УДК 347.44
А.А. Белецкая
Юрисконсульт управления образования администрации г. Белгорода,
аспирант кафедры трудового и предпринимательского права
Белгородский государственный университет. 308012, г. Белгород, ул. Победы, д. 85
Статья посвящена сравнительному анализу договорных форм инвестиционной деятельности в странах СНГ. Особое внимание уделено вопросу определения места инвестиционного договора в законодательствах Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины.
Ключевые слова: инвестирование; инвестиционные отношения; инвестиционный договор; инвестиционной кодекс
В российском гражданском законодательстве не закреплено в качестве правовой дефиниции понятие инвестиционного договора; таким образом, правовая природа инвестиционного договора имеет законодательную неопределенность. В настоящее время инвестиционный договор представляет собой особый вид договора, заключаемого на основании ч. 2 ст. 421 ГК РФ, в соответствии с которой «стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами».
В свою очередь, многообразие используемых инвесторами гражданско-правовых договоров при осуществлении своей деятельности делает актуальной проблему правового регулирования инвестиционных отношений, точного применения действующих правовых норм к возникшим на основе заключенного договора инвестиционным отношениям. В этой связи можно согласиться с мнением авторов, полагающих, что «ненадлежащий уровень правового регулирования инвестиций в Российской Федерации связан с неясным представлением о том, что следует считать инвестицией, инвестиционным договором и в каких случаях гражданско-правовые отношения можно квалифицировать как инвестиционные» [4].
Ввиду правовой неопределенности инвестиционного договора в российском праве интересен опыт других стран в законодательной регламентации аналогичных правовых конструкций.
Целью данной статьи является сравнительный анализ гражданского законодательства в странах СНГ в области инвестиционных отношений. Отметим также, что автором не ставится задача комплексного анализа всей правовой базы инвестиционной сферы. Предметом рассмотрения является определение места инвестиционного договора в законодательствах Республики Беларусь, Республика Казахстан, Украины.
Так, в Республике Беларусь с 2001 г. действует Инвестиционный кодекс – документ, содержащий в унифицированном виде правовые нормы, в наиболее полной степени регламентирующие данный институт права [5].
Надо отметить, что Республика Беларусь – единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий институт не только национальных, но и иностранных инвестиций на территории страны. Инвестиционный кодекс определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь. Инвестиционный кодекс на законодательном уровне закрепляет толкование понятия «государственное регулирование инвестиционной деятельности» [5, разд. III, гл. 2], «государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь», государственный «контроль за деятельностью коммерческих организаций с иностранными инвестициями» [5, разд. III, гл. 4, ст. 98]. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей, условия деятельности, а также устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах. Однако Кодекс не содержит понятия инвестиционного договора. В статье 14 дано определение лишь инвестиционного проекта, которым в соответствии с действующим Кодексом признается совокупность документов, характеризующих замысел о вложении и использовании инвестиций и его практическую реализацию до достижения заданного результата за определенный период времени. Тот факт, что Кодекс не содержит дефиниции понятия «инвестиционный договор» и в целом недостаточно уделено внимания четкому определению взаимных прав и обязанностей инвесторов и государства, свидетельствует о значительном смещении акцентов в белорусском инвестиционном праве из нормативной области в договорную.
Также, на наш взгляд, интересным представляется опыт правового регулирования инвестиционного договора в Республике Казахстан. Закон Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 г. №373-II (далее – Закон об инвестициях) объединил нормы, регулирующие отношения, связанные с инвестициями, и установил общий правовой режим для иностранных и национальных инвестиций, предоставив гарантии инвесторам, осуществляющим свою деятельность в Республике Казахстан [6]. Представляется, что в целом это следует расценить как позитивный момент. Однако возникают определенные вопросы при рассмотрении отдельных его положений. По нашему мнению, отсутствие четких и определенных формулировок основных категорий и терминов, используемых в законодательном акте, не позволяет однозначно трактовать то или иное явление, что, в свою очередь, снижает эффективность реализации правовых норм, порождая проблемы лингвистико-юридической коррупциогенности в правоприменительной практике. Данное явление, к сожалению, присуще как казахстанскому, так и российскому законодательству в области инвестиционного регулирования.
В пункте 8 статьи 1 Закона об инвестициях дано определение инвестиционного контракта как договора на осуществление инвестиций, предусматривающего инвестиционные преференции. Однако данный контракт, заключаемый с уполномоченным органом – Комитетом по инвестициям Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан, в соответствии с которым предоставляются инвестиционные льготы, не может быть признан договором, поскольку он содержит только отдельные элементы договора и по своей сути является односторонним решением компетентного государственного органа. В связи с этим, по нашему мнению, следует четко разграничивать понятия «инвестиционный контракт» – договор и «контракт о предоставлении инвестиционных преференций» – административный акт властного органа, оформленный в виде договора. В первом случае имеется в виду инвестиционный контракт как гражданско-правовой договор, во втором случае – властное решение государственного органа о предоставлении инвестору налоговых льгот, натурных грантов и (или) освобождении его от обложения таможенными пошлинами. Разумеется, нельзя согласиться с тем, что эти два различных понятия смешиваются. Чтобы избежать этого, следует законодательно определить, что инвестиционный контракт – это гражданско-правовой договор, а в случае принятия решения о предоставлении инвестиционных преференций использовать иную терминологию, более точно отражающую суть данного явления (например, акт, решение и т.п.) [1, с. 17].
Как видно, в законодательстве Республики Казахстан нет четкого определения понятия инвестиционного договора (контракта), не проработаны условия договора, форма и порядок его заключения и расторжения, а также не определены отдельные виды инвестиционных договоров.
В Украине основным нормативным правовым актом, регламентирующим вопросы инвестиционной деятельности, является закон Украины от 18 августа 1991 г. №1560-XII «Об инвестиционной деятельности» (далее – Закон).
Согласно статье 9 Закона договор является основным документом, регулирующим отношения между субъектами инвестиционной деятельности (при этом субъектами инвестиционной деятельности признаются как инвестор, так и исполнитель задания инвестора).
Частью 2 статьи 9 Закона предусмотрено, что заключение договоров, выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству Украины, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности [2]. В законе «Об инвестиционной деятельности» Украины так же, как и законодательстве Республики Беларусь, большое внимание уделяется гарантиям прав субъектов инвестиционной деятельности.
Закон направлен на обеспечение равной защиты прав, интересов и имуществ субъектов инвестиционной деятельности независимо от форм собственности, а также на эффективное инвестирование народного хозяйства Украины, развитие международного экономического сотрудничества и интеграции. Помимо этого, в Законе регламентируется инновационная деятельность как одна из форм инвестиционной деятельности, что, на наш взгляд, является позитивным моментом, так как свидетельствует об ориентации законодателя в направлении фундаментальных исследований, разработки и внедрения новых ресурсосберегающих технологий, осуществления качественных изменений в состоянии производительных сил.
В целом, подводя итог сравнительной характеристике положений законодательства таких стран, как Украина, Республика Казахстан, Республика Беларусь в сфере правовой регламентации конструкции инвестиционного договора, необходимо отметить, что во многом аспекты, касающиеся определения инвестиционного договора в этих странах сходны с российскими. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что и в России, и в Украине, и в Республике Казахстан законодательство в области инвестиционной деятельности нуждается в серьезной доработке. Однако следует отметить и положительные тенденции, имеющие место в последнее время в этой сфере: во-первых, это правовое закрепление гарантий прав инвесторов, во-вторых, государственная поддержка инвестирования. Опыт правовой регламентации инвестиционного договора в Республике Беларусь представляется нам как наиболее удачный из всех рассмотренных, хотя и он не лишен некоторых недостатков, указанных выше.
По нашему мнению, в законодательстве Российской Федерации необходимо подойти к вопросу регламентации инвестиционного договора комплексно, используя практику дифференцирования, сравнения опыта разных стран, учета позитивных тенденций, что позволит конструктивно решать вопросы перспективного планирования.
Библиографический список
1. Ахметжанова С. Анализ реализации инвестиционных проектов // Малый и средний бизнес Казахстана. 2007. №10 (10). С. 17.
2. Ведомости Верховной Рады Украины. 1991 г. №47, ст. 646.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая): принят 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Рос. газета. 1994. №238–239.
4. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал рос. права. 2005. №9. С. 31.
5. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 30 мая 2001 г.; одобрен Советом Республики Беларусь 8 июня 2001 г.; текст Кодекса по состоянию на 10 февр. 2001 г. Минск: Амалфея, 2005. 83 с.
6. Об инвестициях: закон Республики Казахстан от 8 января 2003 г. №373-II // Казахст. правда. 2003. №9–11(23948-23950).