УДК 651.01

 

 

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА

А.В. Москалев
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и финансового права
Пермский государственный университет. 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Статья посвящена многочисленным вопросам управленческого труда в Российской Федерации. Анализируются взгляды ученых в основном советского периода, так как в настоящее время категорией управленческого труда мало кто интересуется. Предлагаются определение понятия управленческого труда и его классификация.


Ключевые слова: управленческий труд; научная организация труда; содержание правоотношения; продукт труда


Традиционное обращение к многочисленным литературным источникам последнего десятилетия показывает, что категорией «управленческий труд» мало кто интересуется. Материалы такого рода практически отсутствуют в юридической литературе, очевидно, потому, что категория «управленческий труд» была предметом исследования целой науки советского периода времени, которая так и называлась – «научная организация труда» (НОТ), в ее рамках выделялась «научная организация управленческого труда» (НОУТ). Как НОТ, так и НОУТ было посвящено множество научных работ как общего характера [2], так и специальной направленности [1]. Вызывает определенный интерес в рассматриваемой сфере позиция В.И. Ленина, который еще на заре Советской власти писал, что «советская республика во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области», и требовал от руководящих работников уделять свое рабочее время теоретической подготовке, изучению научной организации труда. Идеи о научной организации управленческого труда, ее задачах и путях практического осуществления нашли отражение в документах целого ряда всесоюзных конференций и совещаний, регулярно проводившихся с начала 20-х гг. прошлого столетия.

Ценным вкладом в теорию организации управленческого труда стал коллективный труд «Научные основы государственного управления в СССР», в котором научная организация управленческого труда определяется как использование современных научно-технических достижений и передового опыта в целях повышения эффективности и производительности труда.

В целом управленческий труд советского периода времени определялся как одна из категорий социалистических производственных отношений. Он представлял собой сознательную деятельность управленческих работников, направленную на осуществление процесса управления [4, с. 4]. Выделялся ряд особенностей управленческого труда.

Прежде всего то, что это труд умственный, творческий, отличающийся большой сложностью и многообразием, многочисленными связями с явлениями материального производства. При этом деятельность работников аппарата управления больше, чем труд рабочих, ставится в зависимость от состояния экономики и науки, различных социальных факторов, хода научно-технической революции и некоторых других обстоятельств.

Содержание управленческого труда определяется как совокупность трудовых действий управленческих работников по реализации функций управления. В качестве основной части содержания всех видов управленческого труда выделяется объект управления, т.е. производственные и управленческие подразделения, отдельные индивиды и коллективы [5, с. 4].

Предметом управленческого труда является процесс управления и люди, участвующие в нем. Некоторые исследователи полагают, что этим предметом выступает многообразная информация. Такая постановка вопроса не согласуется с понятием предмета труда как объектом, на который направлен труд. Информация – это лишь инструмент осуществления процесса управления. В данном случае трудно согласиться с точкой зрения автора, как в случае отнесения человека к предмету управленческого труда, так и исключения информации из числа объектов управленческих правоотношений. В первом случае общая теория права настоящего времени человека во всех случаях относит к субъектному составу правоотношения. Здесь все-таки лучше было бы говорить о поведении человека в качестве предмета управленческого труда, что полностью сообразуется с теорией права. Во втором случае к предмету деятельности субъектов управленческих правоотношений необходимо также отнести и информацию. Она будет входить в состав объектов управленческих правоотношений.

Информация во все времена порождала, изменяла, т.е. существенно влияла на поведение субъектов управленческих правоотношений. Любой человеческий труд немыслим без информационных процессов, но нигде так не велико значение информации, как в управленческой деятельности. В управленческой деятельности информация выступает и как предмет труда (например, статистические данные), и как средство управляющих воздействий (например, приказ), и как средство обратной связи (например, отчет), и как продукт труда (например, аналитическая справка). По вопросам управления большое значение имеют научные труды известного отечественного ученого В.Г. Афанасьева. «Управление, – пишет он – органически связано с информацией … Именно благодаря информационным процессам система способна осуществить целесообразное взаимодействие с окружающими условиями, координировать и субординировать отношения собственных компонентов, направлять их движение, равно как и движение себя самой, как целого к заранее запрограмированной цели» [3, с. 111].

Для успешного выполнения своих функций субъект управления должен быть осведомлен о состоянии управляемого объекта, т.е. о том, что оно вызывает необходимость соответствующего воздействия и есть возможность его осуществить.

Не менее важна осведомленность субъекта управления и о внешней среде функционирования системы. Все это достигается организацией и осуществлением непрерывного обмена информацией как между компонентами системы, так и между системой и внешней средой. Благодаря обратной информационной связи субъект управления оценивает эффективность оказанного им воздействия и при необходимости корректирует его. Следовательно, для обеспечения нормального функционирования системы или управления ею необходимо: 1) собрать информацию о состоянии системы и окружающей ее среды; 2) передать ее по каналам связи в место ее соответствующей переработки; 3) осуществить переработку информации с целью формулирования команд управления; 4) передать исполнительным органам информацию, содержащую команды управления; 5) обеспечить контроль за их реализацией.

Подобный подход позволит не только уяснить все многообразие ее содержания, но и создавать основу для оптимальной функционально-структурной организации всего информационного процесса. Таким образом, информацию следовало бы и следует относить к основаниям возникновения, изменения и прекращения управленческих правоотношений, их объектам. Данная позиция находит подтверждение как в юридической литературе [8, с. 98], так и нормативной базе настоящего времени.

Вызывает интерес с точки зрения юриспруденции сегодняшнего дня также выделение в качестве элемента содержания управленческого труда продукта управленческого труда, к которому относят действия отдельных управленческих работников, в результате чего успешно функционируют все участники производственного процесса, достигаются конкретные результаты в области производства. «Известно, что многие авторы считают продуктом труда работников аппарата управления их решения. С этим вряд ли можно согласиться, т.к. количества принятых решений совершенно недостаточно для оценки эффективности управленческого труда» [5, с. 5]. Думается, что выделение продукта труда в качестве самостоятельного элемента содержания правоотношения является необоснованным в силу ряда причин: 1) общеизвестно, что содержание правоотношения состоит из субъективных прав и обязанностей его субъектов; 2) продукт труда есть результат поведения участников управленческих правоотношений, т.е. является вторым звеном в логической цепи рассуждений о содержании управленческого правоотношения. Первым было названо – поведение его участников, которое является предметом управленческих правоотношений. Но в качестве второго звена управленческого правоотношения уже был назван его объект, что совершенно справедливо и логично. Следовательно, продукт управленческого труда есть результат управленческого труда, который, в свою очередь, называется объектом управленческого правоотношения. Таким образом, делить объект управленческого правоотношения еще на составляющие его элементы, думается, вряд ли обоснованно.

Управленческий труд составляют четыре основные вида деятельности: 1) руководство; 2) разработка управленческих материалов; 3) подготовка информации; 4) делопроизводство.

Руководство заключается в своевременном принятии оптимальных решений и обеспечении их реализации. Оно предполагает выбор наилучшего варианта решения, подбор и расстановку кадров, координацию деятельности отдельных структурных подразделений и исполнителей, руководство производственными подразделениями, осуществление административно-распоряди­тельных функций, контроль за ходом производства и работы. Руководящие работники ответственны за организационную деятельность, определяют распорядок своего дня, регламентируют труд своих подчиненных. Принимая решения, руководители прежде всего обязаны учитывать общегосударственные интересы.

Разработка управленческих материалов состоит в подготовке оптимальных технических, производственных, организационных и других видов решений, в подготовке необходимой документации для выпуска новых или усовершенствованных видов продукции, в разработке технических и экономических норм и нормативов и т.д. Данными работами занимаются специалисты, ответственные исполнители. В их число входят заведующие структурными подразделениями, консультанты, референты, инженеры, экономисты и др. Правильная организация их труда во многом предопределяет успех работы аппарата управления, качество управленческой деятельности.

Подготовка информации сводится к обеспечению руководящих работников и специалистов различными данными и сведениями о состоянии производства, положении дел в том или ином подразделении, что необходимо при выработке решений и организации их выполнения. Подготовкой информации и первичной ее обработкой занимаются главным образом технические исполнители.

Делопроизводство включает: ведение и хранение дел в учреждениях, на предприятиях (оформление входящих и исходящих бумаг, хранение документов, печатей и дел в установленном порядке), осуществление проверки исполнения решений, работа с гражданами (жалобы и заявления), внимательное обслуживание посетителей. Делопроизводством занимаются технические исполнители (делопроизводители, секретари, машинистки, стенографистки, архивариусы и некоторые другие работники аппарата управления). Основная их задача – своевременное техническое и хозяйственное обслуживание руководителей и специалистов. Правильная организация труда технических исполнителей ускоряет процесс управления, способствует повышению эффективности труда руководителей и специалистов. Каждый из четырех видов управленческого труда связан с определенными управленческими процессами (составление и оформление документов, счетно-вычислительная работа, организация и проведение совещаний, экспедиционная обработка отправляемой корреспонденции, справочная работа, контроль за сроками исполнения и правильность оформления документов, копировально-множительная работа, формирование дел). О содержании этих процессов дают представление технологические схемы их осуществления.

Аналогичной классификации управленческого труда придерживается и А.А. Атаев. В своей работе «Научная организация управленческого труда (на примере государственных учреждений)» он подразделяет (в нашем случае проводится аналогия с работниками органов местного самоуправления) всех работников по выполняемым ими функциям в сфере управления на три основные группы: 1) руководители, труд которых направлен на организацию общего управления, администрирование, регулирование, а также на подбор, расстановку кадров, контроль за деятельностью подчиненных им подразделений. Эту категорию работников составляют: руководители представительных и исполнительных органов власти, их заместители и управляющие делами; 2) ответственные исполнители (специалисты). В их число входят заместители управляющего делами, заведующие отделами, инструкторы, консультанты, референты, инженеры, экономисты, помощники руководителей представительных и исполнительных органов местного самоуправления и ряд других работников. Эти лица осуществляют сбор информации, готовят руководителям проекты предложений; 3) технические исполнители – корректоры, стенографистки, делопроизводители, счетоводы, кассиры, секретари, машинистки, экспедиторы, курьеры, архивариусы и некоторые другие работники аппарата управления. Основная задача технических исполнителей – обеспечение своевременного технического и хозяйственного обслуживания руководителей и ответственных исполнителей. Рациональная организация труда технических исполнителей не только ускоряет процесс управления, но и способствует росту производительности труда руководителей и ответственных исполнителей.

Данная классификация управленческого труда, безусловно, имеет положительную оценку, хотя в ней есть и спорные моменты. Так, А.А. Атаев выделяет три группы работников в сфере управленческого труда, но внимательный анализ предложенной классификации показывает несколько иное количество групп, а именно только две – управленцы и исполнители, которые, в свою очередь, подразделяются на ответственных исполнителей (специалистов) и технических исполнителей. Думается, что идея трехуровневого деления управленческого труда действительно заслуживает внимания. В качестве недостающего звена следует выделить и закрепить место еще одной категории субъектов управленческих правоотношений, которую можно назвать «золотой серединой» между управленцами и исполнителями. В данную группу должны входить и на сегодняшний день входят лица, которые одновременно соединяют в себе два статуса – и управленца, и исполнителя (специалиста). Речь идет о так называемом «нижнем» звене власти (начальники департаментов, управлений, комитетов, фондов и т.п., которые являются должностными лицами, т.е. имеющими право осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность). Указанная категория лиц по отношению к вышестоящим по иерархической лестнице должностным лицам (управленцам) является категорией исполнителей (специалистов); к нижестоящим работникам (работникам своих подразделений) – категорией управленцев.

Таким образом, категорию труда можно классифицировать с учетом настоящего времени по трем направлениям. Труд работников по выполняемым ими функциям в сфере управления, который, в свою очередь, подразделяется: а) управленческий труд (высшие должностные лица, например главы муниципальных образований, выборные должностные лица и др.); б) управленческо-исполнительский труд (заместители глав муниципальных образований, руководители структурных подразделений представительной и исполнительной власти и др.); в) исполнительский труд (ответственные исполнители-специалисты структурных подразделений исполнительной власти (инструкторы, консультанты, референты, инженеры, экономисты и другие специалисты, не наделенные функциями исполнительно-распорядительного характера).

В зависимости от количества и организационно-правового статуса участвующих в нем лиц управленческий труд можно подразделить: 1) труд коллективный, когда субъектом, например, управленческого труда выступает юридическое лицо (администрация, департамент имущественных отношений муниципального образования и другие органы местного самоуправления выполняют исполнительно-распорядительные функции по отношению к другим субъектам местного самоуправления); 2) труд единоличный, когда, например, глава муниципального образования принимает решения, постановления об управлении или распоряжении в отношении объектов муниципальной собственности.

В зависимости от сферы применения управленческий труд подразделяется: 1) труд в публичных организациях (органах государственной власти – федерального или регионального уровня и местного самоуправления. Его еще можно назвать – труд в сфере управления, который является родовым понятием управленческому труду); 2) труд в частных организациях (в хозяйственных товариществах и обществах, некоммерческих организациях), труд индивидуальных предпринимателей.

Исходя из вышеизложенного в качестве итогового определения понятия управленческого труда настоящего времени можно предложить следующее: управленческий труд – это урегулированная нормами права деятельность органов власти и (или) должностных лиц, организующая определенное поведение субъектов общественных отношений в различных сферах общественно-полезной деятельности с целью эффективного функционирования соответствующей организационно-правовой структуры (формы).

 

Библиографический список

1.      Алексеев В.Б. Научная организация труда в аппарате судов и учреждений юстиции. М., 1984; Зуйков Г.Г., Черненко Г.И., Яськов Е.Ф. Научная организация труда в органах внутренних дел. М., 1981; Голубков Е.П. Какое принять решение? (Практикум хозяйственника). М., 1990; Ладензак К. Стиль работы и образ жизни руководителя: анализ проблемы, рекомендации; пер. с нем. М., 1985; Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель… Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М., 1993 и др.

2.      Афанасьев В.Г. Научное управление обществом. (Опыт системного исследования). 2-е изд., доп. М., 1973; Человек в управлении обществом. М., 1977; Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. 2-е изд., М., 1972; Пашков А.С. Правовые основы научной организации труда. М., 1967; Атаев А.А. Научная организация управленческого труда (на примере государственных учреждений). М., 1980; Гавриш В.И. Научная организация управленческого труда. Киев, 1982.

3.      Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.

4.      Гавриш В.И. Научная организация управленческого труда. Киев, 1982.

5.      Сильченков А. Ф. Повышение эффективности управленческого труда. М., 1981.

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.