УДК 27-23::[347.455+347.466]

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЕМНЫХ ОТНОШЕНИЙ БИБЛЕЙСКИМИ УСТАНОВЛЕНИЯМИ

М.В. Самойлова

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права
Тверской государственный университет
170021, г. Тверь, 2-я Грибоедова, 22
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

В статье анализируются особенности субъектного состава и содержания договора займа. Обращается внимание на то, что заемные отношения между израильтянами должны были быть безвозмездными. Исполнение заемного обязательства обеспечивалось залогом, существовали ограничения в отношении предмета залога. Общее правило о прощении долга связывалось с наступлением каждого седьмого (субботнего) и пятидесятого (юбилейного) года. В новозаветных установлениях о займе и залоге говорится в свете христианского учения о прощении грехов и Царстве Небесном.


Ключевые слова: Библия; заемные отношения; общее правило о безвозмездности займа; залог; прощение долга

Заемные отношения имеют многовековую историю. Одним из важнейших источников познания сути названных отношений, а также критериев их правовой и нравственной оценки являются соответствующие библейские тексты. Рассмотрим некоторые положения Ветхого Завета о заемных отношениях.

1. Презумпция безвозмездности займа. О безвозмездном характере договора займа говорится в нескольких книгах Священного Писания [3]. Так, в книге «Второзаконие» читаем: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост» (Втор. 23, 19). В Книге «Исход» говорится: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22, 25). В Книге Левит также упоминается о бедности должника: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою; Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою; Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25, 35−37). По поводу сказанного комментаторы отмечают, что «запрещалось брать проценты с денег, данных взаймы обедневшим израильтянам» [4, с. 187], что на нуждающихся братьев нельзя было налагать роста ни деньгами, ни съестными припасами и ничем другим [2, с. 144]. Обращается также внимание на то, что, подобно запретам на взимание ссудного процента с собратьев-израильтян, указанные положения из Книги «Левит» имеют целью помочь человеку в затруднительном финансовом положении и защитить его от попадания в долговое рабство из-за невозможности вернуть долг. Кроме того, эти законы позволяли должнику сохранить чувство собственного достоинства, так как обязывали окружающих относиться к нему с большим почтением, чем к рабу или чужеземцу [5, с. 151].

Поскольку в Исх. 22, 25, Лев. 25, 35−37 говорится о бедном израильтянине-заемщике, то можно предположить, что в указанных положениях вопрос о безвозмездности либо возмездности договора займа решается в зависимости от имущественного положения заемщика: договор займа с бедным заемщиком во всех случаях должен быть безвозмездным, а с достаточно обеспеченным – договор займа может предусматривать взимание процентов. Однако следует иметь в виду, что, как пишет Д.В. Щедровицкий, комментируя Исх. 22, 25, «в оригинале здесь употреблен очень интересный и своеобразный оборот речи. Говорится о займе, предоставляемом… буквально “народу Моему, бедняку”» [6, с. 190].

В отношении заемщика-иноземца действовало иное правило. В Книге «Второзаконие» сказано: «Иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост …» (Втор. 23, 20). Комментируя это положение, Д.В. Щедровицкий пишет: «Разрешается, однако, давать в рост богатому иноземцу (Втор. 23, 20): ведь Израиль не изъят из системы экономических взаимоотношений между народами мира. Но тому, кто беден и нуждается в помощи, категорически запрещается оказывать ее с корыстным расчетом – независимо от того, является ли он туземцем или пришельцем. Бескорыстная взаимопомощь привлекает благословение ко всему обществу» [7, с. 388]. По поводу «богатого» иноземца следует заметить, что во Втор. 23, 20 об иноземце говорится безотносительно к его богатству или бедности. В других комментариях указание на «богатого» иноземца отсутствует [2, с. 218].

Анализируя экономические и социальные условия жизни в израильском обществе того времени, исследователи отмечают, что в ограничении права на взимание процента при даче денег взаймы проявляются два принципа: во-первых, осознание людьми, воспитанными в традициях аграрной сельской культуры, необходимости взаимопомощи для выживания; во-вторых, взимание процентов – явление городской культуры, представители которой, купцы, имевшие иногда дело с сельскими жителями, не были связаны с сельской общиной. Поэтому для сохранения равенства всех израильтян и предотвращения антагонизма между сельским и городским населением дача денег в рост была объявлена незаконной. Ссужать деньги под проценты разрешалось только иноземцам [5, с. 104].

Таким образом, систематическое толкование Втор. 23, 19; Исх. 22, 25; Лев. 25, 35−37 приводит к выводу о безусловной безвозмездности договора займа в отношениях между израильтянами (братьями). Слово «брат» имеет в Библии несколько значений, в том числе братом именуется лицо, происходящее из одного и того же народа [1, с. 98]. Более того, такой беспроцентный займодавец угоден Богу. В Книге Псалтирь читаем, в частности, о тех, кто достоин предстать пред Богом: «Кто серебра своего не отдает в рост …» (Пс. 14, 5). Если же на стороне заемщика выступал иноземец, договор займа, по общему правилу, был возмездным. Условие безвозмездности займа могло быть включено в договор с заемщиком по соглашению сторон.

2. Обеспечение исполнения заемного обязательства залогом. Залог неоднократно упоминается в тексте Ветхого Завета, что свидетельствует о широком применении данного способа обеспечения заемных обязательств в имущественном обороте того времени. Обращают на себя внимание правила об ограничении круга предметов залогового отношения. В Книге «Второзаконие» сформулирован категорический запрет: «Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу» (Втор. 24, 6). Комментаторы поясняют, что «взяв два жернова (верхний и нижний) в залог, заимодавец обрекал должника на голодную смерть, т.е. отнимал у него жизнь – “душу”» [4, с. 274]. Если заемщиком была вдова, круг возможных предметов залога еще более сужался: «…у вдовы не бери одежды в залог» (Втор. 24, 17). Нечестивцами являются те, которые «…у вдовы берут в залог вола» (Книга Иова 24, 3).

Устанавливался строгий порядок передачи предмета залога: «Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, Постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу» (Втор. 24, 10−11).

Срок действия залогового отношения определялся условиями договора займа, однако для бедного заемщика действовало особое правило: «Если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея залог его; Возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, – и тебе поставится сие в праведность пред Господом, Богом твоим» (Втор. 24, 12−13). Такое же правило установлено в Книге «Исход»: «Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, то до захождения солнца возврати ее, Ибо она есть единственный покров у него, она – одеяние тела его: в чем будет он спать?» (Исх. 22, 26−27). По словам комментаторов, если в залог бралась одежда ближнего, она должна была возвращаться до захода солнца, чтобы в холодное время суток человек не страдал из-за ее отсутствия [4, с. 125]. Как сказано в Книге Иова, нечестивые «…и с нищего берут залог» (Иов. 24, 9), а в числе преступников пред Господом, которым нет пощады, называются те, которые «на одеждах, взятых в залог, возлежат при всяком жертвеннике…» (Книга Пророка Амоса. 2, 8).

Залогодатель, не уплативший долг, мог оказаться в очень тяжелом положении. Так, в Книге Неемии описываются события, связанные с восстановлением разрушенной Иерусалимской стены. Строившие и охранявшие стену люди не могли обрабатывать свои земельные наделы, их семьи голодали. В народе начался ропот, «были и такие, которые говорили: поля свои, и виноградники свои, и домы свои мы закладываем, чтобы достать хлеба от голода. Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю под залог полей наших и виноградников наших; У нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других» (Неем. 5, 3−5). Пророк Неемия обратился к займодавцам с упреками и просил их простить должников: «Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра, и хлеба, и вина, и масла, за который вы ссудили их» (Неем. 5, 11). В ответ займодавцы дали клятву, что они так и сделают (см.: Неем. 5, 12). Здесь можно отметить акцессорный (дополнительный) характер залогового права по отношению к обеспечиваемому им требованию: возникновение, изменение и прекращение права залога связано с возникновением, изменением и прекращением этого требования.

3. Общее правило о прощении долга. Общее правило о прощении долга установлено в Ветхом Завете в связи с наступлением каждого седьмого (субботнего) и пятидесятого (юбилейного) года (см.: Исх. 23, 10−11; Лев. 25, 1−7; 8−22). В Книге «Второзаконие» читаем: «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа; С иноземца взыскивай, а что будет твое у брата твоего, прости» (Втор. 15, 1−3). Далее (см.: Втор. 15, 7−8) следует указание займодавцу на тот случай, если его нищий соплеменник просит дать ему взаймы, а седьмой год уже вскоре наступит: «Но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб от того глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе грех» (Втор. 15, 8−9). Заимодавцу, выполняющему эти предписания, дается благословение: «Дай ему взаймы, и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками» (Втор. 15, 10).

4. Новозаветные установления о займе и залоге. В текстах Евангелий о заемных отношениях говорится в свете учения Иисуса Христа о прощении грехов и Царстве Небесном. В главе 18 Евангелия от Матфея Иисус притчей повествует о том, как царь простил своему должнику десять тысяч талантов (см: Мф. 18, 23−27). «Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: “отдай мне, что должен”. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: “потерпи на мне, и все отдам тебе”. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга» (Мф. 18, 28−30) [4, с. 1291]. Узнав об этом, «… государь его призывает его и говорит: “злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?” И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга» (Мф. 18, 32−34). Завершает Иисус притчу словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18, 35). Поясним, что в Евангелии от Матфея слово «талант» упоминается в значении денег. В других книгах Библии, например, Вторая книга Царств. 12, 30; Третья книга Царств. 20, 39, это слово относится к мерам веса. Денарий (лат. denarius; синод. «динарий») серебряная монета, примерно равная по стоимости греческой драхме [3, с. IX−X]. Римский динарий был дневным заработком простого работника. Сумма, которую задолжал второй раб первому, сравнивается здесь с долгом первого раба государю – она составляла приблизительно одну шестидесятитысячную от него [4, с. 1291].

В Евангелии от Луки читаем: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы люби́те врагов ваших и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6, 34−35). Пример заемных отношений используется и в другой притче Иисуса Христа: «Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил» (Лк. 7, 41−43).

Таким образом, судя по многочисленным упоминаниям в тексте Священного Писания заемных отношений, последние были достаточно широко распространены во времена как Ветхого, так и Нового Завета и подробно регламентировались религиозными и нравственными нормами. Современное российское законодательство оперирует целым рядом библейских понятий, связанных с заемными отношениями. В частности, в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливается презумпция безвозмездности договора займа.

 

Библиографический список

  1. Библейская энциклопедия: труд и изд. архимандрита Никифора. М.: Терра, 1990. 902 с.

  2. Библейский словарь: энцикл. словарь / сост. Э. Нюстрем; пер. со швед.; под ред. И.С. Свенсона. Торонто: Мировая христиан. миссия, 1989. 517 с.

  3. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами и приложениями. М.: Рос. библейское об-во, 2010. 925, 292, XXXI c.

  4. Новая Женевская учебная Библия: синодальный перевод / рус. изд.; под общ. ред. В.А. Цорна. Корнталь: Хансслер-Верлаг, 1998. 2052 с.

  5. Уолтон Д.Х., Мэтьюз В.Х., Чавалес М.У. Библейский культурно-исторический комментарий: в 2 ч. СПб.: Мирт, 2003. Ч. I: Ветхий завет. 983 с.

  6. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. М.: Теревинф, 1997. Т. 2: Книга Исход. 359 с.

  7. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. М.: Теревинф, 2000. Т. 3: Книги Левит, Чисел и Второзакония. 461 с.

Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.