УДК 340:377

 

 

ПРАВО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Е.Р. Брюхина
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
Пермский филиал Академии права и управления (институт). 614026, г. Пермь, ул. Таганрогская, 11

С.С. Худякова
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры трудового права и социального обеспечения
Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Исследуется соотношение категорий профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Выявляются общность и различия понятий «профессиональное обучение» и «профессиональное образование». Уделяется внимание некоторым дискуссионным вопросам: обучению вторым и смежным профессиям, повышению квалификации.

Ключевые слова: профессиональное обучение; профессиональная подготовка; профессиональная переподготовка; повышение квалификации; стажировка


На сегодняшний день профессиональное обучение работников в России вновь возрождается. В этих условиях оно приобретает несколько иное юридическое наполнение.

В науке трудового права иногда право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации относили исключительно к составному элементу права на защиту от безработицы и содействия в трудоустройстве [12, с. 368]. Такая позиция базировалась, в частности, на утвержденном постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. № 3/1 Положении об организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения (далее – Положение 2000 г.) [14, с. 368]. Думается, утверждать это столь однозначно все-таки, нельзя, ввиду того, что право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации существует не только на стадии трудоустройства, но и на стадии выполнения текущей трудовой функции. Следовательно, правовая регламентация данного права включает в себя две группы норм, регулирующих эти отношения. Первая направлена на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве, вторая – на сохранение занятости и обеспечение равенства продвижения по работе с учетом квалификации. Сравнивая эти две обширные группы, необходимо отметить, что вторая является более широкой по своему содержанию, по кругу охвата общественных отношений и присущим им правовым характеристикам.

Далее зададимся целью исследовать соотношение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, а также выявить общность и различия понятий «профессиональное обучение» и «профессиональное образование».

Следует согласиться с М.В. Лушнико­вой и А.М. Лушниковым, которые полагают, что «важно разграничить право на профессиональное образование, основанное на государственных образовательных стандартах, и право на профессиональное обучение» [15, с. 56]. Однако, их позиция относительно того, что профессиональное обучение и профессиональное образования суть два различных понятия, не имеющие родового признака, представляется не бесспорной. Попытаемся найти аргументы для такого утверждения.

Согласно Трудовому кодексу РФ право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации является одним из основных трудовых прав работника (ст. 21). По сути, в данной статье речь идет о праве на профессиональное обучение.

Термин «профессиональное обучение» в Рекомендации МОТ №88 (1959 г.) «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов», трактует как любой вид обучения занятию, дающий возможность приобрести или развить знания и мастерство либо технического или профессионального характера, либо необходимые для выполнения функций младшего руководящего персонала, независимо от того, преподаются ли они на предприятии или вне его, и включает профессиональное переобучение (подп. «а» п. 1 ст. 1). В Положении 2000 г. [7] определяются виды и формы профессионального обучения. В частности, в ст. 6 в профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения включаются следующие виды обучения: профессиональная подготовка с целью ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; переподготовка рабочих для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям; обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям; повышение квалификации рабочих с целью обновления знаний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятельности; профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности); повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач; стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, приобретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей.

При сравнивании очевидно, что Рекомендация МОТ №88 определяет профессиональное обучение более широко, включая в него любой вид обучения. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что профессиональное обучение включает в себя: во-первых, профессиональное образование соответствующего уровня (начальное, среднее, высшее и послевузовское), во-вторых, дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку и повышение квалификации), в третьих, профессиональную подготовку без повышения образовательного уровня.

В толковых словарях русского языка «профессиональное обучение» трактуется как процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений по определенной профессии [28]. «Образование» в толковых словарях толкуется и как «процесс получения систематизированных знаний», и как «совокупность знаний, навыков, умений, полученных в процессе или в результате обучения». «Профессиональная подготовка» определяется филологами через действие глагола «подготовить» следующим образом – «обучить, дав необходимые знания», а так же как «запас знаний, навыков, опыта, приобретенный в процессе учебы» [29]. Следовательно, и образование, и подготовку можно рассматривать и как динамическое (процесс получения знаний) и как статическое явление (определенный объем полученных знаний).


Таким образом, позволим себе утверждать, что профессиональное обучение является родовым понятием и включает в себя в качестве видов: профессиональное образование соответствующего уровня, дополнительное профессиональное образование, а также профессиональную подготовку. Родовыми признаками можно рассмотреть получение профессиональных знаний, приобретение навыков и практического опыта, т.к. они присущи и профессиональной подготовке, и профессиональному образованию, и дополнительному образованию, включающему в себя профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Основные видовые различия должны проводится по содержанию и целевому назначению обучения. Говоря о дополнительном профессиональном образовании, необходимо отметить, что оно включает в себя повышение квалификации, стажировку и профессиональную переподготовку, что подтверждается анализом утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» [24]. Авторские представления о существующей в современной России системе профессионального обучения отражены в схеме.

Перейдем к анализу содержания понятия «профессиональная подготовка», «переподготовка» и «повышение квалификации». К сожалению, непосредственно в Трудовом кодексе РФ не дается легального определения указанных понятий. Это, несомненно, является упущением, ведь с правовой точки зрения крайне важно, чтобы дефиниции были сформулированы на уровне федерального законодательства. Кроме того, они должны быть сформулированы достаточно четко, не допуская различных толкований.

В науке трудового права хоть и уделяется некоторое внимание данному вопросу, но единство мнений еще не достигнуто. Так, М.В. Лушникова и А.М. Лушников профессиональное обучение определяют как получение профессиональных знаний и практического опыта, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ по определенной профессии, специальности, квалификации [14, c. 214]. М.В. Молодцов определял профессиональную подготовку как приобретение рабочими новых профессий, а служащими дополнительных знаний, навыков, умений… для выполнения нового вида профессиональной деятельности, либо получения новой квалификации в рамках имеющейся специальности; повышение квалификации – как обновление знаний, умений и навыков с целью роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющейся профессии – для рабочих, и с целью необходимости освоения новых способов решения профессиональных задач – для специалистов [9, с. 385]. По сути дела, как М.В. Лушникова, А.М. Лушников, так и М.В. Молодцов говорят об одном и том же, но обозначая одно явление разными понятиями. Следовательно, происходит их подмена. Полагаем, нельзя отождествлять понятие профессиональной подготовки и профессионального обучения прежде всего потому, что право на профессиональное обучение более емкое, сложное по своей структуре. Оно связанно с правом работника пройти профессиональную подготовку в образовательных подразделениях организации (работодателя), имеющих соответствующую лицензию, либо путем направления работника работодателем для получения соответствующего профессионального образования (при необходимости) в образовательные учреждения начального, среднего, высшего и дополнительного образования или в другие организации, имеющие образовательные лицензии, на условиях и в порядке, которые определены коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В профессиональное обучение некоторые авторы включают принцип соединения обучения с производительным трудом [3, с. 36]. Однако такой труд носит особый, специфический, характер, отличающийся от труда, применяемого рабочими, служащими на предприятиях, учреждениях, организациях в первую очередь тем, что он имеет не самостоятельное, а вспомогательное учебное значение, являясь лишь одним из элементов обучения.

В науке трудового права существует еще одна интересная позиция. Так, М.Я. Сонин указывал, что «...под подготовкой новых рабочих ... понимается техническое обучение рабочих на производстве, в результате которого работник приобретает новую профессию или новую специальность (впервые или повторно)» [27, с. 267]. Следовательно, по его мнению, профессиональную подготовку могут проходить только лица, уже имеющие профессию или специальность. Аналогичной точки зрения придерживается и В.Г. Глебов, который полагает, что лица при заключении трудового договора могут обладать какой-либо профессией, специальностью, но она может оказаться не востребованной этим работодателем. В этом случае принимается решение профессионально подготовить нового работника [8, с. 26]. Данные позиции видятся ошибочными, так как в этих случаях лицо будет проходить не профессиональную подготовку, а профессиональную переподготовку, ибо результатом, а вернее сказать, целью этого обучения выступает приобретение новой профессии или специальности для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Думается, есть резон согласиться с теми учеными, которые полагают, что под профессиональной подготовкой следует понимать обучение людей, не имевших профессии или специальности [32, с. 464; 10, с. 251]. Однако полагаем, что подобное определение все-таки не является полным, т.к. оно не отражает цели профессиональной подготовки.

На основе проведенного выше анализа предлагается авторское определение профессионального обучения и профессиональной подготовки. Профессиональное обучение – это передача обучающемуся знаний, навыков и практического опыт и использование имеющегося запаса знаний, умений и навыков в дальнейшем для достижения установленных государством образовательных цензов. Таким образом, профессиональное обучение – это получение определенной профессии как предусмотренной, так и непредусмотренной государственным образовательным стандартом (например, для подготовки кадров внутри организации для собственных нужд), помимо этого профессиональное обучение включает в себя углубление и совершенствование уже имеющихся профессиональных знаний. Профессиональная подготовка – это передача обучающемуся, не имеющему профессии или специальности, знаний, умений и практического опыта с целью их ускоренного приобретения, для дальнейшего использования полученных знаний при выполнении работы или группы работ первоначальной квалификации. Таким образом, профессиональное обучение и профессиональная подготовка соотносятся как общее и частное.

Следующий момент, который необходимо рассмотреть, – это соотношение профессиональной подготовки и профессиональной переподготовки. М.В. Молодцов рассматривал переподготовку работников как процесс получения новых и дополнительных знаний по основной или смежной специальности, должности, завершение которого позволяет продолжить работу в изменяющихся условиях технического, экономического и социального характера [9, с. 385]. Профессиональная переподготовка (переквалификация) означает, что работников, обладающих определенными профессиональными навыками, обучают выполнению новых для них работ. Профессиональная переподготовка может быть обусловлена совершенствованием технологического процесса, внедрением новых технологий, оборудования и т.п.

Говоря о профессиональной переподготовке, для более полного представления о сущности необходимо провести ее классификацию по различным основаниям. Первая – в зависимости от субъектного состава: 1) профессиональная переподготовка специалистов: а) для выполнения нового вида профессиональной деятельности; б) для получения дополнительной квалификации; 2) профессиональная переподготовка рабочих: а) для получения родственной профессии; б) обучение вторым профессиям для расширения профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям.

Профессиональная переподготовка специалистов является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники, технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности и расширения квалификации [20; 21]. Специалистами признаются лица с высшим и средним профессиональным образованием. Профессиональная переподготовка специалистов необходима: 1) для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники, технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности; 2) для получения новой квалификации в рамках имеющегося направления подготовки (специальности). Профессиональная переподготовка имеет большое значение для преодоление структурной безработицы, которая обусловлена изменением структуры хозяйства. В результате структура рабочей силы рабочей силы не соответствует структуре рабочих мест. Структурная безработица предусматривает необходимость переподготовки (переквалификации) [16, с. 76].

Правовая регламентация профессиональной переподготовки осуществляется, как правило, на подзаконном уровне.

Выделяется два типа образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов. Первый тип предназначен для получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности обеспечивает совершенствование знаний специалиста на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям (п. 1 Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов (утв. приказом Минобразования РФ от 6 сентября 2000г. №2571) [7]. Сущностью этого типа профессиональной переподготовки является процесс совершенствования знаний специалиста, которые необходимы для выполнения нового вида профессиональной деятельности в определенной сфере. Полагаем, использование формулировки «совершенствование знаний специалиста» недостаточно верно, ибо «совершенствование» рассматривается как процесс действия по значению глагола «совершенствовать», то есть становиться лучше, совершеннее [30, с. 338], а это означает, что происходит совершенствование имеющихся знаний специалистов по определенной профессии. Уместнее было бы, на наш взгляд, вместо слова «совершенствование» использовать «приобретение». Говоря же о втором типе образовательной программы, следует отметить, что указанные нормативно-правовые акты по-разному определяют, цели такой переподготовки: как для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности [19]; так и для получения дополнительной квалификации [17; 18].

В различных нормативных правовых актах категория «профессиональная переподготовка» имеет одинаковое юридическое наполнение. Но если категория имеет одинаковое смысловое наполнение, то она должна иметь и единое обозначение. Проверим, насколько соблюдается подобное требование законодательной техники.

В утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №610 Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее – Типовое положение 1995 г.) профессиональная переподготовка осуществляется для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности. В толковом словаре С.И. Ожегова слово «расширение» означает: «сделать более широким по содержанию, усилить и углубить» [20]. Поэтому буквальное толкование фразеологического оборота «расширение квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности» - подразумевает ничто иное, как повышение квалификации. Таким образом, расширение квалификации специалистов можно рассматривать как более глубокое овладение уже имеющейся специальностью с целью адаптации к изменяющимся экономическим условиям, что свидетельствует не о профессиональной переподготовке, а о повышении квалификации.

Охарактеризуем другую трактовку, которая предполагает, что второй тип образовательных программ профессиональной переподготовки специалистов необходим для получения специалистами дополнительной квалификации [17; 18]. Вновь обратимся к словарю С.И. Ожегова, в котором «дополнительный» определяется как «являющийся дополнением к чему-либо» [20]. Следовательно, получение дополнительной квалификации в результате прохождения профессиональной переподготовки осуществляют специалисты, освоившие одну из основных образовательных программ высшего или среднего образования, т.е. получение второй квалификации является дополнением к первой. Это означает, что осуществлять трудовую деятельность возможно по одной из приобретенных квалификаций, либо по двум одновременно.

Другой момент, на который следовало бы обратить внимание, – уровень образования специалистов, проходящих профессиональную переподготовку. Он должен быть не ниже уровня образования, требуемого для получения дополнительной квалификации, т.е. дополнительные образовательные программы осваиваются специалистами только на базе высшего или среднего профессионального образования. В том случае, если занимаемая должность или образовательная программа для получения дополнительной квалификации требует определенного образовательного уровня (например, высшего образования), специалист, не имеющий этого образовательного уровня, не может быть субъектом указанных отношений.

Полагаем, что профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации должна быть направлена на получение новой дополнительной квалификации, а не на расширение уже имеющейся. Однако, если сравнить по юридической силе исследуемые акты, то постановление Правительства РФ имеет приоритет. Отсюда полагаем, что абз. 8 п. 7 Типового положения 1995 г. следует изменить, чтобы устранить возникшую коллизию с вышеупомянутым приказом Минобразования РФ №2571 и изложить его следующей редакции: «Профессиональная переподготовка осуществляется для получения новой дополнительной квалификации в целях адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов, и проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Правительством РФ совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего и среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная (новая) квалификация».

Таким образом, второй тип образовательной программы должен обеспечивать получение дополнительной, новой квалификации, ибо в этом случае не нарушается сущность профессиональной переподготовки.

Профессиональная переподготовка рабочих необходима для приобретения ими новой профессии, для работы (доходного занятия) по этим профессиям. Здесь речь идет о рабочих, уже имеющих профессию, но не имеющих возможности найти ей применение. В буквальном значении этого термина переподготовка имеет место, когда работника, уже имеющего профессию, дополнительно обучают с целью приобретения родственной профессии путем передачи новых знаний и навыков. Обучение имеющих профессии рабочих, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям. Полагаем, может иметь место в случаях, когда рабочий не может найти применение своим профессиональным возможностям, а потому возникает необходимость организовать обучение рабочего по профессии, пользующейся спросом на рынке труда. Как представляется положения об обучении рабочих вторым профессиям дублируют закрепленные общие положения о профессиональной переподготовке работников, тем более, что организация обучения в данных случаях осуществляется одинаково.

В науке трудового права существуют две диаметрально противоположные точки зрения на обучение вторым профессиям. В частности, ряд ученых относит обучение вторым и смежным профессиям к повышению квалификации, аргументируя это утверждение тем, что работник, освоивший новую профессию, продолжает выполнять прежнюю работу, совмещая или чередуя ее с работой по второй (смежной) профессии [22, с. 50; 33, с. 48; 26, с. 204]. Другая группа ученых придерживается иной точки зрения по этому вопросу. Она относит обучение вторым и смежным специальностям к производственному ученичеству [31,
с. 18–23], мотивируя это тем, что в результате обучения происходит овладение совершенно новой специальностью, по которой работник ранее не работал. Так, О.В. Смирнов изначально придерживался первой точки зрения, но позже в своих работах пришел к выводу, что обучение второй (смежной) профессии или специальности, по окончании которого работник должен работать в основном не по старой, а по новой профессии, носит характер ученичества[25, с.112]. Аналогичной позиции придерживается и М.Я. Сонин, полагающий, что если рост теоретических знаний и практических навыков приводит к перемене профессии или даже специальности, а значит такая передвижка не может рассматриваться как обычное повышение квалификации, поскольку происходит качественный скачок в развитии рабочей силы [27, с. 268].

Содержание отношений по получению второй и смежной специальности достаточно неоднородно, на что обращали внимание некоторые ученые[25, с. 112; 33, с. 48–54]. В результате приобретения смежной (или дополнительной) специальности рабочие продолжают выполнять работу по своей прежней специальности, при этом дополнительно выполняя обязанности по вновь приобретенной смежной специальности. В случае же приобретения второй специальности работник после окончания обучения должен работать не по старой, а, в основном, по новой специальности. Как верно заметил А.Ф. Трошин, имеется «качественное различие между обучением второй профессии, когда работник овладевает абсолютно новой для него профессией, и обучением смежной профессии, когда рост теоретических знаний и практических навыков рабочего происходит на основе и в пределах имеющейся у него профессии» [31, с. 22]. Именно в этом четко и проявляется различие между отношениями по обучению вторым и смежным профессиям. Основываясь на выявленном различии получение смежной специальности следует относить к повышению квалификации, а приобретение второй специальности к разновидности переподготовки.

Далее вновь позволим себе процитировать положение от 2000 г., где определяется, что профессиональная переподготовка рабочих проводится для приобретения ими новых профессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям, а обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям осуществляется для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям (подобный содержательный повтор необходим для дальнейшего разграничения смежных категорий). В приведенных нормах законодателем, как представляется, допущена некоторая неточность. В частности, говоря о расширении профессионального профиля и получении возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям, законодатель фактически, имеет в виду получение смежной специальности, а не второй, поскольку предполагается рост теоретических знаний и практических навыков рабочего на основе и в пределах имеющейся у него профессии с целью дальнейшей работы по вновь приобретенной совмещаемой профессии. Думается, анализируемое нормативное положение должно быть сформулировано следующим образом: «обучение рабочих, имеющих профессии, смежным профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещаемым профессиям». Таким образом, обучение рабочих, имеющих профессии, смежным профессиям не будет являться переподготовкой, а должно рассматриваться как повышение квалификации.

Следующий вопрос, который необходимо разрешить – это разграничение профессиональной переподготовки и повышения квалификации. В научной литературе повышение квалификации работников чаще всего понимается как дальнейшее углубление и расширение их знаний, совершенствование производственных навыков. Многие правоведы подчеркивают цель этого процесса – обеспечение возможности успешнее работать по своей специальности, овладеть дополнительной смежной или второй специальностью [21; 22; 31]. Диаметрально противоположной точки зрения придерживается В.Н. Артемова, которая считает, что цель повышения квалификации заключается в улучшении степени подготовленности работника к надлежащему выполнению заданного объема и вида работ и в усилении посредством этого эффективности профессионального труда [2, с. 20].

Повышение квалификации предполагает совершенствование навыков и умений выполнения определенной работы по профессии, специальности, по которым работает работник. Главной задачей повышения квалификации можно назвать удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

В.Н. Артемова определяет повышение квалификации как «возникающий на основе двустороннего соглашения особый вид юридической связи между работником, имеющим специальность (квалификацию), и предприятием по поводу обучения в соответствующих организационно-правовых формах с целью усиления эффективности профессионального труда за счет повышения степени подготовленности работника к выполнению обусловленного трудового задания» [3, с. 26–27]. Повышение квалификации является, прежде всего, элементарным условием готовности человека к выполнению своего трудового задания. Следует согласиться с Ю.А. Розенбаумом, который полагает, что повышение квалификации должно выступать не как «особый вид юридической связи», а как составная часть общего комплекса правоотношений государственных органов и их служащих (предприятия и рабочих) [23, с. 75].

Отношения по повышению квалификации носят трудоправовой характер. Это обуславливается тем, что они возникают на базе трудовых и регулируются нормами трудового права. В настоящее время повышение квалификации можно расценивать как объективную необходимость, которая предопределяется развитием производства, экономики, информационных технологий. В.Г.Афанасьев справедливо заостряет внимание на том, что «…наука, техника и управление требуют постоянного повышения образования и квалификации… совершенствования системы подготовки…» [4, с. 427]. Таким образом, повышение квалификации – это процесс совершенствования уровня профессиональных знаний и навыков работников, позволяющих квалифицированно и с максимальной эффективностью выполнять порученный вид и объем работы, протекающий в определенных организационно-правовых формах и опосредуемый дополнительным правоотношением работника с предприятием (учреждением, организацией), с которым он связан трудовым правоотношением.

В литературе было высказано мнение о том, что повышение квалификации во всех случаях является элементом трудовой юридической обязанности работников – субъектов трудового правоотношения [11; 34], но эта позиция не получило поддержки среди ученых-правоведов, большинство из которых рассматривали повышение квалификации как право работника. При этом ученые отмечали, что нормативные акты, за небольшим исключением, не предусматривают обязанности рабочих и служащих повышать свою квалификацию, и что право на повышение квалификации может быть реализовано в различных организационно-правовых формах. Выбор конкретной формы обучения осуществляется самим работником на добровольной основе, что находится в соответствии с принципом свободы выбора рода занятий. Далее указывалось, что рабочий и служащий, заключая трудовой договор, принимает на себя основную обязанность – надлежащим образом выполнять работу по имеющейся у него профессии, специальности квалификации. Неблагоприятные последствия для работника, отказавшегося повышать свою квалификацию, могут наступить именно в связи с ненадлежащим выполнением указанной выше обязанности, но не за сам отказ от повышения квалификации. Помимо этого отмечается, что трудовое право не может быть безразличным по отношению к процессу повышения квалификации кадров, оно должно воздействовать на отношения по повышению квалификации косвенно, путем установления мер материального и морального стимулирования работников, повысивших свой профессиональный уровень [1; 31; 22].

В свою очередь, Б.К. Бегичев и М.В. Молодцов отмечали, что повышение квалификации может эволюционировать в юридическую обязанность при наличии, по крайней мере, двух условий: закрепления в нормативном порядке единой и обязательной для всех формы повышения квалификации и введения системы регулярного, многократно повторяющегося прохождения конкретных форм повышения квалификации [5, с. 20–21]. И действительно, в ряде нормативно-правовых актов повышение квалификации является обязанностью работников и неисполнение этих обязанностей может повлечь за собой определенные юридические последствия: наложение дисциплинарных взысканий, перевод на другую менее квалифицированную работу, а в случае несогласия с переводом – увольнение. Полагаем, следует согласиться с авторами, которые считают, что повышение квалификации является моральной обязанностью каждого работника, но при определенных условиях может принять юридический характер [5, с. 20–21; 6, с. 99].

Трудовое законодательство относит повышение квалификации к числу прав работника, а не обязанностей. Та, ст. 197 Трудового кодекса РФ определяет, что работники имеют права на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации.

В п. 7 Типового положения 1995 г. закрепляется, что повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Таким образом, вопрос о необходимости повышении квалификации зависит от работодателя, из чего следует, что роль работника и его волеизъявление носит пассивный характер. Работодатель будет определять, какой вид обучения необходим в той или иной ситуации.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Под повышением квалификации работников понимается такое обучение, в процессе которого работник приобретает, углубляет, совершенствует практические навыки и теоретические знания, относящиеся не только к имеющейся у него основной специальности и квалификации, но и к смежной специальности. В последнем случае полученные в ходе обучения знания (по смежной специальности) позволяют рабочему более успешно работать по своей основной, имеющейся уже у него специальности [33, с. 48–54]. А вот Ю.П. Орловский придерживается иной точки зрения. Обучение рабочих второй профессии он также рассматривает как одну из сторон повышения квалификации, поскольку оно, по его мнению, расширяет квалификационный профиль рабочих. Помимо этого, он полагает, что обучение вторым профессиям следует рассматривать во всех случаях как правовую обязанность, которая должна закрепляться в нормативных актах [1, с. 104]. Признавая научный авторитет известного ученого-правоведа, все-таки не можем разделить его точку зрения, иб, обучаясь второй профессии, работник обучается новой профессии или приобретает новую специальность.

Затрагивая вопрос стажировки, необходимо отметить, что она может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке работников. Основная цель стажировки – формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. Стажировка специалистов может проводиться как в России, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

 

Библиографический список

1.      Андреев В.С., Орловский Ю.П. Правовое положение лиц, совмещающих обучение с производительным трудом. М., 1961.

2.      Артемова В.Н. Повышение квалификации рабочих и служащих: правовые вопросы. Минск, 1972.

3.      Артемова В.Н. Право советских граждан на профессиональную подготовку и повышение квалификации. Минск, 1981.

4.      Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., 1972.

5.      Бегичев Б.К., Молодцов М.В. Право на бесплатную профессиональную подготовку и бесплатное повышение квалификации // Новая кодификация законодательства и развитие трудового права: учен. тр. Свердл. юрид. ин-та. Свердловск, 1974. Вып. 35.

6.      Безина А.К., Бикеев А.А., Сафина Д.А. Индивидуально-договорное регулирование труда рабочих и служащих. Казань, 1984.

7.      Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. №11.

8.      Глебов В.Г. Ученический договор: дис. … канд. юрид. наук. Барнаул, 2005.

9.      Головина С.Ю., Молодцов М.В. Трудовое право России: учебник для вузов. М., 2003.

10.  Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: учебник. М., 2004.

11.  Догадов В.М. Советское трудовое право в борьбе за народнохозяйственный план // Уч. зап. Ленингр. гос. ун-та. 1953. Вып. 4.

12.  Курс российского трудового права. Т. 2: Рынок труда и обеспечение занятости (правовые вопросы) / под ред. С.П. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М., 2001.

13.   Курс трудового права / под ред. С.И. Маврина, А.С. Пашкова, Е.Б. Хохлова. М., 2001. Т. 2.

14.  Лушникова М.В., Лушников А.М. Очерки теории трудового права. СПб., 2006.

15.  Лушникова М.В., Лушников А.М. Право на профессиональное образование и обучение: проблемы реализации в современных условиях // Труд. право. 2007. №4.

16.  Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда: учебник. М., 2007.

17.  Об утверждении Положения об организации профессиональной переподготовки: постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2000 г. №3/1.

18.   Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов: приказ Минобразования РФ от 6 сентября 2000 г. №2571.

19.  Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов: постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. №610.

20.  Ожегов С.И. Толковый словарь русского язык. Екатеринбург, 1994.

21.  Орловский Ю.П. Правовые вопросы использования труда рабочих и служащих на промышленных предприятиях. М., 1966.

22.  Пашков А.С. Правовое регулирование подготовки и распределения кадров (некоторые вопросы теории и практики). Л., 1966.

23.  Розенбаум Ю.А. Подготовка управленческих кадров: организационно-правовые вопросы. М., 1981.

24.  Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №27, ст. 2580.

25.  Смирнов О.В. О правовой природе ученичества // Сов. государство и право. 1957. №3.

26.  Смирнов О.В. Правовое регулирование подготовки новых рабочих на производстве // Уч. зап. Туркмен. гос. ун-та. Ашхабад, 1956. Вып. VIII.

27.  Сонин М.Я. Воспроизводство рабочей силы в СССР и баланс труда. М., 1959.

28.  Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова [Электронный ресурс]. URL: www.slovotolk.ru

29.  Толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой [Электронный ресурс]. URL: www.dis.academik.ru/contents.nsf/efremova; Толковый словарь русского языка Д.В.Ушакова [Электронный ресурс]. URL: www.dict.t-mm.ru/ushakov/ о/obraz.html.

30.  Толковый словарь русского языка: в 4 т. / сост. В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин и др.; под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994. Т. 4.

31.  Трошин А.Ф. Правовое положение рабочих и служащих, обучающихся без отрыва от производства. М., 1962.

32.  Трудовое право России: учебник / под ред. Р.З. Лившица, Ю.П. Орловского. М., 1998.

33.  Уржинский К.П. Производственно-техническое обучение на предприятии. Иркутск, 1958.

34.  Цветков В.В. Роль советского государства и права в повышении культурно-технического уровня рабочего класса и крестьянства в период постепенного перехода от социализма к коммунизму: дис. … канд. юрид. наук. М., 1954.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.