УДК 378:34

ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧАЮЩЕЕ СООБЩЕСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОТЫ И ЗДОРОВЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Б. Зиланд

Профессор Института психологии университета Лойфана г. Люнебурга (Германия), Institute of Psychology, Leuphana University of Lueneburg, Scharnhorststr. 1, D-21335, Lueneburg, Germany

Т. Тарновски

Ассистент Института психологии университета Лойфана г. Люнебурга (Германия), Institute of Psychology, Leuphana University of Lueneburg, Scharnhorststr. 1, D-21335, Lueneburg, Germany

Описаны виртуальные технологии поддержки преподавателей, направленные на повышение их профессионализма, компетентности и эффективности труда и использующиеся в учебном процессе в Германии.

Ключевые слова: форум преподавателей, образовательный процесс, профессиональные риски, психологическая поддержка, эффективность преподавания

 

В юридическом образовании преподаватели всех уровней должны разрешать целый комплекс проблем (в том числе подозрение в сексуальном насилии, расизм), справляться с которыми их не обучали. Однако именно они являются самой большой предупредительной системой в Германии и должны распознавать проблемы, сами их решать или обращаться за помощью в соответствующие органы. Возникает целый ряд вопросов. Как могут преподаватели и их руководители нести ответственность за решение данных проблем? Как можно определить, что преподаватели в каждой профессиональной фазе имеют достаточные для этого? Что случится, если они находятся под давлением проблем и не могут найти приемлемых решений?

Депрофессионализированное обучение как профессиональный риск для преподавателей. Преподаватели юридических факультетов часто должны быстро действовать в ситуации, когда информации недостаточно. Если они не находят решений для острых проблем, они настойчиво учатся. Они тренируют проблемные мыслительные привычки, как, например, игнорирование, недооценка, убежденность в беспомощности или приписывание причин. Некоторые обращаются к спорщикам вместо советников, чтобы подтвердить свою беспомощность. С их степенью вовлеченности растет и риск принимать неразрешимые проблемы за разрешимые, а разрешимые – за неразрешимые. В обоих случаях последствия для здоровья и качества работы учителей и учеников бывают тяжелыми [2, s. 6–4; 3, s. 206–220]. Преподаватели пытаются перенести субъективные предположения на действительность. При этом могут развиться две формы глупости. Глупость первого порядка отвергает взаимосвязь, которая присутствует в реальности. Так, например, преподаватель может прийти к убеждению, что причина проблемного поведения учеников не в его стиле преподавания, а в воспитании родителей, и будет предпринимать соответствующие попытки решить проблему. Глупость второго порядка видит взаимосвязи там, где их нет. Преподаватель мог убедить себя в том, что ошибочное поведение ученицы связано исключительно с отсутствием интереса к его предмету.

Профессиональные учебные объединения для рефлексирующих практиков. Как опытные, так и неопытные преподаватели нуждаются в структурах для постоянного контроля поведения и обучения. К ним в первую очередь относятся профессиональные объединения. Они могут помочь в смысле социального конструктивизма «увидеть старое новыми глазами». Члены с различным профессиональным опытом учатся в профессиональных учебных объединениях понятно формулировать проблемные ситуации и сравнивать их понимание действительности с мнением других членов. Они получают облегчение посредством рассказа о тяжелых переживаниях, а также социальную поддержку или вызов со стороны остальных членов.

Далее будет описано виртуальное мультипрофессиональное учебное объединение на примере форума учителей. Этот форум является учебным местом для обмена коллективными знаниями («знаю что»), методическими знаниями («знаю как») и коллективными знаниями о соответствующих учебных местах («знаю где»). В профессиональных учебных объединениях пытаются затормозить депрофессионализированные учебные процессы посредством критических дискуссий между обучающимися. К этому учебному объединению относятся не только преподаватели из всех ступеней педагогического образования, но и мультипрофессиональная команда консультантов, т.к. комплексные проблемы в школе могут быть решены не только посредством профессии.

Через профессиональные учебные объединения мы прощаемся с иллюзией: профессионализм это не состояние, которое почти автоматически достигает преподаватель с большим профессиональным опытом, а процесс совместно рефлексирующих практиков. Чтобы действовать качественно и защитить самого себя от перегрузок, они регулярно контактируют с компетентными партнерами, которые на их запросы предоставляют свою специальную экспертизу. Они используют поддержку в мультипрофессиональном учебном объединении и осуществляют коллективную самостоятельную деятельность при изменении или преодолении ситуаций («я хорош», «вместе мы лучше»). Признаком успеха таких учебных групп является сбалансированная отдача и принятие правмла: один за всех, все за одного. Каждый член понимает, что педагогическое действие может иметь только экспериментальный характер и поэтому постоянно должно оцениваться и улучшаться. Мужество открыто ставить вопросы – это признак уверенного и квалифицированного преподавателя. Кто больше не спрашивает, прекращает работать над своими будущими способностями. Обучающееся сообщество живет тем, что ставит вопросы, получает, дает и критикует ответы. Короткие сообщения по важным темам помогают всем учиться на хорошей практике. Кто получил хороший опыт по проблеме с помощью определенных действий или мыслей, предоставляет его в распоряжение другим членам, чтобы и они могли от этого выиграть. Кому не удалось решить проблему, сообщает об этом объединению, чтобы другие знали об этом риске и возможно могли его избежать. Примером являются преподаватели, которые всю жизнь учатся.

Многие начинающие преподаватели боятся искать профессиональную поддержку на образовательных коллегиях, у руководителей семинаров или доцентов, так как их могут оценить как некомпетентных. Другие не готовы делиться своими идеями и опытом, поскольку слушатели возможно могут выдать их за свои, или они убеждены, что их решения функционируют только в собственном контексте, что опыт можно получать только самому и никогда не передавать его другим.

Поэтому на форуме преподавателей обучающиеся пишут под выбранными ими псевдонимами. Как спрашивающие, так и отвечающие обогащают учебное объединение импульсами, которые каждый участник должен проверить для самого себя. Форум объединяет партнеров с профессиональным образованием из круга коллег и специалистов других дисциплин по всем ступеням юридического образования, чтобы обсудить вопросы и идеи. Он предлагает возможность найти и дать совет по интересующей проблеме во время, когда вопросы актуальны. Молодые преподаватели могут получить полезную информацию от опытных учителей, опытные под влиянием молодых могут по-новому увидеть проблему. Абитуриенты и студенты могут использовать форум как «виртуальную практику».

На форуме педагогов www.lehrerforum.uni-lueneburg.de зарегистрировано 1 700 преподавателей, а также 54 профессиональных консультанта (руководители семинаров, юристы, школьные психологи, врачи), написано около 5 400 сообщений. К настоящему моменту его посетили около 160 тыс. раз. Есть отдельные обсуждения с 30 ответами или 5 500 посещениями. Дополнительно через форум возможно индивидуальное консультирование через сообщения.

Форум преподавателей является виртуальным учебным и консультационным местом, в котором рефлексирующие практикующие преподаватели и те, кто еще на пути к этому, могут обмениваться опытом. Каждый участник может выступать в трех ролях:

  • рефлексирующие преподаватели описывают проблему и просят остальных участников форума о кооперативном решении этой проблемы. В дальнейшем процессе они обязаны обсуждать решения, проверять шансы и риски, после их оценки экспериментально меняться и оценивать эффекты, сообщать о них остальным членам учебного объединения. Таким образом, последние тоже могут учиться.Дающие импульс
  • Размышляющие вместе стараются лучше понять анонимно зарегистрированных рефлексирующих практиков и затронутую проблему через целенаправленные вопросы для дающих импульс и для себя (прояснительная работа) и дать кооперативную оценку, чтобы не представить проблему как безобидную и не преувеличить ее. Шансы и риски предложений с решениями должны быть оценены, а индивидуальные, социальные и организационные ресурсы и факторы риска, включая оценку последствий, должны пройти обсуждение.
  • Обучающиеся вместе читают сообщения гостей и зарегистрированных пользователей по поводу завершенных или еще актуальных случаев и извлекают выгоду из представления проблемы, предложенных решений и эффектов. Они могут порекомендовать прочитать сообщения другим коллегам, которые стоят перед подобной проблемой или имеют соответствующий опыт, который может быть полезен в решении проблемы.

Чем больше членов принимают участие, тем разнообразнее их опыт, тем больше пользы для всех. В профессиональном диалоге преподаватели могут освободить себя и других от груза проблемы. Как это было бы, если бы над решением профессионального вопроса размышляла не только одна знакомая коллега, а многие коллеги? Как это было бы, если бы преподаватели получали первый ответ на анонимные вопросы от опытных специалистов в течение 2 дней? Как это было бы, если бы Вы получали пользу от разговоров с консультантами, обращая внимание других на интересную проблему, перед которой они возможно стоят? Коротко: Как это было бы, если бы Вы могли использовать профессиональную биржу идей и обсуждений, не платя членских взносов и с наименьшими затратами времени?

Какие преимущества форума интересны для разных групп пользователей? Это возможность, когда проблема стоит остро, учиться на примере решений и мнений других коллег; возможность получить через два дня первый ответ от коллег и/или специалистов; необходимость понятно описать проблему, несмотря на смущение; возможность выбирать из многих решений; шанс помочь другим, сообщая о хорошем опыте; возможность использовать часто задаваемые вопросы по одной теме как материал для (дальнейшего) образования, использовать сообщения о проблемах для семинара со студентами учебных заведений, преподавателями; шанс не потерять опыт специалистов, находящихся на пенсии; способствовать кооперации и приобретать опыт самостоятельной деятельности.

Кроме того, этот педагогический форум предлагает обычные преимущества Интернета. Можно сделать ограниченные ресурсы по профессиональному консультированию доступными многим пользователям, сэкономить время, избежав ненужного перемещения, не заботиться о парковке, избежать расходов на приемную и комнату для консультации и фиксированной даты консультации.

У форума, как у каждого метода, есть границы. Это не скорая помощь, для этого есть телефон доверия для учителей. Он предполагает консультирование в дополнение к консультированию на месте. Нет гарантии, что ответы ведут к цели и не имеют побочных действий. Ответственность несет действующее лицо на месте. Но это относится к любому консультированию. Форум должен не замещать индивидуальное консультирование на месте, а действенно дополнять. К его сильным сторонам относится консультирование по информации и решению (например, начать решать проблему с профессиональной поддержкой на месте), консультирование на месте, напротив, необходимо особенно по вопросам исполнения. При взаимодействии двойной системы консультирования форум может прояснить некоторые проблемы и таким образом улучшить степень воздействия консультирования на месте. Он также является важным дополнением к педагогическому образованию и повышению квалификации. А наиболее частые запросы указывают на пробелы в педагогическом образовании.

Кто является целевыми группами?

  • преподаватели, которые хотят найти и предложить качественное решение проблем, освобождение от груза проблемы, помощь;
  • студенты педагогических учебных учреждений, которые могут извлечь пользу из представленного практического опыта;
  • претенденты, которые хотели бы использовать больше практического опыта, чем есть у них самих;
  • начинающие учителя, которым нужны опыт и реальные требования;
  • учителя-консультанты, школьные психологи, проектные группы и т.д., сообщающие о проблемах и решениях, которые могут быть полезны другим;
  • преподаватели на пенсии, которые бы хотели передать свой опыт.

Форум преподавателей может передать своим пользователям опыт: «Я хорош, но вместе мы еще лучше и от этого всем легче!». Было бы хорошо, если бы он использовался многими, чтобы описывать проблемы, комментировать запросы или просто только читать интересные сообщения. В качестве заголовка сообщения следует выбрать ключевую фразу, которая заинтересует участников форума и заставит прочитать и прокомментировать Ваше сообщение. Можно удалять или в дальнейшем исправлять каждое написанное Вами сообщение.

Кто хотел бы узнать, как преподаватель, по мнению пользователей и профессиональных консультантов, должен был справиться с угрозой убийства, исходящей от мамы ученика, может зайти на сайт www.lehrerforum.uni-lueneburg.de и зайти в рубрику «угроза убийства». Там также можно прочитать все сообщения к этой теме. Дать ответы и задать вопросы можно только после предварительной регистрации.

В долгосрочной перспективе мы видим в учительском форуме рациональный инструмент для подготовки учителей-консультантов и школьных психологов, а также для совершенствования общей компетенции преподавателей в области консультирования (рис. 1).

Для этой цели есть возможность, комментировать хорошие и проблемные консультационные сообщения. Тогда автор получает электронное сообщение (при этом комментатор не знает этот адрес) о том, что его консультационное сообщение было прокомментировано, и ссылку на этот комментарий. Так мы хотим способствовать качеству консультирования в форуме.

В конечном счете у нас есть представление о двойном консультировании в юридическом образовании: для повышения качества работы и самоосвобождения преподаватели должны использовать, наряду с возможностями форума, обсуждение на месте с коллегами и специалистами. В последующие годы к форуму будет присоединено учебное место, где активные пользователи смогут тренировать свою компетентность в области описания проблем и консультирования по типу «заочного обучения». Мы исходим из того, что это может улучшить качество коллегиальных консультационных бесед.


Библиографический список

  1. Rahm T., Sieland B. Qualitätssteigerung durch duale Beratung in der Schule? In E. Mittag, E. Sticker, K. Kuhlmann (Hrsg.). Leistung – Lust und Last. Impulse für eine Schule zwischen Aufbruch und Widerstand. Kongressbericht der 17. Bundeskonferenz für Schulpsychologie 2006 in Köln. Bonn: Deutscher Psychologen Verlag. 2006
  2. Sieland B. Ungewolltes Lernen als Risiko im Hause des Lernens. Lehrpersonen brauchen professionelle Lerngemeinschaften. In SE journal für schulentwicklung. Heft 3/2006 Innsbruck: Studienverlag. 2006.
  3. Sieland B. Wie gehen Lehrkräfte mit Belastungen um? Belastungsregulierung zwischen Entwicklungsbedarf und Änderungsresistenz. In Rothland. M. (Hrsg.): Belastung und Beanspruchung im Lehrerberuf. Modelle – Befunde – Interventionen. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwissenschaften. 2007.
  4. Sieland B. Lernberatungskompetenz durch professionelle Lerngemeinschaften in der Lehrerbildung erwerben? In S. Preiser, M. Krämer & K. Bruselys (Hrsg.). Sammelband zur Fachtagung „Psychologiedidaktik und Evaluation VI“ Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht. 2007.

 

Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.