6 СИЗО, 7 исправительных колоний (ИК) общего режима, 11 ИК строгого режима, 3 ИК особого режима, 9 колоний-поселений, 2 лечебных ИУ, 1 воспитательная колония. Производственные предприятия исправительных учреждений преобразованы в центры трудовой адаптации осужденных, в которых они осваивают трудовые навыки. В настоящее время в ИУ Пермского края функционируют 25 подсобных хозяйств и 9 колоний-поселений, осуществляющих производство продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции. Практически во всех учреждениях края имеются хлебопекарни. На сельскохозяйственных работах и производстве продуктов питания в 2014 г. было задействовано 430 осужденных. Количество сельхозугодий составляет 11575 га, в том числе площадь пашни – 6134 га, которая используется только на 49,8%. Всего же в крае к 2014 году вышло из сельхозоборота и не используется порядка 1 млн 642 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения (по сравнению с 1990г.). Примерно такое же положение в большинстве регионов России. Это говорит о том, что проблем с получением земель у ФСИН не будет, что позволит вернуть земли в сельскохозяйственный оборот.
Выводы
Проект под названием «Концепции, программы о родовом поместье и родовом поселении» подробно был разработан в 90-х годах прошлого века на Украине. Его автором был украинский ученый, генерал-майор милиции, доктор философии, кандидат юридических наук Георгий Афанасьевич Радов (1949–1999). В связи со смертью Г.А. Радова проект так и не был внедрен в уголовно-исполнительную систему.
Необходимы детализация и конкретизация отдельных элементов проекта на основе существующих норм и правил, регулирующих деятельность ФСИН, с учетом расположения участка, его местонахождения, природных и климатических условий и других факторов. Решение этого вопроса требует дополнительных исследований, и его внедрение в России должно основываться на реальном опыте строительства подсобных хозяйств подобного типа. Поэтому необходимо создать в качестве эксперимента хотя бы одно такое хозяйство и изучить положительный и отрицательный опыт. И в случае получения положительных результатов следует распространить его на остальные учреждения пенитенциарной системы страны.
Библиографический список