УДК 340.137

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Ю.В. Скворцова

Кандидат юридических наук, директор

Московский филиал Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина

109383, г. Москва, ул. Полбина, 1

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена проблемам осуществления модернизации правовой системы России в условиях проведения инновационной правовой политики российского государства. Автор видит главную цель процесса модернизации любой правовой системы в достижении эффективного функционирования, соответствия задачам, возложенным на правовую систему в рамках конкретной локально-исторической реальности.

Ключевые слова: правовая политика; правовая система; правовая интеграция; модернизация права; инновации; гражданское общество; государственный аппарат; общественные отношения; закон; право


Проблема модернизации правовой системы волнует многих исследователей в различных областях гуманитарного знания. Сложность и многоаспектность данного социального феномена объясняет остроту неутихающих споров вокруг него. Особое внимание юристов, политологов, социологов, философов привлечено к проблеме модернизации правовой системы общества в современной России.

Модернизация правовой системы всегда предполагает комплексную структурную трансформацию всего конгломерата общественных отношений, регулируемых правом. Искусство и преимущество концепции постепенного реформирования состоит в умении осуществлять этот процесс поступательно, не снижая эффективности обеспечения социальных и государственных потребностей.

Процесс модернизации правовой системы в современной России проходит достаточно сложно и неоднозначно. На данный процесс оказывают влияние множество факторов, которые можно разделить как на объективные, так и на субъективные.

Объективные факторы. В качестве первого объективного фактора можно выделить мировые процессы глобализации, которые оказывают существенное влияние на политические, экономические и правовые изменения, происходящие в нашем обществе. Мировое развитие идет по магистральному пути, проложенному европейской цивилизацией. Мировая политика и экономика построены на принципах европейского общества, европейских ценностей и европейской культуры. Западные политические идеалы стали для многих государств «путеводной звездой», ведущей их в мир социального благоденствия. Построенная в ХХ веке глобальная политико-экономичес­кая система отторгает страны с альтернативными принципами строительства государства и общества, превращая их в изгоев. Следовательно, для того чтобы быть включенным в эту систему, необходимо вольно или невольно принимать данные условия, что осуществимо только посредством модернизации правовой системы общества. Не является исключением в этом смысле и Россия. Можно по-разному относиться к этому объективному фактору – принимать его или нет – но игнорировать невозможно.

Вторым объективным фактором, способствующим модернизации правовой системы общества, являются внутренние процессы, происходившие и происходящие в российском обществе в перестроечный и постперестроечный периоды. Крах политической и экономической систем советского государства потребовал выбора новой модели организации общественной и государственной системы. Объективно общество требовало высвобождения внутренних ресурсов. Строительство рыночной экономики определило необходимость создания общественных институтов, основанных на признании и закреплении автономии личности, демократических политических норм. Тем самым российское общество оказалось перед внутренней необходимостью создания гражданского общества, которое и должно было обеспечить существование полноценного демократического правового государства и эффективной рыночной экономики. Причем актуальность этого объективного фактора не утрачена и в настоящее время.

Субъективные факторы. В качестве первого субъективного фактора хотелось бы отметить общественное мнение определенной части общества, прежде всего, политической и культурной элиты прозападного толка и некоторой части научного сообщества. Представители данных социальных групп транслируют идею приоритетности модернизации через средства массовой информации, произведения искусства, а также посредством учебной и научной литературы. Пропаганда прав и свобод человека, ценностей гражданского общества, стимулирует простых граждан задумываться о своих интересах и отстаивать их различными способами (в судебном порядке, путем гражданского неповиновения, забастовок и голодовок) и тем самым влиять на осуществляемую политику властей. Активная гражданская позиция этой элиты оказывает мощнейшее воздействие на общественное мнение, и ее субъективная позиция, безусловно, является сильным фактором, способствующим актуализации направленности на модернизацию в направлении обеспечения прав и свобод человека и гражданина, на построение правового государства.

Помимо этой классификации, можно рассматривать факторы модернизации исходя из анализа самого процесса и его составляющих.

Анализируя современную правовую, политическую, экономическую и социальную среду в современной России, можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на модернизацию правовой системы России.

В первую очередь необходимо обратить внимание на инициатора реформаторских инициатив. Таковым испокон веков в России является государство. Причем следует отметить, что центральная власть не просто доминирует, а фактически определяет всеми преобразовательными процессами страны, не оставляя возможности участия в реформировании предпринимательству и гражданскому обществу в целом, которые пока и не претендуют на выступления в качестве равноправных по отношению к государству субъектов. Таким образом, мы обнаруживаем первый значимый фактор модернизации правовой системы России, который можно назвать государственной монополией на модернизацию. Государственный аппарат, как любая система, стремится прежде всего к самосохранению и самовоспроизводству. Следовательно, преобразовательные инициативы будут направлены в первую очередь на внешние объекты и обстоятельства, изменение правового положения институтов центральной власти будет предусматривать стабилизацию положения правящей элиты. В частности, продление президентских и парламентских сроков (с учетом скорости проведения конституционной реформы в этой части) –тому подтверждение. Таким образом, модернизация правовой системы вообще может быть условно подразделена на два элемента: модернизатор (правящая элита, стремящаяся стабилизировать свое положение и обеспечить усиление своей позиции в перспективе) и модернизируемые (все остальные: предприниматели, общество, вкупе с его институтами, традиции, устои, мораль и т.д.).

Выдающийся отечественный философ и политолог А.С. Панарин в своей работе «Политология» обращает внимание на одну ключевую особенность социальных преобразований в период постмодерна: властный субъект, не причисляющий себя ни к какой традиции, культуре – наднациональный – пытается навязать новую, по его мнению, единственно верную модель внутригосударственного взаимодействия, не опираясь на традиции и исторический опыт государства. Полагаем, это вполне логичное и закономерное следствие этой самой «наднациональности». А.С. Панарин указывает на то, что чем пассивнее ведет себя «социальный материал», который необходимо преобразовать, тем лучше для реформатора [2]. Однако современная российская действительность усложняет эту тенденцию, делая ее несколько неоднозначной. С одной стороны, государство предпринимает попытки выстроить экономическую, социальную, политическую структуру, так, как видится правильным и удобным правящей элите. Для этого необходимо полное всецелое пассивное принятие всеми субъектами предлагаемой модели. С другой стороны, концепция преобразований в России предполагает курс на формирование правового государства и гражданского общества, поддержку малого и среднего бизнеса, т.е. инициативу со стороны субъектов, которые исходя из первой посылки, должны быть пассивными. Таким образом, можно выделить следующий фактор модернизации правовой системы России – противоречие цели и средств политики модернизации.

Следующий фактор должен определить связь между модернизатором и модернизируемыми. Его можно определить как проблему легитимности существующей власти. По мнению экспертов, модернизация важнее стабильности (60%), 42% населения отдает предпочтение стабильности [3]. По данным опроса 49% экспертов первое место отводят высокоразвитой инновационной экономике. Что касается населения, здесь приоритетным направлением признается «общество, в котором гарантированы главные права граждан» (39%). Таким образом, можно констатировать наличие существенных различий в представлениях общих направлений политики преобразований в государстве, что раскрывается на конкретном примере.

На сегодняшний день в правовой политике российского государства исключительно острой является проблема «пробельности» законодательства, которая является также важным фактором модернизации правовой системы. Кроме того, существует ряд требующих комплексного регулирования сфер, например, инновационная. Федеральный закон, регулирующий эту сферу, так и не принят. Относительно этой и других неурегулированных правовым нормами сфер возникает вопрос о том, на какую правовую систему должен ориентироваться специальный акт: на существующую и реформируемую либо же на предполагаемый конечный результат этого реформирования? Ситуация усугубляется отсутствием четко поставленной цели модернизации. Вычленение из принадлежащих абстрактным реалиям будущего формулировок «правовое государство», «гражданское общество» принципов, на которых должны основываться конкретные акты и нормы специального акта, и взаимоувязываение их с существующей действительностью с целью «встроить» в наличествующий ныне механизм правоприменения, настолько сложны, что сама формулировка такой цели делает ее утопической.

Ключевой целью модернизации любой системы является достижение эффективного функционирования, в том числе в части решения задач, на нее возложенных в рамках конкретной локально-исторической реальности. Модернизация правовой системы – это перераспределение властных полномочий. В российской государственности государственному аппарату всегда принадлежала определяющая роль во всех социальных процессах. Поэтому нынешние реформаторские инициативы центрального аппарата власти неизбежно приведут к его усилению и еще большей централизации.

Некоторые исследователи указывают на ряд иных проблем инновационного развития Российской Федерации: слабая ориентация существующего инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности, отсутствие концепции инновационного развития страны; фрагментарность, непроработанность вопросов стимулирования инновационной деятельности и поддержки инновационного бизнеса; слабая связанность и нечеткость изложения отдельных норм, непривлекательность инновационной сферы для отечественного банковского капитала, иностранных инвесторов и частного капитала [1].

Процесс модернизации характеризующийся имманентными попытками реформирования сразу во всех сферах общества, в отсутствие единой цели и организованности работы субъектов, призванных ее реализовывать, создает правовой хаос. Это, с одной стороны, тормозит деятельность по внедрению инноваций (если не блокирует) традиционными методами, а с другой – предоставляет шанс стихийно образоваться и таким же образом утвердиться по-настоящему инновационным принципам. Такой подход в сложившейся ситуации способен задать импульс формированию и развитию желаемой инновационной основы модернизируемого общества.

Весь модернизационный курс российского государства должен быть ориентирован на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, поскольку они признаются высшей ценностью на конституционном уровне. Простым, лежащим на поверхности, критерием необходимости проведения правовой политики в сфере модернизации правовой системы России является ее направленность на обеспечение прав и свобод ее граждан, какой бы инновационной сферы общественных отношений это не касалось.

Библиографический список

  1. Милькина И. В. Региональные механизмы стимулирования инновационной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.kapital-rus.ru/articles/article/16029 (дата обращения: 21.05.2010).
  2. Панарин. А.С. Политические системы современности. Политология. М., 2006. С. 78.
  3. Социальный потенциал модернизации в Южном федеральном округе // Пресс-выпуск. 2010. 14 апр. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/arkhiv/temati­cheskii-arkhiv/item/single/13405.html?no_ cache=1&cHash=2ad8731829 (дата обращения: 21.05.2010).

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.