УДК 341.1/8
DOI: 10.17072/1995-4190-2015-1-158-167
Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного права
Российский университет дружбы народов
117198, г. Москва, Россия, ул. Миклухо-Маклая, 6
E-Mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Введение: в статье анализируются международно-правовые документы и международно-правовые события, имевшие место в 2014 г., – создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – международного интеграционного объединения. ЕАЭС создан для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другомhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. Цели и задачи: автор анализирует основные правовые аспекты создания Евразийского экономического Союза, отношения глав государств-участников к данному процессу, деятельность евразийцев и их взгляды по вопросам экономической интеграции как теоретической предпосылки евразийского объединения. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает система специальных юридических методов: формально-юридический, сравнительно-правовой, исторического сравнения, технико-юридический. Результаты/обсуждение: в Договоре о создании Евразийского экономического союза нашли отражение идейные постулаты евразийцев, преломленные через предложения Президента Казахстана. Договор о ЕАЭС устанавливает важную принципиальную основу деятельности Союза, называя принцип уважения общепризнанных принципов международного права, в том числе принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности. Все эти принципы активно пропагандировались авторами евразийской концепции. Заключения/выводы: автор настаивает, что наследие евразийцев требует дальнейшего изучения. Отечественными учеными не предпринимались попытки анализа трудов евразийцев в части, касающейся международного права. Их идеи о самобытности российской международно-правовой мысли должны войти в состав современной юридической науки в качестве неотъемлемого интеллектуального компонента.
Ключевые слова: Евразийский Союз; Евразийский экономический союз; евразийская интеграция;
евразийцы; евразийское движение; международное право
Событием поистине эпохального исторического значения стало созданиеЕвразийского экономического союза (ЕАЭС) – международного интеграционного объединения. Договор, о его создании был подписан 29 мая 2014 г. Первоначальными членами союза явились Белоруссия, Казахстан и Россия. 3 октября Президент России В.В.Путин, 9 октября Президент Белоруссии А.Г. Лукашенко и 14 октября 2014 г. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев подписали национальные законы о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе. Договор вступил в силу 1 января 2015 г. ЕАЭС создан для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другомD0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке [2].
10 октября 2014 г. главы государств-членов ЕАЭС подписали договор о присоединении Армении к союзу. 4 декабря 2014 г. Парламент Армении ратифицировал договор о присоединении страны к ЕАЭС. Для нее членство в союзе началось 2 января 2015 г.
23 декабря 2014 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета был подписан договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС. Договор подлежит ратификации и вступает в силу для Киргизии «…с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу» [13]. Ожидается, что это произойдет в мае 2015 г. Реальным кандидатом на скорое вступление в ЕАЭС считается Таджикистан.
Становление и развитие
евразийской интеграционной идеи
Сама идея Евразийского экономического союза неразрывно связана с Евразийским движением, возникшим в среде русской эмиграции в 1920 г. в Софии. Евразийство представляло собой своеобразное движение, которое сложно вместить в рамки какой-либо определенной политической ориентации. Евразийцы – вне правых и левых.
У истоков евразийского учения стояли талантливые ученые: филолог Н.С. Трубецкой, географ и экономист П.Н. Савицкий, религиозный писатель В.Н. Ильин, музыковед и публицист П.П. Сувчинский, религиозный философ Л.П. Карсавин, юрист Н.Н Алексеев, историк права Г.В. Вернадский, историк М.М. Шахматов. Евразийство было идейнонеоднородным. Состав участников движения часто менялся.
Отсутствие идейно-теоретического единства в среде евразийцев затрудняет исследование их научного наследия. Почти каждый идеолог евразийства претендовал на теоретическую самостоятельность. Нас же интересуют общие очертания евразийской концепции. В центре нашего внимания находятся вопросы, составляющие проблемное поле евразийской концепции в виде рассмотрения сущности, формы и путей развития народов гигантского евразийского пространства.
Основателем и идейным лидером евразийства был князь Николай Сергеевич Трубецкой (1890–1938), русский ученый-языковед. Другой видный представитель евразийства, Петр Николаевич Савицкий (1895–1968) автор ряда исследований в области экономической географии. В 1922 г., совместно с Н.С. Трубецким, П.Н. Савицкий возглавил евразийское движение. Он стал постоянным редактором евразийских изданий, где публиковал свои исследования по вопросам экономики и геополитики. Разработкой евразийского учения занимались русский религиозный философ Лев Платонович Карсавин (1882–1952) и историк права Георгий Владимирович Вернадский (1887–1973).
Заметное место в разработке евразийской концепции по правовым вопросам принадлежит теоретику государства и права Николаю Николаевичу Алексееву[17, с. 23–25]. Он родился 1 мая 1879 г. в Москве в семье профессионального юриста и, следуя семейной традиции, поступил на юридический факультет Московского университета. В 1911 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Науки общественные и естественные в историческом взаимоотношении их методов». С 1912 г. являлся штатным профессором Московского университета. Основной сферой его научных интересов была философия государства и права. В годы гражданской войны H.H. Алексеев принимал участие в подготовке Учредительного собрания. С октября 1920 г. обосновался в эмиграции. В 1920–1921 г. работал инспектором школы в Константинополе. С 1921 по 1931 г. жил и преподавал в Праге, в 1931–1940 г. – в Страсбурге, в 1940 по 1948 г. – в Белграде, с 1948 г. жил в Женеве.
Н.Н. Алексеев являлся одним из зачинателей евразийского движения и одним из главных его теоретиков. В качестве профессора Русского юридического факультета в Праге H.H. Алексеев сблизился с кружком будущих участников евразийского движения. С 1927 г. начал постоянно сотрудничать в евразийских изданиях, где опубликовал ряд статей, в частности «Евразийцы и государство» (1927 г.), «Евразийство и марксизм» (1929 г.) и др. Работая профессором Русского юридического факультета в Праге, обосновал правовые аспекты концепции евразийцев. Издал «Русское государственное право» (1922. 70 с.), «Основы философии права» (1924. 283 с.), а также в трех выпусках «Общую теорию государства» объемом в 495 с. (1925–1926 гг.). Из-под пера Н.Н. Алексеева вышло несколько книг и значительное число статей, помещенных в журналах «Евразийский временник», «Евразийский сборник», «Утверждение евразийцев», «Русские записки», «Новый журнал», газете «Евразия» и др. [6].
Право Н.Н. Алексееву именоваться юристом-международником дает его статья «Военный плен и международное право» (Юридический вестник. 1915. № 4). В предреволюционный период Н.Н. Алексеев преподавал международное публичное право в Московском коммерческом институте. С целью изучения международного права он 21 июля 1918 г. на 3 месяца уехал в командировку в Берлин.
Находясь в эмиграции, Н.Н. Алексеев продолжал заниматься международным правом. В 1921 г. в Праге на дополнительных курсах для русских студентов он читал курс «Внешняя политика России и международные договоры». На Русском юридическом факультете в Праге ему было поручено научное руководство оставленным для приготовления к профессорскому званию по международному праву Г.Н. Михайловским (1921 г.), М.А. Циммерманом (1921 г.) и В.Е. Белановичем (1922 г.). Он же у них принимал экзамены по международному праву на степень магистра. На защите М.А. Циммерманом 31 октября 1926 г. магистерской диссертации «Вмешательство и признание в международном праве» он был официальным оппонентом. Умер в Швейцарии в Женеве 2 марта 1964 г. [19, с. 141–143].
Завершая краткое знакомство с основными участниками евразийского движения, подчеркнем его заметную идейную неоднородность. Участников движения в первую очередь объединяли их патриотические настроения, отрицание европоцентризма, убежденность в особой исторической миссии России.
Специфика концепции евразийства раскрывается в работах самих евразийцев [1; 3; 8; 9; 15; 16; 18; 20; 21]. Помимо монографических трудов и сборников статей евразийцы выпускали тематические издания: «На путях. Утверждение евразийцев» (Берлин, 1922); «Евразийская хроника» (под редакцией П.Н. Савицкого. Прага, 1925–1926; Париж, 1926–1928); «Евразийский временник» (Берлин, Париж, 1923–1927); «Евразиец» (Брюссель, 1929–1934); «Евразийские тетради» (Париж, 1934–1936). В 1928–1929 гг. во Франции выходила еженедельная газета «Евразия». Жизненный путь евразийцев, их концепции и идейные метания прослеживаются в материалах архивных фондов.
После своего появления в 1920 г. евразийство стало объектом внимания со стороны различных критиков, симпатия или антипатия которых по отношению к вновь возникшему течению зависела от их политических и идеологических пристрастий. Разбору огромного числа публикаций о евразийстве была посвящена книга П.Н. Савицкого «В борьбе за евразийство». С 40-х и до конца 70-х гг. XX в. наблюдается определенный спад интереса к евразийскому политическому наследию. Исключение составляют исторические и этнографические исследования JI.H. Гумилева. В них правовые проблемы практически не рассматривались. Подлинный всплеск интереса к евразийским политическим теориям происходит на рубеже 80–90-х гг. XX в.
Современная библиография по истории развития и содержанию теории государства в евразийстве весьма обширна. Среди всей этой суммы материалов много такого, что имеет непосредственное отношение к взглядам евразийцев на право и государство. Ряд авторов приходит к пониманию существования в евразийстве ряда цементирующих принципов, указывающих на внутреннее единство. В этой связи можно указать на публикации И.А. Исаева [7] и М.В. Назарова [12].
Основные положения евразийства применительно к Евразийскому Союзу состоят в следующем:
1. Учение евразийцев о государстве и межгосударственном сотрудничестве, во-первых, находится в рамках осмысления места России в системе отношений Востока и Запада, во-вторых, является альтернативной версией западноевропейского варианта правового государства и правового идеала.
Главной задачей евразийцев было создание идеологии России, где были бы соединены наука, религия, философия. В теоретических разработках евразийцев важное место занимают понятия евразийского мироощущения и евразийского умонастроения. Евразийцы констатировали противостояние России и Запада. Они резко критиковали попытки европейской цивилизации абсолютизировать свои ценности, выдать свою культуру за общечеловеческую.
2. В основе евразийского представления первоистоков российской государственности, ее генезиса лежит тезис о том, что первоначальная форма Российского государства исторически родилась из сочетания татаро-монгольской традиции централизованного государства с традицией церковно-византийской православной государственности.
3. Идеология евразийства была одной из интеллектуальных реакций на Октябрьскую революцию 1917 г. Евразийцами эта революция воспринималась как логическая веха в истории Российского государства. По их мнению, она открывала пути формирования новой философии и культуры, новых форм государства и права в России, справедливых межгосударственных отношений. Неоднозначно оценивая Октябрьскую революцию 1917 г., евразийцы считали, что она давала самобытной России-Евразии шанс для сохранения евразийской культуры и государственности в противостоянии агрессивному Западу.
В начале XXI в. значительное число сторонников модернизации России, взяв за основу идеи либерализма, приходят к выводу о бесперспективности бездумного копирования западных политических и правовых институтов и необходимости поиска «третьего пути». Колоссальная пропагандистская кампания западничества во всех сферах жизни общества не дает результатов. Для большинства россиян продолжают оставаться главными такие ценности, как социальная справедливость, нация, Родина и семья, сохраняется культурный стереотип превосходства интересов общества над интересами личными.
Ценности, сформированные столетиями российской истории, продолжают сохраняться в качестве основных. Однако дальнейшая вестернизация может привести либо к социальному взрыву, либо к постепенному демографическому и культурному исчезновению русской нации, иных коренных народов и сепарации России. Анализ стратегии развития отечественной государственности показывает, что выход из создавшейся ситуации может быть найден в евразийской правовой идеологии, так как иные модели модернизации России не имеют органической основы либо не реализуемы по целому ряду причин. Таким образом, правовая политика России должна учитывать возрождение евразийской духовности, религиозности и культуры [14].
Ныне привычно называть процесс сближения государств, возникших в результате распада СССР, евразийской интеграцией. Понятие это широко используется государственными деятелями, предпринимателями, учеными, аналитиками и экспертами. Оно стало органичной частью политического лексикона в ближнем и дальнем зарубежье. А ведь всего двадцать лет назад было совсем иначе.
В марте 1994 г. Президент Казахстана Н.А.Назарбаев впервые предложил создать на пространстве СНГ качественно новое интеграционное объединение – Евразийский Союз Государств. Эта идея была обнародована в академической аудитории Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Н.А. Назарбаев напрямую обратился к интеллектуальной элите всего Содружества с твердой решимостью вывести из ступора процесс многосторонней интеграции, в котором он оказался уже через два года после создания СНГ. Президент Казахстана сказал, что СНГ не отвечает объективным требованиям времени и не обеспечивает интеграцию стран-участников, в которой так остро нуждаются наши народы. Поэтому назрела необходимость создания нового межгосударственного объединения, которое бы действовало на более четких принципах.
Президент Казахстана сослался на взгляды выдающегося мыслителя, Л.Н. Гумилева – советского историка-этнолога, археолога и востоковеда, писателя и переводчика. Л.Н. Гумилев пошел дальше всех последователей «школы евразийства», возникшей в среде русских эмигрантов первой трети ХХ в. Он в своих трудах [10] концептуально обосновал единство географических и культурно-исторических связей народов огромной части Северной и Центральной Евразии. Имя этого ученого было присвоено созданному в Астане Евразийскому национальному университету.
Подход к евразийству, преломленный к конкретным историческим условиям рубежа ХХ и ХХI вв., базировался на следующих принципах.
Во-первых, не отрицая значения культурных и цивилизационных факторов, Н.А. Назарбаев предлагал строить интеграцию прежде всего на основе экономического прагматизма. Экономические интересы, а не абстрактные геополитические идеи и лозунги – главный двигатель интеграционных процессов.
Во-вторых, Н.А. Назарбаев всегда был сторонником добровольности интеграции. Каждое государство и общество должны самостоятельно прийти к пониманию, что в глобализирующемся мире нет смысла бесконечно упиваться собственной самобытностью и замыкаться в своих границах. Добровольная интеграция, исходя из интересов народа и страны, – кратчайший путь к процветанию.
В-третьих, Евразийский Союз изначально виделся как объединение государств на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ.
В-четвертых, Н.А. Назарбаев предлагал создать наднациональные органы Евразийского Союза, которые бы действовали на основе консенсуса, с учетом интересов каждой страны-участницы, обладали четкими и реальными полномочиями. Это не предполагает передачу политического суверенитета. Таким был успешный опыт создания Европейского союза, основой которого было равенство партнеров по интеграции.
Все эти положения были детально изложены в пакете предложений, направленных всем главам государств СНГ. Эта инициатива стала прорывом для интеграционного процесса на пространстве СНГ. В последующие годы она поэтапно воплощалась в жизнь в создании целого ряда успешных межгосударственных структур – Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Таможенного союза Казахстана, Беларуси и России[11, с. 109-121]. Уже сегодня очевиден макроэкономический эффект создания Таможенного союза. Созданный в 2000 г. в формате пяти стран – Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, Таможенный союз стал переломным моментом в практике евразийской интеграции.
Результаты/обсуждения
В основе идеи Н.А. Назарбаева о создании Евразийского Союза –прагматичный подход, отрицающий любые формы насилия политики над экономикой, какими бы благими намерениями или целесообразностями они не прикрывались. Евразийский Союз – открытый проект. Его нельзя представить без широкого взаимодействия, например, с Евросоюзом, другими объединениями. В ХХI в. Евразийский Союз планировался как успешный центр глобальной силы в русле ясно прослеживающихся тенденций глобального развития. Евразийский Союз – это мегапроект, соизмеримый со сложными вызовами настоящего и будущего. Его назначение – стать органичной частью новой мировой архитектуры, формирование которой началось под воздействием самого мощного в истории глобального финансово-экономического кризиса.
Для этого, по мнению Президента Казахстана, всем участникам евразийской интеграции необходимо иметь ясную и четкую стратегию действий.
Первое. Евразийский Союз должен изначально создаваться как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение.
Второе. Евразийский Союз должен формироваться как прочное звено, сцепляющее евроатлантический и азиатский ареалы развития. В экономическом плане Евразийский Союз должен стать мостом, соединяющим динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии.
Третье. Евразийский Союз должен формироваться как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью новой глобальной валютно-финансовой системы. Как показывает опыт Евросоюза, создание общей платежной системы, а затем и единой валюты — закономерный этап интеграции.
В современных условиях этот процесс должен также учитывать тенденции, порожденные мировым кризисом.
Четвертое. Геоэкономическое, а в перспективе и геополитическое возмужание евразийской интеграции должно идти исключительно эволюционным и добровольным путем.
Пятое. Создание Евразийского Союза возможно только на основе широкой общественной поддержки [5].
Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) был подписан в Астане Президентами Белоруссии, Казахстана и России 29 мая 2014 г. После ратификации договора национальными парламентами трех стран Союз заработал с 1 января 2015 г.
Текст Договора о создании Евразийского экономического союза включает 28 разделов из 118 статей, а также 32 приложения (всего около 700 страниц). В основе документа лежит договорно-правовая база Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие нормы которых были оптимизированы, усовершенствованы и приведены в соответствие с правилами ВТО. В ходе работы над Договором были кардинально сокращены изъятия и барьеры, мешающие свободному перемещению товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Договор о ЕАЭС состоит из двух частей. В первой – институциональной – изложены стратегические цели и задачи евразийской интеграции, определяется правовой статус союза как полноформатной международной организации. Сформулированы основные принципы его деятельности – сотрудничество на взаимовыгодной основе для сближения экономик "тройки", их гармоничного развития и укрепления конкурентоспособности. Установлена система органов союза: Высший Евразийский экономический совет (уровень глав государств), Евразийский межправительственный совет (уровень глав правительств), Евразийская экономическая комиссия и суд ЕАЭС. Оговаривается компетенция, порядок формирования и работы каждого из упомянутых органов.
В функциональной части регламентируются механизмы экономического взаимодействия, а также зафиксированы конкретные обязательства по отраслевым направлениям интеграции. Среди них единая политика в области тарифного и нетарифного регулирования, транспорта и промышленности, координация сельскохозяйственной политики (в том числе унификация требований, связанных с развитием экспорта продуктов сельского хозяйства и агропромышленного комплекса). Зафиксированы принципы и правила конкурентной и антимонопольной политики. Определяются шаги по созданию общего финансового рынка и биржевого пространства, обеспечению гарантированной и эффективной защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг. Отдельным блоком закреплены положения по поэтапной интеграции энергетических рынков и координации деятельности в области электроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов [4].
Выводы
Заключение Договора – событие исторического значения с точки зрения развития интеграционных процессов на евразийском пространстве. С 1 января 2015 г. Евразийский экономический союз начал функционировать. Это знаменует переход России, Беларуси и Казахстана на качественно новый этап взаимодействия, обеспечит условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Договор явился результатом масштабной трудоемкой работы, начатой 18 ноября 2011 г. на первом форуме Высшего Евразийского экономического совета. Тогда президентами трех стран была принята Декларация о евразийской экономической интеграции, ставшая дорожной картой развития интеграционного взаимодействия. В ней была зафиксирована задача создания к 2015 г. Евразийского экономического союза.
В Договоре о создании Евразийского экономического союза нашли отражение идейные постулаты евразийцев, преломленные через предложения Президента Казахстана. Так, в преамбуле говорится о том, что «Стороны,… руководствуясь принципом суверенного равенства государств, необходимостью безусловного соблюдения принципа верховенства конституционных прав и свобод человека и гражданина, желая укрепить солидарность и углубить сотрудничество между своими народами при уважении их истории, культуры и традиций» договорились об учреждении Евразийского экономического союза.
Статья 3 перечисляя принципы, на которых Союз осуществляет свою деятельность в пределах компетенции, предоставляемой ему государствами-членами в соответствии с настоящим Договором, называет принцип уважения общепризнанных принципов международного права, включая принципы суверенного равенства государств-членов и их территориальной целостности.
Наследие евразийцев требует дальнейшего изучения. Отечественными учеными не предпринимались попытки анализа трудов евразийцев в части, касающейся международного права. Их идеи о самобытности российской международно-правовой мысли должны войти в состав современной юридической науки в качестве неотъемлемого интеллектуального компонента.
Библиографический список