УДК 342.734
К.М. Худолей
Кандидат юридических наук, ассистент кафедры конституционного и финансового права
Пермский государственный университет.
В статье проводится сравнительно-правовой анализ положений конституций зарубежных стран СНГ и Балтии, закрепляющих трудовые права граждан. Рассматриваются положения конституций, устанавливающие принципы workfare state. Делается вывод об общности правового регулирования трудовых прав и свобод граждан в зарубежных странах СНГ и Балтии.
Ключевые слова: трудовые права граждан; конституции зарубежных стран СНГ и Балтии
При всей неизбежности социальных конфликтов, порождаемых противоречием между трудом и капиталом, одна из задач права и государства состоит в том, чтобы не допустить угрозы существованию самого общества. Данная задача решается и посредством закрепления конституционных прав граждан.
Трудовые права граждан, по классификации ООН, относятся к правам второго поколения. Второе место таких социальных и экономических прав граждан определяется не их значением, а хронологией признания различных прав человека международным сообществом. Трудно допустить возможность эффективного использования политических и гражданских прав (которые, по классификации ООН, являются правами первого поколения) при отсутствии у субъекта права средств в плане обеспечения достойного уровня материального благосостояния для свободного развития своей личности и членов своей семьи.
Процесс становления самостоятельной государственности в зарубежных странах СНГ и Балтии сопровождался и конституционным закреплением соответствующих трудовых прав граждан. При этом значительное влияние на этот процесс оказали международные стандарты регулирования прав человека. Среди таких документов следует назвать акты универсального характера (декларации и конвенции, принятые ООН и МОТ), а также договоры, являющиеся результатом международного и регионального сотрудничества (среди последних – Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств, принятая СНГ 29 октября
Исторический опыт развития человеческой цивилизации показывает исключительную важность института трудовых прав граждан в условиях демократического, социального, правового государства, что подтверждено их закреплением в разделах конституций зарубежных стран СНГ и Балтии, посвященным основам конституционного строя.
1. К числу таких основ следует отнести характеристику государства как социального. Социальное государство характеризуется тем, что в нем создаются условия для достойной жизни и свободного развития человека, обеспечиваются равные возможности каждого, а также осуществляется деятельность по недопущению разделения общества на узкую группу лиц со сверхдоходами и массу людей, живущих за чертой бедности. Таким образом, социальное государство стремится к формированию широкого слоя среднего класса, независимого и самостоятельного. Принцип социального государства закрепляется в конституциях Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Украины, Узбекистана. Так, в Конституции Республики Таджикистан от 6 ноября
При этом в современной юридической науке по-новому ставится вопрос о природе социального государства. Хотя в западной науке продолжает разрабатываться концепция «государства всеобщего благоденствия» (welfare state), все более заметен отход от этого понятия в сторону концепции «государства, благоприятствующего труду» (workfare state), при котором государство обеспечивает достойные условия жизни, но человек должен сам заботиться о себе и своей семье [27, 164–165, 183–184]. В силу этого согласно Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября
2. Конституции зарубежных стран СНГ и Балтии, в отличие от конституций советских республик, не пропагандируют главенствующую роль какого-либо класса. Наоборот, в социальных отношениях ведущими становятся идеи социального партнерства и сотрудничества. Так, в Конституции Республики Беларусь от 26 ноября 1994 г. провозглашено: «Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Отношения в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами осуществляются на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон» [13, ст. 14].
Данные социальные основы конституционного строя получают свое развитие в разделах конституций, посвященных правам и свободам человека и гражданина, среди которых выделяются права на труд и свободу труда, право на равную оплату за равный труд, право на безопасные условия труда, право на защиту своих трудовых прав, право на отдых, право работников на участие в управлении предприятием.
Основными социальными правами являются право на труд и свобода труда, а также сопутствующие трудовые права, поскольку труд выступает сущностным признаком человека. Так, в ст. 35 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г., которая называется «Право на труд», закреплено «Труд является основой личного и общественного благосостояния». В статье 41 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября
В конституциях Узбекистана, Туркменистана и Узбекистана хотя право на труд и упоминается, но его содержание не раскрывается. В то время как право на труд в конституциях Азербайджана, Беларуси, Молдовы, Украины фактически отождествляется со свободой труда. Например, в ст. 43 Конституции Украины от 28 июня
При этом в современных конституциях зарубежных стран СНГ и Балтии, в отличие от конституций советского периода, не предусмотрена обязанность граждан трудиться. Данная обязанность в советское время логически вытекала из права на труд, поскольку государство брало на себя обязанность трудоустроить каждого человека. В настоящее время большинство конституций зарубежных стран СНГ и Балтии закрепляют свободу труда, поэтому никто не может быть принужден к заключению трудового договора, а принудительный труд запрещен (ст. 35 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября
В конституциях некоторых стран предусмотрены виды деятельности, которые не признаются принудительным трудом (Эстония, Литва, Латвия, Молдова, Украина, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Беларусь), что соответствует международным стандартам (Международный пакт о гражданских и политических правах
Реализация права свободы труда несовместима не только с принудительным трудом, но и с дискриминацией в сфере трудовых отношений. Данный принцип вытекает из общеправовых установлений равенства граждан перед законом. Государство принимает на себя обязательства по недопущению дискриминации при приеме на работу и увольнении с работы. Лица, работающие по найму, имеют право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству труда. Это вознаграждение не может быть менее установленного государством прожиточного минимума. При этом в ст. 42 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября
Для обеспечения равенства трудовых прав граждан является допустимым предоставление привилегий отдельным категориям граждан (женщины, дети, молодежь). Так, в статье 24 Конституции Украины от 28 июня
Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности. В большинстве зарубежных стран СНГ и Балтии запрещается прием на постоянную работу малолетних детей. Так, в Азербайджане запрещено принимать на постоянную работу детей в возрасте до 15 лет (ст. 17 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября
Государство также берет на себя обязательства по защите труда, что обеспечивается установлением безопасных и здоровых условий труда, отвечающих требованиям санитарии и гигиены.
Осуществляя защиту трудовых прав граждан, государство содействует деятельности международных организаций, имеющих целью упрочить право на труд (ст. 28 Конституции Кыргызской Республики от 21 октября
Граждане также имеют право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, а также на заключение коллективных договоров (ст. 41 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября
За трудящимися признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Согласно положениям ст. 44 Конституции Украины никто не может быть принужден к участию или к неучастию в забастовке. Таким образом, участие в забастовке – личное право каждого трудящегося, независимо от того, является ли он членом профсоюза, объявившего забастовку, или нет. Не допускается ограничение работодателем трудовых прав граждан в зависимости от факта их участия или неучастия в забастовке. Являются незаконными такие действия со стороны работодателя, как штрейкбрехерство.
Конституции зарубежных стран СНГ и Балтии нередко устанавливают основы правовой регламентации проведения забастовок. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, охраны здоровья, прав и свобод других людей (ст. 44 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября
Отдельные группы работников лишены права на забастовку. Так, в Азербайджане лишены права на забастовку военнослужащие и гражданские лица, проходящие службу в Вооруженных Силах и других воинских формированиях Азербайджанской Республики (ст. 36 Конституции Азербайджанской Республики от 12 ноября
Трудящиеся имеют также право на отдых. Для работающих по найму право на отдых обеспечивается установлением дней еженедельного отдыха и рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной продолжительностью работы в ночное время (ст. 43 Конституции Республики Беларусь от 24 ноября
К числу трудовых прав следует отнести право трудящихся на участие в управлении организации. Так, согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни. Однако, в других странах СНГ и Балтии данное право не получило своего конституционного признания и закрепления.
В Узбекистане и Молдове трудовые права граждан помимо конституций данных государств также закрепляются в конституциях автономий, созданных на территории данных республик (Гагаузия, Каракалпакстан). Однако положения Уложения Гагаузии от 5 июня
Трудовые права граждан закрепляются также конституциями самопровозглашенных государств, созданных на территории некоторых зарубежных стран СНГ (Приднестровская Молдавская Республика в Молдове, Абхазия и Южная Осетия в Грузии, Нагорно-Карабахская Республика в Азербайджане). При этом положения Конституции Нагорно-Карабахской Республики от 10 декабря
Анализ положений конституций зарубежных стран СНГ и Балтии позволяет сделать несколько выводов. Так, закрепление трудовых прав граждан в странах ближнего зарубежья в целом соответствует международным стандартам и принятым на себя государствами обязательствами по построению социального государства, основанного на принципах социальной справедливости и социального партнерства. Однако следует констатировать, что положения отдельных конституций носят достаточно скудный характер, что нельзя не оценивать негативно, учитывая место данных прав человека в системе основных прав и свобод. Так, положения конституций Туркменистана, Латвии и Кыргызстана о трудовых правах граждан немногословны, что вряд ли способствует защите и соблюдению соответствующих прав граждан. При этом следует отметить, что Конституция Латвийской Республики от 15 февраля
В целом, в процессе конституционного развития стран Балтии и ряда зарубежных стран СНГ (Грузии, например) прослеживается тенденция дистанцироваться от советского прошлого, что выразилось, в частности, в отмене в
В практике стран-членов СНГ и стран Балтии накапливается коллективный опыт конституционализма. Все эти страны творчески использовали и используют опыт конституционных реформ в других странах бывшего СССР, в т.ч. и России. В то же время Конституция Российской Федерации от 12 декабря
В заключении следует отметить, что нельзя переоценивать значение конституционного регулирования трудовых прав граждан. Действительно, конституционное закрепление передовых стандартов в области экономических и социальных прав граждан способствует обеспечению достойного уровня их жизни. Однако реально блок данных прав граждан обеспечивается только в тех зарубежных странах СНГ и Балтии, где имеются природные ресурсы, пользующиеся спросом на мировом рынке (нефть, газ и т.д.). При этом в условиях финансового кризиса многие страны были вынуждены значительно сократить размер социальных гарантий работникам бюджетной сферы. Этот процесс наблюдается не только в экономически отсталых странах Средней Азии, но даже в странах Балтии, которые входят в Европейский союз и по уровню своего экономического развития вполне соответствовали европейскому.
Библиографический список
1. О принудительном и обязательном труде [Электронный ресурс]: Конвенция МОТ №29. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об упразднении принудительного труда: Конвенция МОТ №105 // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Организацией Труда (1957–1990). Женева, 1990. Т. II.
3. Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября
4. Конституция Грузии от 24 августа 1995 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwxz.regnom=45248&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).
5. Конституция Кыргызской Республики от 21 октября
6. Конституция Латвийской Республики от 15 февраля
7. Конституция Литовской Республики от 25 октября
8. Конституция Нагорно-Карабахской Республики от 10 декабря
9. Конституция (Основной Закон) Эстонской Республики от 28 июня
10. Конституция Приднестровской Молдавской Республики от 24 декабря 1995 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.olvia.idknet.com/constitut.htm (дата обращения: 25.01.2010).
11. Конституция Республики Абхазия от 26 ноября
12. Конституция Республики Армения от 5 июля
13. Конституция Республики Беларусь от 24 ноября
14. Конституция Республики Казахстан от 30 августа
15. Конституция Республики Каракалпакстан от 9 апреля
16. Конституция Республики Молдова от 29 июля
17. Конституция Республики Таджикистан от 6 ноября
18. Конституция Республики Узбекистан от 8 декабря
19. Конституция Республики Южная Осетия от 8 апреля
20. Конституция Российской Федерации от 12 декабря
21. Конституция Туркменистана от 26 сентября
22. Конституция Украины от 28 июня 1996 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwxz.regnom=8689&page=1 (дата обращения: 25.01.2010).
23. Международный пакт о гражданских и политических правах
24. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
25. Уложение Гагаузии от 5 июня
26. Хартия социальных прав граждан независимых государств. (Одобрена 29.10.1994 г. в г. Санкт-Петербурге постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
27. Inernational Review of Administrative Sciences. 1999. Vol. 65, №2, 3.