Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 2 (36)

Название: ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Авторы:

Романовская О.В., Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой «Государственно-правовые дисциплины»
Пензенский государственный университет

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ORCID: 0000-0002-4563-1725 ResearcherID: C-7120-2017
Статьи автора в БД «Scopus» и «Web of Science»:       --- 
Реквизиты: Романовская О. В. Делегирование государственно-властных полномочий в системе публично-правового регулирования // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 36. C. 143–154. DOI: 10.17072/1995-4190-2017-36-143-154.
DOI: 10.17072/1995-4190-2017-36-143-154
Аннотация:

Введение: статья посвящена внедрению в систему организации государственной власти такого элемента, как передача (делегирование) отдельных публичных полномочий субъектам частного права. Цель: проанализировать отношения, возникающие по поводу осуществления субъектами частного права функций и полномочий, характерных для органов государственной власти. Выделить формы делегирования, пробелы, возникающие в системе государственного управления, провести анализ содержания каждой из форм передачи властных полномочий. Методы: основу данного исследования составили метод анализа нормативно-правового регулирования, формально-юридический и сравнительно-правовой методы. Результаты: установлены формы делегирования государственно-властных полномочий, принятые в Российской Федерации: сорегулирование, саморегулирование и квазирегулирование; создание организации с особым статусом, совмещающей в себе признаки государственного органа и некоммерческой организации, но имеющей право заниматься предпринимательской деятельностью; управление территорией организации частного права; аутсорсинг функций органов государственной власти. Выявлено, что Конституция России не предусматривает (но и не запрещает) делегирование государственно-властных полномочий негосударственным организациям. Допустимость делегирования основывается на расширительном толковании общих положений Конституции России, осуществленном в некоторых постановлениях Конституционного суда РФ. Выводы: современная идеология либертарианства, обосновывающая неэффективность осуществления государством своих публичных функций, оказывает заметное влияние на содержание административной реформы. Одним из направлений реформы является отказ государства от выполнения избыточных полномочий и передача их третьему сектору – различным негосударственным организациям. Отсутствие единых правил такой передачи в Российской Федерации влечет злоупотребления, а также отказ государства в части контроля за эффективностью выполнения публичных функций.

Ключевые слова: делегирование; власть; полномочия; сорегулирование, саморегулирование; квазирегулирование; государственный орган, негосударственные организации; либертарианство
  скачать полный текст статьи
Цитируемая литература: 1. Бахрах Д. Н., Скороходова В. В. Делегирование коммерческим банкам властных полномочий // Современное право. 2007. № 11. C. 2–5.
2. Белов В. А. Саморегулирование и саморегулируемая организация как составляющая часть общественных отношений // Конкурентное право. 2014. № 4. С. 32–36.
3. Васильева А. Ф. Делегирование государственных функций субъектам частного права // Правоведение. 2008. № 2. С. 65–75.
4. Гриценко Е. В. Конституционные основы и правовые формы привлечения частных субъектов к решению муниципальных задач в России в сравнительной перспективе // Закон. 2013. № 2. С. 113–128.
5. Дементьев А. Н. Законодательная девальвация полномочий исполнительных органов государственной власти: последствия и пределы допустимого // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 7. С. 37–41.
6. Егорова М. А. Частно-публичные начала приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческой корпорацией // Предпринимательское право. 2013. № 1. С. 25–32.
7. Ершова И. В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: вопросы теории и законодательства // Актуальные проблемы рос. права. 2014. № 10. С. 2142–2150.
8. Зарщиков А. В. Право собственности публичных образований на землю в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Пенза, 2015. 28 с.
9. Комарова В. В. Особый правовой статус территорий в России (на примере инновационного центра «Сколково») // Российская юстиция. 2011. № 6. С. 44–47.
10. Петров Д. А. Правовой статус саморегулируемой организации в сфере предпринимательства: дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2016. 433 с.
11. Романихин А. В. Саморегулирование по-российски // Законодательство и экономика. 2004. № 3. С. 32–36.
12. Современные проблемы организации публичной власти: монография / С. А. Авакьян, А. М. Арбузкин, И. П. Кененова и др.; отв. ред. С. А. Авакьян. М.: Юстицинформ, 2014. 596 с.
13. Толстых В. Л. Миф о войне как центральный элемент международно-правовой идеологии // Российский юридический журнал. 2015. № 6. С. 43–53.
14. Энциклопедический словарь / под ред. И. Е. Андреевского. СПб.: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон, 1893. Т. 9а. 977 с. URL: http://
dlib.rsl.ru/viewer/01003924242#?page=1 (дата обращения: 20.02.2017).
15. Affordable Housing and public – Private Partnerships. University of Colorado Law School, USA. 2009. URL: https://ru.scribd.com/do-cument/329013144/Nestor-M-Davidson-Robin-Paul-Malloy-Affordable (дата обращения: 20.02.2017).
16. Balleisen E. J., Eisner M. The Promise and Pitfalls of Co-Regulation: How Governments Can Draw on Private Governance for Public Purpose. URL: http://www.tobinproject.org/sites/
tobinproject.org/files/assets/New_Perspectives
_Ch6_Balleisen_Eisner.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
17. Brandsen T., De Donk W., Putters K. The intangible third sector. Hybridity and change as the basis for a new conceptualization / Paper presented at the conference of the European Sociological Association, Murcia, 23–26 September, 2003. URL: https://www.um.es/ESA/papers/Rn
6_7b3.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
18. Castro D. Benefits and Limitations of Industry Self-Regulation for Online Behavioral Advertising. URL: http://www.itif.org/files/2011-self-re¬gulation-online-behavioral-advertising.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
19. Codes and Co-regulation. URL: https://www.
alrc.gov.au/sites/default/files/pdfs/publications/11_codes_and_co-regulation.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
20. Cornuell R. C. Reclaiming the American Dream: The Role of Private Individuals and Voluntary Associations (Philanthropy and Society). Transaction Publishers, 1993. 199 p.
21. Creveld van M. The Rise and Decline of the State. Cambridge University Press. 1999. 436 р.
22. De Jasay A. The State. Indianapolis: Liberty Fund, 1998. 238 p.
23. Hayek F. A. Law, Legislation and Liberty: A new statement of the liberal principles of justice and political economy. Routledge, 2012. 584 р.
24. Hepburn G. Alternatives to traditional Regulation. URL: http://www.oecd.org/gov/regula¬tory-policy/42245468.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
25. Heupel M., Zangl B. Die empirische Realität des "neuen Krieges". URL: http://edoc.vifapol. de/opus/volltexte/2008/502/pdf/AP_27_2003.pdf (дата обращения: 20.02.2017).
26. Hibou B. Privatizing the State. Columbia University Press, 2004. 279 p.
27. Hybrid Rule and State Formation. Public-priwate power in the 21st century / Ed. by Shelley L. Hurt and Ronnie D. Lipschutz. New York, 2016. 258 p.
28. Mises L. Liberalism In The Classical Tradition. URL: https://mises.org/system/tdf/Liberalism%
20In%20the%20Classical%20Tradition_3.pdf?
file=1&type=document (дата обращения: 20.02.2017).
29. Nielsen E. Regulation, Co-regulation, or Self Regulation. What is the best approach? URL: http://www.iso.org/iso/livelinkgetfile?llNodeId
=21969&llVolId=-2000 (дата обращения: 20.02.2017).
30. Rothbard Murray N. For a New Liberty: The Libertarian Manifesto. 2006. 420 p. URL: https://mises.org/system/tdf/For%20a%20New%
20Liberty%20The%20Libertarian%20Manifesto
_3.pdf?file=1&type=document (дата обращения: 20.02.2017).
31. Schnee P., Unterberg S. Privatisierung von Polizeiaufgaben. Ein Rückzug des Staates? URL: http://www.deutschlandfunk.de/privatisierung-von-polizeiaufgaben-ein-rueckzug-des-staates.
724.de.html?dram:article_id=360178 (дата обращения: 20.02.2017).
Финансирование: Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-03-50051

 


      

      

 
Пермский Государственный Университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
+7 (342) 2 396 275, +7 963 012 6422
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011
Выходит 4 раза в год.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.

С 19.02.2010 года Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)

Учредитель: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.