УДК 340

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ ЖИТЕЛЕЙ ПОРУБЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Н.О. Матвиенко

Судья

Волгоградский областной суд. 400131, г. Волгоград, просп. Ленина, 8

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Статья посвящена государственно-правовому регулированию перехода границы жителями приграничных территорий Российской империи. На основе соответствующих рассматриваемой проблеме законодательных актов середины XVII - начала XX в. автор пришел к выводу о том, что для порубежных жителей, имеющих законные интересы на территории соседних государств, были установлены упрощенные правила перехода границы российского государства.

Ключевые слова: граница государства; подданный Российской империи; приграничные жители; заграничный паспорт; лигитимационный билет; переход границы


В современной историко-правовой науке достаточно актуальными и малоизученными являются вопросы, связанные с переходом государственной границы жителями приграничных территорий. По мнению К. Абрамовича, приграничными жителями следует признавать жителей, имеющих оседлость или промыслы в смежных с другими государствами городах, местечках и селениях [1, с. 160].

Впервые на законодательном уровне рассматриваемые правила были закреплены в середине XVII в. Статья 5 главы VI Соборного Уложения вводит упрощенные правила пересечения границы для пограничных русско-литовских и русско-немецких земель, вклинивающихся друг в друга. Данное изъятие объясняется техническими сложностями контроля за передвижением и интересами торговли [11, с. 273]. В связи с этим ст. 6 вменяет в обязанность помещикам следить за своими крестьянами и доносить о подозреваемых воеводам.

Указанное правило нашло отражение в других историко-правовых документах, например в «Памяти Одоленских воевод заставному казаку» от 1 апреля 1650 г. Согласно документу «государевы крестьяне» могли переходить границу без проезжих грамот, однако, устанавливалось и ограничение «…верст по пяти или по десяти» [9, с. 128].

Упрощенный порядок пересечения границы Российской империи предусматривался и для жителей пограничных территорий, занимающихся различными промыслами, в том числе и на территории сопредельных государств. Указ от 23 августа 1807 г. предписывал пропускать указанные категории пограничных жителей со свидетельствами, выданными «Земскими Начальствами». Обязательными условиями выступали – определение срока пребывания за пределами государства и контроль за своевременным возвращением [8].

Внимание законодателя привлекали и проблемы, связанные с развитием торговли на порубежных территориях. Государство поощряло развитие торговых отношений между пограничными жителями. Например, п. 4 указа от 9 июля 1842 г. [6] закрепил правила пересечения границы в торговых целях подданных России и Пруссии, указ от 9 сентября 1842 г. – для пограничных жителей Царства Польского [2, с. 211]. Рассматриваемые узаконения для практического применения были разъяснены постановлением Комиссии Внутренних и духовных Дел от 28 ноября 1847 г. [8] Согласно этому постановлению, по лигитимационным билетам в течение 8 дней допускался неоднократный переход государственной границы. Интерес представляет постановление Комиссии Внутренних и духовных Дел от 7 мая 1854 г., которое разъясняло, что лигитимационные билеты могут выдаваться даже лицам, которые не имеют права на их получение, по предоставлении доказательств о «настоятельной необходимости поездки за границу». Однако исключение составляли чиновники, состоявшие на государственной или общественной службе [13].

Анализ приведенных законодательных актов позволил сделать вывод, что государство, устанавливая упрощенные правила перехода границы жителями пограничных территорий для развития промыслов и торговли, преследовало несколько целей. Прежде всего учитывались необходимость экономического развития окраин государства и занятости населения, а также фискальные интересы государства, так как торговля и ремесленные промыслы облагались налогами.

Российские историко-правовые акты периода империи содержали указание и на другие причины, по которым жители порубежных территорий могли переходить границу с сопредельными государствами в упрощенном порядке. Интерес представляет Положение Комитета министров от 1 января 1861 г., которое, помимо торговли, называет такие причины, как «отыскание скота и украденных вещей» [5].

Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель стремился защитить интересы жителей пограничных территорий, которые имели необходимость в переходе границы. Показательным в этом плане является указ от 18 июня 1860 г. [4], который был издан в результате перевода губернских учреждений из Шемахи в Баку, что повлекло неудобства для жителей Шемаханского уезда в получении документов, необходимых для перехода границы с Турцией и Персией. Рассматриваемый указ предоставлял право выдачи кратковременных заграничных паспортов жителям пограничных территорий с Турцией и Персией, а также жителям городов Редут-Кам, Баку и Дербента Шемаханскому Уездному Управлению.

Пограничные жители, т. е. лица, проживавшие в пределах 21 версты от границы с сопредельным государством, пропускались за рубеж по легитимационным билетам, которые выдавались местными городскими или сельскими начальниками (бургомистрами, войтами и др.). Такие билеты не выдавались лицам, состоявшим под судом, следствием или полицейским надзором (ст. 897 Таможенного устава, ст. 315 Устава о паспортах).

Устав о паспортах 1903 г. обобщил ранее существовавшие правила. Глава, регулирующая передвижение подданных Российской империи, проживающих на сопредельных территориях, через соответствующую границу, получила название «О пограничных сообщениях».

Закон достаточно подробно регламентирует пограничные сообщения России и Пруссии, России и Австрии, России и Турции, России и Персии. Наибольшее внимание уделено переходу жителями приграничных территорий западной границы. Устав о паспортах 1903 г. предусматривал следующие правила для помещиков западных губерний (ст. 184) и Бессарабской губернии (ст. 185). Помещикам западных губерний паспорта выдавались местными губернаторами на непродолжительное время в случаях необходимости присутствия в своих имениях, находящимся за границей, «по делам управления». Помещики Бессарабской губернии могли пересекать границу при наличии свидетельств, выданных местной полицией на следующих условиях: 1) наличие документов, удостоверяющих необходимость пребывания за границей (по месту нахождения недвижимости) «по делам тяжебным, семейственным и торговым»; 2) на срок не более двух месяцев. Видится возможным сделать вывод о том, что особенностями выезда за границу помещиками, недвижимость которых находилась в других государствах, являются: упрощенный порядок получения соответствующих документов, выдаваемых на краткий срок, и возможность пребывания только в одном иностранном государстве.

Для пересечения границ с Пруссией и Австрией устанавливались следующие правила. Устав наделил правом беспрепятственного передвижения «из одной части имения, пересекаемого границей, в другую, не смотря на разность держав» помещиков, их поверенных и слуг, а также живущих в пределах имения поселян (ст. 236–237). Закон установил и возможность перемещения в рамках имения без какой-либо платы и пошлин земледельческих орудий, скота, «всякие произведения земли», собственные изделия (ст. 237). Однако все перечисленное имущество должно принадлежать хозяину или поселянам поместья, разделенного границей.

Интерес представляют положения ст. 238 Устава о паспортах 1903 г., которая разрешила беспрепятственное пересечение границы всем жителям порубежных территорий. Норма не содержит каких-либо условий, ограничиваясь формулировкой «для обыкновенных ежедневных сношений».

Для перехода границы с Пруссией русским подданным необходимо было получить виды на пребывание, которые выдавались уездными исправниками, сроком на три дня. Согласно ст. 239 переход границы должен был осуществляться через указанные в документе таможни или переходные пункты.

Для перехода границы с Австрией закон кроме трехдневных видов предусматривал возможность получения от начальников местной полиции билетов сроком от двух до четырех недель на следующих условиях (ст. 242): билеты действительны только на расстоянии трех миль от границы; при необходимости передвижения далее трех миль разрешение необходимо получить у «местного полицейского чиновника»; информация на билете должна содержаться с одной стороны на русском и польском языках, с другой – на польском и немецком.

Правом на получение документа, дающего право на пересечение западной границы, не могли воспользоваться: 1) лица, состоящие под судом или следствием; 2) лица, состоящие под надзором полиции, учрежденном вследствие занятия контрабандным промыслом; 3) лица, замеченные полицией в краже, укрывательстве краденного, в способствовании эмиграции, в распространении запрещенных книг и брошюр; 4) лица, мужского пола, достигшие восемнадцатилетнего возраста, без предъявления свидетельства о приписке к призывному участку, а также по достижении призывного возраста, без предъявления свидетельства об отбытии воинской повинности [1, с. 161].

Следует отметить, что Устав о паспортах подтвердил ранее достигнутые договоренности с иностранными государствами. Например, положения о переходе через границу в Германию русских рабочих для выполнения полевых или других имеющих отношение к земледелию работ и выдаче им бесплатных билетов на восьмимесячный срок, содержащихся в ст. 2 V отдела протокола Русско-Германской конференции 1896–1897 гг.

Переход российскими подданными южной границы империи также привлекал пристальное внимание законодателя. Примером могут служить положения, закрепленные в Конвенции России и Персии 1844 г.: 1) подданные России и Персии не могут переходить из одного государства в другое без паспортов и без формального разрешения от своего правительства; 2) в случае незаконного перехода границы, нарушители должны быть задержаны и переданы пограничному начальству или консулу своего государства со всем имеющимся при них имуществом; 3) все просьбы, с которыми подданные обращаются к своему правительству для получения разрешения на переселение, должны подаваться без постороннего вмешательства; 4) правительства России и Персии не должны отказывать в выдаче документов, разрешающих переселение даже для целых семейств, если на то нет законных препятствий [10]. Следует отметить, что первые два правила в целом повторяют общие установления, распространяющиеся и на границы с другими государствами, последние правила предоставляют взаимное право на переселение подданным России и Персии.

Сравнительный анализ норм, содержащихся в Конвенции России и Персии 1844 г. и Уставе о паспортах 1903 г., показал, что законодатель в некоторой степени упростил правила перехода границы России и Персии. В Конвенции закреплена необходимость наличия паспорта, Устав позволяет переход границы жителям приграничных территорий по пропускным билетам. Видится возможным объяснить упрощение правил экономическим состоянием рассматриваемых российских пограничных территорий и определенной экономической зависимостью от пограничных местностей Персии. Необходимость установления особых правил перехода приграничными жителями персидской границы обосновывается в докладе по законопроекту о внесении изменений в соответствующие статьи Устава о паспортах 1903 г. от 6 апреля 1912 г. В качестве аргументов приводятся следующие: «Закаспийская окраина ввиду недостатка воды и неблагоприятных климатических условий не может производить необходимого для потребностей местного населения», в связи с этим постоянно нуждается в привозе необходимых товаров со стороны; ближайшие местности Персии (провинции Хоросанская и отчасти Астрабад-Бостолеская) отличаются своими природными богатствами, и мелкие торговые сделки между приграничными жителями двух государств «составляют обыденное явление пограничной жизни подданных»; цены на предметы первой необходимости в приграничных населенных пунктах во многом находятся в зависимости от большей или меньшей доступности перехода границы подданными России, отправляющимися в пограничные полосы Персии [3].

В результате внесения изменений в Устав о паспортах 1903 г. для пересечения границы с Персией были установлены следующие правила: для «отлучек» в ближайшие пограничные провинции Персии пограничные жители Закаспийской области получали бесплатные свидетельства на срок не более одного месяца; выдача свидетельств осуществлялась в соответствии с правилами, установленными Военным министерством по соглашению с министрами финансов, внутренних и иностранных дел; устанавливалась ответственность в соответствии со ст. 1038 и 1039 Таможенного устава за следующие деяния: 1) переход границы без пропускного свидетельства; 2) переход границы со свидетельством, но в недозволенных пунктах; 3) просрочка пропускного свидетельства.

Регулировался и вопрос о пропуске через границу лиц, потерявших документ на право перехода границы и пребывания за границей. Так, Циркуляр департамента таможенных сборов по таможенному ведомству от 26 октября 1885 г. №25071 «О порядке пропуска из границы лиц, потерявших лигитимационные билеты» предписывал руководствоваться следующими правилами: лицо, потерявшее билет, находясь в иностранном государстве, может быть «пропущено в империю» при удостоверении его личности властями или «кем-либо из благонадежных местных (пограничных) жителей; легитимационный билет должен быть объявлен недействительным; сведения о недействительности билета должны вноситься в пассажирские реестры [7].

Видится возможным объяснить внимание законодателя к проблемам пересечения границы лицами, проживавшими на сопредельных с другими государствами территориях и закрепление соответствующих правил следующими причинами. Во-первых, необходимостью защиты экономических интересов владельцев имений, разделенных границей. Во-вторых, необходимостью сохранения целостности указанных имений. В-третьих, необходимостью предотвращения возможных проявлений недовольства в случае ущемления прав и интересов жителей пограничных территорий. Следует обратить внимание на то, что Россия признавала аналогичные права жителей пограничных территорий сопредельных государств.

Библиографический список

  1. Абрамович К. Устав о паспортах. Со всеми изменениями, дополнениями и разъяснениями по решениям Правительствующего Сената и циркулярами Министерств. СПб., 1905 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант 2010».
  2. Андреева П. Узаконения о заграничных паспортах в губерниях Царства Польского и ответственность за нарушение их // Журнал Министерства юстиции. 1907. №5. С. 210–214.
  3. Доклад по законопроекту об установлении в законодательном порядке особых правил перехода границы пограничными с Персией жителями Закаспийской области по краткосрочным пропускным свидетельствам // ГААО. Ф.290. Оп.3а. Ед.хр.76.
  4. О выдаче заграничных паспортов жителям Шемаханского уезда: указ именной, объявленный Сенату Управляющим Министерством юстиции от 18 июня 1860 г. // ПСЗ РИ. Т. XXXV. Отд. 1. Собр. 2, № 35939.
  5. О дозволении пограничным жителям России и Австрии переходить границу по легитимационным билетам как для отыскания скота и украденных вещей, так и по торговым делам: Высочайше утвержденное Положение Комитета Министров от 1 января 1865 г. // ПСЗ РИ. Т. XL. Отд. 1. Собр. 2, № 41644.
  6. О некоторых облегчениях в пограничных торговых с Пруссией сношениях в пользу подданных обоих государств: указ именной от 9 июля 1842 г. // ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XVII, № 15830.
  7. О порядке пропуска из границы лиц, потерявших лигитимационные билеты: циркуляр департамента таможенных сборов по таможенному ведомству от 26 октября 1885 г. №25071 // Сб. циркуляров по таможенному ведомству за 1885 г. СПб., 1886.
  8. О пропуске пограничных поселян и обывателей в Россию и из оной за границу: указ именной от 23 августа 1807 г. // ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XIX, № 2295.
  9. Память Одоленских воевод Василия Чоглакова и Степана Елагина заставному казаку Немкову «О непропуске за рубеж Заонежских Русских людей, и из-за рубежа Шведов в пределы государства без проезжих грамот» // Акты исторические, собранные и изданные археографической комиссией. СПб., 1842. Т. 4, №38. С. 128.
  10. ПСЗ РИ. Собр.2 Т.XIX. № 18274.
  11. Российское законодательство X-XX веков. Т. 3: Акты Земских соборов / отв. ред. А.Г. Маньков. М.: Юрид. лит., 1985.
  12. Сборник постановлений по Министерству Внутренних Дел. М., 1866. Т. I, ч. II., №101.
  13. Сборник постановлений по Министерству Внутренних Дел. М., 1866. Т. I, ч. II, №112.
Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.