УДК 343.918.2
DOI: 10.17072/1995-4190-2015-1-148-151

Некоторые аспекты пенитенциарной преступности

С.А. Хохрин

Кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры организации режима и надзора в УИС

Академия ФСИН России

390036, г. Рязань, ул. Сенная, 1

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Введение: В статье рассматриваются вопросы состояния и структуры уголовно-правовой характеристики преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях. Цель: автор проводит научное исследование уголовно правовой характеристики преступлений, совершаемых осужденными, на основе обобщенного эмпирического материала. Методы: методологической основой исследования выступает совокупность приемов и способов познания данного, к числу которых относятся сравнительно – правовой, логико-юридический, анализ документов, анкетирование, статистических материалов и судебной практики. Результаты: автор предлагает разделить все зафиксированные факты совершения преступлений на несколько блоков. Данное разделение позволит выделить несколько категорий преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях. Сопоставление полученных результатов анализа судебной практики, проведенного анкетирования сотрудников, и статистической отчетности позволяет с уверенностью говорить, что указанное категорирование специфических тюремных преступлений отличается высоким уровнем латентности Выводы: автор отмечает, что более 90% всех совершаемых преступлений происходит в исправительных колониях. При этом максимальное количество преступлений – в колониях строгого режима. Это объясняется особенностями социальной и психологической характеристики осужденных, отбывающих наказание в этих учреждениях. Именно в данных учреждениях отбывают наказание максимальное количество осужденных за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Менее распространены преступления в колониях особого режима и лечебно-исправительных учреждениях, что обусловлено максимально жестким режимом содержания в первом случае и состоянием здоровья осужденных – во втором.

 

 

Ключевые слова: пенитенциарная преступность; криминология; преступление; осужденный;
уголовно-правовая характеристика; исправительные учреждения, правосудие

 

 

 Определение стратегии борьбы с пенитенциарной преступностью является одним из элементов нормального функционирования объектов уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). В своих работах А.Э. Жалинский, указывал: «… социально-правовые решения в сфере борьбы с преступностью, связаны с уголовным законом и являются средством его реализации» [1, с. 153]. Исследования, так или иначе затрагивающие способы нейтрализации преступлений совершаемых осужденными в местах лишения свободы, предполагают изучение их показателей и структуры. Полученные данные позволят обосновать выработку определенных условий предупреждения преступлений в местах лишения свободы [2, с. 13].

Отмечается рост уровня преступности в целом по системе на 41,6% в первую очередь за счет ИК, где увеличение составило 45,7%. При этом уровень особо учитываемых преступлений по системе возрос на 56,8%. Количество побегов увеличилось на 64,2%, в т.ч. из-под охраны на 25%.

Равенство граждан перед законом предполагает, что к лицам, совершившим преступления во время отбывания наказания, применяются единые принципы привлечения их к ответственности в соответствии с действующим уголовным законодательством без каких-либо исключений. Как известно, специфические условия колоний, особенности социальной среды и социально-психологического климата, повышенная криминогенностъ отдельных категорий осужденных – все это обусловливает и определенные особенности умышленных преступлений среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Изучение структуры и динамики преступлений осужденных в исправительных учреждениях целесообразнее начинать с выработки основных задач. Поэтому анализ судебной практики и статистических данных позволил сформулировать:

  • первое – необходимо разгруппировать совершенные преступления по однородным признакам;
  • второе – разделить определенные группы осужденных, которые виктимологически склонны стать жертвами данных преступлений.

В рамках изучения данных вопросов автором было проанализировано более 1400 уголовных дел по фактам совершения преступлений как сотрудниками, так и осужденными, а также все статистические показатели, характеризующие обстановку последних 10 лет.

Анализ полученного материала позволил разделить все факты совершения преступлений на несколько блоков, составивших несколько категорий преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях:

1. Блок, включающий в себя незаконное освобождение от мер государственного принуждения, которое можно подразделить на:

а) освобождение от наказания в виде лишения свободы, регламентированное Уголовным кодексом РФ (ст. 313, 314);

б) освобождение от наказания, регламентированное специальными нормами (наказания, которые мы можем отнести к категории дополнительных в соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ.);

г) освобождение от исполнения уголовно-правовых мер воздействия (данные освобождения описаны в главе 12 УК РФ).

2. Блок, связанный с насильственным преступным поведением, включающий в себя:

а) физическое насилие в отношении сотрудников либо осужденных (наиболее часто данные преступления относятся к категории тяжких и особо тяжких и направлены против жизни и здоровья);

б) психическое насилие (угрозы, запугивание в отношении осужденных, угрозы в отношении сотрудников или служащих);

в) насилие, связанное с ограничением свободы ( захват заложника);

г) насилие, связанное с имуществом сотрудников или осужденных (вымогательство, массовые беспорядки, сопровождающиеся уничтожением имущества);

д) физическое или психическое насилие над сотрудниками, когда они вынуждены исполнять чужую волю (злоупотребление или превышение должностных полномочий, заключение под стражу или содержание под стражей и др.).

3. Блок, связанный с посягательствами на собственность, совершаемыми осужденными, которое включает в себя различные виды хищения:

а) в исправительных учреждениях либо за пределами исправительных учреждений (кражи, вымогательства, грабежи и др.);

б) осужденными у осужденных: (т.н. «крысятничество»).

в) хищения осужденных у простых граждан проживающих вблизи исправительных учреждений.

4. Блок, связанный с нарушениями нормальной деятельности объектов УИС, выполнения функциональных обязанностей сотрудниками, служащими (ст. 317, 318, 319, 321 УК РФ ).

5. Блок преступлений, затрагивающих половые эксцессы осужденных, выражающиеся:

а) в совершении деяний, направленных против половой свободы путем обмана, шантажа, угроз в отношении осужденных (понуждение к действиям сексуального характера и др.);

б) насильственные действия сексуального характера (сексуальные контакты между мужчинами, женщинами, иные действия сексуального характера, под которыми понимают удовлетворение половой потребности другими способами);

в) оказание сексуальных услуг за деньги.

5. Блок преступлений, связанных с посягательством на здоровье население:

незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.

Сопоставление полученных результатов анализа судебной практики,и статистической отчетности позволяют с уверенностью утверждать, что указанные категории специфических тюремных преступлений отличаются высокой степенью латентности.

Это утверждение подтвердили и сотрудники исправительных учреждений. Так, при проведении опроса по программе исследований на вопрос: как вы считаете, имеются ли факты сокрытия преступлений совершаемых осужденными в исправительных учреждениях? –предложенные варианты ответов начальников и заместителей начальников исправительных учреждений оказались следующими:

– в моей практике такое случалось – 43,7% опрошенных респондентов;

– такого не может быть – 22,7% опрошенных респондентов;

– в моей практике такого не было – 17,16% опрошенных респондентов;

– затрудняюсь ответить – 8,93% опрошенных респондентов.

При проведении опроса интересен факт, что 11,3% просто отказались отвечать на поставленный вопрос. Количество утвердительных ответов могло быть, по нашему мнению, гораздо больше. Ряд сотрудников побоялись негативной оценки их работы. Именно боязнь испортить отчетность вынуждает представителей администрации к сокрытию от учета преступлений, которые непосредственно совершаются в учреждениях и мешают нормальной работе исправительных учреждений. Все это проявляется в принятии решений об отказе в возбуждении уголовного дела по выявленным фактам.

В целом, сотрудники так оценивают прогноз на развитие пенитенциарной преступности: 49,67% – будет рост; 31,61% – останется на прежнем уровне; 10,96% – произойдет снижение уровня преступности в исправительных учреждениях.

Не секрет, что каждый шестой осужденный, в исправительных учреждениях отбывает наказание за совершение убийства, каждый третий – за грабеж, разбойное нападение и бандитизм. Каждый пятый болен алкоголизмом и наркоманией, из них 65% с различными психическими расстройствами, криминализация спецконтингента привела к росту преступлений против личности.

Факты совершенных в ИУ тяжких и особо тяжких преступлений, ослабление работы с лицами, состоящими на профилактических учетах, показывают, что 17,1% преступлений совершены осужденными именно этой категории, 7,9% признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, 30,3% отрицательно характеризуются. Состояние обысковой работы требует коренного изменения. С применением колюще-режущих предметов совершены 41,3% преступлений, при этом только десятая часть их изымается на стадии изготовления. Почти половина всех преступлений были совершены в период с 17.00 до 24.00 часов, а около 20% в ночное время. Основная часть преступлений была совершена в жилой зоне ИУ, 28,3% в промышленной зоне, 10,9% за пределами ИУ (подсобные хозяйства, сельскохозяйственные работы и т.п.).

 

Выводы

Мы отмечаем, что более девяноста процентов всех совершаемых преступлений происходит в исправительных колониях. При этом максимальное количество преступлений в колониях строгого режима. Это объясняется особенностями социальной и психологической характеристики осужденных, отбывающих наказание в этих учреждениях. Именно здесь пребывают лица, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Меньше совершается преступлений в колониях особого режима и в лечебно-исправительных учреждениях, что обусловлено максимально жестким режимом содержания в первом случае и состоянием здоровья осужденных во втором.

 

Библиографический список

  1. Жалинский А.Э. Социально-правовое мышление: проблемы борьбы с преступностью. М., 1989. 312 с.
  2. Слободянюк Г.Г.Социально-правовые вопросы борьбы с побегами из лесных исправительно-трудовых учреждений. Домодедово, 1988. 97 с.
 
Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.