УДК 346.1
DOI: 10.17072/1995-4190-2015-2-71-75
Кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой гражданского права Российско-Таджикский (славянский) университет
734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. М. Турсун-заде, 30
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: некоторым сферам деятельности присущ повышенный риск. В первую очередь это касается предпринимательской деятельности, которая как никакая другая деятельность в силу своего неопределенного характера неизбежно связана с риском. Цель:комплексное исследование предпринимательского риска как гражданско-правовой конструкции. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод. В статье использованы общенаучные (диалектика, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация) и частнонаучные методы исследования (формально-юридический, сравнительно-правовой, технико-юридический). Выводы: предпринимательский риск, как правовое явление, представляет собой допускаемую предпринимателем при принятии решений вероятность возникновения неблагоприятных последствий в его имущественной сфере, явившихся результатом случайных обстоятельств, собственных невиновных действий и невиновных действий его контрагентов.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность; риск; предпринимательский риск; функции риска; рисковые обстоятельства; гражданско-правовая ответственность
Категория риска пронизывает большой круг общественных отношений, регулируемых современным правом. «Каждое обязательство, – обращал внимание Д.И. Мейер, – сопровождается риском или страхом. Действие, составляющее предмет обязательства и представляющееся при заключении его возможным, может оказаться впоследствии невозможным…» [9; с. 151]. Это обусловлено тем, что многообразие рисковых проявлений жизнедеятельности общества не подлежит точному счету, а, напротив, имеет динамику расширения. Праву известны экологические, природные, политические, экономические, инвестиционные, техногенные и еще большой ряд других рисков. Однако среди всех форм рисковой деятельности, регулируемых правом, риск, сопровождающий предпринимательскую деятельность, можно назвать наиболее привлекательным для исследовательской мысли. Усиленный интерес к нему как со стороны права, так и правовой науки связан с проведением в странах постсоветского пространства, в том числе и Таджикистане, экономических реформ, предполагающих развитие предпринимательской деятельности как наиболее характерной стороны рыночных отношений.
Риск является необходимым элементом предпринимательства, а значит, по принципу обратной связи в качестве признака предпринимательского риска можно назвать сопутствие его предпринимательской деятельности. Как писал А.И. Камина, «чтобы обеспечить себе возможность дохода, предприниматель должен взять на себя и покрытие возможных убытков, то есть предприятие должно вестись за счет предпринимателя, на его риск» [8; 75–76].
Категория предпринимательского риска с точки зрения научной мысли
Относительно самого понятия предпринимательского риска и его признаков, характеризующих его как гражданско-правовое явление, в юридической литературе не сложилось единого мнения. Как пишет В.С. Белых, данная категория «еще не стала предметом повышенного внимания ученых-юристов в силу своей "молодости"». В литературе делаются лишь попытки в общем смысле сформулировать данное понятие [4, с. 43]. Сам ученый определяет предпринимательский риск как сугубо объективное явление – «потенциальную возможность (опасность) наступления или ненаступления события (совокупности событий), повлекшего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности предпринимателя» [4, с. 46]. Такая трактовка предпринимательского риска, отражающая объективную теорию риска, получила значительную распространенность в научной среде. Например, Н.А. Антонова под предпринимательским риском понимает «потенциально возможное, случайное событие, воздействующее на материальные и денежные ресурсы, а также производственные процессы предпринимательской деятельности и причиняющее убытки предпринимателю» [2, с. 30]. Близким образом рассуждает С.В. Жучков, определяя предпринимательский риск как «возможное, случайное событие, оказывающее негативное воздействие на материальные ресурсы и различные процессы предпринимательской деятельности и причиняющее убытки предпринимателю» [7, с. 9]. По мнению Х.А. Парагулькова, предпринимательским риском является событие, в результате которого предприниматель несет убытки, дополнительные расходы, уменьшение получаемых доходов, возникающих в ситуации неопределенности в процессе производства и (или) реализации продукции (предоставления услуг, осуществления коммерческой, инвестиционной, посреднической деятельности, реализации финансовых операций, а также проектов в области высоких технологий), носящих субъективно-объективный характер (аварии, стихийные бедствия, неправомерные действия государственных органов и контрагентов и т.п.), обусловливающие необходимость страхования, с целью привлечения внешних источников возмещения причиненных убытков [12, с. 8]. И.А. Волкова утверждает, что «предпринимательский риск – опасность наступления неблагоприятных событий для хозяйствующего субъекта, изначально характеризующаяся неопределенностью исхода, но возможностью их наступления, которые обернутся для предпринимателя расходами, которые он должен будет произвести для восстановления нарушенных прав, а также в неполучении доходов, которые он мог бы получить при обычных условиях хозяйствования» [5, с. 10].
Предпринимательский риск
как объективно-субъективная категория
Мы не видим оснований определять предпринимательский риск через вероятность наступления нежелательного события. Вероятность как философская категория сама по себе, без привязки к событию, означает меру превращения возможности в действительность, т.е. количественную степень возможности появления события при данных условиях [13, с. 86]. Отождествлять риск с вероятностью – значит подменять его другими философскими категориями, например, случайностью, заключающую в себе явление, которое может быть не только таким, но и иным, которое возникает лишь в определенном месте и в определенное время, при других обстоятельствах и другое время оно перестанет быть таковым [3, с. 78]. Такое отождествление указанных категорий уничтожает самобытность риска как самостоятельного явления.
Кроме того, объективные явления всегда являются внешними по отношению к индивидуальному сознанию. Все то, что существует вне человеческого сознания и независимо от него, все, с наличием чего человек вынужден соглашаться, даже если такое согласие находится в противоречии с его волей и желаниями, имеет объективную природу. Поэтому признание риска как абсолютно объективной категории обусловливает рассмотрение его как исключительно социальной реальности, существующей вне воли и сознания действующего субъекта. Однако риск не может быть целиком оторван от индивидуального субъективного состояния лица, поскольку все объективные неопределенности лицо пытается осознать и потому их влияние на действие и их будущие последствия определяется потенциальностью лица учитывать различные факторы.
Конечно же, нельзя строить понимание предпринимательского риска в отрыве от вероятностного характера наступления события, способного оказать отрицательное воздействие на имущественную сферу предпринимателя. «Там, где заведомо известна неизбежность отрицательных последствий, нет риска», – писал Ф.Г. Нинидзе [10, с. 10], так же как и нет риска в деятельности, от которой ожидается только положительного результата. Если то или иное действие не вызывает у индивида никакого опасения, страха перед неопределенностью, его нельзя назвать рисковым. Однако это только одна сторона риска. Наряду с вероятностной составляющей необходимым элементом риска выступает также его субъективная сторона, включающая сознание, волю и основанное на них принятие решений лицом, осуществляющим оценку и выбор определенного поведения. Риск всегда связан с расчетом вероятностного исхода, выбором существующих альтернатив и принятием решения относительно будущих действий. Без принятия решений и их воплощений в жизнь риска просто-напросто не существует. Все это составляет волевые моменты риска, а значит, его субъективные факторы. В этой связи нельзя умалять роль субъекта предпринимательства и его решений при раскрытии характеристики предпринимательского риска. В состояние риска предпринимателя вовлекает не сама вероятность наступления отрицательного события, а расчет предпринимателем вероятностного исхода.
Предпринимательский риск
и его функциональное назначение
в праве
Роль всякой правовой категории раскрывается в тех функциях, которые она выполняет в праве, т.е. «во внешних проявлениях свойств какого-либо объекта в заданной системе отношений» [13, с. 719]. Соответственно, правовую сущность предпринимательского риска следует связывать с выяснением тех функций, которые он выполняет, являясь элементом категориального аппарата гражданско-правовой науки и гражданского права. Основная функция риска в гражданском праве сводится к распределению рисковых неблагоприятных последствий между участниками гражданских правоотношений. Однако только лишь на объективных характеристиках риска нельзя построить правила распределения рисковых последствий. Правила распределения рисковых последствий учитывают волевую сторону риска, а именно возможности участвующих в отношении лиц количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели. То есть учитывается потенциальность лица контролировать рисковые обстоятельства и влиять на проявление риска. Как справедливо отмечал В.А. Ойгензихт, таящиеся возможности сами по себе не приводят к правовым последствиям, так же как оценка – к поступку, а норма о распределении убытков не применяется без учета действия субъекта [11, с. 42].
Определяя лицо, несущее неблагоприятные последствий рисковых действий, возлагая на него соответствующие обязанности или освобождая от таковых, законодатель, как правило, учитывает, кто из участвующих в отношении лиц имеет больше возможностей предотвратить убытки и проявить большую степень осмотрительности. «Риск, – писал М.М. Агарков, – следует возлагать на того, кто может своими действиями, принятием тех или иных мер этот риск, если не устранить, то, по крайней мере, уменьшить» [1, с. 122–123]. «Законодательство должно в первую очередь возлагать обязанность нести убытки на лицо, у которого больше возможностей их предотвратить», – писала Л.Г. Ефимова [6, с. 30]. Такие рассуждения наводят на мысль о необоснованности определения предпринимательского риска через отождествление его с нежелательным событием, которое может произойти в будущем. Вероятность наступления отрицательного события является необходимой составляющей предпринимательского риска, но только наряду с таким волевым признаком, как расчет такой вероятности предпринимателем при принятии решений.
Выводы
Вышеизложенное позволяет выделить следующие признаки предпринимательского риска: 1) сопровождает предпринимательскую деятельность; 2) характеризуется вероятностью наступления отрицательного события, выражающегося в имущественных потерях в виде экономически неоправданных расходах или неполучения ожидаемых доходов от предпринимательской деятельности; 3) характеризуется расчетом вероятностного исхода при принятии решений.
Ввиду таких характерных черт предпринимательского риска как правовое явление он представляет собой допускаемую предпринимателем при принятии решений вероятность возникновения неблагоприятных последствий в его имущественной сфере, явившихся результатом случайных обстоятельств, собственных невиновных действий и невиновных действий его контрагентов.
Библиографический список