УДК 343.851.5
Кандидат юридических наук, доцент кафедры управления персоналом и коммерческого права
ПИ(ф) ВПО РГТЭУ. 614070, г. Пермь, бульвар Гагарина, 57
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Статья посвящена анализу результатов реализации федеральных целевых программ по улучшению положения детей в России, предложены мероприятия, направленные на улучшение работы по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних.
Ключевые слова: федеральные целевые программы по улучшению положения детей в России; мероприятия по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних
Программы по улучшению положения детей в Российской Федерации действуют начиная с 1993 г. Комплекс программ «Дети России» в качестве президентской программы утвержден в 1994 г. в составе 6 федеральных целевых программ («Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Развитие индустрии детского питания», «Планирование семьи»).
С 1997 года с учетом позитивных результатов реализации программ и важности решения текущих проблем детства разработаны новые федеральные целевые программы, направленные на решение острых проблем детского неблагополучия («Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство») и уже 10 федеральных целевых программ вошли в состав президентской программы «Дети России».
Актуальность программ и состав подпрограмм определен исходя из данных мониторинга о социально-экономическом положении детей в России, Конвенции ООН по правам ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, других международно-правовых актов, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, приоритетов государственной политики в отношении детей, а также результатов ранее действовавших федеральных целевых программ по острейшим проблемам детства.
За годы реализации федеральных целевых программ по улучшению положения детей в Российской Федерации удалось сформировать адекватную рыночным условиям и современному этапу развития законодательную базу, найти принципиально новые механизмы и институты осуществления государственной политики в отношении детей. При этом возникли и динамично развиваются новые институты поддержки детей и семей с детьми, направленные на предупреждение, профилактику и разрешение проблем социального неблагополучия. Получили развитие перспективные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемные семьи.
Программно-целевой метод в решении проблем детства позволил обеспечить достаточно высокий уровень межведомственной координации, укрепить механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты и обеспечения прав и интересов детей, их выживания и развития.
Возросла роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в обеспечении прав ребенка, что позволило внедрить на практике многообразные формы профилактики детского неблагополучия и принципы адресности при оказании помощи детям и семьям, имеющим несовершеннолетних детей. Так, например, успешно функционирует проект Пермского края «Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних».
Вместе с тем, несмотря на достигнутый уровень в вопросах улучшения положения детей в Российской Федерации, остается много нерешенных проблем, среди них: насилие в семье, проблемы детей – жертв вооруженных и межнациональных конфликтов; трудности детей, освободившихся из воспитательных колоний или проживающих с одним из родителей, освободившимся из мест лишения свободы.
Кроме того, необходимо отметить новые риски, связанные с мировым банковско-финансовым кризисом, вооруженными конфликтами, преступностью. Все это создает новую волну опасностей для детей, в частности: использование их в вооруженных конфликтах, противоправных действиях, употребление наркотиков, распространение ВИЧ - инфекции, занятость детей и подростков наихудшими формами труда, такими как проституция, порнография и т.д.
Накопленный опыт программно-целевого метода в решении вопросов по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий федеральных целевых программ, наличие проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в регионах – факторы, оптимизирующие продолжение работы по улучшению положения детей в рамках федеральной целевой программы «Дети России».
Назовем основные мероприятия по улучшению работы в направлении предупреждения преступлений и правонарушений несовершеннолетних.