В статье рассматриваются общие вопросы эффективности применения гражданского закона и раскрывается ее понятие. Предлагается дефиниция понятия «эффективность гражданского правоприменения» и характеризуется его содержание. Описываются факторы влияния на эффективность гражданского правоприменения. Автор исследует теоретические аспекты понятия «эффективность гражданского правоприменения». Освещаются вопросы реализации государственной правовой политики в области гражданского оборота, которые поставлены в связи с проблемой измерения эффективности гражданского правоприменения.
Ключевые слова: гражданское право; теория права; правоприменение; гражданский закон; эффективность права
Термин «эффективность» восходит к латинскому имени существительному «effectio», означающему делание, совершение, приведение в действие; действующую (созидательную) силу [2, с. 357]. Через понятие эффективности чего-либо раскрывается потенциал определяемого явления.
В системе конституционного устройства современного правового государства, организующего взаимодействие субъектов национального права, гражданское правоприменение, как особый юридический механизм, выполняет прикладную функцию по обеспечению устойчивости воспроизводства [7, с. 248]социально-экономических отношений. Эти актуальные для нормального развития социума отношения отражают общественно полезную сторону публичной деятельности государства, одной из целей которой является оптимизация управленческих, хозяйственных, административных и иных сопоставимых связей в гражданском обороте [4, с. 162].
Для правоприменителя гражданский оборот выступает в качестве эмпирической базы его профессиональной деятельности, через призму которой могут быть даны оценки состояния тех воспроизводящих гражданские отношения частной и публичной сфер жизни, которые имеют юридическое значение для квалификации спорных отношений и реализации правовых последствий, предусмотренных в нормах гражданского права, на основании принципов разумности, добросовестности и справедливости.
В гражданско-правовой сфере основной задачей реализации государственной правовой политики как конституционно значимого выражения публичной воли государства является высокая эффективность гражданского правоприменения.
Измерение эффективности норм гражданского права [9, с. 102], действующих и применяющихся в данной конкретной правовой системе, является средством оценивания эффективности функционирования государства, реализующего политику в области регулирования гражданских имущественных и личных неимущественных отношений [3, с. 19–21].
Гражданское правоприменение может быть рассмотрено в структурном плане как сложноорганизованная система, которая ipso statu обладает собственной воспроизводственной базой и аппаратом, и в функциональном плане – как конкретный результат правомерной реализации правовых последствий, предусмотренных в нормах гражданского права.
Эффективность гражданского правоприменения является магистральным показателем положительной результативности и стабильности правовой политики, которая проводится государством в области регулирования отношений в гражданском обороте [6, с. 152–172].
Эффективность гражданского правоприменения – это такое его фактическое состояние, при котором социальная полезность применения гражданского закона принимает данное конкретное значение, показывающее юридически значимую зависимость между действием норм гражданского права и их применением в данных конкретных условиях правовой действительности.
Сущность действия норм гражданского права выражается в неизбежности, необратимости наступления данных конкретных правовых последствий наличия либо отсутствия юридических фактов, с которыми гражданский закон связывает возникновение, течение, изменение либо прекращение гражданских прав и обязанностей.
Смысл применения норм гражданского права заключается в получении в рамках установленной процессуальным законом процедуры правомочным субъектом, в роли которого выступает суд, юридически значимого результата реализации правовых последствий, которые предусмотрены в данных конкретных нормах гражданского права.
Как видно, действие норм гражданского права и их применение – две неотделимые друг от друга субстанции, детерминирующие и направляющие сложный праворегулятивный процесс в области гражданского оборота.
Эффективность может быть как высокой, так низкой. При низкой функциональной взаимосвязи между действием норм гражданского права и их применением эффективность гражданского правоприменения принимает минимальные значения, и наоборот.
Эффективность гражданского правоприменения обозначает положительную либо отрицательную социальную полезность данного сегмента правоприменительной системы как следствие отношения между юридической способностью гражданского закона порождать правовые последствия (активностью, т.е. действием) и фактическим результатом их реализации (аппликативностью, т.е. применением).
На характер показателей эффективности гражданского правоприменения могут в той или иной степени влиять различные факторы [8, с. 19–27]. Совокупность одних факторов затрагивает систему применения гражданского закона опосредованно, совокупность других факторов оказывает на нее прямое благоприятное либо неблагоприятное воздействие. Эти факторы можно условно поделить на две укрупненные группы внешних и внутренних факторов.
К внутренним факторам можно отнести:
К внешним факторам, стимулирующим прогресс либо регресс гражданского правоприменения, можно причислить:
Гражданский оборот, вовлекающий в себя субъектов национального права, индицирует состояние политической, социальной, экономической и всех иных сфер общественно-государственной жизни и служит эмпирической основой для выработки системной государственной правовой политики, связывающей специальные направления публичного воздействия на гражданские отношения в одно целое [1, с. 12].
Правовая политика как выражение официальной позиции публичной власти демонстрирует реальное, фактическое отношение государства в лице его высших и низших органов и должностных лиц к физическим и юридическим лицам как участникам гражданского оборота; базовым гражданско-правовым институтам (праву собственности, наследственному праву, интеллектуальной собственности, договору и т.д.); защите гражданских прав через последовательное, органичное, открытое и эффективное проведение в жизнь общих и специальных (исключительных) правил применения гражданского закона, вытекающих из логики действия норм гражданского права.
Положительную динамику развития частных и публичных отношений, регулируемых правом, обусловливает способность государства формировать качественную правовую стратегию координации и управления такими отношениями. Такая способность воплощается в реальной жизни через проведение эффективной государственной правовой политики в совокупности всех ее элементов.
Объективные характеристики гражданско-правового регулирования, позволяющие оценить эффективность последнего, складываются в процессе реализации государственной правовой политики, взятой в единстве трех ее основных секторов. Поэтому не может быть, например, эффективной правоприменительной политики при малоэффективных правотворческой либо научно-правовой, или наоборот. При кондиции взаимозависимости и взаимодополнительности всех структурных компонентов государственной правовой политики наступает положительный эффект от реализации последней в данной конкретной правовой системе в данных конкретных условиях времени и пространства.
Имущественные и личные неимущественные отношения гражданского оборота, в преобладающей степени, регулируются нормами гражданского права. Великое разнообразие данных отношений, обусловленное обилием проявлений тех или иных сторон реальной жизни, предполагает вариативность гражданского правового регулирования и высокое качество его формальных и содержательных параметров.
Эффективность гражданского правоприменения напрямую зависит от юридико-технических характеристик актов, содержащих нормы гражданского права.
Используя публичный ресурс государства и малозадействуемый сегодня потенциал гражданского общества, можно управлять или можно координировать процессы формирования и усиления названных факторов, влияя на положительную динамику развития эффективности гражданского правоприменения.
Библиографический список
Братусь С.Н. Роль права в развитии советской экономики. М.: Знание, 1971. 48 с.
Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.
Еременко А.С. Правоприменительная экспертиза – инструмент оценивания эффективности правовой политики // Государственная служба. 2011. №1. С. 19–21.
Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М.: Юрид. лит., 1978. 192 с.
Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. 144 с.
Маликов М.Ф., Фаткуллин Ф.Н., Фаткуллин Ф.Ф. Теоретические основы реализации права. Уфа: БашГУ, 2003. 244 с.
Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 1660 с.
Халфина Р.О. Необходимые условия действенности права // Сов. государство и право. 1990. №3. С. 19–27.
Швецов С.Б. Эффективность правоприменительной деятельности: дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2004. 156 с.