УДК 342.734

 

 

ТРУДОВЫЕ ПРАВА В СИСТЕМЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН СНГ И БАЛТИИ

К.М. Худолей
Кандидат юридических наук, ассистент кафедры конституционного и финансового права
Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

В статье проводится сравнительно-правовой анализ положений конституций зарубежных стран СНГ и Балтии, закрепляющих трудовые права граждан. Рассматриваются положения конституций, устанавливающие принципы workfare state. Делается вывод об общности правового регулирования трудовых прав и свобод граждан в зарубежных странах СНГ и Балтии.

Ключевые слова: трудовые права граждан; конституции зарубежных стран СНГ и Балтии

 

При всей неизбежности социальных конфликтов, порождаемых противоречием между трудом и капиталом, одна из задач права и государства состоит в том, чтобы не допустить угрозы существованию самого общества. Данная задача решается и посредством закрепления конституционных прав граждан.

Трудовые права граждан, по классификации ООН, относятся к правам второго поколения. Второе место таких социальных и экономических прав граждан определяется не их значением, а хронологией признания различных прав человека международным сообществом. Трудно допустить возможность эффективного использования политических и гражданских прав (которые, по классификации ООН, являются правами первого поколения) при отсутствии у субъекта права средств в плане обеспечения достойного уровня материального благосостояния для свободного развития своей личности и членов своей семьи.

Процесс становления самостоятельной государственности в зарубежных странах СНГ и Балтии сопровождался и конституционным закреплением соответствующих трудовых прав граждан. При этом значительное влияние на этот процесс оказали международные стандарты регулирования прав человека. Среди таких документов следует назвать акты универсального характера (декларации и конвенции, принятые ООН и МОТ), а также договоры, являющиеся результатом международного и регионального сотрудничества (среди последних – Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, принятая СНГ 29 октября 1994 г. [26]).

Исторический опыт развития человеческой цивилизации показывает исключительную важность института трудовых прав граждан в условиях демократического, социального, правового государства, что подтверждено их закреплением в разделах конституций зарубежных стран СНГ и Балтии, посвященным основам конституционного строя.

1. К числу таких основ следует отнести характеристику государства как социального. Социальное государство характеризуется тем, что в нем создаются условия для достойной жизни и свободного развития человека, обеспечиваются равные возможности каждого, а также осуществляется деятельность по недопущению разделения общества на узкую группу лиц со сверхдоходами и массу людей, живущих за чертой бедности. Таким образом, социальное государство стремится к формированию широкого слоя среднего класса, независимого и самостоятельного. Принцип социального государства закрепляется в конституциях Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Украины, Узбекистана. Так, в Конституции Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. закреплено: социальное государство – это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [17, ст. 1]. В Конституции Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. установлено: государство строит свою деятельность на принципах социальной справедливости и законности в интересах благосостояния человека и общества [18, ст. 14].

При этом в современной юридической науке по-новому ставится вопрос о природе социального государства. Хотя в западной науке продолжает разрабатываться концепция «государства всеобщего благоденствия» (welfare state), все более заметен отход от этого понятия в сторону концепции «государства, благоприятствующего труду» (workfare state), при котором государство обеспечивает достойные условия жизни, но человек должен сам заботиться о себе и своей семье [27, 164–165, 183–184]. В силу этого согласно Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. оказание помощи нуждающимся является в первую очередь долгом членов семей, а государство оказывает помощь гражданам, которые в силу объективных причин не могут обеспечить достойный уровень жизни для себя [3, ст. 38]. В Конституции Кыргызской Республики от 21 ноября 2007 г. также закреплено: социальная деятельность государства не должна приводить к замене государственным попечительством экономической свободы и активности, возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи [5, ст. 37]).

2. Конституции зарубежных стран СНГ и Балтии, в отличие от конституций советских республик, не пропагандируют главенствующую роль какого-либо класса. Наоборот, в социальных отношениях ведущими становятся идеи социального партнерства и сотрудничества. Так, в Конституции Республики Беларусь от 26 ноября 1994 г. провозглашено: «Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон» [13, ст. 14].

Данные социальные основы конституционного строя получают свое развитие в разделах конституций, посвященных правам и свободам человека и гражданина, среди которых выделяются права на труд и свободу труда, право на равную оплату за равный труд, право на безопасные условия труда, право на защиту своих трудовых прав, право на отдых, право работников на участие в управлении предприятием.

Основными социальными правами являются право на труд и свобода труда, а также сопутствующие трудовые права, поскольку труд выступает сущностным признаком человека. Так, в ст. 35 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г., которая называется «Право на труд», закреплено «Труд является основой личного и общественного благосостояния». В статье 41 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября 1994 г. в связи с этим установлено: гражданам «гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека». При этом необходимо отметить, что большинство конституций стран СНГ и Балтии, в отличие от конституций советского времени, не закрепляют права на труд, ибо в условиях становления рыночной экономики, развития частного предпринимательства, прогрессирующей безработицы государство не в состоянии реально обеспечить каждому занятость. В настоящий момент право граждан на труд закрепляется только конституциями Украины, Беларуси, Таджикистана, Туркменистана, Молдовы, Узбекистана. В большинстве же зарубежных стран СНГ и в прибалтийских республиках вместо права на труд в конституциях закрепляется свобода труда. Но даже в тех странах, где право на труд закреплено в конституциях, его понимание отличается от того смысла, который вкладывался в данное правомочие гражданина в советский период. Напомним, в советское время государство гарантировало занятость каждому человеку.

В конституциях Узбекистана, Туркменистана и Узбекистана хотя право на труд и упоминается, но его содержание не раскрывается. В то время как право на труд в конституциях Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Украины фактически отождествляется со свободой труда. Например, в ст. 43 Конституции Украины от 28 июня 1996 г. закреплено: «Каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается. Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями». Следует также отметить, что в конституциях Азербайджана, Беларуси, Молдовы и Украины нормы, устанавливающие право на труд, помимо положений о свободе труда также включает в себя гарантии граждан на защиту от безработицы и дискриминации в сфере труда, на защиту трудовых прав, на безопасные и здоровые условия труда Таким образом, право на труд в ряде стран СНГ выступает комплексным правовым образованием, тесно связанным со свободой труда, призванным гарантировать реализацию гражданами их трудовых прав. Такое понимание права на труд соответствует стандартам, установленным Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [24, с. 3–26].

При этом в современных конституциях зарубежных стран СНГ и Балтии, в отличие от конституций советского периода, не предусмотрена обязанность граждан трудиться. Данная обязанность в советское время логически вытекала из права на труд, поскольку государство брало на себя обязанность трудоустроить каждого человека. В настоящее время большинство конституций зарубежных стран СНГ и Балтии закрепляют свободу труда, поэтому никто не может быть принужден к заключению трудового договора, а принудительный труд запрещен (ст. 35 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г.).

В конституциях некоторых стран предусмотрены виды деятельности, которые не признаются принудительным трудом (Эстония, Литва, Латвия, Молдова, Украина, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Беларусь), что соответствует международным стандартам (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. [23, с. 44–58], конвенция МОТ №29 «О принудительном и обязательном труде» [1], конвенция МОТ №105 «Об упразднении принудительного труда» [2, с. 1161–1164]). Например, согласно Конституции Республики Молдова от 29 июля 1994 г. не считаются принудительным трудом следующие виды деятельности: «а) военная служба или заменяющая ее деятельность лиц, которые согласно закону не проходят обязательную военную службу (альтернативная гражданская служба); б) труд осужденного лица в период лишения свободы или исправительных работ без лишения свободы, осуществляемый в нормальных условиях; в) труд в условиях стихийных бедствий или иной опасности (чрезвычайного или военного положения), а также труд, являющийся частью обычных гражданских обязанностей, установленных законом» [16, ст. 44].

Реализация права свободы труда несовместима не только с принудительным трудом, но и с дискриминацией в сфере трудовых отношений. Данный принцип вытекает из общеправовых установлений равенства граждан перед законом. Государство принимает на себя обязательства по недопущению дискриминации при приеме на работу и увольнении с работы. Лица, работающие по найму, имеют право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству труда. Это вознаграждение не может быть менее установленного государством прожиточного минимума. При этом в ст. 42 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. в соответствии с требованиями принципа социального государства подчеркивается, что размер заработной платы должен быть не ниже уровня, обеспечивающего работникам и их семьям свободное и достойное существование.

Для обеспечения равенства трудовых прав граждан является допустимым предоставление привилегий отдельным категориям граждан (женщины, дети, молодежь). Так, в статье 24 Конституции Украины от 28 июня 1996 г. провозглашается: «Равенство прав женщины и мужчины обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в общественно-политической и культурной деятельности, в получении образования, профессиональной подготовке, в труде и вознаграждении за него; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением пенсионных льгот; созданием условий, дающих женщинам возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и иных льгот беременным женщинам и матерям» [22].

Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности. В большинстве зарубежных стран СНГ и Балтии запрещается прием на постоянную работу малолетних детей. Так, в Азербайджане запрещено принимать на постоянную работу детей в возрасте до 15 лет (ст. 17 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г.), а в Армении – до 16 лет (ст. 32 Конституции Республики Армения от 5 июля 1995 г. [12]). Использование труда женщин и несовершеннолетних на тяжелых и подземных работах, а также на работах с вредными условиями труда также запрещается. Эксплуатация несовершеннолетних, использование их на работах, наносящих вред здоровью или нравственности либо подвергающих опасности жизнь или нормальное развитие, запрещаются (ст. 51 Конституции Республики Молдова от 29 июля 1994 г.). Не допускается дискриминация трудовых прав детей и матерей при расторжении с ними трудового договора. Так, согласно ст. 35 Конституции Республики Армения от 5 июля 1995 г. запрещается увольнение с работы по мотивам, связанным с материнством.

Государство также берет на себя обязательства по защите труда, что обеспечивается установлением безопасных и здоровых условий труда, отвечающих требованиям санитарии и гигиены.

Осуществляя защиту трудовых прав граждан, государство содействует деятельности международных организаций, имеющих целью упрочить право на труд (ст. 28 Конституции Кыргызской Республики от 21 октября 2007 г.). В соответствии с международными соглашениями по труду государство защищает права граждан за границей (ст. 30 Конституции Грузии от 24 августа 1994 г. [4]). Следует отметить, что право на свободный труд принадлежит не только гражданам, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства (ст. 29 Конституции Эстонской Республики от 28 июня 1992 г. [9]), однако труд таких субъектов особо регулируется законом (ст. 48 Конституции Литовской Республики от 15 февраля 1992 г. [7]). Иностранцы и лица без гражданства в большинстве зарубежных стран СНГ и Балтии не имеют права на службу в органах государственной власти и местного самоуправления. Однако в ряде стран в виде исключения на основании закона данные лица могут занимать должности в государственных учреждениях и местных самоуправлениях (ст. 30 Конституции Эстонской Республики от 28 июня 1992 г.). Иностранцы и лица без гражданства, как правило, также не имеют доступа к отдельным видам профессий (командир воздушного или водного судна, диспетчеры аэропортов и др.).

Граждане также имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, а также на заключение коллективных договоров (ст. 41 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября 1994 г.).  Граждане имеют право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов. Профессиональные союзы являются общественными организациями, объединяющими граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профессиональные союзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права. В ряде стран установлены ограничения для отдельных категорий работников создавать профсоюзы и состоять в них в качестве членов. Например, в Казахстане и Армении не могут вступать в профсоюзы военнослужащие и судьи, работники правоохранительных органов и органов национальной безопасности (ст. 23 Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. [15]; ст. 28 Конституции Республики Армения от 5 июля 1995 г.)

За трудящимися признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Согласно положениям ст. 44 Конституции Украины никто не может быть принужден к участию или к неучастию в забастовке. Таким образом, участие в забастовке – личное право каждого трудящегося, независимо от того, является ли он членом профсоюза, объявившего забастовку, или нет. Не допускается ограничение работодателем трудовых прав граждан в зависимости от факта их участия или неучастия в забастовке. Являются незаконными такие действия со стороны работодателя, как штрейкбрехерство.

Конституции зарубежных стран СНГ и Балтии нередко устанавливают основы правовой регламентации проведения забастовок. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, охраны здоровья, прав и свобод других людей (ст. 44 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г.). В частности, запрещается использовать забастовки как инструмент политического давления. Забастовки разрешается проводить только с целью защиты профессиональных интересов работников экономического и социального характера. Законом устанавливаются условия осуществления права на забастовку, а также ответственность за незаконное проведение забастовок (ст. 45 Конституции Республики Молдова от 29 июля 1994 г.)

Отдельные группы работников лишены права на забастовку. Так, в Азербайджане лишены права на забастовку военнослужащие и гражданские лица, проходящие службу в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Азербайджанской Республики (ст. 36 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г.). При этом государственные органы могут в установленных законом случаях приостановить забастовку. Например, Президент Республики Беларусь в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на 3-месячный срок (ст. 84 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г.).

Трудящиеся имеют также право на отдых. Для работающих по найму право на отдых обеспечивается установлением дней еженедельного отдыха и рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время (ст. 43 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г.). Государство создает условия, благоприятные для отдыха по месту жительства и рационального использования свободного времени (ст. 35 Конституции Туркменистана от 26 сентября 2008 г. [21]). Трудящиеся имеют право на предоставление не реже одного раза в год оплачиваемого отпуска. Например, согласно ст. 37 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. работающим по трудовому договору гарантируется предоставление не менее одного раза в год оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 21 календарного дня.

К числу трудовых прав следует отнести право трудящихся на участие в управлении организации. Так, согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни. Однако, в других странах СНГ и Балтии данное право не получило своего конституционного признания и закрепления.

В Узбекистане и Молдове трудовые права граждан помимо конституций данных государств также закрепляются в конституциях автономий, созданных на территории данных республик (Гагаузия, Каракалпакстан). Однако положения Уложения Гагаузии от 5 июня 1998 г. [25] и Конституции Республики Каракалпакстан от 9 апреля 1993 г. [14], закрепляющие трудовые права граждан, практически дословно воспроизводят соответствующие нормы Конституции Республики Молдова от 29 июля 1994 г. и Конституции Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г.

Трудовые права граждан закрепляются также конституциями самопровозглашенных государств, созданных на территории некоторых зарубежных стран СНГ (Приднестровская Молдавская Республика в Молдове, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Нагорно-Карабахская Республика в Азербайджане). При этом положения Конституции Нагорно-Карабахской Республики от 10 декабря 2006 г. [8], устанавливающие трудовые права граждан, дословно воспроизводят положения Конституции Республики Армения от 5 июля 1995 г. Это неудивительно, учитывая тот факт, что территория бывшей Нагорно-Карабахской АО и ряда прилежащих районов Азербайджана фактически оккупирована вооруженными силами Армении. Положения Конституции Приднестровской Молдавской Республики от 24 декабря 1995 г. [10] и Конституции Республики Южная Осетия от 8 апреля 2001 г. [19] не содержат каких-либо особенностей в регулировании трудовых прав граждан по сравнению с конституциями большинства зарубежных стран СНГ и Балтии. Конституция Республики Абхазия от 26 ноября 1994 г. предоставляет гражданам только право на свободу труда и право на отдых [11, ст. 19]. Однако согласно ст. 11 этой Конституции «Республика Абхазия признает и гарантирует права и свободы, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, в международных пактах об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах, других общепризнанных международно-правовых актах».

Анализ положений конституций зарубежных стран СНГ и Балтии позволяет сделать несколько выводов. Так, закрепление трудовых прав граждан в странах ближнего зарубежья в целом соответствует международным стандартам и принятым на себя государствами обязательствами по построению социального государства, основанного на принципах социальной справедливости и социального партнерства. Однако следует констатировать, что положения отдельных конституций носят достаточно скудный характер, что нельзя не оценивать негативно, учитывая место данных прав человека в системе основных прав и свобод. Так, положения конституций Туркменистана, Латвии и Кыргызстана о трудовых правах граждан немногословны, что вряд ли способствует защите и соблюдению соответствующих прав граждан. При этом следует отметить, что Конституция Латвийской Республики от 15 февраля 1992 г. первоначально вообще не содержала раздела о правах и свободах человека, поскольку представляет собой текст первой Конституции этой республики, принятой Учредительным Собранием в 1922 г. [6]. Указанная Конституция, с точки зрения юридической техники, выглядит просто архаичной, но для латвийского руководства данная Конституция важна как символ восстановления национальной государственности. Только в 1998 г. Конституция Латвийской Республики 1922 г. была дополнена отсутствовавшим ранее разделом о правах человека, а до этого они регулировались отдельным конституционным законом.

В целом, в процессе конституционного развития стран Балтии и ряда зарубежных стран СНГ (Грузии, например) прослеживается тенденция дистанцироваться от советского прошлого, что выразилось, в частности, в отмене в 1992 г. ранее действовавших в этих республиках конституций советского периода и придании законной силы первым досоветским конституциям. Однако «советское» наследие все-таки обнаруживается в тексте конституций большинства зарубежных стран СНГ и Балтии, которые посвящены социальным правам человека. Большинство зарубежных стран СНГ и Балтии имеет примерно одинаковое конституционное регулирование трудовых прав граждан, характерное для всех постсоциалистических государств бывшего СССР и стран «восточного блока».

В практике стран-членов СНГ и стран Балтии накапливается коллективный опыт конституционализма. Все эти страны творчески использовали и используют опыт конституционных реформ в других странах бывшего СССР, в т.ч. и России. В то же время Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [13] аккумулирует в себе все лучшее, что есть в практике конституционного развития государств – членов Содружества и стран Балтии. Как представляется, Россия может воспользоваться опытом ряда зарубежных стран СНГ и Балтии при конституционном регулировании трудовых прав граждан, тем более что соответствующим правам в Конституции Российской Федерации посвящена всего одна достаточно краткая статья.

В заключении следует отметить, что нельзя переоценивать значение конституционного регулирования трудовых прав граждан. Действительно, конституционное закрепление передовых стандартов в области экономических и социальных прав граждан способствует обеспечению достойного уровня их жизни. Однако реально блок данных прав граждан обеспечивается только в тех зарубежных странах СНГ и Балтии, где имеются природные ресурсы, пользующиеся спросом на мировом рынке (нефть, газ и т.д.). При этом в условиях финансового кризиса многие страны были вынуждены значительно сократить размер социальных гарантий работникам бюджетной сферы. Этот процесс наблюдается не только в экономически отсталых странах Средней Азии, но даже в странах Балтии, которые входят в Европейский союз и по уровню своего экономического развития вполне соответствовали европейскому.

 

Библиографический список

1. О принудительном и обязательном труде [Электронный ресурс]: Конвенция МОТ №29. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Об упразднении принудительного труда: Конвенция МОТ №105 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Организацией Труда (1957–1990). Женева, 1990. Т. II.

3. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwxz.regnom=2618&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).

4. Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwxz.regnom=45248&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).

5. Конституция Кыргызской Республики от 21 октября 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwxz.regnom=223&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).

6. Конституция Латвийской Республики от 15 февраля 1992 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www/cvk.lv/pub/public/ 29171/html (дата обращения: 25.01.2010).

7. Конституция Литовской Республики от 25 октября 1992 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www3.lrs.it/home/konstitucija/konstitucija_ru/htm (дата обращения: 25.01.2010).

8. Конституция Нагорно-Карабахской Республики от 10 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nkr.am/ ru/constitution/9/ (дата обращения: 25.01.2010).

9. Конституция (Основной Закон) Эстонской Республики от 28 июня 1992 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eesti.ee/rus/pohiseadus (дата обращения: 25.01.2010).

10.  Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 24 декабря 1995 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.olvia.idknet.com/constitut.htm (дата обращения: 25.01.2010).

11.  Конституция Республики Абхазия от 26 ноября 1994 г. [Электронный ресурс]. URL: http:/dp.abhazia.com/konstitut.html (дата обращения: 25.01.2010).

12.  Конституция Республики Армения от 5 июля 1995 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/show_ doc.fwxz.regnom=2950&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).

13.  Конституция Республики Беларусь от 24 ноября 1996 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwxz.regnom=1990&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).

14.  Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/show_ doc.fwxz.regnom=1162&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).

15.  Конституция Республики Каракалпакстан от 9 апреля 1993 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.akt.uz/?document= 6120 (дата обращения: 25.01.2010).

16.  Конституция Республики Молдова от 29 июля 1994 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/show_ doc.fwxz.regnom=3249&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).

17.  Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября 1994 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwxz.regnom=2213&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).

18.  Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря 1992 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/ show_doc.fwxz.regnom=818&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).

19.  Конституция Республики Южная Осетия от 8 апреля 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cominf.org/ node/1127818105 (дата обращения: 25.01.2010).

20.  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 1993. 25 дек.

21.  Конституция Туркменистана от 26 сентября 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/show_ doc.fwxz.regnom=2374&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).

22.  Конституция Украины от 28 июня 1996 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwxz.regnom=8689&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).

23.  Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностран. государствами. М., 1978. Вып. XXXII.

24.  Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. // Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностран. государствами. М., 1976. Вып. XXXII.

25.  Уложение Гагаузии от 5 июня 1998 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gagauzia.md/pageview.php?!=ru&idc=389&id=240 (дата обращения: 25.01.2010).

26.   Хартия социальных прав граждан независимых государств. (Одобрена 29.10.1994 г. в г. Санкт-Петербурге постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

27.   Inernational Review of Administrative Sciences. 1999. Vol. 65, №2, 3.

Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.