УДК 342.7

СТАРШЕКЛАССНИКИ О СВОИХ ПРАВАХ
(ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

А.Г. Антипьев

Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и политологии
Пермский государственный национальный исследовательский университет
614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

К.А. Антипьев

Кандидат социологических наук, профессор кафедры социологии и политологии
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
614990, г. Пермь, ул. Комсомольский просп., 29.
E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Анализируются данные социологического исследования, проведенного среди старшеклассников г. Перми, о том, что они знают о своих правах и как их реализуют на практике в условиях современной школы. В статье затрагиваются вопросы формирования правосознания и правовой культуры, понимания возможности реализации имеющихся прав. Авторы указывают на проблемные стороны, которые видят учащиеся в реализации своих прав в рамках системы общего образования. Проблемы реализации своих прав связываются с перспективами формирования гражданского общества и правового государства в России.


Ключевые слова: правовое государство и гражданское общество; права школьников; правовая культура; правосознание

Ориентация сегодняшней России на формирование правового государства и гражданского общества неизбежно выдвигает на одно из первых мест проблему защиты прав человека и гражданина.

Значимость ее решения для социально-экономического и политического развития нашей страны, ее модернизации трудно переоценить. Не случайно в последние годы государственные и муниципальные органы власти, многочисленные общественные организации стали уделять этой проблеме больше внимания, чем ранее.

Тем не менее на пути действенной защиты прав человека и гражданина остаются значительные трудности. Выделим только некоторые, на наш взгляд, наиболее существенные.

Во-первых, отечественный и зарубежный опыт показывает, что невозможно обеспечить надежную защиту прав человека и гражданина, уповая только на нормативно-законодательную базу, к тому же далекую от совершенства, а главное, слабо реализуемую на практике. Ярким тому подтверждением является борьба с коррупцией, ведущейся в нашей стране два десятка лет, и безуспешно.

В обеспечении эффективной борьбы за права человека и гражданина необходимо учитывать общее состояние российского социума. По оценкам ведущих экспертов и первых лиц государственной власти, наше общество является «архаичным», т.е. отсталым. Отсюда и низкое качество жизни значительной части населения, правовой нигилизм, высокий уровень коррупции, неразвитость ценностей и институтов демократии. В «архаичном» обществе, как отметил в одном из своих Посланий Федеральному собранию РФ (2009 г.) Президент РФ Д. Мед­ведев, у россиян сформировалась крайне негативная установка, несовместимая с правовым государством и гражданским обществом: «вожди думают и решают за всех».

Во-вторых, существенным барьером на пути защиты прав человека и гражданина является недооценка обществом и государством роли правового просвещения и воспитания. В этом состоит одна из причин наличия у россиян своеобразной массовой правовой культуры, выраженной, как уже было отмечено ранее, в их вере в «доброго царя» – монарха, генсека, президента, в конечном счете «в высокопоставленного начальника, от которого надо ждать “милость” и “справедливость”». К сожалению, нередко руководители властных структур своими действиями и поведением не только не помогают борьбе с этим предрассудком, а усиливают его деструктивность. К слову, это подпитывает и так называемая «вертикаль власти», «ручное управление» и.т.п.

В-третьих, опыт развитых стран показывает, что политика государственных и муниципальных структур в сфере прав человека и гражданина является более эффективной, если в ней учитываются особенности различных социальных групп, их специфика в обществе, прежде всего детей и молодежи. Именно эти группы в силу разных причин (отсутствия знания правовых норм, жизненного опыта и др.) являются наиболее социально уязвимыми и требуют большего внимания, чем другие категории населения. (Впрочем, многие не названные нами группы в сегодняшней России тоже являются таковыми). Каждая большая социальная группа имеет свою специфику, культуру, менталитет. Все это необходимо знать и учитывать в правовом просвещении и воспитании. Ученые отмечают, что из-за отсутствия системной работы по правовому воспитанию и профилактике правонарушений, отсутствия необходимых условий для развития личности растет количество особо тяжких преступлений среди молодежи, в том числе несовершеннолетних. Только официальная статистика такова: ежегодно в стране выявляется более 300 тысяч общественно опасных деяний несовершеннолетних, причем 100 тысяч из них совершаются детьми, не достигшими возраста 14 лет. О несовершенстве правовой системы, да и о многом другом, свидетельствует и такой факт: опросы, проведенные среди школьников, студентов и рабочей молодежи, показали, что на военную службу настроено только 3% молодых людей. Подобную общеизвестную негативную статистику можно продолжать и дальше. Все это свидетельствует об актуальности нашей темы.

В качестве объекта исследования – «Что знают и думают школьники о своих правах» – были взяты 317 старшеклассников 12 пермских школ. Выборка была квотной. В каждой школе был взят один класс. Исследование проведено в апреле-мае 2011 г. методом анкетирования. Обработка анкет была произведена при помощи статистического программного пакета SPSS 17. (Большая поддержка в его проведении была оказана Прикамским социальным институтом и лично его ректором, профессором Н.Н. Захаровым).

Основная цель исследования, исходя из его названия, состояла в выявлении мнений старшеклассников о знании ими своих прав и соблюдении их в школе. Данная цель была детализирована в следующих задачах:

  1. выявить уровень информированности старшеклассников о своих правах;
  2. как реализуются основные права учащихся в образовательном учреждении и каковы наиболее распространенные случаи нарушений прав старшеклассников в школе.

Значение системы образования в формировании у учащихся знаний и умений в области прав человека трудно переоценить. Во-первых, в школе молодой человек при всех недостатках этого института образования и воспитания получает более или менее системные знания и умения, осваивает азы правовых норм и социальные ценности. Во-вторых, ученик, как формирующаяся личность, большую часть своего времени проводит в образовательных учреждениях разного уровня. Здесь идет целенаправленный процесс его социализации. В-третьих, по уровню правовой защищенности детей, подростков и молодежи в значительной мере можно судить о развитости правового государства и гражданского общества, так как эти социальные группы – не только будущее, как часто утверждается, но и настоящее.

Сегодняшние реалии и экспертные оценки специалистов показывают, что в целом российское законодательство об образовании соответствует международным стандартам в сфере прав человека. Однако соблюдение прав человека в школе, контроль за их соблюдением, как свидетельствует официальная и неофициальная статистика, по-прежнему остается серьезной проблемой, требующей пристального внимания семьи, государства, его структур и общества в целом. Сложность решения данной проблемы в том, что нарушения прав учеников, да и учителей, часто носят латентный характер, поэтому не всегда есть возможность у контролирующих органов вмешаться и повлиять на негативную ситуацию. Кроме этого, современное образование должно обеспечить не только получение качественных знаний и навыков, но и способствовать становлению и развитию свободной личности, умеющей отстаивать свои права и уважительно относиться к правам других людей. Однако в силу латентного характера достаточно большого числа нарушений в сфере прав школьника, а также учителя, нехватки полной и достоверной информации о реальном соблюдении их прав в образовательном учреждении у разных органов управления нет четкого представления о том, что происходит в школе в части прав человека. В этой связи и возникает необходимость в проведении подобных исследований.

В соответствии с поставленной целью и вытекающими из нее задачами проанализируем некоторые полученные нами результаты.

1. Информированность старшеклассников о своих правах в школе

На вопрос анкеты – «Как вы считаете, созданы ли в вашей школе оптимальные возможности для получения знаний о правах человека?» – были получены следующие ответы: более половины опрошенных (54,9%) полагают, что в их школе лишь частично созданы такие условия. Треть старшеклассников (38,7%) считают эти условия вполне достаточными. Лишь незначительная часть респондентов (1,6%) утверждают, что в их школе нет никаких возможностей для получения знаний о правах человека (остальные дали другие варианты ответа (1,0%) либо затруднились ответить (3,8%).

При этом юноши более негативны в оценке возможностей получения знаний о правах человека в своей школе, чем девушки (3,4% против 0,5%).

Учащиеся выпускных классов (9-х и 11-х) настроены позитивнее: среди них в два раза больше тех, кто полагает, что в школе созданы все условия для получения знаний о правах человека. Учащиеся 8-х классов более негативны в своих оценках и чаще других затруднялись ответить на поставленный вопрос.

Как показало исследование, на оценку возможностей школы в плане получения учащимися знаний о правах человека влияет успеваемость опрошенных. Так, отличники и хорошисты вообще не дали ни одного отрицательного ответа на вопрос о наличии в школе условий для получения знаний о правах человека, тогда как среди неуспевающих таковых оказалось 12,5%.

Из каких же источников учащиеся в основном получают информацию о своих правах?

¾ опрошенных (80,4%) в качестве такого источника получения информации назвали школу, более чем каждый второй (59,2%) указал на средства массовой информации, каждый четвертый (26,4%) – на семью, а каждый седьмой (16,9 %) – на друзей и знакомых. При этом девушки чаще юношей назвали школу основным источником получения знаний о правах человека (80,4 % против 67,0%).

Дальнейший анализ результатов опроса показал, что подавляющее большинство старшеклассников черпают знания о правах человека на специальных уроках по праву и обществознанию. Треть опрошенных назвали Устав школы как источник правовых знаний. Почти 40,0% считают полезными классные часы, где они могут повысить свои знания о правах человека, 30,0% в качестве такого источника назвали учебную литературу.

Более половины опрошенных школьников (63,9%) считают, что в их школе проводятся занятия по правам человека. Остальные – 36,1% – дали другие ответы, а именно: затруднились ответить (20,4%) и дали отрицательный ответ (15,7%).

Из полученных данных видно, что в обследованных учебных учреждениях вопросам правового просвещения учащихся уделяется недостаточно внимания. В то же время стоит обратить внимание и на такой факт: среди отличников больше всех доля тех, кто отметил наличие в школе специальных уроков, посвященных правам человека. А вот среди учащихся с низкой успеваемостью таких оказалось около четверти.

Опрос также показал разную степень осведомленности учащихся об уставе школы. Только 8,0% старшеклассников знакомы с ним. Почти половина опрошенных знают основную его суть, третья часть знает только о факте его существования. Нашлись и те, кто вообще ничего не слышал об уставе школы (6,0%).

Важным составляющим элементом прав школьников является доступность их к информации о школьной жизни. Опрос показал: только 38,5% школьников считают, что они имеют полный доступ к такой информации, каждый второй (50,5%) – частичный. Остальные либо затруднились ответить на это вопрос (9,1%), либо посчитали, что такая информация им вообще не доступна (1,9%).

Каковы же основные каналы получения информации о школьной жизни, учебном процессе?

Ответы учащихся свидетельствуют о том, что учителя и администрация школы – основной и наиболее популярный для них источник информации о жизни школы. Около половины респондентов получают информацию о школьной жизни из материалов стендов и стенгазет, Почти столько же учащихся назвали источником получения информации других школьников.

При этом обнаруживается такая тенденция: чем старше возраст, ближе выпуск из школы, тем чаще учащиеся обращают внимание на информацию, исходящую от учителей и администрации школы (90,0% – среди 11-классников против 63,0% – у 8-классников). По мере взросления также уменьшается авторитет одноклассников: так, если среди 8-классников получили информацию о школьной жизни от других учащихся более половины (54,2%), то среди 11-классников таковых оказалось менее трети (30,5% ).

2. Реализация прав учащихся в образовательном учреждении и наиболее частые случаи их нарушения

Права учащихся в школе многоаспектны: это и свобода выражения своего мнения о качестве преподавания, о санитарно-гигиенических условиях, наличие свободного доступа к классному журналу, возможность участвовать в самоуправлении школой и многое другое.

Что думают сами учащиеся о реализации своих прав в школе, прежде всего о качестве даваемого учителями образования?

Данные диаграммы свидетельствуют о том, что учащиеся разных классов неоднозначно оценивают возможности своих школ по уровню подготовки школьников. Так, если среди 8-классников только 4,3% отметили, что их школа в состоянии хорошо (высокий уровень подготовки) подготовить учеников, то среди 11-классников таковых – 21,8%. Однако вариант ответа «несколько выше среднего», напротив, чаще встречается у 8-классников, нежели у 11-классников, что можно объяснить, по нашему мнению, меньшим радикализмом в ответах младших школьников.

На вопрос анкеты « Как вы думаете, какой уровень подготовки обеспечивает ваша школа»? были получены данные, зафиксированные на диаграмме (рис. 1).

Исследование показало, что учащиеся весьма критично оценивают свой уровень знаний. Всего 4,2% считают уровень высоким, 34,0% – «несколько выше среднего». Каждый второй (48,7%) считают его «средним». Остальные дали другие ответы (8,0% – «несколько ниже среднего», 1,6% – низкий и 3,5% затруднились его оценить).

Каковы же составляющие качественного образования? Что об этом думают школьники?

Диаграмма (рис. 2) дает ответ на поставленный вопрос. Так, на первое место, обеспечивающее качественное образование, школьники поставили профессионализм педагогов. Половина опрошенных указали на инновационные методы обучения, примерно столько же назвали дифференциацию и индивидуализацию обучения и четкую организацию учебного процесса. К удивлению, современная материально-техническая база (МТС) по своей значимости оказалась на последнем месте (более подробно см. диаграмму (рис. 2).

 

В ходе исследования мы попросили учащихся оценить по пятибалльной системе степень их удовлетворенности рядом факторов, где 1 – не удовлетворен, 5 – полностью удовлетворены (остальные могли дать промежуточные варианты ответов).

Из диаграммы на рис. 3 видно, что по степени важности первое место учащиеся отдали удовлетворенности профессионализмом учителей. Наихудшую оценку получил такой фактор, как «взаимоотношения между учениками и учителями».

 

 Известно, власть в лице Министерства образования и науки РФ в своей политике все больший акцент делает на платность образования, в том числе среднего. Это подтвердило и наше исследование. Более половины опрошенных школьников (59,7%) указали, что в их школе есть платные курсы по некоторым предметам, но не обязательные для всех учащихся, каждый второй выбирает по желанию. Достаточно большой удельный вес опрошенных (18,4%) затруднились ответить на вопрос о том, есть ли в их школе платные курсы.

В итоге были рассчитаны средние данные по всем факторам. Они нашли отражение на диаграмме (рис. 3).

Каково же отношение учащихся к платным курсам ?

В ходе опроса были получены следующие данные: почти каждый третий (37,0%) считает, что такие курсы приносят огромную пользу, помогают школьнику в дальнейшем при поступлении в вуз; 27,9% видят в них только некоторую пользу; более чем каждый пятый (22,7%) полагает, что нет необходимости в них, так как учитель должен объяснить все на уроках; 12,3% затруднились высказать свое мнение о платных курсах в школе. При этом обнаруживается такая тенденция: чем старше учащиеся, тем позитивнее их отношение к платным курсам (предметам).

Одним из важных показателей соблюдения прав учащихся является их доступность к школьной документации, в том числе к классному журналу (к информации о текущих оценках).

Опрос показал, что свободный доступ к классному журналу и оценкам в нем имеет 65,5% школьников. Каждый третий (32,2%) считают, они в этом плане имеют некоторые ограничения, 2,5% утверждают, что доступ к журналу им полностью закрыт. (2,8% затруднились высказать свое мнение по этому вопросу).

Девушки реже, чем юноши, сталкиваются с трудностями в ознакомлении с содержанием журнала и оценками в нем. Большую степень свободы в этом плане имеют учащиеся 11-х классов. Тем не менее и среди них только 80,0% имеют свободный доступ к классному журналу.

Важным показателем соблюдения прав человека в школе является свобода выражать свое мнение в школе и на уроках. Исследование показало, что только 5% учащихся утверждают: в их школе «свое мнение высказывать не принято». Однако, необходимо учитывать, что почти каждый второй опрошенный заявил, что свое мнение можно высказывать только на некоторых уроках. 41,3% считают, что на всех уроках возможно свободное высказывание своей точки зрения. При этом четко прослеживается такая тенденция: от класса к классу повышается степень свободы школьников высказывать свое мнение. Согласно результатам исследования свобода выражать свое мнение во многом зависит и от успеваемости: чем выше успеваемость ученика, тем выше степень высказывать свое мнение. Так, среди тех, кто учится на «отлично», свободно высказывают свое мнение на уроках 70,0%, тогда как среди тех, кто учится на 3 и 2, всего 12,5%.

Понятно, что свобода выражения своего мнения учащимися во многом определяется позицией учителя, той атмосферой, которая сложилась в классе, школе.

На вопрос анкеты «Стимулируют ли учителя учеников высказывать личное мнение?» были получены следующие ответы: менее половины учащихся (40,7%) считают, что учителя стимулируют учеников высказывать свое мнение; 59,3% опрошенных – стимулируют, но только частично; 8,2% утверждают, что учителя такую практику не стимулируют. Достаточно большой процент (14,2%) затруднились высказать свое мнение по данному вопросу.

В чем же учащиеся видят осуждение учителем тех, кто пытается высказать свою позицию, точку зрения?

При этом сегодняшняя практика изобилует достаточно большим количеством примеров, когда ученики нарушают права учителей, т.е. последние являются объектом унижений и оскорблений со стороны учеников. Это признают и опрошенные нами школьники. Так, каждый десятый старшеклассник считает, что такие действия со стороны учеников происходят часто (10,6%), а каждый второй (54,0%) – что очень редко. Всего 17,0% заявили, что таких случаев не было, другие дали иные варианты ответа (17,4% затруднились ответить, 1,0% дали другие ответы). Отношение к учителю со стороны учеников и родителей, да и общества и государства в целом – достаточно острая проблема требующая дополнительного изучения.

По мнению опрошенных, учитель в разных формах реагирует на нарушение своих прав. Об этом свидетельствуют данные диаграммы на рис. 4.

 

Важным направлением реализации прав школьников является возможность участия в самоуправлении школьными делами.

Опрос показал, что почти половина старшеклассников (42,2%) не смогли дать ответ, на казалось бы, простой вопрос: «Принимают ли они участие в самоуправлении школьными делами?» 38,6% дали утвердительный ответ, а каждый пятый (19,2%) – отрицательный. При этом при переходе из класса в класс растет количество учеников, принимающих участие в управлении школьными делами. Так, если среди 8-классников только 13,6% считают, что они участвуют в органах самоуправления, то среди 11-классников – 52,1%. Из всех опрошенных 14,1% входят в состав органов школьного самоуправления, еще 20,7% хотели бы в них участвовать. Опрос показал и наличие серьезных проблем. Так, почти каждый второй опрошенный (43,4%) дал категорический ответ по поводу возможного своего участия в органах самоуправления и каждый пятый (21,75%) затруднился высказать личное отношение к участию в органах самоуправления школы.

Исследование показало низкую осведомленность старшеклассников о наличии в их школе Совета школы (наблюдательного совета) Только каждый второй опрошенный знает об его существовании (51,5%). Отсюда и крайне низкая оценка его деятельности со стороны школьников.

Таковы только некоторые результаты нашего исследования. Понятно, что в силу ограниченной выборки, да и к тому же касающейся только г. Перми, полученные данные, как может показаться на первый взгляд, носят сугубо локальный характер. Думается, что это не совсем так. Сопоставляя полученные данные с подобного рода исследованиями, можно сделать вывод о том, что выявленное нами во многом носит типичный характер (см., например, работу во многом аналогичного характера: Мониторинг прав человека в образовательных учреждениях г. Перми: итоговый отчет по результатам социологического исследования, ноябрь-декабрь 2007 г. Пермь: ПСИ, 2007. 80 с.).

За рамками данной статьи осталось немало проблем и вопросов, требующих своего решения и ответов. Так, известно, что роль любого социального института, в том числе образования, в формировании правовой культуры школьников нельзя преувеличивать, несмотря на всю его значимость. Большая часть учащихся страдает от распада семей, конфликтов и неурядиц в них, школьники не защищены от низкопробной массовой культуры на телевидении, жестокости и порнографии в Интернете. Эти средства, к сожалению, почти «с пеленок» приучают их к пошлости, жестокости и насилию, игнорированию прав других людей и личной ответственности перед другими за свои поступки. Приведенные и другие факты свидетельствуют о том, что формирование правовой культуры должно носить системный, комплексный характер. Активное участие в этом должны принять не только государственные и муниципальные структуры власти, но и Школа (понимаемая нами в широком плане), общественные организации и, конечно, сами молодые люди. Формированию правовой культуры должны способствовать условия и достойное качество жизни. Пока они не будут задействованы в полную меру, пока у официальных социальных институтов и широкой общественности не возникнут потребность и сильная мотивация не в имитации, а в реальных, глубоко осознанных и продуманных, пошаговых действиях, направленных на коренное изменение положения дел в правовом воспитании и просвещении населения, в том числе молодежи, позитивных результатов в формировании гражданского общества и правового государства не достигнуть. И еще. Школьники должны получить не только сумму знаний о праве, но и быть включены в практику их реализации, иметь навыки защиты своих прав в единстве со своими обязанностями. Это пока одно из самых слабых звеньев школьной жизни.

 

Пермский Государственный Университет
614068, г. Пермь, ул. Букирева, 15 (Юридический факультет)
+7 (342) 2 396 275
vesturn@yandex.ru
ISSN 1995-4190 ISSN (eng.) 2618-8104
ISSN (online) 2658-7106
DOI 10.17072/1995-4190
(с) Редакционная коллегия, 2011.
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-33087 от 5 сентября 2008 г.
Перерегистрирован в связи со сменой наименования учредителя.
Свид. о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-53189 от 14 марта 2013 г.
Журнал включен в Перечень ВАК и в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования)
Учредитель и издатель: Государственное образовательное учреждение высшего образования
Пермский государственный национальный исследовательский университет”.
Выходит 4 раза в год.