УДК 340

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКИМИ ПОДДАННЫМИ

Н.О. Матвиенко

Судья

Волгоградский областной суд. 400131, г. Волгоград, просп. Ленина, 8

Е-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье рассмотрены правила пересечения государственной границы российскими подданными. Охарактеризованы законодательные акты середины XVII – начала XX столетий, содержащие нормы о пересечении государственной границы. Особое внимание уделено вопросу перехода жителями приграничных территорий западной границы российского государства.

Ключевые слова: государственная граница; заграничный паспорт; гражданин; пересечение государственной границы; выезд за границу; положение о паспортах


Институт государственно-правового регулирования передвижения российских подданных через границу прошел длительный путь становления и развития. Поэтому материалами исследования стали законодательные акты середины XVII – начала XX столетий, анализ которых позволил выявить круг вопросов, связанных с правилами передвижения через границу российского государства.

Одним из основных условий выезда за границу государства стало наличие документа, обеспечивающего контроль за указанным процессом. Лаврентьевская летопись упоминает о необходимости наличия торговой грамоты для купцов, отправляющихся торговать в другие государства [7, с. 48].

Историю законодательства, содержащего нормы, отражающие политику государства в отношении лиц, выезжающих в иностранные государства, видится возможным исчислять с принятия Соборного Уложения 1649 г. Уложение на законодательном уровне закрепило практику оформления выезда за границу, проводимую Посольским приказом [10, с. 48–49].

Соборное уложение 1649 г. содержит главу «О проезжих грамотах в иные государства». Уложение предписывало всем российским подданным, пересекающим границу, иметь при себе «проезжие грамоты». Челобитные на оформление и выдачу «проезжих грамот» следовало подавать: в Москве – на имя царя, в других городах российского государства – воеводам. Обращает на себя внимание попытка законодателя защитить интересы купцов в случае волокиты с выдачей «проезжих грамот» и причинения им простоя и убытков. Виновные воеводы обязывались возместить убытки в двойном размере (ст. 2). «Проезжие грамоты» выдавались на время, необходимое для обеспечения своих интересов за пределами российского государства. «Проезжие грамоты» также были призваны оберегать русских подданных от любых недоразумений за границей.

В период правления Петра I институт государственно-правового регулирования передвижения российских граждан через границу получил свое дальнейшее развитие. Указ 1714 г. и инструкция 1719 г. установили, что все российские подданные (исключение составляли крепостные крестьяне) при поездках должны были иметь «проезжие письма» или «пашпорта» [6, с. 10]. Функция оформления и выдачи документов российским подданным для пересечения границы государства перешла к Коллегии иностранных дел.

Много внимания регулированию вопросов пересечения границы государства российскими подданными законодатель уделил в XIX веке. В начале столетия заграничные паспорта выдавались беспрепятственно всем лицам, желающим пересечь границу. В 1831 году вступил в силу закон, вводивший определенные ограничения. Так, например, молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет непременно должны воспитываться в России, соответственно выезд за границу указанной возрастной категории лиц был запрещен под угрозой потери права на государственную службу, исключения допускались только с разрешения императора.

В конце XIX – начале XX в. регулирование пересечения российской границы осуществлялось в соответствии с Положением о видах на жительство 1894 г. и Уложением о паспортах 1903 г. Для получения документа, необходимого при выезде за рубеж, подданным Российской империи предписывалось подавать прошение генерал-губернаторам, губернаторам или градоначальникам. Лица, проживающие в уездных городах, должны были обращаться с просьбой о выдаче заграничных паспортов к «местным начальствам», которые, в свою очередь, делали представления генерал-губернаторам или губернаторам, в соответствии с принадлежностью. Анализ статей Устава о паспортах позволил сделать вывод, что общими для всех условиями для получения соответственного документа являлись: 1) предоставление свидетельства от полиции, удостоверяющего, что «никакого законного препятствия к отъезду нет» (ст. 165); 2) предоставление свидетельства об отсутствии «законных требований со стороны частных кредиторов или со стороны правительственных мест и лиц» (ст. 167); 3) достижение двадцатилетнего возраста (ст. 170).

Устав о паспортах делает исключение из приведенных выше правил. Свидетельства, удостоверяющие беспрепятственность выезда, можно было заменить «ручательством лиц, известных своей благонадежностью». Возрастные ограничения не распространялись на следующие категории: 1) помещики и купцы, проживающие на приграничных землях, их приказчики и извозчики, а также шкиперы, вольные матросы; 2) молодые люди из купеческих семейств, обладающие российским подданством, которым по достижении семнадцатилетнего возраста разрешалось отправляться за границу для практических занятий в иностранных купеческих конторах; 3) лица, которым поездка за границу необходима для «излечения» болезни, получения наследства, а также для «усовершенствования себя в художествах и высших ремеслах»; 4) дети, если они выезжают за границу с родителями или воспитателями, а также жены, выезжающие с мужьями.

Заграничные паспорта облагались сборами в казну. Например, на рубеже XIX–XX вв. сбор в размере 15 рублей за каждое полугодие[4]. Часть сборов с заграничных паспортов шла на благотворительность, например, средства служили источником формирования инвалидского капитала [5]. Согласно ст. 199 Устава о паспортах некоторые категории подданных Российской империи получали заграничные паспорта бесплатно. Еще одним общим правилом, установленным для лиц, пересекающих границы российского государства, стало определение цели поездки.

Самой распространенной целью поездки в иностранные государства на протяжении всего процесса становления и развития института государственно-правового регулирования передвижения через государственную границу российских подданных являлась торговля.

Обобщающим правовым актом, регламентирующим рассматриваемое условие выезда за границу, стал Устав о паспортах 1903 г. Закон предусматривал предъявление документов, подтверждающих цель поездки. Правило распространялось на следующие случаи: 1) поездка за границу «для излечения болезни» (ст. 172 Устава о паспортах); 2) поездка за границу для получения наследства (ст. 174 Устава о паспортах); 3) поездки за границу помещиков для управления имениями, которые находились в сопредельных с Россией государствах (ст. 184–185 Устава о паспортах); 4) поездки в иностранные государства рабочих для выполнения сельскохозяйственных работ (прим. 1 к ст. 241 Устава о паспортах); 5) поездки за границу в паломнических целях (ст.ст. 181, 182, 187, 188 Устава о паспортах).

Общим правилом являлось и установление срока действия документа, необходимого для пребывания за пределами российского государства. Действие заграничных паспортов, соответственно и сроков пребывания за границей, ограничивалось. Например, в 1834 году принимается закон, согласно которому заграничный паспорт для дворян выдавался не более чем на 5 лет, для других сословий – на 3 года, а с 1851 г. пребывание за границей сокращалось для дворян до 2 лет, для других сословий – до 1 года.

Устав о паспортах 1903г. установил срок пребывания российских подданных за границей – 5 лет (ст. 236), однако в целом ряде случаев допускались отсрочки, например: 1) для молодых людей из купеческих семейств, практиковавшихся в иностранных купеческих конторах, срок пребывания за границей устанавливался до 6 лет (ст. 209); 2) для русских купцов, торгующих на Востоке, срок пребывания за границей составлял до 7 лет (ст. 210).

Лица, пребывание которых за границей превышало установленный пятилетний срок, не получившие разрешения на продолжение срока пребывания, признавались безвестно отсутствующими. В этих случаях имущество, находящееся в России, попадало под опеку [1, с.141]. При возвращении лица, просрочившие заграничные паспорта, обязывались уплатить штрафы [3].

Дополнительные условия для выезда за границу, связанные с родом занятий, устанавливались для некоторых категорий лиц. Так, ст. 182 Устава о паспортах 1903 г. предписывала обязательность разрешения Святейшего Синода для получения заграничного паспорта и выезда за рубеж: 1) духовным лицам, которые занимали по епархиальному ведомству должности, определение на которые зависело от Святейшего Синода; 2) ректорам и инспекторам духовных академий, а также ректорам и смотрителям духовных училищ.

Особые правила перехода границы государства устанавливались для определенных категорий жителей приграничных территорий. По мнению К. Абрамовича, приграничными жителями следует признавать жителей, имеющих оседлость или промыслы в смежных с другими государствами городах, местечках и селениях[1, с.160].

Впервые на законодательном уровне рассматриваемые правила были закреплены в середине XVII в. Статья 5 главы VI Соборного Уложения вводит упрощенные правила пересечения границы для пограничных русско-литовских и русско-немецких земель, вклинивающихся друг в друга. Данное изъятие объясняется техническими сложностями контроля за передвижением и интересами торговли [9, с. 273]. В связи с этим ст. 6 вменяет в обязанность помещикам следить за своими крестьянами и доносить о подозреваемых воеводам.

Указанное правило нашло отражение в других историко-правовых документах, например в «Памяти Одоленских воевод заставному казаку» от 1 апреля 1650 г. Согласно документу «государевы крестьяне» могли переходить границу без проезжих грамот, однако устанавливалось и ограничение «…верст по пяти или по десяти» [8, с. 128].

Устав о паспортах 1903 г. достаточно подробно регламентирует пограничные сообщения России и Пруссии, России и Австрии, России и Турции, России и Персии. Наибольшее внимание уделено переходу жителями приграничных территорий западной границы.

Для пересечения границ с Пруссией и Австрией устанавливались следующие правила. Устав наделил правом беспрепятственного передвижения «из одной части имения, пересекаемого границей, в другую, не смотря на разность держав» помещиков, их поверенных и слуг, а также живущих в пределах имения поселян (ст. 236–237). Закон установил и возможность перемещения в рамках имения без какой-либо платы и пошлин земледельческих орудий, скота, «всякие произведения земли», собственные изделия (ст. 237). Однако все перечисленное имущество должно принадлежать хозяину или поселянам поместья, разделенного границей.

Для перехода границы с Пруссией русским подданным необходимо было получить виды на пребывание, которые выдавались уездными исправниками, сроком на три дня. Согласно ст. 239 переход границы должен был осуществляться через указанные в документе таможни или переходные пункты.

Для перехода границы с Австрией закон кроме трехдневных видов предусматривал возможность получения от начальников местной полиции билетов сроком от двух до четырех недель на следующих условиях (ст. 242): 1) билеты действительны только на расстоянии трех миль от границы; 2) при необходимости передвижения далее трех миль, разрешение необходимо получить у «местного полицейского чиновника»; 3) информация на билете должна содержаться с одной стороны на русском и польском языках, с другой – на польском и немецком.

Правом на получение документа, дающего право на пересечение западной границы не могли воспользоваться: 1) лица, состоящие под судом или следствием; 2) лица, состоящие под надзором полиции учрежденном в следствии занятия контрабандным промыслом; 3) лица, замеченные полицией в краже, укрывательстве краденного, в способствовании эмиграции, в распространении запрещенных книг и брошюр; 4) лица мужского пола, достигшие восемнадцатилетнего возраста, без предъявления свидетельства о приписке к призывному участку, а также по достижении призывного возраста, без предъявления свидетельства об отбытии воинской повинности [1, с. 161].

Правила перехода жителями приграничных территорий южной границы закреплены в ст. 244. Право на подобные переходы получили жители трех губерний – Эриванской, Елисаветпольской, Бакинской и двух областей – Батумской и Карсской, постоянно проживающие на расстоянии не далее двадцати пяти верст от границы. Жители указанных территорий могли отлучаться в пограничные округа Турции и Персии, получив пропускные свидетельства на срок до четырнадцати дней.

Следует отметить, что Устав о паспортах подтвердил ранее достигнутые договоренности с иностранными государствами. Например, положения о переходе через границу в Германию русских рабочих для выполнения полевых или других, имеющих отношение к земледелию работ и выдаче им бесплатных билетов на восьмимесячный срок, содержащихся в ст. 2 V отдела протокола Русско-Германской конференции 1896–1897 гг.

Видится возможным объяснить внимание законодателя к проблемам пересечения границы лицами, проживавшими на сопредельных с другими государствами территориях и закрепление соответствующих правил следующими причинами. Во-первых, необходимостью защиты экономических интересов владельцев имений, разделенных границей. Во-вторых, необходимостью сохранения целостности указанных имений. В-третьих, необходимостью предотвращения возможных проявлений недовольства, в случае ущемления прав и интересов жителей пограничных территорий.

Российское право середины XVII – начала XX в. не содержит указаний на случай выезда российских подданных за границу на постоянное место жительства. Можно согласиться с мнением А.Д. Градовского, который считал, что отъезд за рубеж на постоянное место жительства следует рассматривать как переход из подданства России в подданство другого государства [3]. Российским подданным выдавались заграничные паспорта «с возвратом», в отличие от иностранцев, которые получали документы «без возврата» [2].

Законодательные акты российского государства середины XVII – начала XX столетий закрепили правила перехода государственной границы, которые усложнялись по мере развития самого государства, его внутренних и внешних интересов. Причины развития законодательства, направленного на регулирование пересечения границы подданными российского государства многообразны. Основными, на наш взгляд, можно считать следующие. Во-первых, обеспечение государственной безопасности путем пресечения незаконных переходов подданных за рубежи страны. Во-вторых, необходимость развития экономического сотрудничества (прежде всего торговли) с другими государствами. В-третьих, обеспечение фискальных интересов государства.



Библиографический список

  1. Абрамович К. Устав о паспортах. Со всеми изменениями, дополнениями и разъяснениями по решениям Правительствующего Сената и циркулярами Министерств. СПб., 1905 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант 2010».
  2. Антонович А.Я. Курс государственного благоустройства (полицейского права). Киев, 1890. Ч. 1 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант 2010».
  3. Градовский А.Д. Начала русского государственного права. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1875. Т. I [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант 2010».
  4. Елистратов А.И. Административное право. М., 1911. 235 с.
  5. Иловайский С.И. Учебник финансового права. Одесса: Типо-хромо-литография А.Ф. Соколовского, 1904. 148 с.
  6. История полиции России. Краткий очерк и основные документы / под ред. В.М. Курицина. М., 1998. 200 с.
  7. Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей. М., 1997. Т. 1. 496 с.
  8. Память Одоленских воевод Василия Чоглакова и Степана Елагина заставному казаку Немкову «О непропуске за рубеж Заонежских Русских людей, и из-за рубежа Шведов в пределы государства без проезжих грамот» // Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. СПб., 1842. Т. 4, №38. С. 128.
  9. Российское законодательство X-XX веков. Т. 3: Акты Земских соборов / отв.ред. А.Г. Маньков. М., 1986. 512 с.
  10. Соборное Уложение 1649 года / под ред. В.И. Буганова, М.П. Ирошникова, А.Г. Манькова, В.М. Панеяка. М., 1987. 448 с.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.