УДК 347.454
DOI: 10.17072/1995-4190-2015-1-57-63

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ДОГОВОРА ОБ ИННОВАЦИОННОМ ИССЛЕДОВАНИИ
ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

В.И. Колтырин

Аспирант кафедры гражданского и международного частного права
(базовая кафедра Южного научного центра Российской академии наук) 

Волгоградский государственный университет

400120, г. Волгоград, ул. Кузнецкая, 65-122

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Введение: Статья посвящена обоснованию необходимости существования такой непоименованной договорной конструкции, как договор инновационного исследования для государственных нужд. Цель: изучение характерных особенностей договора инновационного исследования для государственных нужд, а также особенностей его заключения. Результаты: практика существующих договорных конструкций, применяемых для работ, направленных на исследования для государственных нужд, не всегда в полной мере отвечает вызовам современности, например научно-техническому прогрессу, а также правовым реалиям, в связи с чем правоприменителям необходимо комплексно подходить к заключению подобного рода договоров, в частности использовать договорную конструкцию, предлагаемую автором, для более эффективного исполнения государственно важных задач. Методы: автором статьи в рамках подготовки настоящей работы использованы аналитический и системный, а также диалектико-материалистический методы научного познания. Выводы: необходимо дальнейшеестратегическое развитие законодательства в инновационном русле, что возможно как путем заимствования норм из международного частного права, зарекомендовавших себя с положительной стороны в иных правовых системах, так и посредством совершенствования действующих правовых национальных норм.

 

 

Ключевые слова: договор инновационного исследования для государственных нужд;
научно-исследовательская работа; элементы договора инновационного исследования; государственные нужды; порядок заключения государственного контракта

 

 

Введение  

Развитие Российской Федерации не только как ресурсодобывающей страны, основным источником дохода которой является продажа полезных ископаемых, но и как страны с современной экономикой – экономикой знаний является наиболее актуальной задачей, стоящей перед всеми без исключения органами государственной власти. Указанная задача должна решаться посредством «развития научно-технического и инновационного потенциала». [3, с. 37–43]

В обеспечении устойчивого социально–экономического развития России немаловажную роль играют органы исполнительной власти, которые, согласно «Концепции долгосрочного социально-экономи­ческого развития Российской Федерации на период до 2020 года», должны сформировать «новые технологические базы экономических систем, основанные на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах» [6; 9].

Достижение имеющихся целей, что возложено на Правительство Российской Федерации, министерство или ведомство, а также решение вновь возникающих задач в условиях развития государства связаны с требованием инновационных исследований, осуществление которых должно проводиться в строгом соответствии с действующим федеральным законодательством, а также иными нормативно-правовыми актами. Так, например, в соответствии с Федеральным законом «О государственном оборонном заказе» [10], а также постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 г. № 1275 «О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу» [8], утверждены ориентировочные формы государственных контрактов.

 

Правовая характеристика и сущностные признаки договора инновационного
исследования

В настоящее время достижение поставленных перед экономикой нового типа задач в праве опосредуется двумя видами договоров, имеющими стандартную законодательную форму и содержание:

– договор на выполнение научно-исследовательской работы;

– договор на выполнение опытно-конструкторской работы.

Безусловно, указанные типы договорных конструкций законодательно признаны и существуют. Однако, полагаем, что они не в полной мере соответствуют современным реалиям научно-технического прогресса.

Объективно необходимым условием для эффективной реализации государственно значимых задач является заключение договоров особого типа.

Такой тип договоров, в соответствии с частью 2 статьи 421 Гражданского Кодекса РФ, является непоименованным договором, однако его заключение не противоречит как общим началам и принципам гражданского права, так и каким-либо законам или иным нормативно – правовым актам.

Органу власти рекомендуется выбрать именно договор об инновационном исследовании, а не поддерживаемый некоторыми современными представителями юридической науки договор инвестирования в инновации [1, с. 41–43]. Такой вывод можно сделать на основе научного анализа определения термина «инвестиция», который подразумевает передачу денежных средств или иного имущества в денежной оценке одним лицом, именуемым инвестором, другому лицу – реципиенту инвестиций с целью извлечения прибыли [4, с. 10–39]. Как следует из представленного определения, целью инвестирования является получение прибыли, тогда как основными целями Правительства РФ, министерств и ведомств являются реализация внутренней и внешней политики, регулирование социально – экономической сферы.

Договор инновационного исследования имеет ряд характерных особенностей, позволяющих с высокой степенью точности отграничить его от смежных с ним типов договоров. Такими отличительными чертами следует считать:

1) рисковый характер договора, в связи с тем, что заказчик, предлагая то или иное техническое задание, не может быть уверен в возможности его реализации на практике. В этом смысле считаем возможным согласиться с М.И. Брагинским, полагающим, что при заключении исследовательских договоров принципиальным является не получение результата при осуществлении практических исследований, а сами исследовательские действия [2, с. 387], поскольку в инновационном исследовании вероятность недостижения поставленной задачи крайне высока;

2) конфиденциальность результатов проведенного исследования, т.е. той технической, информационной и организационной составляющей исследовательского процесса, которая была получена в результате научных изысканий;

3) особая государственная значимость проводимого исследования, обусловленная особым субъектом, который выступает на стороне заказчика;

4) творческий характер при выполнении работ, в связи с невозможностью точного прогнозирования желаемого результата на этапе подготовки технического задания для исполнителя;

5) задачи, поставленные перед исполнителем всегда носят проблемный характер, т.е. являются объективно возникшими для заказчика;

6) результат инновационного исследования, полученный в ходе проведения работ по договору, представляет собой принципиально новое фундаментальное сведение в той или иной отрасли научного знания;

7) цена работ по договору инновационного исследования является важным элементом, однако установление ее представляет значительные трудности. Данные затруднения возникают в связи с необходимостью установления материальной стоимости объекта, ранее никогда не существовавшего, а следовательно, не имеющего схожих аналогов, в связи с чем предполагается, что в действительности цена договора будет складываться из реальных затрат, понесенных исполнителем работ, а также оплаты труда непосредственных специалистов, проводящих работы по договору инновационного исследования;

8) Определение сроков проведения работ является также необходимым, но сложно определимым элементом договора. Работы, предусмотренные договором и приложениями к нему, в такой области науки, как инновации, следует разбивать на этапы, так как неполучение необходимого результата на предыдущем этапе или невозможность его получения в силу объективных причин делает бессмысленной проведение дальнейшей работы. Таким образом, в данном типе договора возникает необходимость дополнительных гарантий как для заказчика на досрочный отказ от исполнения соглашения из-за невозможности получения желаемого результата, так и для исполнителя на получение понесенных затрат и возникновение дополнительных рисков;

9) итог проведенного исследования носит нематериальный характер, т.е. воплощение его в качестве объекта материального мира не требуется.

В общем смысле, научно-исследова­тельскую деятельность, в том числе и исследования в области инновации, можно определить как деятельность, направленную на получение новых знаний в целях их последующего практического применения (ориентированные научные исследования) и (или) на применение новых знаний (прикладные научные исследования) и проводимые путем выполнения научно-исследова­тельских работ.

Положительный результат проведенного инновационного исследования может быть основой для последующего опытно-конструкторской разработки.

Особая государственная значимость инновационного исследования обусловливает и требования, предъявляемые к исполнителю работы. В качестве исполнителей могут быть задействованы как отдельные специалисты-исследователи, обладающие необходимой квалификацией и особыми научными познаниями, так и целые исследовательские коллективы, что является более предпочтительным в случае проведения исследования для государственных нужд. Первостепенным требованием к специалистам является их возможность и способность четко и последовательно решать исследовательские задачи, сформулированные в техническом задании и стоящие за его пределами, что еще раз подчеркивает творческий характер инновационного исследования.

 

Порядок заключения договора
инновационного исследования
для государственных нужд

В связи с тем, что инновационное исследование проводится для государственных нужд, а также иных целей, представляющих государственную тайну, т.е. защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, к исполнителям применяются требования, установленные Федеральным законом «О государственной тайне». В соответствии со статьей 27 указанного Федерального закона, допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности [11]. Как следует из приведенных нормативно-правовых актов, дополнительной гарантией соответствия исполнителя предъявляемым к нему требованиям, в случае производства работ, связанных с государственной тайной, является получение лицензии на осуществление подобной деятельности.

Ввиду того, что заказчиком при заключении договора инновационного исследования является орган государственной власти, предусмотрен и специальный порядок заключения такого договора, обеспечивающий как реализацию принципов открытости и прозрачности, так и дополнительные гарантии соответствия исполнителей особым требованиям, посредством получения дополнительного заключения от специально созданной комиссии на заключение сделки.

Как и любой договор, заключаемый для обеспечения государственных и муниципальных нужд, договор инновационного исследования заключается в соответствии Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [11].

При размещении заказа на заключение договора инновационного исследования государственный заказчик должен пройти несколько последовательных этапов:

– планирование заказа;

– выбор способа определения исполнителя;

– установление критериев оценки заявок;

– создание специальной комиссии по проведению конкурса для заключения контракта на инновационное исследование. Для создания такой комиссии необходимо дополнить статью 39 Федерального закона частью 4.1. и изложить ее в следующей редакции: «При проведении конкурсов для заключения контрактов на инновационное исследование в состав конкурсных комиссий должны включаться лица научных специальностей. Число таких лиц должно составлять не менее чем пятьдесят процентов общего числа членов конкурсной комиссии»;

– извещение об осуществлении закупки и подготовка конкурсной документации;

– получение заключения от специально созданной комиссии на соответствие исполнителя по договору инновационного исследования, предъявляемым требованиям. Для получения указанного заключения необходимо изменить часть шестую статьи 56 Федерального закона и изложить ее в следующей редакции: «Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов. Соответствие представленных документов, требованиям заказчика должна оценить комиссия, созданная в соответствии с частью 4.1. статьи 39 настоящего Федерального закона и дать заключение о возможности осуществления сделки».

 

Результаты

Проведенный анализ позволяет заключить, что развитие договорного продвижения интересных государству научных исследований в сфере инноваций страдает из-за недоработанности, предложенного законодателем комплекса правовых механизмов.

 

Выводы

При разработке предложений, касающихся восполнения такого рода пробела, необходимо принимать во внимание аргументированную ранее в тематических научных исследованиях необходимость дальнейшего стратегического развития законодательства в инновационном русле, которое возможно двумя корреспондирующими друг другу путями [7, с. 98–104]:

– учет и применение качественно новых международно-правовых норм, обеспечивающих эффективный переход к инновационной экономике;

– внесение изменений в уже существующие нормативно-правовые акты, а также принятие новых системообразующих законодательных актов, и в первую очередь Федерального закона «Об инновационной деятельности».

Учитывая все вышесказанное, полагаем, что создание дополнительного правового механизма в виде специально созданной комиссии позволит обеспечить исполнение договора инновационного исследования. Особая социально-экономическая актуальность и государственная значимость последнего позволяют говорить о недостаточном внимании законодателя к существующим договорным конструкциям и соответствии их новым экономическим реалиям.

 

Библиографический список

  1. Белецкая А.А., Тычинин С.В., Туранин В.Ю. Договорные формы инвестирования в инновации // Современное право. 2012. № 2. С. 41–43.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая / под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 1996. С. 387.
  3. Грибанов Д.В. Правовая модель инновационного развития общества // Правоведение. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011, № 1. С. 37–43.
  4. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. М.: Городец-издат, 2003. С. 10–39.
  5. Иншакова А.О. «Высокие технологии» частноправового регулирования наноиндустриализации. М.: Юрлитинформ, 2013. 160 с.
  6. Иншакова А.О. Новые формы хозяйствования как слагаемые успеха интеграции РФ в единое экономическое пространство с ЕС // Право и государство: теория и практика. 2010. № 10(70). С. 98–104.
  7. О примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу (вместе с Положением о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу): постановление Правительства Рос. Федерации от 26 дек. 2013 г. № 1275 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 2. Ч I. Ст. 102.
  8. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.
  9. О государственном оборонном заказе: Федер. Закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 275-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53. Ч. 1. Ст. 7600.
  10. О государственной тайне: закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 41. Ст. 8220–8235.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.