УДК 364.2:61(574)
В статье анализируется законодательство Республики Казахстан в области трансплантологии органов, тканей и их компонентов. Данный вид правоотношений регламентируется Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения» и представляется в форме социальных услуг. Определяются следующие направления правовой регламентации: 1. Основные проблемы законодательного регулирования пересадки органов их слагаемых, донорства крови, ее компонентов, половых, стволовых клеток. 2. Анализируется порядок предоставления таких медицинских услуг, проведения операций в Республике Казахстан и зарубежных государствах гражданам Казахстана. 3. Правовой статус доноров и рецепиентов. 4. Порядок транспортировки трансплантологического материала. 5. Направления международного сотрудничества.
Ключевые слова: трансплантация; донор; рецепиент; пересадка органов; анатомический дар
Чуть более года назад в Казахстане был введен в действие Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Это первый за всю историю страны кодифицированный законодательный акт, регламентирующий правоотношения в области медицинской реабилитации и охраны здоровья. Особое место в нем занимает раздел, регламентирующий новый, но весьма востребованный вид правоотношений, предметом которых является трансплантология.
Проблемы правового обеспечения пересадки тканей, органов, их слагаемых, донорства крови, ее компонентов, половых, стволовых клеток и.т.д. возникли с моментом внедрения в сферу медицинских услуг данного вида деятельности.
В Республике Казахстан такие сложные операции крупномасштабно стали проводить совсем недавно. Так, в 2010 г. в Казахстане, впервые в мировой практике, группой ученых Западно-Казахстанской медицинской академии (г. Актобе) была успешно проведена операция по трансплантации нервных клеток спинного мозга [3]. В марте 2011 г. Министерство здравоохранения на заседании Координационного совета по вопросам развития медицинской деятельности по трансплантации тканей и органов представило анализ актуальных административно-медицинских проблем в данной области, определив конкретные мероприятия и дальнейшие пути ее совершенствования. В частности, в рамках технической документации было зафиксировано создание HLA-лаборатории и Регистра доноров гемопоэтических стволовых клеток. Что касается прошедшего периода, то, по сообщению пресс-службы, в 2010 г. было проведено 9 операций по трансплантации почек от родственных доноров, в ноябре 2010 г. на базе Республиканского научного центра неотложной медицинской помощи впервые в республике проведена операция по аутологичной трансплантации гемопоэтических стволовых клеток пациенту с гемабластозом. Заготовка гемопоэтических стволовых клеток для этих целей осуществлялась в Научно-практическом центре трансфузиологии г. Астаны. Во втором квартале 2011 г. в рамках плана мероприятий по развитию в Казахстане трансплантации стволовых клеток будет открыто отделение для детей по трансплантации костного мозга. Сегодня в стране создана официальная база данных по международным (зарубежным) центрам, предоставляющим услуги данного рода, включая условия гарантированной пересадки, доставки, транспортировки и т.д. Вместе с тем, по данным, представленным Общественным фондом «Амансаулык», в трансплантации органов нуждаются в Казахстане 2,5 тыс. человек. Однако донорских органов катастрофически не хватает, что влечет за собой поиск операбельных возможностей в других странах. Именно это явление выходит за рамки национальной правовой регламентации, переходя в разряд теневых отношений. Следует отметить и факт отсутствия по данному вопросу норм международного права, ратифицированных Республикой Казахстан, а также международных договорных обязательств. Республиканское общественное объединение «Общество инвалидов по трансплантации почек “Үміт”» в текущем году обратилось к казахстанцам, страдающим хронической почечной недостаточностью «в терминальной стадии» и нуждающимся в пересадке донорского органа, не обращаться за помощью в сомнительные клиники по трансплантологии Пакистана и некоторых других стран. Процесс проведения таких операций и процедура оформления допуска к ним в ряде стран упрощена до минимума. К примеру, в пакистанских клиниках пересадка проводится через неделю после приезда пациента. Это объяснятся тем, что не больной ждет годами подходящую почку, а донор ждет подходящего пациента. В период 2007–2008 гг. трансплантация органов и тканей для граждан Казахстана проводилась в Пакистане легально. Министерством здравоохранения Республики Казахстан был заключен официальный договор с клиникой «Аадил госпитал» в г. Лахор по поводу трансплантации. По его условиям пациентам из Казахстана предоставляли предварительное обследование, лечение и постоперационный уход. Данный договор был утвержден Правительством Республики Казахстан, т.е., это действо было урегулировано на государственном уровне. Сегодня же издан указ о запрете пересадок почек иностранцам в связи с участившимися случаями смертности среди иностранцев, в том числе и казахстанцев. По данным, озвученным председателем фонда, за последние 2 месяца было зарегистрировано 4 летальных исхода в результате операции по трансплантации почек в Пакистане, 14 больных, прооперированных в 2009–2010 гг., скончались по возвращении в Казахстан [4]. Таким образом, ряд моментов по столь актуальной проблеме сегодня выведены за рамки правового поля. Недостаточная регламентация проведения таких операций за рубежом – одно их проблемных правовых направлений ныне действующего законодательства.
Следующей, не менее актуальной, является проблема правовой регламентации поставки органов и тканей. Из источников средств массовой информации известно, что Казахстан догоняет Украину и Молдову по незаконной продаже человеческих органов, тканей, биологических компонентов. В начале 2011 г. Европейский парламент огласил список стран, в которых процветает преступный бизнес по нелегальной продаже человеческих органов. Обвинения были выдвинуты против Эстонии, Молдавии, Румынии, России и Украины. В списке претендентов была названа и Республика Казахстан. В Казахстане ежегодно производится официально от 20 до 30 операций по пересадке органов и тканей. Согласно данным, самым востребованным «товаром» являются почки. Опыты по пересадке печени оказались неудачными и все привели к летальному исходу. Казахстанские расценки на подобные операции намного ниже мирового уровня. В среднем стоимость операции варьируется в пределах 2–5 тыс. дол. в зависимости от пересаживаемого органа. Вместе с тем, американский журнал Wired подсчитал, что человек может продать свое тело по частям за 45 млн дол. США, что, естественно, несовместимо с жизнью. Методика подсчета основывалась на официальной стоимости отдельных человеческих органов, применяемых в медицине и биотехнологической индустрии США. Цены черного рынка в расчет не принимались. Так, стоимость костного мозга человека составила 23 млн дол. (из расчета 23 тыс./г), легкого – 116,4 тыс., почки – 91,4 тыс., сердца – 57 тыс. [2]. Такие фантастические цены, в сочетании с правовым вакуумом, закономерно влекут за собой криминальный шлейф. Так, по сообщению казахстанской газеты «Время», в Казахстане выявлены около двух десятков случаев, когда у умерших, без ведома родственников, тайно изымали внутренние органы. Этот факт оспаривается юристами Казахстано-американского международного бюро по правам человека и соблюдению законности, которые заявляют, что «нелегальной трансплантации» человеческих органов быть не может, потому, как в Казахстане трансплантация легальна. Однако вряд ли такое не аргументированное утверждение и объяснение заслуживает внимания. По официальным статистическим данным в Казахстане зарегистрированы более двух десятков случаев незаконной трансплантации органов. Что касается неофициальных данных, то их число превышает названную цифру, как минимум в пять раз. Именно за данное действо с органами и тканями год назад был уволен директор алматинского морга, под руководством которого была четко отлажена система продажи человеческих органов как в Казахстан, так и в ближнее зарубежье. Однако уголовного наказания ему удалось избежать именно в силу законодательных пробелов. Человеческое тело стало предметом торговли на черном рынке по «запчастями», а право, регламентирующее трансплантологию, так и не решило многих проблем.
Основополагающие положения правовой регламентации анализируемых правоотношений содержатся, как было отмечено выше, в Кодексе «О здоровье народа и системе здравоохранения». Данный законодательный акт представляет трансплантологию в свете функционирования системы здравоохранения, т.е. как звено в системе мер политического, экономического, правового, социального, культурного и медицинского характера, направленных на предупреждение и лечение болезней, сохранение физического и психического здоровья человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление медицинской помощи в случае утраты здоровья. Лечение, предоставляющее комплекс медицинских услуг, направленных на устранение, приостановление и (или) облегчение течения заболевания, а также предупреждение его прогрессирования, в рамках хирургического вмешательства, предполагает и пересадку органов, тканей и других компонентов, поскольку трансплантация есть не что иное, как пересадка, приживление тканей и (или) органов (части органов) на другое место в организме или в другой организм. В качестве донора может выступать человек, труп человека, животное, от которых производятся забор донорской крови, ее компонентов, иного донорского материала (в том числе спермы, половых клеток, яйцеклетки), а также изъятие ткани и (или) органов (части органов) для трансплантации. В качестве реципиента всегда выступает человек.
Следует отметить, что законодательство оговаривает разные условия для доноров, т.е. правовой статус донора определяется предметным принципом. Так, донором половых клеток могут быть лишь граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование, при этом такие доноры не имеют права на информацию о дальнейшей судьбе своих донорских половых клеток. Законодательство, в том числе трудовое, не предусматривает для них никаких льгот, не оговариваются и условия оплаты для таких доноров, во всяком случае на государственном уровне, однако предоставляется право решения данного вопроса на договорном уровне.
Совершенно иные требования предъявляет законодательство к донору крови и ее компонентов. Им может быть физическое лицо в возрасте от восемнадцати лет, прошедшее соответствующее медицинское обследование и не имеющее противопоказаний, изъявившее добровольное желание осуществить дачу (донацию) для медицинских целей. Таким образом, законодатель не устанавливает верхней возрастной границы для таких доноров, в отличие от доноров половых клеток. Есть и иные отличительные требования. Так, например, донорство крови и ее компонентов должно осуществляться исключительно на безвозмездной основе. Платно она может осуществляться лишь в случаях, оговоренных законом. Донор может ознакомиться с результатами медицинского обследования и иметь поощрения за него. Перед дачей (донацией) крови донор проходит обязательное бесплатное медицинское обследование. В дни медицинского обследования и дачи крови работник, являющийся донором, освобождается работодателем от работы с сохранением за ним средней заработной платы. В том случае, если по соглашению с работодателем работник все же приступил к работе, ему предоставляется по его желанию другой день отдыха с сохранением за ним средней заработной платы либо этот день может быть присоединен к ежегодному трудовому отпуску. Не допускается привлечения такого донора к работам в ночное время, сверхурочным, тяжелым работам, работам с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда. Аналогичные льготы предоставляются также военнослужащим и студентам. Первые в дни дачи (донации) крови и ее компонентов освобождается от несения нарядов, вахт и других форм службы, а студенты, учащиеся освобождаются от учебно-воспитательного процесса. Существуют и иные дополнительные меры поощрения, предоставляемые донору с учетом суммарного количества дач (донаций). Так, донор, осуществляющий донорскую функцию безвозмездно, для восполнения объема своей крови и энергетических затрат организма после дачи (донации) крови и ее компонентов по выбору получает бесплатное питание либо его денежный эквивалент в соответствующем размере. Если же донорская функция осуществляется на платной основе, то организация здравоохранения, производит выплату в установленных законодательством размерах. Работодатели, руководители обязаны всячески поддерживать мероприятия (акции) по донорству крови, при этом законодательный акт перечисляет обязательства данных лиц, указывая, что работник должен беспрепятственно освобождаться ими от работы в день обследования и дачи крови. При этом, приветствуются дополнительные формы поощрения доноров. Таким образом, правовой статус вышеперечисленных доноров различен.
Когда речь идет о трансплантации, то донором тканей и (или) органов (части органов) может быть как человек, так и труп человека или животное. Соответственно и в данном случае законодатель определяет особые требования к донорскому статусу. Если речь идет о человеке, то донором может быть, прежде всего, лицо, находящееся с реципиентом в генетической связи или имеющее с ним тканевую совместимость (иммунологическое свойство органических тканей, способствующее их приживлению к тканям другого организма). Такой донор должен пройти всестороннее медицинское обследование и получить заключение консилиума врачей о возможности изъятия у него тканей и (или) органов (части органов). Учитывая, что трансплантация часто необходима детям, донорами в данном случае могут выступать и несовершеннолетние. К такой субъектной группе предъявляются особые требования. Необходимо письменное, нотариально удостоверенное согласие законных представителей ребенка при наличии полной необходимой информации о его состоянии здоровья, отсутствие другого совместимого донора, наличие родственных отношений. Так, реципиент должен быть братом или сестрой донора, трансплантация является необходимой и призвана сохранить жизнь реципиента, а потенциальный донор не возражает против изъятия. Согласие законных представителей несовершеннолетних или недееспособных лиц может быть отозвано в любой момент до начала медицинского вмешательства. Такие же требования предъявляются и к донорам, признанным недееспособными.
В качестве донорства может быть классифицирован и анатомический дар. Это добровольное пожертвование дееспособным лицом тканей и (или) органов (частей органов) как при жизни, так и после его смерти, осуществляемое лицом посредством надлежаще оформленного договора или завещания. Сведения об анатомическом даре разглашению не подлежат. При этом законодательство допускает и факт отсутствия согласия. Так, анатомическим даром, помимо завещанных тканей и (или) органов (частей органов), признаются также трупы лиц, не опознанные и не востребованные в течение сорока пяти дней со дня их обнаружения. Таким образом, принудительное изъятие тканей и (или) органов (части органов) человека, их пересадка и купля-продажа запрещаются.
Гарантом при трансплантации всегда выступает государство в лице соответствующих органов. Так, изъятие и консервация тканей и (или) органов (части органов) возможно только в государственных организациях здравоохранения и в организациях здравоохранения с государственным участием, а также в Национальном холдинге в области здравоохранения и его дочерних организациях, осуществляющих деятельность по специальности «трансплантология» в соответствии с лицензией. Что же касается донорства, имеющего отношение к процессу воспроизводства человека (репродуктивные ткани, половые клетки), а также крови, то эти правила, естественно, не применяются. Законодательство оговаривает условия ввоза, вывоза тканей и (или) органов, (части органов), крови и ее компонентов и другие вопросы, однако многие юристы отмечают недостаточно высокий уровень такой правовой регламентации. Кроме того, следует обратить внимание и на порядок дачи согласия на такую процедуру. Отсутствие письменного согласия в ряде случаев трактуется как его наличие. Во всяком случае, это касается анатомического дара.
В серьезной доработке, как мы думаем, нуждается и уголовное законодательство, устанавливающее несерьезные санкции за принуждение к изъятию органов или человеческих тканей для трансплантации или иного использования, даже в случае смерти человека. По статистике каждый год в мире возбуждается более пятидесяти уголовных дел о незаконной продаже человеческих органов. Из них только 20% поддаются раскрытию и наказанию, поскольку законодательство в данном случае имеет достаточно большое количество пробелов [5].Следует обратить внимание и на нормы международного права, которые также не разрешают данную проблему должным образом. Постоянно вспыхивающие скандалы в различных государствах подтверждают данный факт. В качестве примера можно привести материалы по Афганистану, Ирану. Последний случай, вызвавший серьезный резонанс и повлекший международное расследования ООН, связан с неоспоримыми фактами незаконной торговли человеческими органами, зафиксирован в Косово. В докладе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна было отмечено, что за период с 16 января по 15 апреля 2011 г. жертвами «черной трансплантологии» в Косово стали тысячи человек, в том числе и граждане Казахстана. При этом указывалось на участие в организованной преступной группировке, занимавшейся торговлей людьми,руководства страны. В докладе было отмечено, что имелась подробная карта переправки людей для использования в дальнейшем их органов для продажи на черном рынке. Среди пострадавших значатся граждане не только Сербии, но и многих других стран, в том числе Албании, России, Молдавии, Казахстана, Турции. И обо всех перечисленных фактах международному сообществу было известно на протяжении последних 10 лет. Возникает вопрос, если в течение столь длительного времени мировому сообществу было известно о таких фактах, имеющих государственный уровень, почему же до настоящего времени не разработан комплекс международных правовых мер по пресечению данного явления, отсутствуют единые международные стандарты и договорные обязательства. В настоящее время Миссия Евросоюза по вопросам законности и правопорядка выступила с заявлением о необходимости проведения судебных мероприятий. Вероятно, назрела необходимость разработки норм международного права по внесудебному разрешению данной проблемы, ее пресечению, поскольку любые международные конфликты, многие террористические акты в ряде государств сегодня приобретают окраску «черной трансплантологии» [1].
Анализируемая нами проблема выходит за рамки медицинского права, она не имеет государственных границ и требует комплексного подхода, с учетом отраслевых правовых особенностей, сочетания норм национального законодательства и международного права.
Библиографический список
Казахстанские новости [Электронный ресурс]. URL: News.kz (дата обращения: 01.04.2011).
КазИнформ (Национальное информационное агентство). 2011. 16 мая. 17:45.
Новости-Казахстан (Агентство международной информации). 2011. 13 мая. 09:38.
Финансовый портал bnews.kz. 2011. 31 марта. 09:39.
News.bbc.co.uk [Электронный ресурс].