УДК 347.1.
DOI: 10.17072/1995-4190-2015-4-47-51

Дефекты обязательственного правоотношения
как одного из элементов механизма
правового регулирования

И.П. Кожокарь

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского и международного частного права

Саратовская государственная юридическая академия

410056, г. Саратов, ул. Вольская, 1

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Введение:статья посвящена проблеме дефектности одного из элементов механизма правового регулирования – обязательственных правоотношений. Цель: проанализировать отдельные дефекты структурных элементов обязательственного правоотношения. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод. Использованы также общенаучные методы исследования – анализ, синтез, а также частнонаучные методы исследования: формально-юридический, технико-юридический. Результаты:рассмотрены отдельные дефекты обязательственного правоотношения, указаны некоторые способы их преодоления и устранения. Выводы: каждый элемент обязательственного правоотношения (субъект, объект) может содержать в своем составе какой-либо дефект. Актуальным является и рассмотрение указанной проблемы с позиции концепции осуществления прав.

 

 

Ключевые слова: обязательственное право; обязательственное правоотношение; дефекты;
механизм правового регулирования

 

 

Введение  

Одним из элементов механизма гражданско-правового регулирования обязательств является правоотношение. Как писал С.С. Алек­сеев, «правоотношения являются той формой, в которой существуют субъективные юридические права и обязанности. Они выполняют роль основного рычага, обеспечивающего действие права в отношении конкретных лиц» [1, с. 35]. Дефекты правоотношений могут заключаться в различных моментах: проблемы, связанные с отдельными элементами правоотношения; несовершенства, вытекающие из отличительных признаков обязательств и т.п. Наша задача заключается в систематизации указанных групп дефектов в целях их дальнейшего глубокого изучения.

В цивилистической литературе традиционно выделяются элементы любого правоотношения: субъект, объект, субъективные права и обязанности. Е.В. Вавилин, помимо сказанного, включает в состав гражданского правоотношения осуществление (реализацию) права и исполнение обязанности [3, с. 160]. Через перечисленные элементы нередко и дается определение гражданского правоотношения. Так, по мнению Л.А. Чеговадзе, «гражданское правоотношение – это системная связь состоящих в нем субъектов, обособленных принадлежностью прав и обязанностей, объектом которых выступают присвоенные или потребные социальные блага, а осуществление (исполнение) производится по собственному усмотрению, но обеспечено возможностью применения мер принудительного воздействия от имени государства» [8, с. 61]. Нетрудно заметить, что приведенная дефиниция делает ставку на составных частях правоотношения.

Из сказанного можно сделать вывод: гражданское правоотношение, в том числе обязательственное, представляет собой совокупность, системную связь его элементов. В контексте изучения дефектов механизма гражданско-правового регулирования это означает, что дефект одного из элементов правоотношения неизбежно ведет к дефективности всего обязательственного отношения. Верно и обратное суждение: дефект обязательственного отношения – это в любом случае существенный изъян какого-либо из его элементов. Таким образом, дефекты отношений необходимо рассматривать путем изучения дефектных явлений его отдельных элементов.

 

Основной контент

Субъект обязательств по общему правилу равнозначен субъекту гражданского права. Все участники экономического оборота могут быть как кредиторами, так и должниками по обязательствам, выступать в качестве третьих лиц (например, при исполнении обязательства третьим лицом, третьему лицу, поручительстве и т.д.). Однако в отдельных случаях закон предусматривает необходимость особого субъекта (в частности, по договору розничной купли-продажи, контрактации, коммерческой концессии и т.п.). Из сказанного «вытекают» возможные дефекты субъекта обязательства.

Прежде всего к дефектным явлениям следует отнести исполнение обязательства ненадлежащим лицом либо ненадлежащему лицу. Необходимо иметь в виду, что закон не связывает исполнение исключительно с личностью кредитора и должника, так как по общему правилу в исполнении могут принимать участие и третьи лица (ст. 312, 313 ГК РФ). Между тем порядок такого исполнения должен соответствовать определенной процедуре и возможно оно не во всех случаях. Например, не допускается замена стороны по обязательствам, в которых личность должника и/или кредитора имеет существенное значение.

Отметим, что субъект исполнения рассматривается в качестве одного из элементов принципа надлежащего исполнения обязательств. На основе названного факта судебной практикой сделан правильный вывод о том, что исполнение обязательства ненадлежащему лицу приравнивается к неисполнению. Так, суд указал, что истец как поставщик не представил надлежащих доказательств согласования с ответчиком возможности исполнения обязательства в адрес третьих лиц. Ввиду изложенных обстоятельств суд пришел к выводу об отсутствии надлежащего исполнения обязанности, как следствие, иск поставщика оставлен без удовлетворения [4].

С учетом сказанного, исполнение обязательства ненадлежащим лицом или ненадлежащему лицу – один из дефектов обязательственного отношения, приводящий к невозможности достичь результата названного правоотношения в виде надлежащего исполнения, а также являющийся основанием возникновения неблагоприятных последствий для виновного лица, таких как: наступление гражданско-правовой ответственности, возложение на виновную сторону определенных рисков и т.д.

Следующая категория дефектов, касающихся субъекта обязательств, имеет отношение к отдельным их видам. Так, стороной по некоторым договорам может быть лишь специальный субъект. В качестве примера приведем договор розничной купли-продажи, по которому на стороне продавца выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, а на стороне покупателя – гражданин-потреби­тель. Сам по себе статус потребителя еще не означает, что к отношениям будут применяться правила ГК РФ о договоре купли-продажи и закона «О защите прав потребителей». Например, судебная практика сделала однозначный вывод, что, если с учетом свойств товара очевидно, что он передается в объемах, исключающих его использование в личных целях, это свидетельствует об осведомленности продавца о приобретении товара для последующей реализации [5]. Таким образом, для того чтобы исключить возможность «дефективности» субъекта обязательственного правоотношения, необходимо соответствие не только формального (гражданин, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо и т.п.), но и фактического характера (цель заключения договора, его специфика, количество покупаемых товаров и т.д.).

В качестве яркого примера названной группы дефектов приведем договор коммерческой концессии, сторонами по которому могут быть лишь коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (п. 3 ст. 1027 ГК РФ).

Объектами обязательств обычно признаются действия обязанного лица, т.е. уплата определенной денежной суммы, передача товара, оказание услуги, выполнение работы и т.п. Неисполнение, а равно ненадлежащее исполнения названной обязанности влекут предусмотренную законом или договором ответственность.

Дефектные явления, связанные с объектом обязательства, как представляется, специфичны, а также имеют неодинаковые последствия на различных стадиях реализации гражданско-правового обязательства.

В структуру обязательства входят периоды его возникновения, изменения и исполнения. На стадии возникновения происходит формирование прав и обязанностей правоотношения. Дефект объекта в данном случае возможен при: а) заключении договора по поводу объекта, сделки с которым ограничены или запрещены; б) неправильном определение сторонами объекта сделки; в) указании в соглашении таких характеристик объекта, которые не позволяют его идентифицировать в полном объеме.

Прежде всего при заключении договора сторонам следует учитывать правила об оборотоспособности гражданских прав (ст. 129 ГК РФ). К примеру, ограниченная оборотоспособность – одна из особенностей медицинской услуги. Нахождение указанного объекта правоотношений в обороте допускается лишь по специальному разрешению. Сказанное означает, что включение в соглашение обязанности оказать медицинскую услугу лицом, не имеющим лицензию на осуществлении медицинской деятельности, влечет автоматическую дефектность названного объекта и, как следствие, недействительность договора.

Применительно к рассматриваемой ситуации можно сделать вывод о том, что дефект правоотношений, который заключается в совершении сделок по поводу объектов, ограниченных в обороте, приводит к признанию данных отношений несостоявшимися ввиду ничтожности самой сделки.

К схожим последствиям ведут и иные дефектные явления объекта, проявившиеся на стадии возникновения правоотношения. Так, при отсутствии данных, позволяющих точно идентифицировать недвижимое имущество в соглашении купли-продажи, договор не считается заключенным (ст. 554 ГК РФ). На практике это означает, в частности, что отсутствие в договоре купли-продажи указания на площадь, этажность, материал, из которого сооружен объект недвижимости, являющийся предметом договора, год постройки имущества, а также описания места расположения этого объекта свидетельствует о несогласованности предмета договора [6].

Другая ситуация с иными последствиями возникает при дефективности объекта на стадии исполнения обязанностей. Следует напомнить, что само по себе исполнение должно быть произведено в соответствии с двумя основополагающими принципами: надлежащего и реального исполнения. Таким образом, нарушение правил о надлежащем и реальном исполнении влечет дефективность объекта обязательственного отношения на стадии его исполнения. К таким ситуациям можно отнести, например, передачу товара, который не соответствует согласованным в договоре параметрам, условиям, образцам, описанию; товара, не соответствующего обязательным требованиям стандартов, технических регламентов; не пригодного для целей, для которых данный товар обычно применяется и т.п. [7].

Последствия названной группы дефектов обусловлены ненадлежащим исполнением должником своей обязанности и заключаются в возложении на него мер гражданско-правовой ответственности. Кредитор, права которого нарушены, вправе использовать любые предусмотренные законом способы защиты, в том числе требовать применения усиленной ответственности в тех случаях, когда это возможно (например, применительно к законодательству о защите прав потребителей).

Помимо объекта и субъекта к элементам обязательственного правоотношения относятся права и обязанности сторон, а также осуществление (реализация) прав и исполнение обязанностей. С учетом того, что субъективные права и обязанности неразрывно связаны с закрепляющей их нормой изучение дефектных явлений названных категорий целесообразно проводить именно в рамках такого элемента механизма правового регулирования, как нормы.

Анализ дефектов осуществления прав и исполнения обязанностей, напротив, является актуальным и важным именно с позиции правоотношения, так как указанные негативные явления ведут к невозможности реального осуществления права, что в конечном итоге приводит к недостижению цели самого правоотношения. Дефективные явления, связанные с осуществлением прав и исполнением обязанностей, следует рассматривать с позиции механизма осуществления прав и исполнения обязанностей, так как именно названная концепция исходит из того, что все правовые средства, деятельность государственных органов направлены на обеспечение не только юридической, но и фактической реализации субъективного права и понуждение к исполнению обязанности [2].

С позиции названного механизма дефекты правоотношений могут быть различны, проявляться на разных его стадиях. Так, Е.В. Вавилин выделяет следующие стадии действия механизма осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: подготовительный этап; формирование субъективного права; этап установления субъективного права и обязанности; этап процедурной реализации данного права; стадия защиты нарушенного права (факультативная); стадия фактического (получение искомого блага) и юридического осуществления права и исполнения обязанности[2, с. 9].

Так, к крайне негативным последствиям приводят дефективные явления, появляющиеся на стадии фактического и юридического осуществления права и исполнения обязанности. Полагаем, что на сегодняшний день механизмы, способствующие реальному осуществлению прав, не в полной мере разработаны. Между тем стоит помнить, что любое обязательственное отношение направлено на определенный результат, прежде всего, на получение какого-либо блага, что не всегда возможно даже при условии формального (юридического) осуществления права. Как убедительно утверждает Е.В. Вавилин, «фактическая реализация защиты,… реальная возможность осуществлять свои восстановленные права… должны завершать действие механизма защиты субъективных прав, так как только в этом случае правовая цель может считаться достигнутой» [3, с. 183].

К сожалению, неисполнение решений судов по делам о защите обязательственных прав – не редкость. Следовательно, еще одним видом дефектов обязательственного отношения является дефект исполнения решения суда, т.е. такой изъян правоотношения, при котором судом восстановлено нарушенное субъективное обязательственное право, однако реальной возможности осуществлять данное право по каким-либо причинам не имеется.

 

Выводы

На основе сказанного мы можем предложить систему дефектов обязательственных отношений:

1)    дефекты, касающиеся субъекта (исполнение обязательства ненадлежащим лицом/ненадлежащему лицу, вступление в правоотношение субъекта, который не может быть его участником);

2)    дефекты объекта правоотношения, сущность которых и их последствия специфичны в зависимости от стадии реализации обязательства;

3)    дефекты, влекущие невозможность юридической и/или фактической реализации права, достижения реального результата правоотношения.указанные дефектные явления следует рассматривать с позиции механизма осуществления прав и исполнения обязанностей. они могут быть различны в зависимости от стадии действия названного механизма.

Среди обозначенной группы дефектов хочется выделить дефекты, препятствующие осознанию субъектами своих прав (существенные изъяны правоотношений, которые вызывают негативные юридические последствия по причине недостаточной правовой грамотности населения, отсутствия, информации и т.п.), а также дефекты исполнения решения суда (существенные изъяны правоотношений, при котором судом восстановлено нарушенное субъективное обязательственное право, однако реальной возможности осуществлять данное право по каким-либо причинам не имеется). Полагаем, что исследование названной правовой категории – одно из перспективных направлений современной цивилистики.

 

Библиографический список

  1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид. лит., 1966. 187 с.
  2. Вавилин Е.В. Механизм осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2009. 56 с.
  3. Вавилин Е.В. Принципы гражданского права. Механизм осуществления и защиты гражданских прав. Саратов: Сарат. гос. юрид. акад., 2012. 364 с.
  4. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 сент. 2012 г. по делу № А55-3637/2012 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10 мая 2011 г. по делу № А79-9849/2008 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. Постановление ФАС Уральского округа от 25 авг. 2009 г. № Ф09-6126/09-С6 по делу № А76-1513/2009-32-11 [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Сметанников А.Е. Определение и виды недостатков товара // Юрид. мир. 2007. С. 34–38.
  8. Чеговадзе Л.А. Структура и состояние гражданского правоотношения. М.: Статут, 2004. 542 с.
 
Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.