УДК 342.5

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ЭЛЕМЕНТНЫЙ СОСТАВ

Д.С. Котомин

Аспирант кафедры теории и истории государства и права Ярославский государственный университет. 150000, г. Ярославль, ул. Советская, 14

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье исследуется возможность использования правовой конструкции юридической технологии при изучении лоббизма как сложного политико-правового явления. Рассматриваются центральные вопросы проблемы: определение понятия технологии лоббистской деятельности и ее элементный состав.

Ключевые слова: лоббистская деятельность; юридическая технология; правовое регулирование


Анализ существующего материала, касающегося правового регулирования лоббистской деятельности, привел нас к выводу о том, что для создания юридической основы такой деятельности, о необходимости чего неоднократно заявлялось и в научной литературе, и в средствах массовой информации, и в выступлениях высших должностных лиц государства, необходимы серьезные научные исследования рассматриваемого вопроса, поскольку без этого будет невозможно принятие качественного и эффективно действующего закона [1; 6; 7; 8; 9; 10]. Стоит отметить, что в настоящее время понимание лоббистской деятельности как естественного явления политической, социальной, юридической и т.п. жизни страны и механизма, защищающего конституционные права и свободы граждан, все чаще встречается в заявлениях высших государственных чиновников, что позволяет говорить о наметившейся тенденции к отказу от понимания обществом термина «лоббизм» как синонима коррупции и взяточничества.

На наш взгляд, принятие специального закона, посвященного регулированию лоббистской деятельности, способно достичь ряда важных целей, таких как борьба с коррупцией, включение широких слоев граждан в процесс выработки управленческих решений, устранение различных форм проявления правового нигилизма, что в настоящее время также является одной из важнейших задач государственного управления.

Несмотря на большое количество работ, посвященных теме лоббизма, многие исследования носят поверхностный характер, а предложения по содержанию соответствующего закона не имеют детально проработанной процессуальной формы, в которой будет осуществляться правовое регулирование процесса лоббирования.

По этим причинам в настоящее время мы считаем необходимым активизировать научные исследования правовой характеристики лоббизма, преследуя цель практического применения полученных знаний в выработке рекомендаций по созданию специального нормативного акта. При этом должны быть исследованы не только зарубежный опыт создания и применения подобного законодательства, но и соответствующие особенности политической системы современной России.

Рассмотрим лоббистскую деятельность с помощью правовой конструкции «юридическая технология». Анализ теоретических и эмпирических источников, посвященных юридическим технологиям, привел нас к следующей дефиниции. Технология лоббирования – это основанная на определенных принципах, прогнозах, планах и экспертизах система мыслительных и внешне актуализированных действий (операций) компетентных физических или должностных лиц (органов), связанная с изданием юридических решений (актов) в интересах конкретных людей (их коллективов, объединений, организаций, союзов и т.п.), в ходе которой оптимально используются необходимые аргументы, доводы и ресурсы (финансовые, трудовые, временные и т.п.), совокупность средств (техника), приемов, способов, методов и правил (тактика), процессуальные формы и соответствующие типы, виды и подвиды контроля за деятельностью субъектов и участников лоббирования личных, корпоративных, социальных, государственных и иных интересов [2, с. 36–49, 105–109; 3, с. 284 и др.; 4, с. 17; 5, гл. 1–3]. Следует иметь в виду, что правотворческие технологии и технология лоббирования – самостоятельные явления: имеют свое место и играют различную роль в правовой системе общества, что должно отражать специфику их элементного состава – техник, тактик, стратегий, ресурсов, результатов, качественных параметров сферы их действия, процессуальных форм, видов контроля и т.д.

В технологию лоббирования целесообразно включать следующие элементы: а) субъектов, принимающих юридические решения; б) участников лоббирования; в) объекты (предметы) лоббирования; г) общесоциальные, технические и специально-юридические средства лоббирования (технику); д) систему приемов, способов, методов, методик и правил оптимального использования средств лоббирования (тактику); е) долгосрочные планы и прогнозы, составляющие ее стратегический элемент; ж) систему мыслительных и актуализированных вовне действий и операций, направленных на достижение нужных результатов; з) процессуальную форму, включающую стадии, производства и режимы; и) показатели, характеризующие качество и эффективность лоббирования; к) ресурсообеспеченность лоббирования, т.е. временные, финансовые и иные затраты на эту деятельность; л) виды, формы, средства и методы контроля и надзора за законностью процесса лоббирования.

Особое внимание при этом необходимо уделить вопросам объекта (предмета) лоббирования. Большинство исследователей под объектами лоббирования понимают органы государственной власти и конкретных должностных лиц, непосредственно принимающих решения, на которых субъектами лоббирования осуществляется воздействие с целью принятия того либо иного решения, соответствующего представляемым ими интересам [11, с. 11]. Однако, исследуя объекты лоббирования, нельзя ограничиваться лишь органами и должностными лицами, на которых субъектами лоббистской деятельности осуществляется воздействие. Объекты лоббирования необходимо рассматривать многоступенчато. При этом первичным, непосредственным объектом данной деятельности выступают общественные отношения, которые субъекты пытаются опосредованно урегулировать определенным выгодным для них образом, для чего и вступают в правоотношения, оказывают воздействие на правотворческие или иные органы. Нельзя при рассмотрении данного вопроса не говорить и о тех правовых актах, действиях или бездействиях органов власти, добиться которых стремятся субъекты лоббирования. В качестве предметов лоббирования выступают конкретные материальные и духовные блага.

Совокупность средств лоббирования составляет его технику. На наш взгляд, необходимо выделять три разновидности средств, составляющих эту технику: общесоциальные, специально-юридические и технические средства.

Общесоциальные средства, составляющие технику лоббирования, не имеют каких-либо специфических отличий от технологий иных правовых процессов. Однако, как и в других видах юридической деятельности, данная часть технического инструментария является основой процесса лоббирования. К таким средствам необходимо относить буквы, знаки препинания, понятия, суждения, слова, словосочетания, предложения, языки и т.д.

Процесс лоббирования в правотворческой деятельности немыслим без использования специально-юридических инструментов. К ним относятся юридические определения, научные категории, законы, выработанные в юридической науке и практике.

Широкое применение в ходе лоббирования находит и третий компонент – собственно технические средства. В частности, среди них необходимо выделить разнообразную компьютерную и оргтехнику, соответствующие программы, средства связи, копирования, Интернет и т.п.

Качественная характеристика процесса лоббирования должна отражать существенные признаки, свойства, особенности, отличающие данное явление от других и придающие ему ценность (при законном лоббировании) либо антиценность, когда лоббизм приносит вред людям, их коллективам, организациям и т.д. С целью определения качества лоббирования, как и для установления качества иных процессов, необходимо выяснить компетентность субъектов и участников данной деятельности, оптимальность их действий (операций), используемых средств (техники), способов (тактики), эффективности экспертиз, планирования и прогнозирования, процессуальных форм, контроля и т.д.

Вопрос о качестве осуществления лоббистской деятельности должен рассматриваться применительно ко всем элементам ее технологии и технологии лоббирования в целом.

Как любую другую деятельность, лоббирование целесообразно осуществлять в том случае, если существует уверенность (или хотя бы определенная доля вероятности) в достижении стоящей перед субъектами цели. Для этого необходимо рассчитывать эффективность реализуемого лоббистского проекта. При этом эффективность может рассчитываться как в виде положительного результата для субъекта лоббирования, так и для какой-либо социальной группы, населения страны в целом и др.

Под ресурсообеспеченностью лоббирования необходимо понимать затраты на лоббистскую деятельность. Среди основных можно выделить научные, организационные, временные, материальные, финансовые, трудовые, юридические затраты. Без должного обеспечения указанными и иными ресурсами эффективное осуществление процесса лоббирования невозможно.

Вопрос контроля и надзора за законностью процесса лоббирования имеет особую актуальность в свете неоднозначного понимания самого явления лоббирования в современном обществе. Гарантии законности этого процесса являются основополагающими для изменения отношения общества к самому явлению лоббизма. Кроме того, принятие специального нормативного правового акта в данном случае и должно быть целиком и полностью направлено на то, чтобы обеспечить прозрачность и законность лоббистских процессов в стране.

Библиографический список

  1. В Екатеринбурге намерены узаконить деятельность лоббистов // Рос. газета. 2009. 14 июля.
  2. Давыдова М.Л. Юридическая техника: проблемы теории и методологии. Волгоград, 2009. 318 с.
  3. Карташов В.Н. Правосистематизирующая технология (краткий очерк) // Систематизация законодательства в России. Н.Новгород, 2008. С. 284–296.
  4. Карташов В.Н. Юридическая технология или юридическая техника? Некоторые методологические аспекты исследования // Юридическая техника. 2007. №1. С. 16–24.
  5. Кашанина Т. В. Юридическая техника: учебник. М., 2007. 512 с.
  6. Лоббизм как двигатель прогресса // Рос. бизнес-газета. 2010. 3 авг.
  7. Лоббизм признают законным // Коммерсант. 2008. 17 нояб.
  8. Медведев Д.А. Россия, вперед! // Рос. газета. 2009. 11 сент.
  9. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010–2011 годы: указ Президента Рос. Федерации от 13 апреля 2010 г. №460 // Рос. газета. 2010. 15 апр.
  10. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год // Рос. газета. 2009. 20 марта.
  11. Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. М., 2007. 379 с.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.